Forbidden SIREN

Demonophobia (PC) - обзор хоррор-игры




Название: Demonophobia
Платформа: PC
Разработчик: 237
Дата выхода: весна 2008
Язык: японский, английский (фан-перевод), русский (фан-перевод)


Откуда появилась эта таинственная игра и кто является её создателем - до сих пор толком не известно. Первые упоминания о Демонофобии начали появляться весной 2008-го года, когда человек под странным псевдонимом "237" загрузил архив с игрой на один японский файлообменный сайт. Оттуда Демонофобия стала постепенно распространяться по всему миру - и вскоре обрела поистине культовый статус. В неё сыграли сотни тысяч человек, её перевели на разные языки (включая русский), поклонники рисовали по её мотивам фан-арты и писали фанфики...

Но как двухмерный хоррор, сделанный одним-единственным человеком на чистом энтузиазме, смог получить такую популярность и завоевать сердца геймеров? Причина кроется в том, что Demonophobia - игра весьма уникальная во всех отношениях. Она сочетает в себе необычный геймплей, причудливый дизайн, любопытный сюжет, патологическую жестокость и мрачную атмосферу безысходности. Попробую рассказать обо всём по порядку.



Сюжет

В Демонофобии нам предстоит играть роль японской девочки по имени Сакури Куникай. По характеру наша героиня немного пассивна и замкнута. На протяжении всей своей жизни Сакури во всём зависела от своих родителей и не привыкла самостоятельно справляться с трудностями - поэтому при возникновении проблем она обычно полагалась на помощь окружающих или старалась отвернуться от реальности (в чём ей помогало богатое воображение). Однако несмотря на свою слабохарактерность, девочка всегда жила счастливой спокойной жизнью и никогда не думала, что в один миг эта жизнь может закончиться.

Но однажды утром она проснулась не в своей уютной постели - а на холодном каменном полу в каком-то подземном лабиринте. Что произошло!? Как Сакури очутилась тут...? Вскоре выясняется, что лабиринт нашпигован смертоносными ловушками, и в нём обитают жуткие монстры, жаждущие растерзать бедную девочку на куски. Сможет ли она спастись из этого кошмарного места и понять, что с ней произошло?



Не буду дальше углубляться в описание сюжета (иначе это уже будут спойлеры) - но отмечу, что сценарий Демонофобии мне понравился. Он довольно минималистичный - однако здесь нашлось место и для неожиданных сюжетных поворотов, и для интригующих недосказанностей. Даже после прохождения игры остаются вопросы, над которыми можно поразмышлять.

Ещё одно существенное достоинство сценария - это сильный жизнеутверждающий мотив. Несмотря на обилие жестокости и мрачную атмосферу, Demonophobia отражает вполне гуманистические идеи. На протяжении игры Сакури проходит через жуткие страдания ради того, чтобы вернуться в свою обычную повседневную жизнь (которую она раньше никогда особо не ценила). И когда мы проходим весь этот путь вместе с ней - этот виртуальный опыт невольно заставляет задуматься о ценности жизни. Звучит, наверное, банально - но на самом деле тема достаточно важная и актуальная. Когда люди забывают о ценности нормальной мирной жизни - ни к чему хорошему это обычно не приводит.



Графика и звук

Demonophobia полностью выполнена в двухмерном формате, с видом сбоку. Поскольку игра самодельная и создавалась на коленке - никаких графических изысков от неё ждать не стоит. Авторская рисовка весьма далека от профессионализма - но в ней присутствует определённое чувство стиля, благодаря которому большинство изображений выглядит достаточно убедительно.

Главная героиня нарисована очень простенько - но смотрится мило (и вызывает симпатию). Причём, мы всегда можем видеть выражение лица девочки крупным планом в правом-верхнем углу экрана - и эта деталь помогает вдохнуть жизнь в образ маленькой Сакури. Дизайны монстров получились разнообразными и весьма причудливыми. А бэкграунды, изображающие окружающий мир, выглядят довольно абстрактно и минималистично - но при этом создают некоторое ощущение кошмарного сна (наверное, из-за своей размытости и странной цветовой гаммы).

Что касается звукового оформления - в игре его попросту нет. И музыка тоже отсутствует. Поэтому всё наше путешествие по жуткому лабиринту будет проходить на фоне кромешной тишины. А если вас такой расклад не устраивает - то можете просто включить плеер и поставить себе любую фоновую музыку, какую захотите. Например, к Демонофобии хорошо подходит саундтрек из игры Saya no Uta (для наглядности, вот видео с наложенной музыкой). Саундтреки из Silent Hill 2 или Theresia тоже наверняка подойдут... В общем, тут большой простор для экспериментов.



Геймплей

Игровой процесс здесь довольно необычен. Игру можно отчасти сравнить с Clock Tower, Weird Dreams, или даже с The Immortal - но всё равно Demonophobia сильно отличается от всех хорроров, которые выходили ранее. Игра представляет собой 2D-адвенчуру с ярко-выраженной концепцией беззащитности. Наша героиня не умеет драться - поэтому остаётся лишь убегать от монстров и пытаться как-то перехитрить их. Здесь для каждой разновидности чудищ нужна отдельная тактика. Иногда можно быстро убежать, иногда лучше передвигаться медленным шагом (чтобы не услышали), иногда можно аккуратно проползти по полу, а некоторых монстров нужно сначала спровоцировать на атаку и увернуться, чтобы появилась возможность спастись. Особенно интересно становится, когда в одной комнате сидит сразу несколько типов монстров - и приходится как-то совмещать различные тактики.

Помимо обычных монстров, на протяжении игры за нами также будет охотиться жуткий палач с огромным топором, подозрительно напоминающий знаменитого ПирамидХэда из Silent Hill 2. Этот палач может появляться в разных комнатах случайным образом - и начинает преследовать Сакури. Одно его прикосновение равносильно смерти! Если мы не сможем убежать от палача или спрятаться - то он отрубит нам голову или заживо сдерёт с нас кожу. Так что от этого маньяка лучше держаться подальше.



Игра разделена на 6 этапов - и в конце каждого этапа нас поджидает гигантское чудище-босс. В большинстве "босс-файтов" мы оказываемся в запертом пространстве вместе с кровожадным монстром - и на протяжении определённого времени должны уклоняться от его атак, чтобы спастись живьём. Боссы получились довольно разнообразными - так что в каждом случае придётся подбирать наиболее эффективную стратегию выживания. Также стоит отметить, что уровень сложности в босс-файтах сбалансирован очень хорошо - поэтому битвы получились напряжёнными и захватывающими. Несмотря на то, что игру делал всего лишь один человек - он явно вложил кучу времени и сил в проработку и балансировку геймплея.



Итак, у нас есть монстры, у нас есть боссы, и вдобавок есть палач, который нас постоянно преследует. Но на этом ужасы не заканчиваются - в лабиринте нашу несчастную героиню также поджидает множество хитроумных ловушек! Странный мир, в котором мы оказались, полон скрытых опасностей - один необдуманный шаг здесь может окончиться мгновенной смертью. Не заметили странные щели в полу - и вас проткнут насквозь кольями. Попытались заползти в подозрительную щель - и вас разорвёт на куски живущее там чудовище. Нажали странную кнопку - и вас раздавит опускающийся потолок. Зашли не в ту комнату - и вас заживо провернут через мясорубку! Бедная Сакури будет убита и растерзана десятки и сотни раз всеми мыслимыми и немыслимыми способами - и именно вы будете виноваты в её жутких страданиях, потому что не заметили очередную ловушку...

Что касается обилия изощрённой жестокости и шок-контента - то тут автор Демонофобии умудрился переплюнуть и SplatterHouse, и Картагру, и Shadows of the Damned, и вообще практически все остальные хоррор-игры. Его буйной фантазии позавидовали бы даже самые матёрые японские художники, промышляющие в жанре "гуро". Так что детям играть в эту игру явно не стоит. Да и особо впечатлительным людям - тоже.



Кто-то наверняка спросит - дескать, а зачем в Демонофобии столько ужасных смертей? Нельзя ли было как-нибудь обойтись без кровищи? Но тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Сцены жестокости - это важная составляющая игры, и к тому же они выполняют две существенные задачи:

Во-первых, это делает игру более жуткой. Особенно если вы способны сопереживать главной героине и мысленно поставить себя на её место.

А во-вторых, обилие кровавых смертей помогает подчеркнуть смысловую подоплёку Демонофобии. Ведь самый доходчивый способ осознать ценность жизни - это пройти через страшную, мучительную смерть. И игра даёт нам возможность получить такой виртуальный опыт, вжившись в образ несчастной Сакури.




TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:




Итог:
Demonophobia - это одна из самых талантливых и интересных игр среди "самодельных" хорроров. Жуткая и жестокая, но в то же время очень яркая и искренняя. Автор вложил в своё детище много сил, но что ещё более важно - он также вложил в игру душу. Вот почему Demonophobia смогла завоевать сердца поклонников по всему миру.



Полезные ссылки:
>>Видео из игры<<
>>Галерея фан-арта<<
>>Прохождение игры<<
>>Разбор сюжета<<
>>Перевод Omake-файла<<
>>Xenophobia<< (сиквел Демонофобии)
>>SplatterSchool<< (гуро-пародия на Демонофобию и SplatterHouse)






Автор обзора: SilentPyramid
Дата публикации: 16.03.2009