Сегодня я расскажу про самые странные хоррор-игры, в которые мне доводилось играть.
В этой статье собрано много редких и малоизвестных ужасников с уникальными концепциями, причудливыми геймплейными фишками и безумными сценариями. Так что если вам нравятся необычные игры - то наверняка вы найдёте для себя что-нибудь новое и интересное.
Сразу отмечу две вещи:
1) Статья будет оформлена в формате хит-парада на 30 мест и разделена на три части. В первой части речь пойдёт об играх, занявших 30 - 21 место рейтинга, во второй части - о почетных обладателях 20 - 11 мест, и напоследок мы оставим десятку самых-самых странных ужастиков.
2) В хит-парад включены только полноценные, официально изданные игры. Я не учитываю короткие 30-минутные инди-эксперименты и флеш-игрушки для браузеров.
На этом завязываю с предисловием и перехожу к самому вкусному:
#30
Night Trap
Разработчик: Digital Pictures
Год: 1992
Изначальная платформа: Sega CD
Порты: Sega 32X (1994), 3DO (1994), PC (1995)
Год: 1992
Изначальная платформа: Sega CD
Порты: Sega 32X (1994), 3DO (1994), PC (1995)
В Night Trap нам предстоит использовать систему установленных в особняке видеокамер и ловушек, чтобы защитить пятерых девушек от нападения вампиров. Очень необычный игровой процесс в совокупности с бредовым сценарием и причудливой стилистикой (игра выполнена в стиле молодёжных ужастиков 80-х годов) делают Night Trap одной из самых странных игр в истории хоррор-жанра.
Примечательно, что Night Trap произвела большой переполох в начале 90-х годов. Многие американские политики почему-то сочли игру невероятно жестокой и даже пытались запретить её (хотя эти обвинения были очень далеки от истины - на самом деле игра совсем не кровожадная).
#29
Rule of Rose
Разработчик: Punchline
Год: 2006
Платформа: PS2
Год: 2006
Платформа: PS2
Сюжет игры начинается с того, что юная девушка Дженнифер случайно выходит из автобуса не на своей остановке. Автобус уехал, а нового всё нет и нет... В итоге наша героиня отправляется искать помощь - и натыкается на расположенный поблизости детский приют. На территории приюта она обнаруживает странную могилу - но тут на неё внезапно нападают маленькие дети в масках, после чего Дженнифер теряет сознание. А когда девушка снова приходит в себя - выясняется, что она попала на какой-то таинственный дирижабль...
Rule of Rose во многом напоминает некий абсурдный сон - события здесь развиваются очень эксцентричным образом, а дизайн пронизан сюрреализмом. Ну где еще встретишь монстров в образе человекообразных козлов со вспоротым брюхом и с огромными ножницами в качестве оружия? Или босса в виде связанного человека, который прыгает на одной ноге (при этом постоянно спотыкаясь) и атакует главную героиню деревянной учительской указкой? Помимо этого, особую изюминку игре придаёт колоритный саундтрек за авторством Ютаки Минобэ - японский композитор полностью отказался от электроники и использовал лишь живые инструменты, чтобы лучше передать человеческие эмоции через свою музыку.
Существенным минусом RoR является ужасный геймплей. Увы, игровой процесс здесь крайне уныл и откровенно никуда не годится. Но если вы сможете вытерпеть этот недостаток, то наградой вам станет очень необычный хоррор с интересной историей.
#28
Produce
Разработчик: dB-SOFT
Год: 1987
Платформа: NEC PC-8801
Год: 1987
Платформа: NEC PC-8801
Produce является уникальным проектом для своего времени - игра представляет собой хоррор-стратегию. Мы играем роль мальчика по имени Тошио, который заключил сделку с тёмными силами и заманил своих бывших друзей в заброшенное здание (на съедение к живущему там монстру). Нам предстоит размещать в коридорах образы жутких фантомов, чтобы запугать наших жертв и загнать их на верхний этаж здания - прямо в лапы к чудищу.
Подробное описание Produce можно почитать в "ретроспективе японских хоррор-игр".
#27
Clock Tower 3
Разработчик: Sunsoft \ Capcom
Год: 2002
Платформа: PS2
Год: 2002
Платформа: PS2
Главной героиней игры является 14-летняя девочка Алисса Гамильтон. В один прекрасный день она возвращается домой из школы и обнаруживает, что её мать куда-то исчезла. Дома её встречает лишь странный незнакомец в чёрном пальто - он заявляет, что мать Алиссы больше никогда не вернётся. А потом уходит, заливаясь истеричным хохотом. Вскоре начинают твориться совсем уж необъяснимые события - Алисса попадает в альтернативный мир, напоминающий Европу образца Второй Мировой Войны. И в этом мире девочку преследует жуткий маньяк с гигантским молотом...
Clock Tower 3 - игра абсолютно парадоксальная, она постоянно кидается из одной крайности в другую крайность. Из реалистичного сеттинга - в бредовый сюрреализм. Из брутального хоррора - в комедию абсурда. Здесь жестокие и шокирующие сцены (в которых маньяки убивают маленьких девочек и окунают старушек в бочки с кислотой) вполне могут сочетаться со сценами абсурдного анимешного стёба (где наша Алисса превращается в Сэйлор Мун и расстреливает маньяков магическими стрелами из волшебного лука). Таких шизофренических кульбитов не выписывает ни одна другая хоррор-игра.
Конечно, CT3 можно подвергнуть критике за то, что он очень далеко отходит от стилистики классического Clock Tower'а (и местами даже напоминает какое-то дикое издевательство над серией) - но надо признать, что сама по себе игра получилась очень оригинальной и интересной.
#26
Relics
Разработчик: BothTec
Год: 1986
Платформы: NEC PC-9801, NEC PC-8801, MSX, MSX2, Sharp X68000
Год: 1986
Платформы: NEC PC-9801, NEC PC-8801, MSX, MSX2, Sharp X68000
События Relics разворачиваются на странном искусственном острове посреди океана. Этот остров наполнен причудливыми сооружениями и населён жуткими монстрами. Что это за остров, кто его создал и откуда на нём появились монстры - нам не известно. Известно только, что остров долгое время находился в глубинах океана, а потом по какой-то причине поднялся на поверхность.
Главный герой истории - таинственный бестелесный призрак. Кто он? Как он попал на остров? Все эти вопросы остаются без ответа - у призрака нет воспоминаний, и он ничего не знает о своём прошлом. Но зато призрак обладает одной полезной способностью - он может вселяться в любое живое существо, захватывая контроль над разумом. Вселяясь в чужие тела, нам предстоит исследовать остров и отыскать ответы на все вопросы.
Relics является одной из самых необычных и инновационных игр 80-х годов. Уникальная концепция со вселением в тела противников, множество интересных идей, причудливый и жутковатый дизайн (напоминающий картины Ганса Гигера), мрачная атмосфера одиночества и потерянности в чужеродном мире - всё это делает Relics абсолютно экстраординарной игрой для своего времени. Настоящий игровой артхаус.
#25
Michigan: Report from Hell
Разработчик: Grasshopper Manufacture
Год: 2004
Платформа: PS2
Год: 2004
Платформа: PS2
В один прекрасный день в городе Чикаго начали твориться необъяснимые вещи: город окутала пелена тумана, а на улицах появились кровожадные чудища. Узнав о случившемся, группа репортёров из телекомпании ZAKA TV решает незамедлительно отправиться на место трагедии и снять репортаж прямо из гущи событий.
В Michigan мы играем роль кинооператора - все события игры демонстрируются с видом от первого лица, через объектив камеры. Наша основная задача - исследовать окружающий мир и снимать на камеру всё, что происходит вокруг. Концовка игры зависит от двух факторов:
1) Первый фактор - кто из участников съёмочной группы выжил, а кто погиб.
2) Второй фактор - поведение игрока, которое отражается через специальные параметры. В Michigan присутствует три шкалы - "Suspence", "Immoral" и "Erotic" - эти шкалы заполняются в зависимости от того, что мы делаем и какие вещи мы снимаем. Если мы снимаем какие-нибудь страшные сцены - то заполняется шкала Suspence. Если мы делаем что-то аморальное (например, атакуем наших коллег или не хотим помогать людям в беде) - то заполняется шкала Immoral. И, наконец, если мы заглядываем под юбку к репортёрше или рассматриваем порно-журналы - то заполняется шкала Erotic. Все эти параметры потом окажут влияние на концовку. По-моему, очень интересная идея.
1) Первый фактор - кто из участников съёмочной группы выжил, а кто погиб.
2) Второй фактор - поведение игрока, которое отражается через специальные параметры. В Michigan присутствует три шкалы - "Suspence", "Immoral" и "Erotic" - эти шкалы заполняются в зависимости от того, что мы делаем и какие вещи мы снимаем. Если мы снимаем какие-нибудь страшные сцены - то заполняется шкала Suspence. Если мы делаем что-то аморальное (например, атакуем наших коллег или не хотим помогать людям в беде) - то заполняется шкала Immoral. И, наконец, если мы заглядываем под юбку к репортёрше или рассматриваем порно-журналы - то заполняется шкала Erotic. Все эти параметры потом окажут влияние на концовку. По-моему, очень интересная идея.
Кстати, через несколько лет после выхода Michigan, Grasshopper Manufacture выпустили еще одну довольно-таки странную хоррор-игру - Shadows of the Damned.
#24
Last Armageddon
Разработчик: Brain Grey
Год: 1988
Изначальные платформы: NEC PC-8801, MSX
Порты: Sharp X68000 (1989), FM Towns (1989), Famicom (1990), NEC PC Engine CD (1990)
Год: 1988
Изначальные платформы: NEC PC-8801, MSX
Порты: Sharp X68000 (1989), FM Towns (1989), Famicom (1990), NEC PC Engine CD (1990)
Last Armageddon переносит нас в мир далёкого постапокалиптического будущего. Всё человечество давным-давно вымерло по неизвестным причинам, а на смену людям пришли новые существа - "Демоны". Но через некоторое время над демонами тоже нависла смертельная угроза: дело в том, что на Землю напали инопланетные монстры, жаждущие истребить всё живое и захватить планету. Смогут ли демоны выжить и защитить свою родину от инопланетного вторжения?
Игровой процесс в Last Armageddon выполнен в форме RPG. Наша команда состоит из 8 демонов, разделённых на две группы - "дневная группа" и "ночная группа". В игре присутствует смена дня и ночи - некоторые демоны ведут исключительно ночной образ жизни, а некоторые - ночью должны спать. Довольно любопытно, что демоны могут постепенно эволюционировать, набирая опыт. На протяжении игры нам предстоит исследовать мир, посещая различные локации и сражаясь с инопланетными монстрами. На карте мира события демонстрируются с видом сверху, а когда мы заходим внутрь зданий - то их интерьер показывается с видом от первого лица (как в Laplace no Ma и Megami Tensei).
Постапокалиптическая хоррор-RPG о битве между демонами и пришельцами!? Надо признать, концепция у игры поистине сумасшедшая. Но не стоит думать, что Last Armageddon - это какой-то стёбный фарс типа "Сталина против Марсиан". Вовсе нет. На самом деле игра серьёзная - и она по-своему очень меланхоличная и атмосферная. Также игра содержит много разной исторической информации - блуждая по руинам, мы будем находить всевозможные заметки об истории планеты, о человеческой цивилизации, и об истинных причинах её гибели.
#23
Dark Seed 2
Разработчик: Cyberdreams
Год: 1995
Платформа: PC, PS1, Saturn
Год: 1995
Платформа: PC, PS1, Saturn
Главным героем Dark Seed 2 является американец по имени Майк Доусон. История начинается со странного сна: во сне наш герой встречает свою давнюю подругу Риту... а точнее, отрезанную голову Риты, парящую прямо в воздухе. Голова успевает сказать лишь одну фразу - "Помоги мне, Майк!" - после чего у неё вытекают глаза. Проснувшись, мы узнаём страшные известия - Рита мертва, и теперь полиция считает Майка главным подозреваемым. Свидетели указывают, что в день убийства Рита встречалась с Майком... но наш герой ничего не помнит об этом. Вдобавок к амнезии и ночным кошмарам, Майка постепенно начинают терзать галлюцинации - сначала ему мерещатся мрачные пейзажи за окном, потом телеведущая из новостей кажется ему монстром, и вскоре мы попадаем в жуткий альтернативный мир, в котором живут странные чудища. Реально ли всё это, или Майк окончательно потерял рассудок?
Dark Seed 2 буквально пронизан "странностью". Здесь странным является всё - сюжет, причудливые персонажи, музыка, атмосфера, многочисленные бредово-сюрреалистические сцены, ну и конечно же дизайн. Отмечу, что дизайны здесь во многом базируются на картинах известного художника Ганса Гигера - поэтому альтернативный мир получился крайне необычным и запоминающимся.
Кстати, я также советую сыграть в первую часть Dark Seed. По уровню "странности" она не дотягивает до второй части, но всё равно игра отличная - один из лучших хорроров своего времени.
#22
Nijuuei (Shadow and Shadow)
Разработчик: KeroQ
Год: 2000
Изначальная платформа: PC
Порты: PS1 (2002), Dreamcast (2002)
Год: 2000
Изначальная платформа: PC
Порты: PS1 (2002), Dreamcast (2002)
События Nijuuei происходят в средневековой Японии. Главный герой истории - самурай по имени Соген, страдающий раздвоением личности. В один прекрасный день в теле самурая поселилось какое-то странное существо - с тех пор Согена мучают голоса в голове и страшные видения. А порой ему кажется, будто прямо из его груди пытается вырваться чьё-то лицо. Помимо этого, Соген начал замечать, что у него появилась вторая тень. Как избавиться от этого проклятья? Поиски ответа на этот вопрос приводят Согена на маленький остров Авашима - но лучше бы он туда не приезжал. После прибытия Согена, на острове начинают твориться необъяснимые события...
Nijuuei умудряется сочетать в себе абсолютно несочетаемые вещи: самурайскую тематику, психологический хоррор, кавайных анимешных девочек с заячьими ушками, гротескных монстров, хентайные сцены, японскую мифологию, кровавые убийства и другие кошерные вещи. Картину довершает не менее шизофреническое музыкальное оформление, сочетающее в себе традиционную японскую музыку, трип-хоп, эмбиэнт, брутальный хоррорный нойз (в стиле раннего Акиры Ямаоки) и какую-то дикую кислотную трансушку. В общем, абсолютно сумасшедшая игра.
#21
Weird Dreams
Разработчик: Rainbird Software
Год: 1988
Изначальная платформа: PC
Порты: Amiga (1989), Atari ST (1989), Commodore 64 (1990)
Год: 1988
Изначальная платформа: PC
Порты: Amiga (1989), Atari ST (1989), Commodore 64 (1990)
Долгое время Стив страдал от ночных кошмаров - постепенно его недуг усиливался, самочувствие ухудшалось, а консультации с психологом не давали никаких результатов. В итоге врачи заподозрили у Стива какие-то аномалии в головном мозге - и направили его на операцию к нейрохирургу. И вот, под действием анестезии наш герой засыпает перед операцией - и попадает в мир своих кошмарных снов. В этом бредовом мире и будут разворачиваться события игры.
Игровой процесс в Weird Dreams представляет собой экшн-адвенчуру с видом сбоку (наподобие Демонофобии). Нам предстоит блуждать по сюрреалистическим локациям, решать головоломки и спасаться от причудливых монстров. Мир сновидений не подчиняется никаким законам логики и здравого смысла - поэтому на протяжении игры нам предстоит столкнуться с множеством безумных ситуаций.
Приведу наглядный пример: блуждая по пустыне, мы можем схватить летающую по небу рыбу. А потом мы будем использовать эту рыбу в качестве оружия, отбиваясь от странных монстров, подозрительно напоминающих гигантские пенисы с лапками. Я даже боюсь представить, как разработчики умудрились додуматься до такой сцены (без веществ тут явно не обошлось). А сцена, где мы играем в мяч с маленькой девочкой - это и вовсе шедевр чистого безумия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
БОНУС:
Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 26.10.2013
Если вам нравятся хорроры,
подпишитесь на наш