Forbidden SIREN

Laplace no Ma (PC-88, MSX, PCE CD, SNES) - horror game review




Название: Laplace no Ma (ラプラスの魔) \ Diable de Laplace
Дата релиза: 4 июля 1987
Разработчик: Hummingbird Soft
Изначальная платформа: NEC PC-8801
Порты, ремейки: MSX2 (1989), SHARP X68000 (1990), PC Engine CD (1993), SNES (1995)



Компания Hummingbird Soft была основана в начале 80-х годов. Изначально она занималась разработкой графических адвенчур, но спустя некоторое время переключила своё внимание на постепенно набирающий обороты жанр ролевых игр. Первым RPG-экспериментом компании стала игра Deep Dungeon, вышедшая в 86-м году - в ней игрокам предлагалось исследовать подземный лабиринт некоего королевства. Игра была неплохой, но страдала от недостатка оригинальности - уж очень она была похожа на Wizardry и Black Onyx; да и к тому же стандартная фэнтезийная тематика к тому времени была уже изрядно заезжена. Поэтому в следующем своём проекте разработчики решили отойти от набивших оскомину фэнтезийных лабиринтов и сделать нечто необычное - RPG-игру в хоррор-стилистике, навеянной творчеством Лавкрафта. Так и был рождён "Дьявол Лапласа".



События Laplace no Ma разворачиваются в 1920-х годах, в вымышленном городке Ньюкам, расположенном в штате Массачусетс. На окраинах города стоит старый заброшенный особняк, некогда принадлежавший семье Уизертоп. Ходят слухи, что особняк населён злыми духами, и что его бывшие обладатели практиковали черную магию - поэтому горожане стараются обходить это мрачное место стороной. Но в один прекрасный день в Ньюкаме случилась трагедия - трое детей куда-то пропали. Вскоре горожанам удалось обнаружить растерзанные тела двоих ребятишек неподалёку от проклятого особняка. Но третьего ребенка - девочку Эми - так и не нашли. Что если она всё еще жива и находится где-то внутри бесхозного здания? Шансы малы, но жители города всё же решают организовать поисковую группу, чтобы прочесать обитель зла.



Наша первоначальная задача в игре - собрать команду добровольцев. В оригинальной версии для NEC PC-8801 мы можем самостоятельно создать персонажей-союзников, выбрав их дату рождения, возраст, пол, имя и характеристики. Помимо самостоятельного создания персонажей, в игре также присутствует возможность нанимать к себе в группу живущих в городе NPC. Персонажи в Laplace no Ma разделены на несколько классов: дилетанты (обычные люди, не наделённые особыми талантами), детективы (отличные бойцы, умеющие обращаться с огнестрельным оружием), медиумы (могут пользоваться магией и сражаться с призраками), учёные (используют всевозможные полезные девайсы), а также журналисты (могут пользоваться камерой и делать фотоснимки монстров, чтобы потом продавать их газетам и зарабатывать таким образом деньги).

Собрав поисковую группу из четырёх человек, мы можем немного побродить по Ньюкаму и посетить местные магазины. В оружейной лавке можно вооружиться всевозможными ножами, револьверами, ружьями, а также патронами. Любое огнестрельное оружие использует патроны - и если у нас вдруг закончится амуниция, то даже самое мощное ружьё станет абсолютно бесполезным. Поэтому патронов лучше сразу закупить как можно больше. Также следует учитывать, что наше оружие может сломаться в пылу битвы - поэтому лучше носить с собой какое-нибудь запасное оружие на крайний случай. Иначе есть риск остаться безоружным прямо посреди боя.

Помимо оружейного магазина, в городе также есть обычный магазин. Здесь можно купить медикаменты, лампы (необходимы для освещения тёмных коридоров), батарейки (без батареек приспособления учёных не будут работать), фотокамеры для журналистов, а также фотоплёнку (без неё фотоснимки делать не получится). Как и оружие, камеры могут ломаться в бою - поэтому лучше носить с собой запасной фотоаппарат на случай, если наш основной фотик сломается. В игре доступно несколько моделей фотокамер. Чем круче камера - тем дороже она стоит. Дешёвые камеры могут быстро сломаться. Дорогие камеры более надёжны, а также могут делать более чёткие снимки (ценность снимков варьируется в зависимости от чёткости. Чем чётче фотография - тем больше денег мы за неё получим).

Достопримечательности Ньюкама не ограничиваются одними лишь магазинами - есть еще пара полезных местечек. В таверне можно поболтать с жителями города, нанять в нашу поисковую группу NPC-персонажей, поиграть в блек-джек на деньги, а также попить пивка (забавно, что играть в карты и пить спиртное могут только персонажи старше 18 лет). В библиотеке можно за деньги получить полезные подсказки. В лавке гадалки можно прокачать скиллы персонажей (если набрано достаточно очков опыта). А в монастыре можно вылечить раненных (или сошедших с ума) героев.




Ознакомившись с городом, мы отправляемся исследовать заброшенный особняк в поисках пропавшей девчушки. Блуждания по особняку представлены с видом от первого лица. Внутри очень темно и мрачно, порой даже двери в коридоре тяжело разглядеть. Но если на верхних этажах худо-бедно что-то видно в полумраке, то в подвале и вовсе царит кромешная тьма - хоть глаз выколи. Без светильника лучше туда не лезть. Помимо тьмы, другая трудность заключается в том, что в Laplace no Ma отсутствует авто-карта. Поэтому чтобы не потеряться в тёмных коридорах проклятого особняка, нам придётся самостоятельно зарисовывать себе карты всех этажей где-нибудь на листочке. Иными словами, навигация по особняку является процессом весьма непростым.

В отличии от большинства RPG-игр того времени (где лабиринтах не было ничего кроме голых стен, дверей и сундуков), в Laplace no Ma окружающий мир проработан очень тщательно. В каждой комнате присутствуют какие-нибудь интересности, причём с каждым предметом интерьера можно взаимодействовать. Если мы наткнулись на какой-нибудь шкаф, тумбочку, висящую на стене картину или другой подозрительный предмет - мы можем осмотреть его, а также попытаться открыть или передвинуть его. Таким образом можно обнаружить спрятанные предметы, записки-подсказки или какой-нибудь секретный проход. Всё это делает процесс исследования окружающего мира более интересным и увлекательным.




Ступив на порог особняка, мы сразу же понимаем, что слухи о злых духах не были преувеличением. Дверь за нашей спиной внезапно захлопывается сама собой - так что выбраться из особняка и вернуться в город теперь будет непросто (чтобы отпереть дверь, нам сперва придётся тщательно обыскать особняк и решить небольшую головоломку). А кроме того выясняется, что здание населено монстрами - поэтому периодически на нашу поисковую группу будет нападать всякая кровожадная нежить.

Ассортимент монстров весьма обширен - в особняке обитает несколько десятков разных чудищ. Отмечу, что игра разграничивает телесных и бестелесных монстров. Например, детективы и дилетанты могут ранить скелетов обычной физической атакой - но против духов, не имеющих телесной оболочки, эффективны будут лишь медиум или учёный. Впрочем, не обязательно сражаться со всеми монстрами подряд - при желании мы можем попытаться сбежать. Помимо этого, в игре присутствует возможность общаться с монстрами (как в Shin Megami Tensei) - мы можем попробовать уговорить некоторых противников не вступать с нами в бой. Или даже можем получить от них полезную информацию. Успешность таких переговоров зависит от характеристик и навыков персонажа.

Другой интересной инновацией является то, что помимо обычного здоровья у персонажей также присутствует шкала психического здоровья. Если психическое здоровье упадёт до нуля - то наш герой сойдёт с ума. Причём, психическое здоровье может снижаться как от атак монстров, так и от "пугалок", на которые мы натыкаемся в процессе исследования особняка. Например, как-то раз меня угораздило посмотреть на проклятую картину, сводящую людей с ума - и мой персонаж мгновенно потерял рассудок от ужаса. Пришлось возвращаться обратно в город и лечить его (к счастью, безумие излечимо). Помимо пугалок, воздействующих на психическое самочувствие героев, в особняке есть также множество ловушек, наносящих физические ранения. Поэтому исследовать особняк следует максимально осторожно - сделав один неверный шаг, можно попасть в западню.




Стоит также обратить внимание на еще одну необычную фишку игры. Подобно более раннему The Screamer, "Дьявол Лапласа" исповедует идею "одной жизни". Дело в том, что если все участники нашей команды погибнут  - то игра автоматически сотрёт сейвы! Нам придётся собирать новую группу, и начинать всё с начала. Поэтому выживание здесь играет очень важную роль - риск огромен, и игроку действительно приходится бояться за жизни своих героев. Ведь если нас один раз убьют - то всё, кранты, второго шанса не будет. В этом отношении Laplace no Ma является гораздо более ярко-выраженным SURVIVAL horror'ом, чем Resident Evil или Silent Hill.



Итог:
Laplace no Ma - одна из самых страшных, и самых необычных игр своего времени. Мрачная атмосфера, возможность исследовать огромный заброшенный особняк, увлекательный геймплей, множество оригинальных идей, интересная история - все эти элементы сделали детище Hummingbird Soft поистине неординарной и запоминающейся игрой. В итоге "Дьявол Лапласа" обрёл большой успех у себя на родине - за оригинальной версией для PC-8801 вскоре последовало множество портов и ремейков для различных платформ (MSX2, SHARP X68K, PC-Engine CD, Super Famicom), а еще спустя несколько лет были выпущены два сиквела - "Paracelsus no Maken" и "Kuroki Shi no Kamen". 





Другие версии игры

Вкратце расскажу об отличиях в версиях Laplace no Ma для других платформ.



Версия для MSX2 (1989)



Графика здесь частично перерисована - портреты персонажей смотрятся симпатичнее, но интерьеры особняка остались без изменений (за тем лишь исключением, что двери в коридорах теперь стали более заметны). Музыка подверглась небольшой реаранжировке (например, заглавная тема теперь звучит более меланхолично). В остальном никаких значимых отличий здесь нет.
Отмечу, что в 2009-м году появился частичный англоязычный перевод MSX-версии Laplace no Ma. Переведены там только основные менюшки - но это лучше, чем ничего.




Версия для SHARP X68000 (1990)



Поскольку X68000 был намного мощнее, чем PC-8801 и MSX, разработчики решили воспользоваться техническим превосходством новой платформы и сильно проапгрейдили графику. Все бэкграунды, монстры и портреты персонажей здесь полностью перерисованы и выглядят намного красивее и реалистичнее. Коридоры особняка тоже стали более детализированными - теперь на стенах заметны всевозможные обветшалости и трещины. Музыка вновь подверглась изменениям - она стала еще более мрачной и атмосферной. Также в игру была добавлена поддержка мыши - если предыдущие версии управлялись лишь через клавиатуру, то теперь появился point&click-интерфейс.



Версия для PC Engine CD (1993)



В 1993-м году на японской приставке PC Engine CD вышел ремейк Laplace no Ma, разработанный компанией HUMAN Entertainment. На этот раз отличий довольно много:

- Вновь перерисована графика. Теперь игра стала выглядеть даже лучше, чем на Sharp X68000.
- Добавлены новые катсцены.
- Появилась озвучка.
- Вновь переделано музыкальное оформление (на этот раз музыка в полноценном CD-качестве).
- Игра активно использует концепцию "тишина - это тоже звук" для нагнетания атмосферы. Процесс блуждания по особняку происходит в тишине, под звуки наших собственных шагов (эту идею потом унаследуют другие HUMAN'овские игры - "Clock Tower" и "Twilight Syndrome").
- Добавлено много новых разновидностей монстров.
- Изменена карта особняка.
- Внутри особняка теперь не так темно, как раньше. Поэтому ориентироваться стало проще.
- Предметы интерьера (картины, шкафы, кровати) теперь заметны издалека.
- Игра больше не стирает сейвы в случае смерти.

В целом ремейк получился очень красивым и атмосферным, но в нём значительно снижен уровень сложности и идея с выживанием теперь отошла на второй план.




Версия для Super Famicom (1995)



Версия для Нинтендовской 16-битки очень сильно отличается от оригинала:
- Теперь вместо вида от первого лица, в игре используется вид сверху.
- Графика вновь была переделана, но смотрится довольно хиленько по SNES-овским стандартам. Поэтому в плане графики новый ремейк уступает предыдущим версиям для X68K и PC Engine CD.
- Изменён дизайн персонажей. Если предыдущие версии старались быть максимально реалистичными, то теперь дизайн персонажей выполнен в анимешной стилистике.
- В очередной раз изменена музыка.
- Больше нельзя самостоятельно создавать персонажей-союзников. Можно лишь рекрутить посетителей бара.
- Изменена карта особняка.
- Убраны ловушки (но остались пугалки).
- Из особняка теперь можно выйти в любой момент (в предыдущих версиях дверь захлопывалась, и из особняка нельзя было выйти до тех пор, пока мы не решим головоломку в одной из комнат).
- Оружие и камеры больше не ломаются в бою.
- Уровень сложности сильно снижен.
- Появилась система спец-приёмов наподобие Limit Break из Final Fantasy. Когда наши герои в процессе боя наносят удары или подвергаются атакам, у них постепенно заполняется специальная шкала. Когда шкала полностью заполнится - персонаж сможет использовать особый спец-приём. Например, детектив может провести очень мощную физическую атаку, медиум может поразить всех врагов молнией, учёный может установить специальный барьер (повышающий скорость и выносливость группы), а журналист может ослепить врагов вспышкой фотокамеры.
- Сейвы больше не стираются в случае смерти.

Надо признать, большинство изменений не пошло игре на пользу. Вид от третьего лица смотрится далеко не так реалистично и атмосферно, как вид от первого лица в оригинальной версии. Анимешные бисёнены с безумными прическами и няшки с розовыми волосами выглядят неуместно в хоррор-игре. Отказ от стирающихся сейвов сильно снижает страх смерти. Ну а снижение уровня сложности делает врагов гораздо менее опасными и пугающими - теперь монстры стали беззащитными мешками для битья. Поэтому 16-битный ремейк сильно проигрывает предыдущим версиям.

Но у этой версии всё же есть один плюс. Дело в том, что SNES-ремейк - это единственная версия Laplace no Ma, полностью переведённая на английский язык (в более ранней версии для MSX2 были переведены только менюшки). Отмечу, что англоязычный патч не совсем идеален - в нём есть некоторые косяки и глюки (переводчики обещали их исправить, но уже прошло 6 лет - а воз и ныне там), но игру вполне можно пройти до конца.




Полезные ссылки:
>>Скачать Laplace no Ma<< (яп.версия для PC-8801 + англ.версия для MSX2 + яп.версия для X68K + англ.версия для SNES)
>>Скачать ремейк Laplace no Ma для PC-Engine CD<<
>>Геймплейное видео<< (версия для PC-8801)
>>Музыка из игры<< (версия для PC-8801)








Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 19.02.2013