Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Ретроспектива японских хоррор-игр (1983-1985)




Horror House
(
ホラーハウス)

Год: 1983
Разработчик: Nihon Falcom
Платформа: NEC PC-8801


В Horror House мы играем роль человека, проникшего в заброшенный особняк в поисках сокровищ. Но незадачливому кладоискателю не повезло - как выясняется, в особняке обитают жуткие монстры! Сможем ли мы спастись из "дома ужасов"?



Игровой процесс здесь очень похож на американскую графическую адвенчуру "Mystery House". Мы исследуем окружающий мир с видом от первого лица, ищем полезные предметы и решаем головоломки. Передвижение и взаимодействие с предметами реализовано через текстовые команды (мы самостоятельно печатаем команды на клавиатуре, причём игра понимает только катакану). Для бэкграундов разработчики используют преимущественно черный цвет, навевая ощущение кромешной тьмы.



Kyoki no Yakata: Horror House Part 2
(狂気の館)

Год: 1983
Разработчик: Nihon Falcom
Платформа: NEC PC-8801


Продолжение Horror House. Судя по скриншотам, геймплей и графика здесь не претерпели особых изменений. К сожалению, никакой информации о сюжете "Дома Безумия" мне найти не удалось.




Monster House
(
モンスターハウス)

Год: 1984
Разработчик: Nihon Falcom
Платформа: SHARP MZ-2000

Некоторое время назад наш приятель отправился исследовать какой-то старый таинственный особняк. Но так и не вернулся. Теперь наша задача - проникнуть в особняк и попытаться спасти пропавшего друга. Или хотя бы узнать, что с ним случилось...



Как и в предыдущих частях, игровой процесс здесь выполнен в форме адвенчуры с видом от первого лица и командным интерфейсом. Теперь в игре присутствует система быстрого ввода команд - за каждую команду отвечает отдельная клавиша. Клавиша М - "идти", T - "взять", O - "открыть", U - "использовать", B - "ударить", и так далее. Довольно любопытно, что в Monster House появилось некое подобие QTE-элементов. Когда на нас нападает монстр - мы должны быстро ввести нужную команду. Если замешкаемся и не уложимся в отведённое время - то нашего героя убьют.



Ijigen Kara no Dasshutsu:
Escape from Twilight Zone

(異次元からの脱出)

Год: 1984
Разработчик: Nihon Falcom
Платформа: Fujitsu FM-7


В четвёртом ужастике от Nihon Falcom нам предстоит играть за человека, которого угораздило попасть в иное измерение.



С переходом на новую платформу графика заметно похорошела, а игровой процесс стал более разнообразным. Помимо привычного адвенчурного решения головоломок и ввода текстовых команд (кстати, команды теперь нужно вводить на английском языке), "Сумеречная Зона" также даёт нам возможность поблуждать по псевдо-трёхмерным лабиринтам с видом от первого лица.




Alien Island 3D

Год: 1985
Разработчик: ASCII
Платформа: NEC PC-8001

Alien Island 3D является ярким примером того, как видеоигра может опередить своё время. В начале 1985-го года на примитивном железе PC-8001 японский программист Нобухиса Фудзинами смог реализовать вполне полноценный FPS-шутер, на целых восемь лет обогнав знаменитый Doom.



События игры разворачиваются на маленьком острове, населённом инопланетными монстрами. Наша миссия - убить пришельцев, найти сокровище, и вернуться на лодке обратно. Окружающий мир представлен
в псевдо-трёхмерной стилистике, с видом от первого лица. Главный герой вооружен пистолетом для отстрела супостатов, помимо этого у нас в инвентаре имеется компас и карта острова. Любопытно, что монстры в игре не мрут сразу - если мы убьём одного большого пришельца, из его трупа могут внезапно вылезти еще несколько маленьких монстров. Обилие черного цвета, гнетущая тишина (в игре отсутствует музыка), перспектива в любой момент стать ужином для подкравшегося сзади пришельца - всё это создает довольно-таки мрачную и напряженную атмосферу.

>>геймплейный ролик<<




Shiro to Kuro no Densetsu: Hyakki-hen 
(白と黒の伝説 百鬼編)

Год: 1985
Разработчик: Soft-Studio WING
Платформа: MSX

"Легенда о Белом и Черном" начинается с инцидента в психиатрической лечебнице - в полночь третий этаж здания внезапно охватило пламя. Мы играем роль журналиста, приехавшего на место трагедии. После опроса очевидцев выясняется, что пожар начался в палате 301 - но причина возгорания так и осталась неизвестной. Более того, пациент из этой палаты бесследно исчез - даже его тела найти не удалось. После долгих поисков главный герой всё же находит пропавшего пациента на улицах города - но тот лишь бормочет какие-то странные пророчества. На следующий день обычная поездка в поезде оборачивается для нашего репортёра кошмаром: когда поезд заходит в туннель, окружающий мир за окном неожиданно начинает меняться и мы оказываемся в жутком альтернативном мире. Но всё это является лишь прелюдией к грядущему Апокалипсису.



Игровой процесс представляет собой адвенчуру с командным интерфейсом. Но в отличии от Horror House, мы не печатаем команды на клавиатуре - а просто выбираем одну из нескольких доступных команд через меню. Мы можем перейти из одной локации в другую (iku), можем осмотреть локацию (miru) и поискать что-нибудь (sagasu), либо послушать\поговорить с другим персонажем (kiku).



Игра занимает целых три кассеты - на первых двух записана сама программа, а на третьей содержится музыка(!). Разработчики применили весьма необычную идею: музыка в Shiro to Kuro no Densetsu воспроизводится не на базе встроенного саунд-чипа MSX, а играется прямо с аудиокассеты, автоматически перематываясь туда-сюда. Это позволяет создать неслыханное доселе музыкальное оформление. Мрачный эмбиент\нойз, сочетающий в себе механический гул, детский плач, звон колоколов и вой сирены, отлично подчёркивает стилистику игры и помогает создать очень жуткую, давящую атмосферу. Даже среди современных ужастиков нечасто можно встретить игру с таким мощным, атмосферным саундтреком.



Soft-Studio WING вывела японские хоррор-адвенчуры на новый уровень, уделив особое внимание сюжету, персонажам, музыкальному оформлению и атмосфере. В итоге Shiro to Kuro no Densetsu обрела культовый статус на родине и обзавелась рядом сиквелов и спин-оффов (о которых я подробно расскажу в следующих частях ретроспективы).

>>геймплейный ролик<<

>>саундтрек<<

>>Фан-сайт по играм от Studio WING<<




The Screamer
(スクリーマー)

Год: 1985
Разработчик: Magical Zoo
Платформа: NEC PC-8801

В 1984-м году с выходом Black Onyx, Hydlide и Dragon Slayer в Японии начали быстро набирать популярность ролевые игры. Но все представители этого жанра по большому счету использовали однотипную фэнтезийную тематику: рыцари, драконы, эльфы, волшебники, принцессы, и так далее в том же духе. И тут разработчики из компании с причудливым названием Magical Zoo решили выйти за рамки обкатанных шаблонов, отказавшись от фэнтезийности в пользу пост-апокалиптики и хоррора в своём сумасшедшем детище "The Screamer".



События игры переносят нас в недалёкое будущее. После Третьей Мировой Войны человечество оказалось на грани вымирания, а остатки людишек ютятся в городе Beast City. Городом управляет суперкомпьютер BIAS, расположенный внутри гигантского комплекса - но в один прекрасный день что-то сбилось в программе BIAS'а, внутри комплекса появились монстры-мутанты, а система охраны начала атаковать всех без разбора. Все, кто пытался пробраться в лабиринт и отключить обезумевший компьютер - погибли. И тогда в дело вступает наш главный герой - юный авантюрист, соблазнившийся на огромную награду за выполнение миссии.



Игра начинается в городе Beast City - здесь мы можем посетить госпиталь, закупиться амуницией в оружейном магазине, и поболтать с баре с коллегами по цеху. Дело в том, что наш герой - не единственный, кто решил рискнуть жизнью ради награды. Помимо нас за дело взялись еще восемь фриков разной степени отмороженности - фанатичный националист Zipang, наёмник по кличке Second Killer, старик-охотник Junks, лысый индеец Chief, 12-летний подросток Rat с зелёным ирокезом, аристократичный садист Monster Murderer в металлической маске, девушка (а, может, трансвестит?) по имени Nazi в садомазо-прикиде с кнутом, а также странный усатый мужик в самурайских доспехах. В общем, натуральная психушка.



Закупившись припасами и получив всю необходимую информацию, мы отправляемся блуждать по лабиринтам сооружения, где расположен сумасшедший компьютер BIAS.
Все лабиринты показаны с видом от первого лица. А бои с монстрами проходят с видом сбоку и в реальном времени (боевая система немного напоминает игру War of the Dead). Для победы мы должны уворачиваться, блокировать атаки врага, и вовремя контратаковать.

Отмечу, что The Screamer исповедует брутальную концепцию "одной жизни". Если мы один раз умрём - сейвы автоматически сотрутся и всё придётся начинать заново. Если в современных играх неограниченные сейвы и расставленные на каждом углу чекпоинты сводят страх смерти к нулю, то в The Screamer наоборот - страх смерти очень силён.



Детище Magical Zoo стало первым представителем японских хоррор-RPG. Мрачные лабиринты, гротескные дизайны монстров, сцены жестокости и постоянный страх смерти - всё это создает довольно жуткую атмосферу. В свою очередь, пост-апокалиптическая тематика, уникальный стиль и подборка поистине безумных персонажей придаёт игре особую оригинальность.

Спустя несколько лет, многие идеи из The Screamer будут унаследованы двумя другими японскими RPG-сериями -
Laplace no Ma и Megami Tensei. О судьбе самих Magical Zoo, к сожалению, ничего не известно. Либо они быстро разорились, либо были поглощены другой компанией.

>>геймплейный ролик<<

>>японский фан-сайт игры<<




Baraduke \ Alien Sector
(
バラデューク)

Год: 1985
Разработчик: Namco
Изначальная платформа: Arcade
Порты: SHARP X68000 (1995), PS1 (1997)

В 1985-м году компания Namco выпустила в аркадах скроллинг-шутер под названием "Baraduke". Тут нам уготована роль космонавта, попавшего в логово жутких инопланетных существ. Вооружившись
реактивным ранцем и лазерной пушкой, нам предстоит пройти 48 этажей логова и победить главное чудище.



Нужно признать, что Baraduke очень сильно отличается от всех остальных скроллинг-шутеров того времени. Если в большинстве представителей этого жанра мы играли за какой-нибудь космический корабль, то тут главный герой - человек. Если в остальных играх экран автоматически скроллился слева-направо - то тут камера следует за игроком в любую сторону, позволяя свободно исследовать локации. Другой интересной инновацией стало введение концепции гравитации и отдачи. Если оставить героя без движения - он начнёт постепенно опускаться на землю. Если выстрелить из пушки - космонавта немного отбросит назад.



Но главной особенностью Baraduke является мрачная стилистика и атмосфера. Дизайны монстров в игре выполнены весьма жутковато для своего времени и напоминают причудливые куски мяса с глазами и щупальцами. Музыкальное оформление еще больше усугубляет ситуацию: в игре царит гробовая тишина, а единственной "музыкой" является звук сердцебиения (постепенно учащающегося по мере приближения смерти). Вкупе с высоким уровнем сложности всё это делает игру очень напряженной и атмосферной.



Baraduke стал первым ужастиком для Namco. Впоследствии компания продолжит развивать хоррор-тематику, выпустив еще несколько довольно мрачных игр - Genpei Touma Den, Youkai Douchuuki и SplatterHouse.

>>геймплейное видео<<




Makaimura \ Ghosts 'n Goblins
(魔界村)

Год: 1985
Разработчик: Capcom
Изначальная платформа: Arcade
Порты: NES (1986), Saturn (1998), PS1 (1998), GBC (2000), GBA (2004), PS2 (2005), XBOX (2005), персональные компьютеры.

Легендарный платформер от Capcom, в котором нам предстоит пройти через кладбище, дремучий лес, ледяные скалы, заброшенный город, огненную пещеру и побывать в жутком мире демонов.



Подробный обзор "Адской Деревушки" можно почитать >>в этой статье<<.









Другие части ретроспективы:


>> 1979, 1980, 1981 и 1982-й год <<


>> 1986-й год <<


>> 1987-й год (часть 1) <<


>> 1987-й год (часть 2) <<









Автор статьи: SilentPyramid

Дата публикации: 24.07.2012








Если вам нравятся хорроры,

подпишитесь на наш

YouTube-канал и Telegram-канал