Дата релиза: ноябрь 1988
Разработчик: Namco
Изначальная платформа: Аркадный автомат
Порты: PC-Engine (1990), FM-Towns (1992), PC (2000), PS3 (2010), Xbox 360 (2010), JAVA (2010), iOS (2010), PS4 (2023), Switch (2023)
Разработчик: Namco
Изначальная платформа: Аркадный автомат
Порты: PC-Engine (1990), FM-Towns (1992), PC (2000), PS3 (2010), Xbox 360 (2010), JAVA (2010), iOS (2010), PS4 (2023), Switch (2023)
К концу 80-х годов игры на хоррор-тематику стали уже распространённым явлением в Японии. Посетители аркадных залов могли поглазеть на зомбей и демонов в игре "Makaimura"; у консольщиков были ужастики Dr. Chaos и Castlevania; а компьютерщики просиживали ночи напролёт, играя в War of the Dead и Laplace no Ma.
Тем не менее, в ранних японских хоррорах практически отсутствовала кровь и сцены жестокости. В 1988-м году компания Namco решила исправить это упущение, выпустив поистине кровожадную игру "SplatterHouse".
Сюжет игры
История "СплеттерХауса" повествует о таинственном особняке Доктора Уэста, расположенном где-то далеко в лесной глуши. Ходят слухи, что в этом доме учёный занимался экспериментами в области парапсихологии, но несколько лет назад Уэст бесследно исчез - и с тех пор его особняк впал в запустение.
И вот, в один дождливый день молодые студенты Рик Тейлор и Дженнифер Уиллис решают наведаться в заброшенное здание. Однако этот визит оборачивается для них кошмаром - внутри особняка на студентов внезапно нападают жуткие монстры!
Рик теряет сознание из-за тяжёлых ранений, но от верной гибели его спасает странная маска, которая сама собой цепляется к лицу нашего героя, даруя ему вторую жизнь. Теперь наша задача - найти Дженнифер и вместе с ней выбраться из проклятого особняка.
Завязка истории сильно напоминает игру "Dr. Chaos": там тоже главный герой попадал в особняк, который раньше принадлежал учёному - а потом вдруг стал населён монстрами.
Но в отличии от своего предшественника, SplatterHouse содержит гораздо больше тайн и недосказанностей. Что произошло в особняке? Куда пропал доктор Уэст? Откуда появились монстры? Зачем монстрам понадобилась Дженнифер? Откуда взялась маска? Зачем она возродила Рика?
Вопросов возникает много, но ни на один из них в игре не даётся прямого ответа. И даже по прошествии двух с половиной десятилетий, поклонники "СплеттерХауса" всё ещё строят теории о том, кем же был на самом деле финальный босс.
Такой подход к подаче истории был довольно-таки инновационной задумкой для видеоигр того времени. И позволял создавать интригу, оставляя при этом простор для воображения. В этом смысле SplatterHouse близок по духу к Silent Hill.
Ещё одной необычной фишкой сценария был его мрачный и трагический уклон. Дело в том, что концовка здесь весьма далека от привычных игровых "Хэппи Эндов".
А последнюю встречу с Дженнифер ближе к концу игры можно по праву назвать одним из самых жутких и душераздирающих моментов среди видеоигр 1980-х годов.
Геймплей
Игровой процесс в SplatterHouse выполнен в формате экшен-платформера. Нам предстоит пройти несколько уровней, сражаясь с монстрами. А в конце каждого этапа нас будет поджидать босс.
Несмотря на внушительное телосложение, главный герой Рик Тейлор не особо живуч - он может выдержать лишь четыре удара. Если его жизненные силы иссякнут - весь этап придётся начинать заново. При этом в игре отсутствуют вещи, восстанавливающие здоровье. Так что мы должны тщательно экономить каждый хит-поинт.
Кстати, долго задерживаться на одном месте нельзя - Рика преследует смертоносное облако тьмы, заставляя его постоянно двигаться вперёд. Если это облако нас догонит - то быстро убьёт.
Игровая механика в SplatterHouse далека от идеала. Управление кривовато и неповоротливо. У Рика есть спец-приём - скользящий удар ногой, но выполняется он с вероятностью 50/50. С прыжками тоже беда - Рик прыгает высоко, но дальность прыжка мизерная (поэтому перепрыгивание ловушек и пропастей может стать проблемой).
Ещё один существенный минус заключается в том, что большинство обычных врагов убиваются одним ударом - поэтому никакой особой тактики в боях с ними не требуется.
В общем, тут много к чему можно придраться. Но эти недоработки компенсируются разнообразием врагов и игровых ситуаций, а также классными босс-файтами.
Игра насчитывает более десятка разновидностей монстров - тут и летучие мыши, и зомби, и гигантские черви, и водяные монстры, и объекты-полтергейсты, и ползающие по полу отрезанные руки, и даже зеркальные двойники Рика.
Для умерщвления всех этих супостатов наш герой может использовать не только собственные кулаки - но и различное оружие: топор, палку, гаечный ключ, копьё, или шотган. Причём, для каждого вида оружия разработчики предусмотрели разные варианты убийств - палкой можно в буквальном смысле размазать монстра по стенке, а топором - отрубить голову.
Другой любопытной идеей является добавление элементов нелинейности в структуру уровней. На определённых этапах предусмотрено несколько различных маршрутов. Например, можно добраться до выхода по верхним этажам, а можно провалиться вниз через трещину в полу - и прогуляться по подвалу.
Босс-Файты
Одна из сильных сторон игры - это интересные боссы. Они получились очень разнообразными, и с каждым боссом нужно подбирать свою стратегию. При этом в образах некоторых монстров можно заметить любопытные отсылки к популярным хоррор-фильмам того времени.
К примеру, первым "боссом" является комната с червями, в которой на Рика будут со всех сторон набрасываться голодные монстры (образ этих червей навеян фильмом "Deadly Spawn").
В церкви на нашем пути встанет огромный перевёрнутый крест, окружённый отрубленными головами.
На других этапах Рику предстоит сразиться с полтергейстом, вселяющимся в различные предметы; с летающим некромансером, который управляет толпой бессмертных зомби; а также с "Матерью" - гигантским сердцем, создающим вокруг себя монстров-личинок.
Ещё одним очень колоритным и запоминающимся боссом стал "Biggy Man" - огромный маньяк с мешком на голове и двумя бензопилами, вмонтированными прямо в руки.
Этот монстр в своё время так полюбился геймерам, что до сих пор среди фанатов SplatterHouse он почитается примерно так же, как PyramidHead - среди поклонников Silent Hill. Про него даже пишут целые фанфики-теории!
Дизайн и Жестокость
Кровожадный дизайн окружающего мира тоже играет важную роль, подчёркивая хоррорную стилистику SplatterHouse.
Прямо с первых же секунд игры мы видим многочисленные разрубленные тела на полу (некоторые из них ещё шевелятся!) и прикованные к стенам изуродованные фигуры, выблёвывающие кислотную жижу под ноги Рику. А чуть дальше нас ожидает комната, где весь пол завален ошмётками мяса и с потолка свисает гниющий труп на верёвке.
В восьмидесятых годах всё это производило очень шокирующее впечатление. И даже сейчас лишь немногие японские хорроры могут всерьёз потягаться со SplatterHouse'ом по обилию расчленёнки (пожалуй, ближайшие конкуренты в этом смысле - Demonophobia и Shadows of the Damned).
Музыка и Атмосфера
SplatterHouse был одной из самых страшных игр своего времени.
Смертоносные монстры, обилие жестокости и шок-контента, возможность погибнуть всего от нескольких ударов, необходимость постоянно убегать от надвигающейся тьмы - все эти элементы способствовали созданию жуткой атмосферы.
Сейчас игра конечно уже не так пугает, но всё же в ней до сих пор чувствуется серьёзный градус безумия и маньячности.
Ещё одним важным элементом, помогающим нагнетать атмосферу и настроить игрока на нужный лад, является музыкальное оформление.
Над саундтреком SplatterHouse работали композиторы Кацуро Тадзима и Ёшинори Кавамото - и надо признать, их музыка хорошо отражает мрачную стилистику игры. Она довольно зловещая, шизофреничная, и при этом навевает ассоциации с хоррор-фильмами того времени.
А финальная композиция "Sento Nel Core" гармонично сочетается с печальной концовкой истории.
Итог:
SplatterHouse - игра парадоксальная. Если в подавляющем большинстве аркадных экшенов основополагающим элементом является геймплей, то тут наоборот - геймплей довольно кривоват и выполняет лишь второстепенную роль.
Но при этом "СплеттерХаус" ярко выделяется за счёт уникального ультра-кровожадного дизайна, жуткой атмосферы, зловещего саундтрека, интересного сюжета и трагической концовки. Это был самый необычный и артхаусный проект среди аркадных видеоигр того времени. Именно поэтому игра смогла собрать по всему миру множество фанатов, которые любят её до сих пор.
Но при этом "СплеттерХаус" ярко выделяется за счёт уникального ультра-кровожадного дизайна, жуткой атмосферы, зловещего саундтрека, интересного сюжета и трагической концовки. Это был самый необычный и артхаусный проект среди аркадных видеоигр того времени. Именно поэтому игра смогла собрать по всему миру множество фанатов, которые любят её до сих пор.
Видео из игры
Японский промо-ролик SplatterHouse
SplatterHouse Wanpaku Graffiti
В 1989-м году на приставке Nintendo Famicom вышла игра SplatterHouse: Wanpaku Graffiti.
Она представляет собой причудливое "переосмысление" первой части SplatterHouse, выполненное в весёлой кавайной стилистике.
Подробнее про эту версию можно почитать вот тут:
Другие статьи о SplatterHouse:
>> Обзор SplatterHouse 2 <<
>> Обзор SplatterHouse 3 <<
>> Обзор SplatterHouse 2010 <<
Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 03.09.2012
Статья обновлена: 24.11.2023
Если вам нравятся хорроры,
подпишитесь на наш