Forbidden SIREN

SplatterHouse - ретроспектива олдскульной хоррор-серии


SplatterHouse



Дата релиза: ноябрь 1988
Разработчик: Namco
Изначальная платформа: Arcade
Порты: PC-Engine (1990), FM-Towns (1992), PC (2000)

К концу 80-х годов игры на хоррор-тематику уже не являлись особой редкостью в Японии. Makaimura истязала посетителей аркадных игровых залов своей запредельной хардкорностью; Castlevania бередила умы юных консольщиков; а компьютерные элитарии просиживали ночи напролёт, играя в War of the Dead и Laplace no Ma. Тем не менее, в ранних японских ужастиках практически отсутствовала кровь и сцены жестокости. В 1988-м году компания Namco решила исправить это упущение, выпустив поистине кровожадную хоррор-игру "SplatterHouse".



Сюжет игры повествует о таинственном особняке Доктора Уэста, расположенном где-то далеко в лесной глуши. Ходят слухи, что в этом доме учёный занимался экспериментами в области парапсихологии, но несколько лет назад Уэст бесследно исчез - и с тех пор его особняк впал в запустение. И вот, в один дождливый день молодые студенты Рик Тейлор и Дженнифер Уиллис решают наведаться в заброшенное здание. Однако этот визит оборачивается для них кошмаром - внутри особняка на студентов внезапно нападают жуткие монстры! Рик теряет сознание из-за тяжёлых ранений, но от верной гибели его спасает странная маска, которая сама собой цепляется к лицу нашего героя, даруя ему вторую жизнь. Теперь наша задача - найти Дженнифер и вместе с ней выбраться из проклятого особняка.

Несложно заметить, что завязка истории сильно напоминает игру "Dr. Chaos". Но в отличии от своего более раннего предшественника, сюжет SplatterHouse содержит больше тайн и недосказанностей. Что произошло в особняке? Куда пропал доктор Уэст? Откуда появились монстры? Зачем монстрам понадобилась Дженнифер? Откуда взялась маска? Зачем она возродила Рика? Вопросов возникает много, но ни на один из них в игре не даётся прямого ответа. И даже по прошествии двух с половиной десятилетий, поклонники SplatterHouse всё ещё строят теории о том, кем же был на самом деле финальный босс. Такой "лавкрафтианский" подход к подаче истории позволяет создать интригу, оставляя при этом простор для воображения (кстати, японские разработчики вовсе не скрывают своей любви к Лавкрафту - в игре даже можно обнаружить отсылки к его творчеству). Также стоит отметить, что концовка SplatterHouse весьма далека от типичных видеоигровых Хэппи Эндов. Это позволяет придать истории серьёзность и драматизм - качества, встречавшиеся крайне редко в играх того времени.



Игровой процесс в SplatterHouse выполнен в виде экшн-платформера. Наш герой может ходить вправо-влево, приседать, прыгать, а также наносить удары стоя, сидя и в прыжке. Долго задерживаться на одном месте нельзя - Рика преследует смертоносное облако тьмы, заставляя его постоянно двигаться вперёд. Несмотря на внушительное телосложение, Рик Тейлор не особо живуч - он может выдержать лишь четыре удара. Если его жизненные силы иссякнут - весь этап придётся начинать заново. При этом в игре отсутствуют вещи, восстанавливающие здоровье. Так что мы должны тщательно экономить каждый хит-поинт.

Надо признать, игровая механика в SplatterHouse далека от идеала. Управление кривовато и неповоротливо. У Рика есть спец-приём - скользящий удар ногой, но выполняется он с вероятностью 50/50. С прыжками тоже беда - Рик прыгает высоко, но дальность прыжка мизерная (поэтому перепрыгивание ловушек и пропастей может стать серьёзной проблемой). Другой минус заключается в том, что большинство обычных врагов убиваются одним ударом - поэтому никакой особой тактики в боях с ними не требуется. В общем, тут много к чему можно придраться. Но эти мелкие недоработки компенсируются разнообразием врагов и игровых ситуаций, а также широким арсеналом оружия.

Игра насчитывает более десятка разновидностей монстров - тут и летучие мыши, и зомби, и гигантские черви, и водяные монстры, и объекты-полтергейсты, и зеркальные двойники Рика, и даже ползающие отрезанные руки, которые периодически показывают нам средний палец (отсылка к фильму Evil Dead 2). Для умерщвления всех этих супостатов Рик может использовать не только собственные кулаки - но и различное оружие: топор, палку, гаечный ключ, копьё или шотган. Причём, для каждого вида оружия разработчики предусмотрели разные варианты убийств - палкой можно в буквальном смысле размазать монстра по стенке, а топором - отрубить голову.

Другой любопытной идеей является добавление элементов нелинейности в структуру уровней. На определённых этапах предусмотрено несколько различных маршрутов: например, можно добраться до выхода по верхним этажам, а можно провалиться вниз через трещину в полу - и прогуляться по подвалу.



Стоит похвалить разработчиков за весьма интересные и разнообразные босс-файты. К примеру, первым "боссом" является комната с червями, в которой на Рика будут со всех сторон набрасываться голодные монстры. В церкви на нашем пути встанет огромный крест, окружённый отрубленными головами. На других этапах Рику предстоит сразиться с полтергейстом, вселяющимся в различные предметы; с летающим некромансером, который управляет толпой бессмертных зомби; а также с "Матерью" - гигантским сердцем, создающим вокруг себя монстров-личинок.

Ещё одним очень колоритным и запоминающимся боссом стал "Biggy Man" - огромный маньяк с мешком на голове и двумя бензопилами, вмонтированными прямо в руки. Этот монстр в своё время так полюбился геймерам, что до сих пор среди фанатов SplatterHouse он почитается примерно также, как PyramidHead - среди поклонников Silent Hill. Про него даже пишут целые фанфики-теории! Помимо этого, многим фанатам ещё сильно запомнилась встреча с Дженнифер ближе к концу игры. В 80-х годах эта сцена являлась одним из самых жутких и душераздирающих моментов среди хоррор-игр.



Смертоносные монстры, жутковатые сцены, обилие тайн и недосказанностей, необходимость постоянно убегать от надвигающейся тьмы - все эти элементы способствуют созданию мрачной атмосферы. Кровожадный дизайн окружающего мира тоже играет важную роль, подчёркивая хоррорную стилистику SplatterHouse. Прямо с первых же секунд игры мы видим многочисленные разрубленные тела на полу (некоторые из них ещё шевелятся!) и прикованные к стенам изуродованные фигуры, выблёвывающие кислотную жижу под ноги Рику. А чуть дальше нас ожидает комната, где весь пол завален ошмётками мяса и с потолка свисает гниющий труп на верёвке. Думаю, в восьмидесятых годах игра производила весьма шокирующее впечатление... Впрочем, даже сейчас лишь очень немногие японские хорроры могут всерьёз потягаться со SplatterHouse'ом по обилию расчленёнки. Навскидку я могу припомнить только двух потенциальных конкурентов - Демонофобию и недавний Shadows of the Damned.

Другим важным элементом, помогающим создать напряжённую атмосферу и настроить игрока на нужный лад, является музыкальное оформление. Над саундтреком SplatterHouse работали композиторы Кацуро Тадзима и Ёшинори Кавамото - и надо признать, их музыка хорошо отражает мрачную стилистику игры. Она довольно зловещая, шизофреничная, и при этом навевает ассоциации с хоррор-фильмами того времени. В свою очередь, финальная композиция "Sento Nel Core" гармонично сочетается с печальной концовкой истории.




Итог:
SplatterHouse - игра парадоксальная. Если в подавляющем большинстве аркадных экшнов основополагающим элементом является геймплей, то тут наоборот - геймплей довольно кривоват и играет лишь второстепенную роль. Но при этом SplatterHouse ярко выделяется за счёт уникального дизайна, напряжённой атмосферы, обилия сюжетных недосказанностей и трагической концовки. Именно по этим причинам игра смогла собрать по всему миру множество фанатов, которые любят её до сих пор.


Полезные ссылки:
>>Видео из аркадной версии игры<<
>>Видео из версии для PC Engine<<
>>Скачать музыку из SplatterHouse<<
>>Информация обо всех монстрах<<
>>Японский промо-ролик<<
>>Рекламная брошюра в виде комикса<<
>>Фотография аркадного автомата<<
>>Фан-сайт SplatterHouse<<







SplatterHouse Wanpaku Graffiti



Дата релиза: 31 июля 1989
Разработчик: Namco
Платформа: Nintendo Famicom

После выхода аркадной версии SplatterHouse, компания Namco захотела перенести игру на домашние консоли. Однако портировать SH на самую популярную приставку того времени - Nintendo Famicom - в изначальном виде было невозможно. Во-первых, в игре присутствовало слишком много жестокости, а Nintendo никогда не дала бы согласия на релиз подобной игры на своей приставке. Во-вторых, 8-битный Фамиком был слишком слаб - чтобы сделать порт, потребовалось бы перерисовать всю графику, значительно уменьшить спрайты, а также внести много других серьёзных изменений.

Поэтому Namco решила сделать ход конём и вместо порта выпустить совершенно новую игру - спин-офф "SplatterHouse Wanpaku Graffiti". Причём, не хоррорный - а комедийный, чтобы не травмировать юным геймерам психику. Здесь нет крови и жестокости, и в целом игра представляет собой весёлую (и довольно причудливую) пародию на хоррор-фильмы. В процессе прохождения тут можно найти отсылки ко многим классическим ужастикам - например, Friday the 13th, Alien, Jaws, Burning, The Fly и Exorcist.



Сюжет Wanpaku Graffiti предельно прост. В один прекрасный день наш герой (подозрительный тип в хоккейной маске) вдруг восстаёт из могилы - и узнаёт пренеприятнейшую весть. Оказывается, пока он спал вечным сном, демоны похитили его подругу! Но не беда - вооружившись топором, мы прямо с кладбища отправляется спасать возлюбленную.

Игровой процесс не претерпел принципиальных изменений - как и раньше, игра представляет собой двухмерный экшн-платформер с видом сбоку. Проходим уровни, перепрыгиваем пропасти и ловушки, а также сражаемся со всякими чудищами. Но при этом разработчики добавили в геймплей несколько новых элементов:

1) Наконец-то появились предметы-лечилки, восстанавливающие здоровье.
2) Теперь в игре присутствует система прокачки - убивая монстров, наш герой будет постепенно становиться сильнее и живучее.
3) В Wanpaku Graffiti предусмотрено две разных концовки. Чтобы получить лучшую концовку, необходимо найти несколько секретных порталов, ведущих на бонусные уровни.
4) Добавлена система паролей, которая позволяет продолжить игру с нужного этапа в случае смерти.
5) А вот арсенал оружия заметно сокращён - теперь истреблять монстров можно только топором и ружьём.

>>Видео из игры<<
>>Прохождение Wanpaku Graffiti<<
>>Фотография картриджа<<






SplatterHouse 2



Дата релиза: август 1992
Разработчик: Namco
Платформа: Sega MegaDrive

В 92-м году вышло долгожданное продолжение SplatterHouse. Но на этот раз игра стала эксклюзивом для МегаДрайва, а её созданием занималась другая команда разработчиков.

История SplatterHouse 2 разворачивается спустя три месяца после событий первой части. После того, как Рику пришлось собственными руками убить свою возлюбленную, его жизнь покатилась под откос - каждую ночь его терзают кошмарные сны. Но тут откуда ни возьмись вновь появляется маска и предлагает Рику хитрый план. Оказывается, у Доктора Уэста был ещё один особняк - и где-то в подвале этого второго особняка находятся врата, соединяющие мир людей с загробным миром. Если Рику удастся открыть эти врата и проникнуть в Ад - он сможет воскресить Дженнифер. Не долго думая, наш герой снова надевает маску и отправляется в путь.

Внезапное возвращение маски.. Внезапное появление второго особняка... Воскрешение умершего персонажа... Надо признать, завязка сиквела откровенно притянута за уши. Также в сюжете SH2 практически отсутствуют недосказанности и тайны, которые были характерны для первой части. Зато игра отвечает на некоторые вопросы, мучившие фанатов долгие четыре года - например, о судьбе доктора Уэста.



Игровой процесс в SplatterHouse 2 абсолютно идентичен геймплею первой части. Добавлено лишь несколько новых видов оружия (кость, бензопила) и система паролей. А вот ассортимент монстров сильно сокращён: в игре присутствует только четыре типа стандартных врагов - ходячие зомби, прыгающие зомби, неубиваемые водяные монстры и ползающие руки. Тем не менее, обилие интересных боссов спасает игру от однообразия.

Уровень графики в обеих играх примерно одинаковый, но бэкграунды во второй части проработаны менее тщательно - тут меньше интересных деталей, на которые можно было бы обратить внимание. Количество кровавых сцен тоже заметно сокращено (в начале игры крови много, но ближе к середине шок-контент практически исчезает).

Созданием музыки для SH2 занимался новый композитор - девушка по имени Эйко Канеда. Саундтрек получился достаточно неплохим, но он всё же не дотягивает до музыки из первой части SplatterHouse (на мой взгляд, там музыкальное оформление было более серьёзным и атмосферным).



В общем, SplatterHouse 2 уступает своему предшественнику по многим параметрам. К тому же игре сильно не хватает индивидуальности - она воспринимается скорее как адд-он с новыми уровнями, нежели как полноценное продолжение. С другой стороны, если первая часть показалась вам слишком короткой - то SplatterHouse 2 вполне сгодится в качестве "добавки".

>>Видео из игры<<
>>Скачать музыку из SplatterHouse 2<<






Продолжение:

>>Обзор SplatterHouse 3<<

>>Обзор SplatterHouse 2010<<

>>Фанатские игры по мотивам SplatterHouse<<









Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 03.09.2012