Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Shadows Of The DAMNED - Обзор хоррор-игры для PS3 и Xbox 360



shadows of the damned 2012 kurayami suda51 grasshopper horror game review обзор игра хоррор суда51

SHADOWS OF THE DAMNED


Дата релиза: 21 июня 2011
Платформа: PS3, X360
Разработчик: Grasshopper Manufacture
Издатель: Electronic Arts



Shadows of the Damned стал самым масштабным долгостроем для японской компании Grasshopper Manufacture и её руководителя Гоичи Суды (Suda51). Игра была впервые анонсирована в далёком 2006-м году - в те времена проект носил название "Kurayami".

Согласно ранним пресс-релизам, Kurayami повествовала о судьбе человека, попавшего в маленький сюрреалистический городок, где происходят всякие странные события. При этом игра должна была делать особый упор на нелинейность, концепцию открытого мира, взаимодействие с причудливыми обитателями города, психологизм и страх темноты.

В интервью разработчики также говорили, что черпают вдохновение из произведений известного писателя Франца Кафки, а основной темой игры станут "проблемы человеческого разума".





Но вот незадача - на протяжении двух лет Grasshopper Manufacture никак не могли найти издателя для своего детища. И это, в принципе, не удивительно. Кто станет вкладывать деньги в артхаусный психологический хоррор по мотивам книжек какого-то Кафки, когда гораздо прибыльнее издавать FPS-шутеры с пострелушками и кровищей..?

Впрочем, в 2008-м году после долгих мытарств издатель для игры всё-таки нашёлся - проект неожиданно взяла под своё крыло компания Electronic Arts. И с этого момента концепция Kurayami начала стремительно меняться (очевидно, под нажимом издателей).

В конечном итоге от оригинальной задумки практически ничего не осталось: открытый мир, нелинейность, психологизм, взаимодействие с обитателями города - всё это ушло в прошлое. Сохранился только сеттинг и идея с тьмой. А название было изменено на "Shadows of the Damned".





Довольно интересно, что в процессе многолетней работы над игрой к команде разработчиков успели присоединиться ещё два известных человека из японской хоррорной тусовки. Первым стал Синдзи Миками, знакомый всем любителям ужасников по серии Resident Evil. А вторым - Акира Ямаока, автор саундтреков для Silent Hill.

Итак, в сухом остатке мы имеем примерно такое уравнение: "Suda51 + Akira Yamaoka + Shinji Mikami + Electronic Arts = Shadows of the Damned". Каким получилось детище этого причудливого альянса?





Сюжет игры


История Shadows of the Damned повествует об отважном охотнике на демонов по имени Гарсия Хотспур. В один прекрасный день наш герой возвращается домой с очередной охоты и внезапно обнаруживает, что демоны похитили его возлюбленную - девушку по имени Паула.

Теперь Гарсия должен попасть в мир демонов и вызволить свою невесту из лап нежити. Для этого ему придётся пройти через деревню демонов, побывать в демоническом городе, проникнуть в огромный замок, и на вершине этого замка сразиться с главным злодеем - королём Ада.

Хмм... Погодите, где-то мы уже слышали такое начало истории...





Вся завязка сюжета фактически является одной большой отсылкой к классическому японскому платформеру Makaimura (Ghosts 'n Goblins).

Причём, этим дело не ограничилось - по игровому миру разбросано ещё много отсылок к этой игре. Например, один из уровней в SotD называется "Great Demon World Village" (что по-японски звучит как "Dai Makaimura"). А двухмерная карта мира демонов, которую нам показывают в перерывах между уровнями, подозрительно напоминает аналогичную карту мира из МакайМуры.

В общем, разработчики совершенно позабыли о книгах Кафки (о которых говорили в ранних интервью) - и решили сделать своим новым "источником вдохновения" олдскульный 8-битный платформер.

Но возникает вопрос: почему именно MakaiMura!? Можно предположить, что это как-то связано с присутствием в команде Синдзи Миками. Ведь в ранние годы его руководителем и главным наставником был Токуро Фудзивара - создатель "Адской Деревушки".






К сожалению, от обещанного в 2006-м году психологизма и "проблем человеческого разума" в Shadows of the Damned не осталось и следа. Сюжет игры предельно прост, а его смысловая нагрузка стремится к нулю.

Гарсия проходит уровень за уровнем, путешествуя по миру демонов и периодически болтая со своим напарником - летающим огненным черепом по имени Джонсон. На какое-либо развитие сюжета или появление интересных второстепенных персонажей рассчитывать не стоит (причудливые обитатели деревни, красовавшиеся на ранних концепт-артах - ушли в прошлое).





Блуждая по миру демонов, Гарсия будет периодически встречать свою подругу Паулу - но каждый раз девушка погибает прямо на глазах у нашего героя. Что-то подобное мы видели в Silent Hill 2 с многочисленными смертями Марии. Но в отличии от SH2, в Shadow of the Damned этот приём не работает - постоянно умирающая Паула здесь попросту не вызывает никаких эмоций.

Наверное, проблема коренится в том, что разработчикам следовало сначала как-то раскрыть её образ, и только потом убивать. В противном случае Паула воспринимается не как личность, а как обычная 3D-моделька, раз за разом используемая для сценок умерщвления.

В общем, сюжет в SotD довольно слабенький и не представляет особого интереса. Но зато скудность сценария в какой-то мере компенсируется обилием комичных диалогов между Гарсией и Джонсоном. Вот эта полутораминутная подборка цитат на Ютубе - лишь малая часть того искромётного маразма, который можно встретить в игре.





Геймплей


Игровой процесс в Shadows of the Damned выполнен в виде TPS-шутера наподобие Resident Evil 4 и Alan Wake. Бегаем по локациям, отстреливаем демонов, и периодически решаем очень простенькие логические задачки (типа "зажги факел, чтобы осветить локацию" или "стрельни в кристалл на стене, чтобы открыть дверку").

Некоторые монстры окутаны тьмой, которая выполняет функцию защитной оболочки, и обычное оружие против них не работает. Для таких случаев в арсенале Гарсии предусмотрен световой выстрел - с его помощью можно рассеять тёмную оболочку, после чего мы сможем наконец добить монстра обычным оружием. В этом плане SotD полностью копирует механику из "Алана Вейка".





Кстати, разработчики Shadows of the Damned часто наступают на те же грабли, что и финские креативщики из Remedy: слишком линейная структура локаций, скудный арсенал оружия (всего три вида - пистолет, автомат и дробовик), однотипные враги (80% супостатов составляют одни и те же стандартные демоны).

Но несмотря на эти существенные недочёты, "Тени Проклятых" всё же играются бодрее и интереснее, чем Alan Wake. В первую очередь благодаря тому, что разработчики потрудились разнообразить игровой процесс увлекательными босс-файтами и всевозможными мини-играми.





Боссов в игре довольно много - и с каждым из них придётся подбирать наиболее эффективную тактику, выискивая уязвимости противника. Особенно мне запомнилась битва с психопатом Джорджем: обычным способом его ранить нельзя, поэтому мы должны бегать от маньяка по лабиринту, пытаясь заманить его в ловушку. На высоком уровне сложности маньяк может убить нас одним ударом - поэтому бой получился довольно интересным и напряжённым.

Помимо босс-файтов, разработчики также приготовили для нас пачку других развлекушек: поездки на люстре, игра в боулинг черепами, убегание от преследователей, двухмерные уровни в виде скроллинг-шутера, уровни в стиле старых аркадных стрелялок для светового пистолета, и даже причудливые эротические сценки, в которых можно побегать по телу гигантской обнажённой Паулы. Всё это вносит разнообразие в игру, так что геймплей не успевает наскучить.





Графика и Дизайн


В целом графика в SotD тянет на четвёрочку - игра выглядит как нечто среднее между Deadly Premonition и Silent Hill Downpour. Иногда всё смотрится вполне прилично, а иногда бросаются в глаза размытые текстурки. В некоторых местах также может немного подтормаживать загрузка текстур.

Дизайн окружающего мира проработан достаточно тщательно. Унылых полупустых коридоров в игре практически нет - на каждой локации есть какие-нибудь интересные детали, на которые можно обратить внимание.

Но также стоит отметить, что дизайн в Shadows of the Damned получился весьма и весьма кровожадным. Повсюду распиленные трупы, гниющая плоть, насаженные на колья головы, мясные стены, кровавые реки, тонны кишок... Складывается впечатление, что разработчики из Grasshopper Manufacture твёрдо поставили для себя задачу переплюнуть SplatterHouse по концентрации шок-контента на один кубометр игрового пространства.

Только вот зачем - непонятно. Ведь SotD - игра не особо серьёзная, и в общем-то даже наполовину комедийная. Стоило ли так нашпиговывать её трупами и кровищей? Хотя такое дизайнерское решение создаёт необычный контраст. Где ещё встретишь хоррор-игру, в которой персонажи шутливо болтают между собой, стоя посреди груды растерзанных человеческих трупов?





Музыка


Музыкальное оформление ещё больше усиливает ощущение когнитивного диссонанса. Казалось бы, игра ироничная, с уклоном на экшен - значит и саундтрек должен быть таким же: бодреньким, драйвовым. Но не тут-то было. Вопреки всякому здравому смыслу, композитор Акира Ямаока внезапно выдал абсолютно серьёзный и весьма атмосферный OST в духе Silent Hill. И вновь - с участием Мэри Элизабет МакГлинн на вокальных треках.

Почему так получилось - страшная тайна. Может быть Ямаока решил, что мрачный жутковатый эмбиент будет очень гармонично сочетаться с отстрелом демонов и юморными диалогами? Или после 10 лет работы над Сайлент Хиллом он просто по инерции продолжает писать одно и то же? Тут остаётся лишь теряться в догадках.

Но как ни странно, чересчур серьёзный саундтрек в данном случае ничуть не портит игру. Скорее даже наоборот - сочетание комедийных диалогов, жуткого садистского дизайна и фирменного Ямаокиного саундтрека создают уникальную атмосферу, которую нельзя встретить ни в одной другой хоррор-игре.





Трэш-Хоррор


Пожалуй, основным достоинством Shadows of the Damned является её необычная стилистика. Игра постоянно балансирует на грани хоррора и комедии, перемешивая страшные и смешные моменты воедино и приправляя их обилием безумной бредятины.

Главный герой восстанавливает себе здоровье, заглатывая бутылки текилы, и ругается отборным испанским матом. Демоны с одинаковым аппетитом пожирают человеческие мозги и гигантские ягоды клубники. Запертые двери окутаны лобковыми волосами. Маньяк с огромными лезвиями преследует нас в лабиринте. Гарсия бегает по сиськам гигантской Паулы. Изуродованные трупы насажены на колья. Персонажи обсуждают длину членов и секс с лошадьми под аккомпанемент меланхоличного эмбиента от Акиры Ямаоки.

Что делать? Смеяться? Пугаться? Плакать? Непонятно. Но так или иначе, нагромождение таких вот странных моментов придаёт игре индивидуальность и не даёт заскучать.






Плюсы и Минусы игры


Основные достоинства и недостатки Shadows of the Damned



Плюсы:

+ Яркая индивидуальность.
+ Обилие безумных сценок.
+ Игра удачно балансирует между хоррором и комедией.
+ Необычная атмосфера.
+ Интересные босс-файты.
+ Мини-игры вносят разнообразие в геймплей.
+ Неплохая графика и дизайн.
+ Мрачный, атмосферный саундтрек.




Минусы:

- Абсолютно линейные локации.
- Однообразные враги.
- Скудный ассортимент оружия.
- Сюжет практически отсутствует.
- Разработчики отказались от многих интересных задумок в угоду издателям.








Итог:


В конечном итоге Shadows of the Damned превратилась в полную противоположность своего изначального прообраза - Kurayami. С одной стороны, такая метаморфоза довольно печальна. Но с другой стороны, "Тени Проклятых" - это хоть и совершенно другая, но тоже по-своему любопытная игра. В первую очередь это хороший образец концептуального треш-хоррора - с пошлыми шутками, мясокровищей, эротикой и обилием абсурдной бредятины. Геймплей здесь далёк от совершенства, но минусы игровой механики компенсируются интересными босс-файтами и разнообразными мини-играми. А благодаря причудливой стилистике и необычной атмосфере, Shadows of the Damned проходится на одном дыхании и в целом оставляет положительное впечатление.








Трейлер игры









Первоначальный сценарий Kurayami
(и монстры от Масахиро Ито)


kurayami goichi suda suda51 horror game


В 2022-м году фанатам удалось откопать проект изначального сценария "Kurayami" и перевести его на английский язык. Так что теперь у нас есть уникальная возможность узнать, о чём изначально была игра - до того, как она попала в руки к Electronic Arts и превратилась в "Shadows of the Damned".




А в качестве бонуса в этой статье вы также сможете посмотреть на дизайны монстров от Масахиро Ито - создателя многих существ из ранних частей Silent Hill (он тоже участвовал в работе над Kurayami на ранних стадиях).






Манга Kurayami Dance


manga kurayami dance goichi suda suda51 суда51 манга


Спустя несколько лет Гоичи Суда вновь предпринял попытку воплотить в жизнь сценарий Kurayami. Но в этот раз он решил уже не связываться с видеоигровыми издателями - а выпустить историю просто в формате манги. Она вышла в 2015-м году и получила название "Kurayami Dance".


Надо отметить, манга получилась очень крутая. Это вполне серьёзная и смысловая история, которая радикально отличается от бессюжетного Shadows of the Damned. И я рекомендую вам ознакомиться с "Kurayami Dance" даже если вы никогда не играли в SotD.


Подробнее об этой манге я расскажу вот тут:










Другие интересные материалы

о хоррор-играх на нашем сайте













Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал










Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 13.12.2012

Статья обновлена: 20.03.2022







Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: