Forbidden SIREN

Shadows of the Damned (PS3, Xbox360) - обзор игры




Название: Shadows of the Damned
Дата релиза: 21 июня 2011
Платформа: PS3, X360
Разработчик: Grasshopper Manufacture
Издатель: Electronic Arts

Shadows of the Damned стал самым масштабным долгостроем для японской компании Grasshopper Manufacture и её руководителя Гоичи Суды (Suda51). Игра была впервые анонсирована в далёком 2006-го года - в те времена проект носил название "Kurayami". Согласно ранним пресс-релизам, Kurayami повествовала о судьбе человека, попавшего в странную демоническую деревню. При этом игра должна была делать особый упор на нелинейность, концепцию открытого мира, взаимодействие с причудливыми обитателями деревни, психологизм и страх темноты. В интервью разработчики также говорили, что черпают вдохновение из произведений известного писателя Франца Кафки, а основной темой игры станут "проблемы человеческого разума".



Но вот незадача - на протяжении двух лет Grasshopper Manufacture никак не могли найти издателя для своего детища. И это, в принципе, не удивительно. Кто станет вкладывать деньги в артхаусный психологический хоррор по мотивам книжек Кафки, когда гораздо прибыльнее издавать модные FPS-шутеры с пострелушками и кровищей..?

Впрочем, в 2008-м году после долгих мытарств издатель для игры всё-таки нашёлся - проект неожиданно взяла под своё крылышко компания Electronic Arts. И с этого момента концепция Kurayami начала стремительно меняться (очевидно, в угоду издателям). В конечном итоге от оригинальной задумки практически ничего не осталось: открытый мир, нелинейность, психологизм, взаимодействие с обитателями деревни - всё это ушло в прошлое. Сохранился только сеттинг и идея с тьмой. А название было изменено на "Shadows of the Damned".

Стоит также отметить, что в процессе многолетней работы над игрой к команде разработчиков успели присоединиться две знаменитых персоны. Первым стал Синдзи Миками, знакомый всем любителям хорроров по серии Resident Evil. А вторым - Акира Ямаока, автор саундтреков для Silent Hill. Итак, в сухом остатке мы имеем примерно такое уравнение: "Grasshopper Manufacture + Electronic Arts + Shinji Mikami + Akira Yamaoka = Shadows of the Damned". Каким получилось детище этого причудливого альянса?



История Shadows of the Damned повествует об отважном охотнике на демонов по имени Гарсия Хотспур. В один прекрасный день наш герой возвращается домой с очередной охоты и внезапно обнаруживает, что демоны похитили его возлюбленную - девушку по имени Паула. Теперь Гарсия должен попасть в мир демонов и вызволить свою невесту из лап нежити. Для этого ему придётся пройти через деревню демонов, побывать в демоническом городе, проникнуть в огромный замок, и на вершине этого замка сразиться с главным злодеем - королём Ада. Хммм... Ничего не напоминает?

Вся завязка истории фактически является одной большой отсылкой к классическому японскому платформеру Makaimura. Причём, этим дело не ограничилось - по игровому миру разбросано ещё много отсылок к этой игре. Например, один из уровней в SotD носит название Great Demon World Village (что в переводе на японский будет звучать как Dai Makaimura). А двухмерная карта мира демонов, которую нам демонстрируют в перерывах между уровнями, подозрительно напоминает аналогичную карту мира из МакайМуры.

Как мы видим, разработчики совершенно позабыли о книгах Кафки (о которых говорили в ранних интервью) - и решили сделать своим новым "источником вдохновения" олдскульный 8-битный платформер. Но возникает вопрос: почему именно MakaiMura...? Можно предположить, что это как-то связано с присутствием в команде Синдзи Миками. Ведь в ранние годы его наставником был никто иной как Токуро Фудзивара - создатель "Адской Деревушки".



К сожалению, от обещанного в 2006-м году психологизма и "проблем человеческого разума" в Shadows of the Damned не осталось и следа. Сюжет игры предельно прост, а его смысловая нагрузка стремится к нулю. Гарсия проходит уровень за уровнем, путешествуя по миру демонов и периодически болтая со своим напарником - летающим огненным черепом по имени Джонсон. На какое-либо развитие сюжета или появление интересных второстепенных персонажей рассчитывать не стоит (причудливые обитатели деревни, красовавшиеся на ранних концепт-артах - ушли в прошлое).

Блуждая по миру демонов, Гарсия будет периодически встречать свою подругу Паулу - но каждый раз девушка погибает прямо на глазах у нашего героя. Что-то подобное мы видели в Silent Hill 2 с многочисленными смертями Марии. Но в отличии от SH2, в Shadow of the Damned этот приём не работает - постоянно умирающая Паула здесь попросту не вызывает никаких эмоций. Наверное, проблема коренится в том, что разработчикам следовало сначала раскрыть её образ, и только потом убивать. В противном случае Паула воспринимается не как личность, а как обычная 3D-моделька, раз за разом используемая для сценок умерщвления.

В общем, сюжет SotD не представляет особого интереса. Но зато скудность сценария в какой-то мере компенсируется обилием комичных диалогов между Гарсией и Джонсоном. Вот эта полутораминутная подборка цитат - лишь малая часть того искромётного маразма, который можно встретить в игре.



Игровой процесс в Shadows of the Damned выполнен в виде TPS-шутера наподобие Resident Evil 4 и Alan Wake. Бегаем по локациям, отстреливаем демонов, и периодически решаем очень простенькие логические задачки (типа "зажги факел, чтобы осветить локацию" или "стрельни в кристалл на стене, чтобы открыть дверку").

Некоторые монстры окутаны тьмой, которая выполняет функцию защитной оболочки, и обычное оружие против них не работает. Для таких случаев в арсенале Гарсии предусмотрен световой выстрел - с его помощью можно рассеять тёмную оболочку, после чего мы сможем наконец добить монстра обычным оружием. Идейка явно позаимствована из Алана Вейка... Кстати, разработчики SotD часто наступают на те же грабли, что и финские креативщики из Remedy: линейная до безобразия структура локаций, скудный арсенал оружия (всего три вида - пистолет, автомат и дробовик), однотипные враги (80% супостатов составляют одни и те же стандартные демоны). Но несмотря на эти существенные недочёты, Shadows of the Damned всё же играется бодрее и интереснее, чем Alan Wake. В первую очередь благодаря тому, что разработчики потрудились разнообразить игровой процесс увлекательными босс-файтами и всевозможными мини-играми.

Боссов в игре довольно много - и с каждым из них придётся подбирать наиболее эффективную тактику, выискивая уязвимости противника. Особенно мне запомнилась битва с психопатом Джорджем: обычным способом его ранить нельзя, поэтому мы должны бегать от маньяка по лабиринту, пытаясь заманить его в ловушку. На высоком уровне сложности маньяк может убить нас одним ударом - поэтому бой получился довольно интересным и напряжённым.

Помимо босс-файтов, разработчики также приготовили для нас пачку других развлекушек: поездки на люстре, игра в боулинг черепами, убегание от преследователей, двухмерные уровни в виде скроллинг-шутера, уровни в стиле старых аркадных стрелялок для светового пистолета, и даже причудливые эротические сценки, в которых можно побегать по телу гигантской обнажённой Паулы. Всё это вносит разнообразие в игру, так что геймплей не успевает наскучить.



Теперь скажу пару слов о визуальном оформлении. В целом графика в SotD тянет на четвёрочку - игра выглядит как нечто среднее между Deadly Premonition и Silent Hill Downpour. Иногда всё смотрится вполне прилично, а иногда бросаются в глаза размытые текстурки. В некоторых местах также может немного подтормаживать загрузка текстур.

Дизайн окружающего мира проработан достаточно тщательно. Унылых полупустых коридоров в игре практически нет - на каждой локации есть какие-нибудь интересные детали, на которые можно обратить внимание. Но также нужно отметить, что дизайн в Shadows of the Damned получился весьма и весьма кровожадным. Повсюду распиленные трупы, гниющая плоть, насаженные на колья головы, мясные стены, кровавые реки, тонны кишок... Складывается впечатление, что разработчики из Grasshopper Manufacture твёрдо поставили для себя задачу переплюнуть SplatterHouse по концентрации шок-контента на один кубометр игрового пространства. Только вот зачем - непонятно. Ведь Shadows of the Damned - игра не особо серьёзная, и в общем-то даже наполовину комедийная. Стоило ли так нашпиговывать её трупами и кровищей? Хотя, надо признать, такое дизайнерское решение создаёт необычный контраст. Где ещё встретишь хоррор-игру, в которой персонажи шутливо болтают между собой, стоя посреди груды растерзанных человеческих трупов?

Музыкальное оформление ещё больше усиливает ощущение когнитивного диссонанса. Казалось бы, игра ироничная, с уклоном на экшн - значит и саундтрек должен быть таким же: бодреньким, драйвовым. Но не тут-то было. Вопреки всякой логике и здравому смыслу, композитор Акира Ямаока внезапно выдал абсолютно серьёзный и весьма атмосферный OST в духе Silent Hill. И вновь - с участием Мэри Элизабет МакГлинн на вокальных треках.

Почему так получилось - страшная тайна. Может быть мистер Ямаока решил, что мрачный жутковатый эмбиент будет очень гармонично сочетаться с отстрелом демонов и сортирно-юморными диалогами? Или после 10 лет работы над Сайлент Хиллом он просто по инерции продолжает писать одно и то же? Тут остаётся лишь строить догадки. Но как ни странно, чересчур серьёзный саундтрек в данном случае ничуть не портит игру. Скорее даже наоборот - сочетание комедийных диалогов, жуткого садистского дизайна и фирменного Ямаокиного саундтрека создают уникальную атмосферу, которую нельзя встретить ни в одной другой хоррор-игре.



Пожалуй, основным достоинством Shadows of the Damned является её необычная стилистика. Игра постоянно балансирует на грани хоррора и комедии, перемешивая страшные и смешные моменты воедино и приправляя их обилием безумной бредятины. Главный герой восстанавливает себе здоровье, заглатывая бутылки текилы, и ругается отборным испанским матом. Демоны с одинаковым аппетитом пожирают человеческие мозги и гигантские ягоды клубники. Запертые двери окутаны лобковыми волосами. Маньяк с огромными лезвиями преследует нас в лабиринте. Гарсия бегает по сиськам гигантской Паулы. Изуродованные трупы насажены на колья. Персонажи обсуждают длину членов и секс с лошадьми под аккомпанемент меланхоличного Ямаокиного эмбиента. Что делать? Смеяться? Пугаться? Плакать? Непонятно. Но так или иначе, нагромождение таких вот странных моментов придаёт игре индивидуальность и не даёт заскучать.





TL;DR:
Вкратце плюсы и минусы игры:





Итог:
В конечном итоге Shadows of the Damned превратилась в полную противоположность своего изначального прообраза - Kurayami. С одной стороны, такая метаморфоза довольно печальна. Но с другой стороны, "Тени Проклятых" - это хоть и совершенно другая, но тоже по-своему любопытная игра. В первую очередь это хороший образец концептуального треш-хоррора - с пошлыми шутками, мясокровищей, эротикой и обилием абсурдной бредятины. Геймплей здесь далёк от совершенства, но минусы игровой механики компенсируются интересными босс-файтами и разнообразными мини-играми. А благодаря причудливой стилистике и необычной атмосфере, Shadows of the Damned проходится на одном дыхании и в целом оставляет положительное впечатление.



Полезные ссылки:
>>Трейлер<<
>>Официальный сайт<<
>>Скачать саундтрек<<







Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 13.12.2012