Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

SILENT HILL DOWNPOUR (2012) - Обзор хоррор-игры для PlayStation 3 и Xbox 360



silent hill downpour xbox 360 ps2 сайлент хилл horror game review 2012 игра хоррор обзор pc пк


Название: Silent Hill Downpour
Дата релиза: 13 марта 2012
Платформа: PS3, Xbox 360
Разработчик: Vatra Games
Издатель: Konami



Давным-давно, в незапамятные времена компания Konami считалась одним из лучших разработчиков видеоигр, а её серия Silent Hill - вершиной психологического хоррора и ярким образцом "игры-искусства". Но в какой-то момент всё пошло под откос. С приходом седьмого поколения консолей Konami фактически прекратила самостоятельно разрабатывать игры - и начала раздавать все свои известные серии на аутсорс сторонним фирмам.

Castlevania ушла к испанцам из Mercury Steam, Контра прошлась по рукам аж нескольких разработчиков (WayForward, M2, Arc System Works), права на разработку Metal Gear Rising достались создателям Байонетты из Platinum Games, Vandal Hearts отдали на растерзание мелкой американской конторе Hijinx Studios...

Аналогичная судьба постигла и Silent Hill. Японский авторский состав (Team Silent) был безжалостно расформирован, и с тех пор серия ходит по рукам западных компаний-аутсорсеров уже на протяжении многих лет.

Сначала был невзрачный Origins, скорее напоминавший бессмысленный адд-он, нежели полноценную игру. Потом на головы фанам свалился бездарнейший во всех отношениях Homecoming. Далее мы получили Shattered Memories - игру весьма интересную как самостоятельный хоррор-проект, но по сути не имеющую почти ничего общего с каноничными Сайлент Хиллами.





И наконец выходит в свет Silent Hill Downpour - на этот раз за авторством маленькой чешской студии Vatra Games. Анонс игры сразу же вызвал всплеск негодования среди фанов Сайлент Хилла, недовольных очередной передачей любимого франчайза левой конторе.

Надо признать, радоваться в новостях действительно было нечему - первый трейлер был уныл до безобразия, скриншоты кривоваты, а завязка сюжета подозрительно напоминала, простигосспади, какой-то The Suffering. В итоге Downpour ещё задолго до релиза заклеймили позором, а на русскоязычных СХ-форумах за игрой закрепилось ехидное погонялово "Слив".

Действительно ли всё настолько плохо, или может быть чехам удалось совершить чудо? Чтобы узнать эту страшную тайну, вам придётся дочитать обзор до конца :)






Сюжет


История Downpour'а рассказывает о злоключениях обычного американского зека по имени Мерфи Пендельтон. Хотя нет, всё же наш зек не совсем обычен. С первых же минут сценаристы позиционируют его как безжалостного убийцу - мы видим сцену в тюремном душе, где Мерфи без видимой причины накидывается с ножом на другого заключённого, хладнокровно убивая бедолагу. Что же явилось причиной такой жестокой расправы? Именно этот вопрос и станет основной интригой на протяжении первой половины игры.

Разумеется, данная шалость не прошла для мистера Пендельтона безнаказанно - теперь за убийство его собираются из обычной тюрьмы перевести в тюрьму строгого режима неподалёку от города Сайлент Хилл. Но и тут не обошлось без происшествий - тюремный автобус терпит крушение в пути, Мерфи выбирается на свободу и забегает в туманный городок. Ну а дальше всё по накатанной схеме - обвалы на дорогах, монстры, альтернативный мир, забытые грехи...






Геймплей


Игровой процесс Даунпура представляет собой попытку сделать нечто среднее между ранними частями серии и Shattered Memories'ом. С одной стороны, чехи вернули боёвку - теперь игрок снова может дать отпор монстрам. Но с другой стороны, боевая система тут вовсе не является основополагающей частью геймплея - акцент в игре сделан не на сражения, а на исследование окружающего мира.

Монстры встречаются достаточно редко, так что бОльшую часть времени мы просто бродим по локациям в гордом одиночестве, проникаясь атмосферой заброшенного города (как в SHSM). К примеру, на протяжении первого часа игры мы вообще не встретим ни одного монстра! Таким образом разработчики сразу дают понять, что экшен - не главное.

Также Downpour унаследовал от Shattered Memories несколько геймплейных фишек. Во-первых, панические сцены погони (на этот раз по альтернативному миру нас преследует некое абстрактное багровое сияние, от которого придётся неоднократно улепётывать). Во-вторых, возможность оглядываться назад на бегу (полезно в сценах погони). И в-третьих, возможность чуть-чуть приоткрывать двери, заглядывая через щель наружу (пользы от этого мало, но зато нагнетает атмосферу).





Боевая система во многом следует традициям старых частей серии, но в Downpour присутствует несколько любопытных нюансов:

1) Cильно расширен ассортимент оружия - драться теперь можно практически всеми предметами, которые попадаются под руку: кирпичами, бутылками, стульями, граблями, лопатами, вилами, топорами, кирками, и даже настольными лампами. Упор сделан именно на оружие ближнего боя - огнестрельного оружия всего лишь два вида, а патроны встречаются крайне редко.

2) Оружие теперь можно кидать в противников.

3) Единовременно мы можем носить с собой только одно огнестрельное и одно холодное оружие (например, пистолет и нож). Взять два топора или три молотка про запас не получится.

4) Всё оружие ближнего боя со временем ломается.

5) Вернулся блок из Silent Hill 3. Если у нас в руках оружие - можно попробовать заблокировать атаку монстра. Но чем чаще мы блокируем атаки, тем скорее сломается оружие - поэтому есть риск остаться беззащитными прямо посреди боя.





Интересной особенностью Downpour'а является тот факт, что боёвка в игре является по сути необязательным элементом. При желании мы можем вообще не ввязываться в бои с монстрами, а лишь убегать от них - примерно как в Forbidden Siren и Clock Tower 3. Всю игру вполне можно пройти, не убив ни одного монстра (за это даже предусмотрен специальный ачивмент).

Таким образом мы сами вольны выбирать стиль игры. Любители экшенов могут драться со всеми монстрами подряд, а любители стелс-хорроров - могут от всех убегать. Кстати, проходить игру советую только на высоком уровне сложности. На "normal" и "easy" монстры хиловаты, а вот на Харде - как раз то, что надо.

Конечно же в "Сливе" не обошлось и без головоломок - но все они в основном представляют собой простые логические задачки, которые без проблем решит даже ребёнок. В начальном меню разработчики помимо уровня сложности самой игры также дают нам возможность выбрать сложность головоломок, но даже в режиме "Hard" никаких интересных загадок (типа загадки с пианино в SH1 или Шекспировской загадки в SH3) вы не найдёте.





Помнится, в далёком 1999-м году одной из самых интересных фишек SH1 была возможность исследовать город, заглядывая во все переулки и выискивая секретные локации, куда можно зайти. Но с каждой последующей частью город постепенно "усыхал" - в SH2 карта сильно сократилась и остались только "обязательные" локации, в SH3 от Сайлент Хилла осталась лишь пара скопированных из предыдущей части улиц, а в SH4 возможность побродить по городу и вовсе пропала...

Так вот - Downpour наконец-то возвращает идею с городом. События игры разворачиваются в совершенно новой юго-восточной части Сайлент Хилла - и надо признать, эта новая часть города получилась действительно большой, интересной, и к тому же изобилует секретными локациями.

Увидели свет на втором этаже какого-то дома? Туда можно залезть! Увидели дверь, не забитую досками и не заваленную хламом? Подёргайте за ручку - в эту дверь наверняка можно зайти. Увидели свисающую лестницу? Найдя какую-нибудь палку с крюком, можно опустить лестницу и вскарабкаться наверх.

Почти у каждой из этих дополнительных локаций есть своя история. Например, в одном доме мужчина зарубил семью топором, в другом жила женщина видевшая монстров в зеркале, в третьем - влюбленная пара, "особенным местом" для которой был парк у озера Толука.





Чтобы мотивировать игрока к исследованию города, разработчики также ввели ряд дополнительных сайд-квестов - например, при желании можно заняться поиском мистических символов на стенах или освобождением птиц из клеток. Особенно любопытен сайд-квест в кинотеатре - там наш протагонист может проникнуть в мир старого кинофильма, имитирующего классические survival horror'ы с фиксированной камерой типа Alone in the Dark.

Отмечу, что полное прохождение игры с внимательным исследованием города и завершением всех сайд-квестов займет порядка 20 часов - то есть по продолжительности Downpour является довольно большой игрой по меркам хорроров.

Снова вернулись старые-добрые фонарик и радио. Но также появилась и пара новых предметов для освещения: зажигалка (работает как фонарь, но вместо направленного луча света освещает пространство вокруг главного героя), и ультрафиолетовый фонарь (служит для выявления отпечатков на полу или скрытых надписей на стенах).

Помимо этого, в Downpour введена интересная идея с дождём. Дело в том, что погода в Сайлент Хилле постепенно меняется (процесс происходит в реальном времени) - то туман, то маленький дождик, то ливень с раскатами грома. При этом дождь является своеобразным индикатором агрессивности монстров - чем он сильнее, тем больше появляется живности на улицах Сайлент Хилла, и тем опаснее эта живность становится. Если не хочется рисковать - ливень можно переждать, укрывшись в каком-нибудь доме.





Надо отметить, что в "Сливе" присутствует ряд технических недоработок:

Во-первых, игра может периодически подтормаживать на 1-2 секунды - в помещениях это не проявляется, зато на открытых пространствах - довольно часто.

Во-вторых, иногда текстуры подгружаются с задержкой - особенно это заметно при входе в новые локации.

Ну и конечно же нужно упомянуть отвратительную систему сохранений. Дело в том, что игра автоматически сейвится на чекпоинтах, при этом переписывая старые сейв-файлы. Хотите вернуться назад и пересмотреть какую-то заставку, или переиграть любимую сцену? Не выйдет - сейв уже переписан. О чём думали чехи из Vatra Games, вводя такую дурацкую систему автосохранений - непонятно.





Немного подытожу впечатления от игрового процесса:

Геймплей в Downpour является сильной стороной игры. Вернулся город в стиле SH1, и исследовать его весьма интересно. Вернулись сцены побега из SHSM, и они неплохо передают ощущение паники. Вернулась боёвка, но при этом игра вовсе не скатывается в унылый шутан или слешер (в отличии, например, от Suffering или Homecoming). Ну и конечно же фишка с возможностью убегать от всех монстров довольно любопытна.

Слабой стороной геймплея являются загадки - они простые, скучные, и в них не чувствуется креативности. Также разработчикам не мешало бы получше оптимизировать движок и ввести более адекватную систему сохранений. Но на эти мелкие недочёты можно закрыть глаза. В целом с игровым процессом чехи справились хорошо.






Графика и дизайн


В общем-то не секрет, что в последние годы хоррор-жанр сильно обмельчал в плане графики. Сейчас все более-менее "трушные" хорроры по сути являются малобюджетными проектами, использующими либо довольно простенькую по современным меркам 3D-графику (Fatal Frame 4, Deadly Premonition), либо двухмерный арт (Corpse Party, Theresia).

Разумеется, в Downpour'е графон тоже сильно не дотягивает до хитовых шутеров с многомиллионным бюджетом. Но если судить по меркам хорроров - то игра может похвастаться чуть ли не самым красивым графическим оформлением в рамках жанра на данный момент.

Лес, город, пещеры, альтернативный мир - все локации смотрятся достаточно реалистично. Текстуры не размыты, и выглядят вполне достойно даже при увеличении. В целом видно, что чехи старались и сильно доработали графику со времён первых скриншотов.

Нарекания вызывают только модели героев. Наш протагонист выполнен хорошо, но вот второстепенные персонажи по реалистичности лицевой анимации оставляют желать лучшего.





Очень радует проработка игрового мира и внимание к мелким деталям. В отличии, например, от хомкоминга и ориджинса, в Даунпуре нет унылых, полупустых комнат и коридоров. Интерьеры локаций хорошо проработаны, и их интересно осматривать. Городу также уделено много внимания - и это помогает создать ощущение присутствия в реальном заброшенном городке-призраке.

Также в игру вернулся классический альтернативный мир с ржавыми решётками и гигантскими вентиляторами. При этом он изобилует различными сюрреалистичными фишками: удлинняющиеся коридоры, перевёрнутые комнаты, причудливые лабиринты, падающие с небес клетки, странные механизмы... В общем, львиную долю удовольствия от игры получаешь, просто блуждая по локациям и разглядывая всё вокруг.

Но нужно отметить, что в Downpour практически нет фирменных Сайлент Хилловских символических элементов. В оригинальных играх от Team Silent почти в каждой комнате был какой-то предмет интерьера, рядом с которым хотелось остановиться и подумать "так, а что это может символизировать?". Трупы с окровавленной областью паха в SH2 на горящей лестнице, где мы в последний раз встречаем Анжелу... Две пары свисающих детских ног в одном из коридоров SH3... В своё время тысячи фанатов прочёсывали буквально каждый пиксель любимой игры в поисках скрытого смысла и отсылок. В Downpour подобного символизма почти нет.

Также хотелось бы пожурить чехов за невыразительные дизайны монстров. Опять же, тут нет характерных для SH причудливых, гротескных образов - просто стандартная хоррорная нежить, внешне напоминающая этаких оживших мертвецов. Особого символизма в дизайнах существ мне тоже не удалось заприметить.






Музыка и саунд


Теперь немного поговорим о музыкальном оформлении. Как известно, привычный СайлентХилловский композитор Акира Ямаока покинул Konami, ушёл в другую компанию и сейчас работает над новым ужасником Shadows of the Damned. Поэтому на смену ему теперь пришёл американец Дениэл Лихт, ранее писавший музыку к телесериалу "Декстер".

Подход Лихта более "кинематографичен", а его музыка является исключительно фоновой - слушать саундтрек Downpour отдельно вам вряд ли захочется. Тем не менее, в игре музыкальное оформление вполне успешно выполняет свою основную функцию, создавая нужное настроение и подчёркивая атмосферу одиночества и таинственности. Наиболее интересными треками, на мой взгляд, являются Cablehouse Blues, Bus to Nowhere, Monastic Tendencies и Prison Fork.

В целом с поставленной задачей Лихт справился на твёрдую четвёрку - никаких откровений, но на руках мы имеем добротный, атмосферный фоновый эмбиент.





А вот с заглавной песней "Слива" дела обстоят печальнее - её написание доверили металлистам из группы KoRn. Сразу оговорюсь - мне нравится корновское творчество времён Issues и Untouchables. Да и, помнится, Акира Ямаока в старых интервью называл "Issues" одним из своих любимых альбомов. Только вот проблема в том, что на этот раз ребята из KoRn сильно схалтурили.

В итоге заглавный трек получился скучным и шаблонным, текст не имеет внятной связи с сюжетом, да и по настроению и стилистике песня с игрой не особо вяжется. Такое ощущение, что трек создавался не для Даунпура - а это был какой-то бисайд, не вошедший в альбомы. И вот теперь его достали из архива, отряхнули от пыли и вставили в игру - сугубо в маркетинговых целях.

Кстати - в Даунпуре также присутствуют композиции других известных музыкантов. Дело в том, что по игровому миру раскиданы радиоприёмники, по которым можно послушать местное радио (идею скорее всего позаимствовали из Alan Wake).

Из наиболее запоминающихся песен, которые крутятся по Сайлент Хилловскому радио, отмечу красивый трек "Words of Love" в исполнении шведской певицы Анны Тернхейм, "If I Had a Boat" с мяукающим вокалом Джеймса Винсента МакМорроу, а также колоритную песню "Nobody Knows the Trouble I've Seen" Луи Армстронга. Помимо этого, по радио можно услышать и несколько треков Ямаоки из предыдущей частей, вставленные в игру в качестве пасхалок.






Атмосфера


Downpour нельзя назвать очень страшной игрой - тут нет такого брутального, давящего ужаса как в Silent Hill 1 и Forbidden Siren.

Тем не менее, атмосфера одиночества, меланхолии и пребывания в заброшенном городе передана отлично. Более того, на мой взгляд Даунпур по ощущением очень близок к SH2 и SH4 - как ни странно, но чехам вполне удалось воссоздать атмосферу этих игр.

А это уже серьёзная заявка на победу, не правда ли? Честно признаюсь: даже наиграв 20 часов игрового времени, пройдя все возможные сайдквесты и обшарив каждый угол, мне всё равно не хотелось покидать город. Наоборот, хотелось ещё разок прогуляться по Сайлент Хиллу под дождём и проникнуться атмосферой.


Итак, подведём предварительные итоги. У нас есть большой и детально проработанный игровой мир, интересный игровой процесс, крутая по меркам "трушных" хорроров графика, хорошее музыкальное сопровождение и самое главное - атмосфера. Что ещё нужно для счастья? Казалось бы, чехам удалось совершить невозможное и, вопреки всем скептическим прогнозам, создать шедевр на уровне первых четырёх частей серии... Но, увы, несмотря на все достоинства, "Downpour" нельзя назвать шедевром. Всё портит одна маленькая деталь, о которой речь пойдёт ниже.






Недостатки сценария


К сожалению, слабым звеном игры оказался сюжет и персонажи. Сценарий вторичен и не блещет осмысленностью. Впрочем, обо всём по порядку:

Во-первых, сюжет "Слива" необычайно скуден. На протяжении первых 80% игрового времени вся история сводится к "Мерфи пытается спастись из города", а сюжетная интрига лишь одна - "за что наш герой убил человека в тюрьме?". И даже эта единственная интрига до безобразия слаба - достаточно лишь прислушаться к паре фраз из трейлера игры, и всё становится ясно как день. Таким образом, на первых 10-15 часах игры сюжет практически никак не проявляется.

Во-вторых, унылые персонажи. В процессе блуждания по Сайлент Хиллу мы можем встретить некоторых жителей города - но все они, откровенно говоря, являются лишь деревянными болванчиками без личности. Более того - все персонажи после первого-второго диалога либо сразу погибают, либо бесследно исчезают из сюжета, будто сценаристы о них внезапно позабыли.





В-третьих, ужасные диалоги. По всей видимости, разработчики пытались придать диалогам некий ореол таинственности и загадочности, но потерпели страшное фиаско. Ещё больше усугубляет ситуацию посредственная озвучка.

В-четвёртых, сюжет Даунпура почти не имеет связи с предыдущими частями. Кроме названия города и пары бессмысленных отсылок, тут ничего нет. По большому счёту можно было благополучно выбросить "Silent Hill" из заголовка и назвать игру просто "Downpour".

В-пятых, львиная доля истории Downpour откровенно содрана из The Suffering. Опять заключенный выбирается из тюрьмы, встречается с монстрами, вспоминает своё прошлое, а потом может оказаться виновен или невиновен в зависимости от концовки. Особенно забавно, что одним из сценаристов "Слива" действительно является человек, ранее участвовавший в создании Сафферинга.

Ну и наконец - концовки. Игра предлагает широкий ассортимент концовок (пять основных + шестая шуточная концовка, доступная лишь на втором прохождении), но все они крайне невыразительны и длятся лишь около минуты, оставляя привкус разочарования после завершения игры.





Ради справедливости стоит отметить, что сценарий писали вовсе не чехи из Ватры, а вот эти три весёлых парня:

Дэвин Шацки (бывший продюсер The Suffering, нынешний продюсер и сценарист Downpour)

Том Халетт (ещё один продюсер)

Том Уолтц (автор пары комиксов по мотивам SH)

Как мы видим, двое продюсеров внезапно возомнили себя гениальными сценаристами и, воспользовавшись представившейся возможностью, решили удивить своим потрясающим талантом фанатов Сайлент Хилла. А за компанию к ним примкнул мистер Уолтц, дабы впихнуть в Downpour отсылку с негром-почтальоном, тем самым пропиарив свой комикс.

Результат оказался трагическим - в плане сюжета "Слив" уступает даже ущербному Хомякомингу. Мораль: никогда не доверяйте написание сценария продюсерам!





Как говорится, начали за здравие - кончили за упокой. Чехи действительно старались, и выложились на полную катушку. Но из-за страшного фейла американских горе-сценаристов, их детищу так и не удалось дотянуться до уровня ранних частей Сайлент Хилла.

И тут мы подходим к вопросу - а есть ли вообще смысл мерить Downpour мерками старых игр? Наверное нет.

Любое художественное произведение неразрывно связано с личностями его создателей - так что, по сути, Silent Hill умер в момент расформирования Team Silent. Всё остальное, что выходило под данной торговой маркой за последние семь лет - это уже другие игры, созданные совершенно другими людьми.

Поэтому логичнее оценивать их как самостоятельные хоррор-проекты. А сам по себе Downpour безусловно хорош. На мой взгляд, игра является одним из наиболее качественных survival horror'ов последних лет, и всячески заслуживает внимания ценителей жанра.








Плюсы и Минусы игры


Основные достоинства и недостатки Silent Hill Downpour:



Плюсы:

+ Хорошо передана меланхолическая атмосфера одиночества и пребывания в заброшенном городе.
+ Интересный геймплей.
+ Большой город, который можно долго исследовать.
+ Множество любопытных сайд-квестов.
+ Гибкая игровая механика, с которой мы можем сами превратить игру в стелс-хоррор.
+ Оригинальная идея с дождём.
+ Очень хорошее графическое оформление (особенно по меркам хорроров).
+ Отличная проработка окружающего мира.
+ Неплохое музыкальное оформление.
+ Солидная продолжительность (20+ часов).




Минусы:

- Дизайны монстров не интересные, нет фирменного СХ-шного символизма.
- Игра плохо оптимизирована, периодически подтормаживает в городе.
- Халтурный сценарий.
- Деревянные персонажи и унылые диалоги.
- Короткие и невыразительные концовки.
- Заглавная песня от KoRn получилась весьма слабой.





Итог:


Если вы ждёте от видеоигр исключительно глубокого сюжета, ярких персонажей, символизма и высокого искусства - то можете проходить мимо. В Даунпуре ничего этого нет. Но если вы ждёте качественную хоррор-игру с интересным геймплеем, отлично проработанным миром, великолепной атмосферой и при этом готовы закрыть глаза на слабый сюжет и мелкие технические недоработки - то Downpour подарит вам 20+ часов приятного времяпрепровождения.









Трейлер игры:









Песня "Words of Love"
(которая звучит по радио в игре)










Другие статьи о Silent Hill:


>> Обзор Silent Hill Shattered Memories <<


>> Анализ сюжета Silent Hill 1-4 <<


>> Обзор фильма SH Revelations 3D <<


>> Разбор анонсов SH2 Remake и SH F <<










Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 23.03.2012

Обсуждение статьи








Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: