
SILENT HILL F
В прошлых статьях мы разобрали предрелизную инфу о Silent Hill F, интересные детали в трейлерах, а также инфу о создателях проекта. Если вы всё это пропустили, то вот ссылка:
>> Всё о Silent Hill F <<
А сегодня у нас будет обзор игры. Здесь мы подробно разберём все достоинства и недостатки нового Сайлент Хилла. И посмотрим, что в итоге получилось у разработчиков.
Два разных мира
Silent Hill F разделён на несколько эпизодов, которые происходят в двух разных реальностях - в "туманном мире" и в "альтернативном мире". В процессе прохождения нас будут попеременно закидывать то в одну реальность, то в другую.
Похожая идея с двумя мирами была и в прошлых частях Сайлент Хилла, но в SHF она реализована немного иначе. Здесь эти две реальности сильно отличаются по сеттингу, стилистике и атмосфере. И порой воспринимаются почти как две разные игры. Поэтому я расскажу о них по отдельности.
Туманный мир
Эпизоды в "туманном мире" по вайбам похожи на первую часть Forbidden Siren. Это связано с тем, что директор игры Al Yang очень любит "Сирену" - и он явно пытался воспроизвести её визуальный стиль и атмосферу в SHF.
Мы блуждаем по маленькому японскому городку Эбисугаока (который выглядит точь-в-точь как Хануда из "Сирены"), сражаемся с монстрами, иногда убегаем от неубиваемых преследователей, ищем полезные предметы, а также решаем головоломки.
Город сделан очень красиво - по нему приятно ходить, осматривая старые деревянные домики и проникаясь жутковато-таинственной атмосферой. Хотя немного жаль, что город получился небольшим (это скорее село), а по структуре некоторые участки сделаны слишком линейно.
Помимо города, мы также сможем немного походить по рисовым полям, по лесу, по старой деревянной школе и по большому японскому дому (в общем, почти такая же подборка локаций, как и в FS1).
Все сцены в туманном мире мне понравились и доставили много удовольствия. Они получились интересными и атмосферными. Так что "туманные эпизоды" можно заслуженно назвать лучшей частью игры.
Но стоит учитывать, что они воспринимаются больше как "высокобюджетная фан-игра по Сирене", чем как "новый Сайлент Хилл". И если бы эти эпизоды вдруг выпустили в форме отдельной игры с названием "Forbidden Siren F" - то многие геймеры даже не заметили бы подвоха.
Альтернативный мир
Альт-мир в SHF сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в Сайлент Хиллах. Здесь нет ржавых решёток, изуродованных трупов и всякой инфернальщины. Вместо этого, альтернативный мир тут похож на большой и красивый японский храм.
Но по геймплею и стилистике эпизоды в альт-мире проходят очень странную трансформацию, изменяясь практически до неузнаваемости.
Поначалу эти эпизоды сильно напоминают Fatal Frame с медленными и атмосферными блужданиями по мрачным локациям в старинно-японском антураже.
Потом экшена становится больше - и они начинают быть более похожими на Kuon. А наша героиня вдруг берётся бодро рубить врагов огромной алебардой-нагинатой, как средневековая воительница.
Но на этом веселуха не заканчивается - и ближе к концу игры сегменты в "альтернативном мире" превращаются в чистокровный слэшер типа Devil May Cry и SplatterHouse 2010. А вдобавок они стилистически уходят куда-то в сторону дарк-фэнтезийного боевика о приключениях мохнатой фурри-амазонки. И такая причудливая трансформация не всем придётся по вкусу.
Ситуацию ещё больше усугубляет тот факт, что в альт-мире игра часто делает слишком большой упор на экшен - однако боёвка тут выполнена кривовато и однообразно. Это делает некоторые эпизоды довольно-таки муторными и ослабляет атмосферу.
В итоге ситуация с "альтернативным миром" получилась двоякой. Ранние эпизоды в нём сделаны нормально, а поздние - лишь портят игру и выглядят неуместно для Сайлент Хилла. Я называю эти эпизоды "Furry May Cry".
Геймплей
Слабая сторона игры - это геймплей. Исследование локаций сделано неплохо (но не идеально), а вот боёвка получилась откровенно унылой. Давайте разберём основные косяки геймплея:
1) В игре мало видов врагов, и разрабы слишком часто используют одинаковых монстров. Примерно 70% боёв сводятся к тому, что нам придётся раз за разом дубасить палкой одних и тех же "женщин-кукол" (в общем, здесь снова та же проблема, что и в недавнем Ремейке Silent Hill 2).
2) Также в SHF мало видов оружия - и бОльшую часть игры мы бегаем лишь с железной палкой. К тому же разрабы полностью отказались от огнестрельного оружия (которое могло бы внести хоть какое-то разнообразие в боёвку).
3) Со всеми монстрами работает тактика "подходим - оглушаем монстра сильным ударом - потом быстро добиваем комбой". И мы вынуждены снова и снова повторять эту схему с каждым врагом. Это делает бои слишком однообразными.
4) Иногда в бою глючит Hit Detect и удары по врагам не засчитываются. Ещё частенько косячит бег - и вас убивают только из-за того, что героиня вдруг решила пойти медленным шагом вместо бега.
5) Разработчики обещали реализовать в SHF интересную идею с "психическим здоровьем" (Sanity). Но в итоге зафейлили эту задумку, превратив "психическое здоровье" в обычную RPG-шную шкалу магии для выполнения супер-ударов.
6) В игре есть жёсткое ограничение инвентаря, как в ранних частях Resident Evil. Мы можем носить с собой только 8 предметов. И при этом тут нет ящиков, в которых можно было бы хранить лишние вещи. Это ограничение сильно раздражает и мешает играть.
7) Во время осмотра комнат наша героиня очень редко даёт комментарии к предметам. Исследование локаций могло бы быть интереснее, если бы Хинако была более разговорчива (например, как Хизер в Silent Hill 3).
8) Половина локаций в игре сделана слишком линейно, примерно как в Shadows of the Damned или Last of Us. Хотя тут есть и локации с более интересной структурой в духе ранних Сайлент Хиллов.
9) Город получился довольно-таки маленьким и тут почти нет домиков, в которые можно было бы залезть. По размерам города и количеству "опциональных локаций" игра проигрывает даже Silent Hill 1 (хотя он вышел 25 лет назад на 32-битном железе).
10) А ещё игра позволяет сделать только 10 сэйвов. Непонятно, зачем нужно такое странное ограничение. Ранние части Сайлента даже во времена мемори-карт давали нам делать больше сохранений.
После всего прочитанного у вас может сложиться впечатление, что геймплей в SHF абсолютно ужасен и вообще никуда не годится. Но на самом деле не всё так плохо. В игре есть и положительные стороны, которые отчасти спасают геймплей:
1) Исследование локаций получилось в целом достаточно приятным. Тут повсюду разбросаны записки и лечилки, есть много маленьких тайничков. Когда ходишь по красивым атмосферным местам и собираешь всякие ништяки - это доставляет удовольствие, как сбор грибов в лесу.
2) Игра умеет хорошо держать темп. Здесь нет таких ситуаций, как в SH2 Remake, который заставлял нас по 4-5 часов ходить по одной затянутой локации, страдая от скуки. Каждую локацию в SHF можно пройти за 1-2 часа. Это адекватный подход.
3) Битвы с боссами получились очень классными, почти как в SlitterHead. В этих сценах боёвка внезапно становится на удивление хорошей. Особенно мне понравились финальные боссы - бои с ними проработаны и отбалансированы отлично.
4) Ещё в SHF очень хорошо сделаны сцены с убеганием от "туманного монстра". Они выполнены в духе сценок-убегушек из Shattered Memories и Downpour. Хотя жаль, что таких сцен тут маловато.
Головоломки
Паззлы в Silent Hill F оставляют неоднозначное впечатление. С точки зрения символизма и метафоричности они сделаны креативно. Но разгадывать их - это сомнительное удовольствие.
Даже на самом низком уровне сложности порой весьма трудно понять логику гонконгских разработчиков из фирмы NeoBards. Так что некоторые паззлы придётся решать методом перебора или бараньего тыка.
А если вас угораздит выбрать сложность "Hard" или "Lost in the Fog" - готовьтесь к тому, что многие загадки будут вообще не решаемы без подглядывания в гайд-прохождение.
Но лично для меня в загадках Сайлент Хилла всегда был более важен символизм, а не квестовая логика. Поэтому в целом загадки SHF мне понравились.
Впечатления от сценария
Наиболее сильная сторона Silent Hill F - это сюжет. Он не идеален, но это определённо самый интересный сценарий среди Сайлент Хиллов за последние 20 лет.
Кратко расскажу о положительных сторонах сюжета (без спойлеров):
1) В игре чувствуется интрига, а сценарий порой реально удивляет неожиданными поворотами. Поэтому за развитием событий интересно следить.
2) Много внимания уделено лору и мифологии города Эбисугаока. И это всё органично увязано с традиционными японскими поверьями.
3) Авторы смогли хорошо передать в сюжете стиль dreamlike-сюрреализма, когда события постепенно становятся похожи на причудливый сон.
4) В SHF можно обнаружить огромное количество различных записок с сюжетной инфой. На первом прохождении мы можем собрать более 100 записок, а на повторных заходах открывается ещё более 80 файлов.
5) В игре интересно реализована фишка с постепенным раскрытием сюжетных тайн в процессе нескольких перепрохождений. Игру надо пройти как минимум 3 раза, чтобы понять историю.
6) Помимо записок, в игре есть ещё идея с "дневником главного героя", типа как в Kara no Shoujo. Он используется как дополнительный инструмент сторителлинга и сделан довольно креативно.
7) Радует, что авторы SHF никогда не пытаются вклиниваться в чужие сюжеты из прошлых Сайлентов и переписывать там что-то задним числом (как это делали разрабы Origins и Homecoming). А ведь могли бы тоже напридумывать кринжевых откровений в духе "Хинако - мать Алессы!!".
8) История в целом получилась красивой и поэтичной. Тут много уклона в символизм. Хотя в некоторых моментах есть ощущение, что авторы жертвуют логикой ради символизма.
9) В игре интересно раскрыта социальная тема с проблемами женщин в Японии 1960х годов. Это необычная идея для психологического хоррора, и тут она хорошо вяжется с сеттингом.
10) Сценаристу Ryukishi07 удалось неплохо передать ощущение взаимного недоверия между персонажами. От любого перса в SHF невольно ждёшь какой-нибудь подвох и нож в спину.
11) Помимо лёгких отсылок к Сайлент Хиллам, история также совмещает в себе сюжетные элементы из таких игр как Forbidden Siren, Fatal Frame 2, Rule of Rose, Higurashi, Iwaihime и Gensou Rougoku no Kaleidoscope. Так что поклонники японских ретро-хорроров и творчества Рюкиши07 получат много приятных ностальгических флешбэков в процессе прохождения.
В общем, сценарий SHF мне понравился. Но всё же стоит отметить в нём и несколько недостатков:
1) На первом прохождении доступна только одна концовка. И никаких "моральных выборов" игра делать не даёт (хотя они бы тут явно не помешали).
2) Подборка персонажей получилась однотипной. Большинство из них - "обычные японские школьники". Это стандартный подход для игр от Ryukishi07, но в Сайлент Хиллах и Сиренах типажи героев всегда были более разнообразны.
3) Слишком много внимания в сюжете уделяется мелким подростковым обидкам школьниц друг на друга. Эта идея пришла из Рюкишевской игры "Gensou Rougoku no Kaleidoscope". Там это смотрелось вполне органично, но в Сайлент Хилле такое выглядит кринжевато.
4) Порой главная героиня ведёт себя слишком странно и творит откровенную дичь. Это может подорвать у игроков сопереживание к ней, особенно на первом прохождении (когда мы ещё не понимаем символического смысла её действий).
5) Некоторые сюжетные повороты сильно идут вразрез с теми "законами иного мира", к которым мы привыкли в классических частях СХ. Поэтому можно сказать, что игра не канонична. Но я не вижу в этом большой проблемы. Новая история с новым мировоззрением - это тоже неплохо. Главное, чтобы сюжет был интересным.
Графика и Дизайн
Графика в Silent Hill F немного страдает от того, что уровень проработки разных локаций тут сильно отличается. Но в целом она сделана хорошо по меркам хоррор-игр.
Особенно классными получились город и лес. Эти локации выглядят очень красиво и реалистично, ходить по ним - одно удовольствие. И они отлично передают ощущение одиноких блужданий по японской деревенской глуши.
Ещё мне понравилась оригинальная дизайнерская идея с таинственными красными цветами, которыми постепенно зарастает весь городок. Они похожи на лужи крови и добавляют жутковатости в визуальный стиль игры.
Ну и особенно впечатляюще выглядит, когда все дома в городе ближе к концу игры обрастают кишками и кусками мяса. Это напоминает дизайны бэкграундов из хоррор-новеллы "Saya no Uta". Но если там это были лишь статичные картинки, то здесь по таким безумным пейзажам можно реально погулять.
А вот локации внутри зданий уже не особо впечатляют. Большинство из них выполнены очень простенько для AAA-проекта. А комнаты заставлены шаблонными 3D-объектами, которые сделаны довольно тяп-ляписто и слишком часто повторяются. Такое ощущение, что над этими локациями работали совершенно другие люди (нежели над городом и лесом).
Я не могу сказать, что комнаты выглядят совсем плохо - но это явно не тот уровень, которого ждёшь от топовой хоррор-игры с высокими системными требованиями в 2025 году. Пожалуй, даже в Silent Hill Downpour "внутренние" локации графически смотрелись получше (хотя Даунпур вышел почти 15 лет назад).
Ещё печалит, что разработчики SHF почему-то решили отказаться от фирменного Сайлент-Хилльного карманного фонарика. Вместо него игра примерно на часик позволяет нам попользоваться старинным японским бумажным фонарём. Но он не даёт таких красивых визуальных эффектов и бликов. И даже этот бумажный фонарь у нас очень быстро отбирают под надуманным предлогом.
Дизайны Монстров
В SHF мало разновидностей врагов, но по дизайну они сделаны довольно смело. Монстрами в игре занималась японская художница Kera - и она решила создать максимально сексуальные и рискованные дизайны на грани дозволенного.
Среди монстров тут есть обнажённые женщины-куклы с разрезанным телом; школьницы-манекены в рваных юбках без трусиков; голые ползающие на четвереньках мужики (которые символизируют насильников); и даже гигантское существо с 20 женскими грудями, которое прямо у нас на глазах постоянно рожает "детей". Удивительно, что авторам удалось выпустить всю эту милоту без цензуры.
А для фанатов Silent Hill 2 художница снова воссоздала идею с мощным неубиваемым монстром, который таскает с собой гигантский нож. Но это не просто клон ПирамидХэда - а новое существо с другим дизайном и иным символизмом.
Также среди дизайнов можно заметить немного фансервиса для поклонников Фатал Фрейма и Сирены. Два босса в игре очень похожи на призраков из Fatal Frame 2, а ещё один - на женщину-Шибито.
Ещё стоит отметить, что в SHF классно сделана хореография движений для некоторых существ. Например, "девушки-куклы" и "школьницы-манекены" очень странно двигаются и выворачиваются всем телом во время ходьбы. Это сложно описать словами, но выглядит реально жутковато.
Музыка и Песни
Над музыкой для "туманного мира" в Silent Hill F работал композитор Akira Yamaoka, а над "альтернативным миром" - другой человек по имени Kensuke Inage.
Начнём со второго композитора - он меня расстроил. В альт-мире почти никакой музыки не чувствуется. Это как шёпот таракана за печкой - может там и есть какие-то звуки, но они просто никак не воспринимаются во время игры.
Хотя нельзя сказать, что Кенсуке Инаге не написал совсем никаких хороших треков для SHF. У него есть отличный трек "Hougejaku", который играет на титрах в одной из концовок.
В "туманном мире" ситуация с музыкой обстоит гораздо лучше. Жутковатый эмбиент Ямаоки тут хорошо помогает создавать атмосферу. А на заставках порой звучат красивые треки с грустной гитарой.
Но даже в "туманном мире" иногда есть ощущение, что игре не хватает музыкальных треков. В некоторых локациях мы целый час ходим под одни лишь завывания ветра - и скорее всего музыки на эти сегменты просто не хватило.
Такая нехватка музыки выглядит странно, ведь в недавнем SlitterHead'е (для которого тоже саундтрек писал Акира Ямаока) было аж несколько сотен разных треков. А тут композитор видимо уже не так сильно горел энтузиазмом.
Но всё же со своей работой Ямаока справился хорошо - и буквально вытянул весь саундтрек SHF в одиночку на своих плечах (пока второй композитор занимался непонятно чем).
Также в игре есть 3 песни:
1) Главный трек Mayoi Uta с детским хором получился на любителя. Вам навряд ли захочется слушать его отдельно, но он довольно концептуальный и шикарно вписывается в ролик-опенинг.
2) А вот второй детско-хоровый трек "The Bird's Lament" (который играет в самом конце) вполне хочется переслушивать снова и снова. И он отлично работает как трек для финальных титров, оставляя приятное послевкусие после игры.
3) В одной из альтернативных концовок можно ещё услышать песню "Tsukiyo no Inerime" с буддистскими напевами от композитора Xaki (друг Ryukishi07). Она сделана красиво - но стилистически не очень подходит к Сайлент Хиллу. Я думаю, такая песня больше подошла бы к играм типа Kuon no Kizuna или Nijuuei.
Озвучка
В Silent Hill F есть две озвучки на выбор - японская и английская.
Оба варианта сделаны вполне качественно. Но японская озвучка воспринимается более органично и лучше попадает в мимику персонажей. Поэтому на первом прохождении я рекомендую выбрать её.
А на втором заходе вполне можно поставить и английские голоса. Вам наверняка будет интересно сравнить, как звучат персонажи в обеих версиях.
Кстати, довольно любопытно, что главную героиню Хинако в английском варианте озвучивает Suzie Yeung - та же самая актриса, которая играла Джули в SlitterHead. Видимо, кому-то из разрабов SHF очень понравилась Джули.
Реиграбельность, Бонусы и Концовки
Одно прохождение занимает в среднем 15-20 часов в зависимости от того, насколько тщательно вы будете исследовать локации. Это вполне адекватная продолжительность - игра не короткая, но и не слишком длинная.
Однако тут есть важный подвох - если вы хотите понять сюжет, то игру надо полностью пройти ТРИ РАЗА от начала до конца. И пока вы не получили "истинную концовку" (которая открывается лишь на 3-м прохождении) - можете считать, что вы ещё по-настоящему не прошли игру. Вот как это всё работает на практике:
1) На первом прохождении доступна только одна концовка и около 100 записок. Финал получился довольно сильным и неожиданным, но большинство сюжетных тайн тут остаётся без ответов.
2) Если вы начнёте перепроходить игру по второму кругу - то в игре появляется много новых сцен и около 70 дополнительных файлов. А также открываются три новые концовки - "Fox Wedding", "Fox Wets its Tail" и бонусный "UFO Ending" (кстати, он тут прикольно вписан в сценарий).
3) Ну и наконец на третьем прохождении ближе к концу появляется ещё несколько сцен, открывается около 10 записок и становится доступна главная концовка - "Ebisugaoka in Silence".
Идея интересная, но из-за этого игра сжирает очень много лишнего времени. И общий хронометраж растягивается до 40-50 часов. А это уже абсолютно дикая цифра для хоррора. Очевидно, что разрабам хотелось каким-то способом повысить реиграбельность и накрутить хронометраж - но вот так загонять игроков на третий круг подряд явно не стоило.
Перепроходить игру по второму разу мне было достаточно интересно - но третий забег уже получился скучноватым и напоминал пытку (особенно при том, что геймплей в SHF не ахти). Поэтому я считаю, что разрабам надо было сделать "тру эндинг" доступным на втором прохождении - и не мучить игроков попусту.
Ещё немного жаль, что в игре почти нет бонусного оружия и костюмов. С ними перепроходить игру было бы интереснее - но видимо разрабам не хватило времени на это. В итоге нам доступно только одно бонусное оружие (лазерный меч) и кринжевый DLC-костюм "розового зайчика" (который надо покупать за деньги).
Зато радует, что концовкам в SHF уделено весьма много внимания - больше, чем в любой другой части Сайлент Хилла. Здесь каждый финал раскрывает новые тайны о сюжете и персонажах. А в последних эпизодах игры открывается много новых сцен и диалогов в зависимости от того, на какую концовку вы идёте.
Ну и главная фишка - во всех основных эндингах мы должны сразиться с разными финальными боссами (кроме UFO). Так что в разных концовках вас поджидают 4 альтернативных босса. Бои с ними сделаны классно, поэтому вам наверняка захочется опробовать их всех.
Плюсы и Минусы
Основные достоинства и недостатки Silent Hill F
Плюсы:
+ Интересный сценарий.
+ Множество дневников и записок.
+ Таинственно-жутковатая атмосфера.
+ Приятная графика.
+ Дизайн города сделан очень красиво.
+ Отличная идея с "красными цветами".
+ Хорошо передан антураж Японии 1960х годов.
+ Смелые дизайны монстров.
+ Крутые босс-файты.
+ Сценки-убегушки в духе SHSM.
+ Символичные головоломки.
+ Хороший саундтрек.
+ Качественная озвучка.
+ Продолжительность около 20 часов.
+ Большая реиграбельность.
+ Интересные концовки.
+ Сильные вайбы Forbidden Siren в "туманном мире".
Минусы:
- Мало видов врагов и оружия.
- Боёвка сделана кривовато.
- Ограничение инвентаря раздражает.
- Однотипная подборка персонажей.
- Поздние эпизоды в альт-мире очень невнятные.
- Некоторые локации слишком линейны.
- Игра даёт сделать только 10 сейвов.
- Только одна концовка на первом прохождении.
- Надо потратить слишком много лишнего времени, чтобы получить true ending.
- Игру сложно воспринимать как Silent Hill, особенно в "альтернативном мире".
Итог
Много лет фанаты ждали новую часть SH, но на самом деле "F" имеет мало связи с Сайлент Хиллом. Он скорее воспринимается как фан-игра по мотивам различных японских ретро-хорроров. И объединяет в себе элементы не только из SH, но и из Forbidden Siren, Fatal Frame, Higurashi, Devil May Cry и Kuon.
Игра получилась немного кривоватой и со странными закидонами, но в целом она оставляет сильное впечатление и западает в душу. Если вы любите олдскульные японские ужасники, то наверняка останетесь довольны. А заодно игра научит вас, как превратиться в фурри. Разве не об этом вы всегда мечтали?

Другие интересные материалы
о хоррор-играх на нашем сайте
>> Обзоры хорроров <<
>> Самые странные ужасники <<
>> Музей хоррор-игр <<
Также вы можете подписаться на
Telegram-канал и Youtube-канал
Telegram-канал и Youtube-канал

Автор обзора: SilentPyramid
Дата публикации: 29.10.2025
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями:

























