Название: Silent Hill Shattered Memories
Дата релиза: 8 декабря 2009
Разработчик: Climax Group
Издатель: Konami
Изначальная платформа: Nintendo Wii
Порты: PS2, PSP
Дата релиза: 8 декабря 2009
Разработчик: Climax Group
Издатель: Konami
Изначальная платформа: Nintendo Wii
Порты: PS2, PSP
В 1999-м году первая часть Silent Hill за авторством молодой команды разработчиков "Team Silent" стала настоящим прорывом в хоррор-жанре, явившись одним из самых страшных и инновационных ужасников своего времени. С тех пор много воды утекло: создатель игры Кеичиро Тояма покинул Konami и занялся работой над новым хоррором Forbidden Siren, оригинальная команда Тим Сайлент распалась, а торговая марка "Silent Hill" начала гулять по рукам сторонних разработчиков.
Теперь, 10 лет лет спустя, выходит в свет Silent Hill Shattered Memories, официально заявленный как "переосмысление" оригинальной первой части. И опять же, разработка отдана на аутсорс - небольшой европейской компании Climax Group, ранее трудившейся над весьма посредственным Silent Hill Origins'ом.
Надо отметить, анонс Shattered Memories был встречен довольно прохладно. Учитывая, что предыдущая попытка Climax сделать игру под маркой "Silent Hill" по сути являлась бессмысленным и безыдейным клоном, мало кто из поклонников культовой серии возлагал надежды на новый проект европейских игроделов.
Тем не менее, в интервью продюсер игры Том Халетт (Tom Hulett) пообещал, что на этот раз всё будет совершенно по-другому... и к удивлению фанатов оказался прав. За прошедшее время Climax действительно провели серьёзную работу над ошибками и подошли к созданию новой игры гораздо более креативно, придумав для своего следующего проекта неплохой арсенал интересных идей и уделив больше внимания атмосфере.
Сюжет
История повествует о молодом писателе по имени Гарри Мэйсон, которому после автомобильной аварии приходится искать свою дочь Шерил в маленьком городке Сайлент Хилл. Звучит знакомо, не правда ли? Но не стоит думать, что Shattered Memories является ремейком SH1. Несмотря на заявления о "переосмыслении SH1", игра на самом деле имеет очень мало отношения к первой части. По сути, идея поисков дочери является чуть ли не единственным звеном, связывающим сюжет SHSM с оригиналом.
На протяжении игры мы встретим некоторых персонажей со знакомыми именами (Сибил, Лиза, Далия), но их личности изменены до неузнаваемости. Также мы можем встретить несколько сцен и локаций, напоминающих о первоисточнике (к примеру, сцена с раздвижным мостом или возможность посетить ночной клуб под названием "Balkan") - но если не брать во внимание эти небольшие отсылки, то сюжет Shattered Memories в целом является абсолютно новой самодостаточной историей.
По большому счёту, SHSM вообще имеет мало связи с Сайлент Хиллами. Примерно с таким же успехом игру можно было бы выпустить как "Clock Tower: Shattered Memories" или "Fatal Frame: Shattered Memories".
Но если оценивать SHSM как самостоятельное произведение - то надо признать, что история там получилась вполне интересной. Не углубляясь в спойлеры отмечу, что сюжет в игре продуман хорошо, а интрига сохраняется до самых последних минут, заставляя игрока внимательно следить за развитием событий. При этом сценаристы довольно креативно используют в истории элементы так называемого meta fiction'а.
Жаль только, что продолжительность Shattered Memories довольно мала по современным меркам - на полное прохождение уходит максимум один-два вечера. Если заранее знать куда идти и что делать, то игру вполне можно пройти за 3-4 часа с учётом просмотра всех заставок. Впрочем, это компенсируется наличием 5 концовок и большим потенциалом для повторных прохождений.
Геймплей и Новые Идеи
В SHSM мы блуждаем по городу, решаем головоломки и исследуем локации, освещая путь в темноте фонариком - но теперь наш верный спутник не просто лежит в кармане куртки. Мы можем непосредственно направлять луч света на интересующие нас объекты при помощи виимоута (как если бы игрок сам держал фонарь в руке).
Привычного инвентаря в SHSM больше нет - загадки теперь не требуют использования предметов, и лишь изредка мы будем находить ключи от запертых дверей (которые используются автоматически). Чтобы немного компенсировать отсутствие инвентаря и мотивировать игрока к исследованию окружающего мира, создатели ненавязчиво предлагают нам заняться собиранием памятных вещей (memento) - необычных безделушек, не имеющих ровным счётом никакого практического применения, но зачастую несущих в себе некий скрытый смысл.
Загадки преимущественно делятся на две разновидности: простенькие логические задачки с использованием виимоута (в стиле "возьмите банку и потрясите её, чтобы выпал ключ") и полноценные головоломки с необходимостью вводить цифровые коды или секретные слова на клавиатуре. В целом головоломки достаточно просты и обычно не вызывают каких-либо проблем - чаще всего разгадка становится очевидна сама собой, если внимательно осмотреть комнату. Но низкий уровень сложности головоломок тут вряд ли можно отнести к минусам - загадки вносят разнообразие в игровой процесс, при этом не заставляя игрока отвлекаться от атмосферы игры.
Что касается исследования города, то тут SHSM даёт не так много свободы, как хотелось бы. По сути всё сводится к довольно линейным пробежкам из из точки А в точку Б. Свободно поблуждать по просторам Сайлент Хилла не получится. Но тем не менее иногда игроку даётся несколько возможных способов добраться до точки назначения (к примеру, через два разных здания) - и это в некоторой степени компенсирует недостаток свободы.
Одной из основных особенностей SH-серии всегда был кошмарный альтернативный мир. Идея с разделением миров сохранена в Shattered Memories, но сам дизайн "иного мира" кардинально отличается от оригинальной серии - теперь вместо мясных стен и ржавых решёток нас будут пугать обледеневшей версией города. Также сильно уменьшена сравнительная продолжительность пребывания в "ином мире" - в кошмарной версии города мы проведём приблизительно лишь 10-15% общего игрового времени.
Стоит отметить, что монстры появляются только в ледяной альтернативе и на протяжении всей остальной части игры докучать они нам никак не будут, давая возможность тихо-мирно побродить по Сайлент Хиллу.
К слову о монстрах, большие изменения связаны и с боевой системой. А точнее, теперь никакой боевой системы в игре вообще нет. Да, вы не ослышались - в SHSM нельзя драться с монстрами и убивать их. Здесь нет оружия и боеприпасов, нельзя пускать в ход кулаки и делать нехитрые комбо, и уж тем более нельзя перекатываться и целиться с плеча. Теперь можно только убегать и прятаться. Поэтому игра по геймплею стала больше похожа на Clock Tower 3 и Gregory Horror Show. Такой подход разработчиков положительно сказывается на атмосфере и помогает сделать сцены в ледяной альтернативе более напряжёнными.
Как только монстры замечают Гарри, они издают дикий вопль и тут же начинают преследовать и атаковать его, цепляясь за несчастного писателя со всех сторон. И тут создатели используют возможности управления Nintendo Wii: чтобы скинуть чудище и освободиться, игрок должен пройти QTE-сценку, перемещая виимоут с нунчаком в пространстве и как бы повторяя телодвижения главного героя. Если нам всё же удастся отцепиться от преследователя, то упавшее на землю существо пролежит какое-то время без сознания, давая нам возможность убежать или спрятаться.
Чтобы сделать процесс убегания чуть веселее, разработчики добавили ещё пару новых идей. Теперь можно оглядываться назад при беге, что определённо добавляет острые ощущения. Также есть возможность опрокидывать за собой предметы, перегораживая проход преследователям.
Ещё одна новая фишка - теперь можно тихонько приоткрывать двери, осторожно заглядявая внутрь комнаты и осмотриваясь, нет ли внутри монстров. Также появились стелс-элементы и возможность прятаться от монстров в специальных местах-укрытиях (во время пряток камера переходит на вид от первого лица, как в Clock Tower 3 и Haunting Ground). Но на практике из-за чрезмерной зоркости и вездесущности монстров стратегия пряток в игре не очень эффективна - лучше просто бежать напролом. Поэтому геймплей тут строится именно на шустрых убегушках, а не на вдумчивом стелсе.
Ещё одна необычная деталь заключается в том, что погибнуть в кошмарном мире нельзя - ни при каких условиях игрок не увидит надпись "Game Over" на экране. Даже если монстры всё-таки одолеют Гарри, мы просто возвращаемся в начало ледяной сцены и должны пройти маршрут заново. Эта идея мне кажется несколько сомнительной - но нельзя сказать, что она сильно портит игру.
Весьма неожиданным нововведением стало наличие у главного героя сотового телефона, имеющего ряд полезных функций. Во-первых, в нашем распоряжении есть GPS-навигатор с картой местности, на которой при желании мы можем самостоятельно нарисовать любые пометки. Во-вторых, по телефону можно звонить и принимать звонки - в такие моменты звук исходит из динамика самого виимоута. Создатели предлагают нам подносить виимоут к уху как настоящий сотовый телефон, что довольно забавно.
Набирать можно абсолютно любые 7-значные номера - причём, в игре мы можем найти огромное количество скрытых телефонных номеров, которые можно узнать при внимательном изучении окружающего мира (эта идея наверняка покажется знакомой всем, кто играл в старый хоррор "Snatcher" от Хидео Кодзимы). Также можно принимать текстовые и звуковые сообщения.
Ещё одной интересной функцией является наличие камеры - при желании мы можем делать фотографии. Если фотографировать особые объекты, то таким способом можно выявлять призраков (что сильно напоминает Fatal Frame).
Психологический профиль
Но пожалуй самым интересным и необычным нововведением, подчёркивающим психологический подтекст Shattered Memories, является так называемый психологический профиль. Игра начинается с диалога в кабинете психолога, в котором нам даётся возможность пройти небольшой тест и ответить на вопросы в духе "отзывчивый ли вы человек?", "помогает ли вам алкоголь расслабиться?", "изменяли ли вы партнеру?" и так далее.
На протяжении игры мы будем постоянно возвращаться в этот кабинет и проходить новые тесты, причём все они довольно разнообразны. Например, игрок должен раскрасить картинку, выявить степень виновности различных персонажей из древней трагедии, или определить какие из представленных картинок кажутся вам сексуальными символами. Зачастую вместо письменных ответов мы можем кивать головой, используя виимоут - таким образом усиливается эффект присутствия в общении с доктором.
И, естественно, введено всё это в игру не просто так. Дело в том, что в зависимости от результатов теста многие элементы игры будут изменяться: сцены и диалоги, внешний вид и характер персонажей, доступные помещения и их дизайн, головоломки, облик монстров, текстовые и звуковые сообщения, а также концовка истории.
К примеру, если на вопрос об алкоголе вы ответите положительно - то в игре появятся дополнительные отсылки к алкогольной тематике. А в зависимости от того, как вы раскрасите дом на картинке со "счастливой семьёй", будет изменяться дизайн одного из реальных домов в игре. Таких моментов очень много - и все они в совокупности придают игре глубину и реиграбельность, повышая интерес к повторным прохождениям.
Графика и Звук
Графически Shattered Memories выполнен на хорошем уровне для Nintendo Wii. Очень радует насыщенность интерьеров различной мелочёвкой - в том числе читабельными плакатами, из которых можно узнать новые телефонные номера и прочую любопытную информацию. Всё это делает окружающий мир более живым и интересным. Улицы Сайлент Хилла тоже смотрятся вполне прилично и создают ощущение пребывания в реальном маленьком городке.
С дизайнами монстров ситуация обстоит похуже. Разработчики предлагают нашему вниманию только одну разновидность монстров - этаких обнажённых гуманоидов. Их облик может немного меняться в процессе игры в зависимости от вашего "психологического профиля" - но даже с учётом всех вариаций ассортимент получается не особо широким. И надо признать, что дизайн монстров в Shattered Memories явно не дотягивает до уровня Silent Hill 1-4.
Идея с "ледяным" дизайном альтернативного мира наверняка тоже не всем придётся по вкусу. Она интересна с концептуальной точки зрения и несёт в себе некоторый сюжетный символизм - но визуально такой "ледяной мир" выглядит менее впечатляюще, чем альтернативные миры в каноничных частях Silent Hill'а.
О музыкальном сопровождении, честно говоря, судить довольно сложно. С одной стороны, оно выполнено неплохо. Но учитывая, что написанием музыки занимался легендарный Акира Ямаока, невольно возникает ощущение что OST Shattered Memories был написан на скорую руку и без особого энтузиазма. В игре присутствует несколько интересных композиций, но в целом музыкальный фон звучит как-то серо и не очень выразительно по сравнению с предыдущими частями. Примечательно, что незадолго до релиза игры подтвердилась информация о том, что Ямаока окончательно покидает Konami. Возможно, в связи с этим у японского композитора не было возможности вплотную заняться написанием музыки для Climax?
Атмосфера
В плане атмосферы Shattered Memories довольно дуалистичен. Игру можно условно разделить на две принципиально разных составляющие, каждая из которых обладает своей ярко выраженной атмосферой: обычный мир и ледяной кошмар.
В обычном мире мы спокойно исследуем локации, проникаясь приятным ощущением лёгкой меланхолии и одиночества - причём, авторы абсолютно не заставляют игрока куда-то спешить, с кем-то сражаться или что-то собирать. Тут даже головоломки специально сделаны так, чтобы не препятствовать прохождению игры на одном дыхании. Большую часть Shattered Memories, которую мы проводим в "обычном" мире, даже сложно назвать хоррором - ничего особо страшного там по сути нет.
Но недостаток хоррор-элементов в обычном мире компенсируется сценами в ледяном кошмаре - этот мир крайне враждебен и заставляет постоянно двигаться. Здесь нас всегда преследуют монстры, не давая ни секунды передохнуть и сориентироваться в пространстве. Регулярное чередование спокойных блужданий по городу и напряжённых эпизодов спасения из ледяного мира являются своеобразной изюминкой игры.
Плюсы и Минусы игры
Основные достоинства и недостатки Shattered Memories
Плюсы:
+ Много оригинальных геймплейных нововведений.
+ Шикарная идея с "психологическим профилем".
+ Интересно исследовать окружающий мир.
+ Уклон в беззащитность идёт игре на пользу.
+ Хороший, продуманный сценарий.
+ Отличная графика по меркам Wii.
+ Приятная зимняя мрачно-меланхоличная атмосфера.
+ Игру интересно перепроходить заново.
+ Неплохое музыкальное оформление.
Минусы:
- Разработчики обещали "переосмысление SH1" - но игра больше похожа на сторонний хоррор-проект, на который навесили торговую марку Silent Hill.
- Дизайны монстров слабоваты.
Итог:
Shattered Memories почти никак не связан с другими частями SH-серии и скорее воспринимается как совершенно отдельная хоррор-игра. Но это определённо достойный представитель жанра психологических хорроров. Интересный сюжет, атмосфера, хорошее графическое оформление, большое количество любопытных идей и геймплейных находок, а также внимательность разработчиков к деталям - всё это делает SHSM проектом, в полной мере заслуживающим внимания поклонников жанра.
Автор статьи: SilentPyramid
Дата публикации: 14.12.2009
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями: