Forbidden SIREN

Silent Hill Shattered Memories - обзор хоррор-игры




Название: Silent Hill Shattered Memories
Дата релиза: 8 декабря 2009
Разработчик: Climax Group
Издатель: Konami
Изначальная платформа: Nintendo Wii
Порты: PS2, PSP

В 1999-м году первая часть Silent Hill за авторством Team Silent стала настоящим прорывом в хоррор-жанре, явившись одним из пионеров концепции психологического хоррора в видеоиграх. С тех пор много воды утекло: создатель серии Кеичиро Тояма покинул Konami и занялся работой над новым хоррор-проектом, оригинальная команда Тим Сайлент распалась и её бывшие участники разбрелись кто куда, а торговая марка "Silent Hill" начала гулять по рукам сторонних разработчиков. Теперь, 10 лет лет спустя, выходит в свет Silent Hill Shattered Memories, официально заявленная как "переосмысление" оригинальной первой части. И опять же, разработка отдана на аутсорсинг - небольшой европейской компании Climax Group, ранее трудившейся над не снискавшим особых лавров Silent Hill Origins.

Надо отметить, анонс очередной игры от сторонних разработчиков был встречен довольно прохладно. Учитывая, что предыдущая попытка Climax сделать что-то под маркой "Silent Hill" по сути являлась бессмысленным и безыдейным клоном, мало кто из поклонников культовой серии возлагал надежды на новый проект европейских игроделов. Тем не менее, в интервью продюсер игры Том Халетт (Tom Hulett) пообещал, что на этот раз всё будет совершенно по-другому... и к большому удивлению фанатов оказался прав. За прошедшее время Climax действительно сделали работу над ошибками и подошли к созданию новой игры максимально креативно, собрав воедино большое количество интересных геймплейных идей и нововведений, но в то же время уделив много внимания сюжету и атмосфере.



Как и раньше, история повествует о молодом писателе Гарри Мэйсоне, которому после автомобильной аварии приходится искать свою дочь Шерил в маленьком городе под названием Сайлент Хилл. Звучит знакомо, не правда ли? Но не стоит делать поспешных выводов - на самом деле идея поисков дочери является чуть ли не единственным звеном, связывающим сюжет SHSM с оригиналом. На протяжении игры мы встретим некоторых персонажей со знакомыми именами (Сибил, Лиза, Далия) и увидим несколько сцен и локаций, напоминающих о первоисточнике (к примеру, сцена с раздвижным мостом или возможность посетить ночной клуб под названием "Balkan") - но если не брать во внимание эти небольшие отсылки, то сюжет Shattered Memories в целом является абсолютно новой самодостаточной историей. И надо признать, эта история удалась на славу. Не углубляясь в спойлеры отмечу, что сюжет продуман отлично, и интрига сохраняется до самых последних минут, заставляя игрока постоянно теряться в догадках и внимательно следить за развитием событий. И даже после того как концовка раскрывает правду о случившемся, все равно остается определенный простор для размышлений над деталями сюжета и над поднятыми в игре проблемами.



Игровой процесс также подвергся серьезным изменениям. Подобно предыдущим играм серии, на протяжении SHSM мы путешествуем по городу, решаем головоломки и исследуем локации, освещая путь в темноте фонариком - но теперь наш верный спутник не просто лежит в кармане куртки. Мы можем непосредственно направлять луч света  на интересующие нас объекты при помощи виимоута (как если бы игрок сам держал фонарь в руке), что позволяет в большей степени погрузиться в игру и почувствовать себя непосредственным участником действия. Никакого инвентаря в SHSM нет - загадки теперь не требуют использования предметов, и лишь изредка мы будем находить ключи от запертых дверей (которые используются автоматически). Чтобы немного компенсировать отсутствие инвентаря и мотивировать игрока к исследованию окружающего мира, создатели ненавязчиво предлагают нам заняться собиранием памятных вещей (memento) - необычных безделушек, не имеющих ровным счетом никакого практического применения, но зачастую несущих в себе некий скрытый смысл. Довольно оригинально.

Что касается исследования города, в отличии от первоисточника, в SHSM нельзя свободно поблуждать по просторам Сайлент Хилла. Но тем не менее зачастую игроку дается несколько возможных способов добраться до точки назначения (к примеру, через два разных здания) - и это в определенной степени создает ощущение свободы передвижения. Сам по себе город выполнен очень хорошо и прекрасно создает впечатление пребывания в реальном маленьком городке.

Одной из основных особенностей SH-серии всегда был кошмарный альтернативный мир. Идея с разделением миров сохранена в Shattered Memories, но сам дизайн "иного мира" разительно отличается от оригинальной серии - теперь вместо мясных стен и ржавых решеток нас будут пугать обледеневшей версией города. Также сильно уменьшена сравнительная продолжительность пребывания в "ином мире" - за всю  игру в кошмарной версии города мы проведем приблизительно лишь 10-15% общего игрового времени. Стоит отметить, что монстры появляются только в ледяной альтернативе и на протяжении всей остальной части игры докучать они нам никак не будут, давая возможность тихо-мирно побродить по Сайлент Хиллу.



К слову о монстрах, большие изменения связаны и с боевой системой. А точнее, теперь никакой боевой системы в игре нет вовсе. Да, вы не ослышались - в SHSM нельзя драться с монстрами и тем более убивать их. Здесь нет оружия и боеприпасов, нельзя пускать в ход кулаки и делать нехитрые комбо, нельзя швыряться в ненавистных супостатов заранее припасенными телевизорами и печатными машинками, и уж тем более нельзя перекатываться и целиться с плеча. Можно только убегать и прятаться. Бесспорно, такой подход разработчиков положительно сказывается на напряженности сцен в ледяной альтернативе. Гротескные создания, заприметив Гарри, издают леденящий душу вопль и тут же начинают преследовать и атаковать его, цепляясь за несчастного писателя со всех сторон - и тут создатели очень умело используют возможности управления Wii: чтобы скинуть чудище и освободиться, игрок должен как бы повторять движения главного героя, соответствующим образом перемещая моут и нунчак в пространстве. Если нам все же удастся отцепиться от преследователя, то упавшее на землю существо пролежит без сознания, давая главному герою возможность убежать или спрятаться. В случае пряток вид переключается на первое лицо, пока мы находимся в укрытии. Также довольно интересно, что теперь можно тихонько приоткрыть дверь, осторожно заглянув внутрь комнаты и осмотревшись, нет ли внутри монстров. О приближении врагов также предупреждает характерный нойз-эффект и звуковые помехи. Хотя на практике из-за чрезмерной зоркости и вездесущности монстров стратегия пряток в игре не очень эффективна - и всегда лучше бежать напролом. Еще из интересных задумок, связанных с преследованиями, можно отметить возможность оглядываться при беге (практическая полезность сомнительна, но определенно добавляет острые ощущения) и опрокидывать за собой предметы, перегораживая проход. Хотя для хоррор-игры это довольно необычно, но погибнуть в кошмарном мире нельзя - ни при каких условиях игрок не увидит надпись "Game Over" на экране. Даже в случае если монстры все-таки поймают Гарри, мы просто возвращаемся в начало ледяной сцены и должны пройти маршрут заново.



Другим существенным нововведением стало наличие у главного героя сотового телефона, имеющего ряд полезных функций. Во-первых, в нашем распоряжении есть GPS-навигатор с картой местности, на которой при желании мы можем самостоятельно нарисовать любые пометки. Во-вторых, по телефону можно звонить и принимать звонки - в такие моменты звук исходит из динамика самого виимоута. Создатели предлагают нам подносить виимоут к уху как настоящий сотовый телефон, что довольно забавно. Набирать можно абсолютно любые 7-значные номера - причем, в игре мы можем найти просто огромное количество скрытых телефонных номеров, которые можно узнать при внимательном изучении окружающего мира (эта идея наверняка покажется знакомой всем, кто играл в Snatcher Хидео Кодзимы). Также можно принимать текстовые и звуковые сообщения. Еще одной интересной функцией является наличие камеры - при желании мы можем делать фотографии. Если фотографировать особые объекты, то таким способом можно выявлять призраков (что сильно напоминает Fatal Frame).



Но пожалуй самым интересным и необычным нововведением, подчеркивающим психологический подтекст Shattered Memories, является так называемый психологический профиль. Игра начинается с диалога в кабинете психолога, в котором нам дается возможность пройти небольшой тест и ответить на вопросы в духе "отзывчивый ли вы человек?", "помогает ли вам алкоголь расслабиться?", "изменяли ли вы партнеру?" и так далее. На протяжении игры мы будем постоянно возвращаться в кабинет психолога и проходить новые тесты, причем все они довольно разнообразны и интересны - например, возможность раскрасить картинку, выявить степень виновности различных персонажей из древней трагедии, или определить какие из представленных картинок кажутся вам сексуальными символами. Зачастую вместо письменных ответов мы должны кивать головой, используя виимоут - таким образом усиливается эффект присутствия в общении с доктором. И, естественно, введено все это в игру не просто так. Дело в том, что в зависимости от результатов теста многие элементы игры будут изменяться: в частности сцены и диалоги, внешний вид и характер персонажей, доступные помещения и их дизайн, головоломки, облик монстров, текстовые и звуковые сообщения - и, разумеется, концовка. К примеру, если на вопрос об алкоголе вы ответите положительно - то в игре появятся дополнительные отсылки к алкогольной тематике, а в зависимости от того, как вы раскрасите дом на картинке со "счастливой семьей", будет изменяться цвет дома главного героя. Таких моментов очень много - и все они в совокупности придают игре необычайную глубину, повышая интерес к повторным прохождениям Shattered Memories.

Графически игра выполнена на хорошем для Wii уровне, и в целом нареканий не вызывает. Очень радует насыщенность интерьеров различной мелочевкой - в том числе читабельными плакатами, из которых можно узнать новые телефонные номера и любопытную информацию. Все это делает окружающий мир более живым и интересным. Загадки преимущественно делятся на две разновидности: логические загадки с использованием виимоута (в стиле "возьмите банку и потрясите её, чтобы выпал ключ") и полноценные головоломки с необходимостью вводить цифровые коды или секретные слова на клавиатуре. В целом головоломки достаточно просты и обычно не вызывают каких-либо проблем - чаще всего разгадка становится очевидна сама собой, если внимательно осмотреть комнату. Но низкий уровень сложности головоломок вряд ли можно отнести к минусам, так как в целом загадки вносят разнообразие в игровой процесс, при этом абсолютно не заставляя игрока отвлекаться от атмосферы игры.



О музыкальном сопровождении, честно говоря, судить довольно сложно. С одной стороны, оно выполнено неплохо, но в то же время, учитывая что написанием музыки занимался никто иной как Акира Ямаока, невольно возникает ощущение что OST Shattered Memories был написан на скорую руку и без особого энтузиазма. В игре присутствует несколько интересных композиций, но в целом приходится признать, что музыкальный фон звучит довольно серо и невыразительно. И даже кавер на песню Бренды Ли и Элвиса Пресли "Always on My Mind", 60-секундный отрывок из которого нам дают послушать где-то в середине игры, не особо исправляет ситуацию. Примечательно, что незадолго до релиза игры подтвердилась информация о том, что Ямаока окончательно покидает Konami. Возможно, в связи с этим у японского композитора не было возможности вплотную заняться написанием музыки для Climax?

Ну и конечно же одной из самых сильных сторон Shattered Memories является атмосфера. Игру можно условно разделить на две принципиально разных составляющие, каждая из которых обладает своей ярко выраженной атмосферой: обычный мир и ледяной кошмар. В обычном мире мы спокойно исследуем локации, проникаясь ощущением некой меланхолии и одиночества - причем, авторы абсолютно не заставляют игрока куда-то спешить, с кем-то сражаться или что-то собирать. И даже головоломки специально сделаны так, чтобы не препятствовать прохождению игры на одном дыхании. Большую часть Shattered Memories, которую мы проводим в "обычном" мире, весьма сложно назвать хоррором - ничего страшного там по сути нет. Но недостаток хоррор-элементов в обычном мире компенсируется сценами в ледяном кошмаре - этот мир крайне враждебен и заставляет постоянно двигаться, не давая ни секунды чтобы передохнуть и сориентироваться в пространстве. Постоянное чередование исследования города с крайне напряженными эпизодами спасения из ледяного мира является своеобразной изюминкой игры. Жаль только, что продолжительность Shattered Memories весьма мала - на полное прохождение уходит максимум один-два вечера. Если заранее знать куда идти и что делать, то игру вполне можно пройти за 3-4 часа с учетом просмотра всех заставок. Впрочем, это компенсируется наличием 5 концовок и большим потенциалом для перепрохождения.

Подводя итог можно сказать, что Silent Hill Shattered Memories практически никак не связан с другими частями SH-серии и скорее воспринимается как совершенно отдельная, самостоятельная игра. Но это определенно достойный представитель жанра психологических хорроров. Интересный сюжет, атмосфера, хорошее графическое оформление, большое количество любопытных идей и геймплейных находок, великолепное использование особенностей управления Wii, внимательность разработчиков к деталям, а также высокий потенциал для перепрохождения - все это делает SHSM проектом, в полной мере заслуживающим внимания поклонников жанра.


Полезные ссылки:
>>Официальный американский сайт<<
>>Официальный японский сайт<<
>>Интро-ролик<<









Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 14.12.2009