Название: ZERO ~Tsukihami no Kamen~
Дата релиза: 31 июля 2008
Изначальная платформа: Nintendo Wii
Порты: PC, Switch, PS4, PS5, Xbox One, Xbox X\S
Разработчик: Tecmo \ Grasshopper Manufacture
Издатель: Nintendo
Дата релиза: 31 июля 2008
Изначальная платформа: Nintendo Wii
Порты: PC, Switch, PS4, PS5, Xbox One, Xbox X\S
Разработчик: Tecmo \ Grasshopper Manufacture
Издатель: Nintendo
На протяжении многих лет серия японских хорроров Fatal Frame (Project ZERO) была тесно связана с приставкой PlayStation 2. Но после выхода третьей части, разработчики внезапно решили уйти от Sony и подружиться с компанией Nintendo. Поэтому четвёртая игра стала эксклюзивом для Wii, а Нинтенда получила почётный статус издателя.
Эта дружба вскоре привела к неприятной ситуации: в один прекрасный день руководство Nintendo почему-то решило отменить англоязычный релиз Fatal Frame 4. В итоге игра вышла только в Японии и только на японском языке.
К счастью, западные фанаты Фатал Фреймов не сидели сложа руки - они решили исправить ситуацию, смастерив самодельный англоязычный фан-перевод. И после нескольких месяцев работы, в начале 2010-го года наконец был выпущен патч с полным переводом всей игры. Так что теперь вы наконец-то сможете пройти Fatal Frame 4 на понятном языке.
Разработка и Создатели
Предыдущие части Fatal Frame единолично разрабатывала компания Tecmo. Но четвёртая часть стала необычным экспериментом - помимо Текмовцев, в её создании также участвовали люди из GrassHopper Manufacture и Nintendo. Давайте разберёмся, кто же делал игру?
1) Директором и главным сценаристом был Makoto Shibata - создатель серии Fatal Frame. Он также работал над тремя предыдущими частями.
2) Вспомогательным директором и сценаристом стал Goichi Suda (Suda 51) - автор хорроров Moonlight Syndrome, Silver Case, Michigan и Shadows of the Damned. Он работал в основном над эпизодами, где мы играем за полицейского по имени Чоширо Киришима (эти эпизоды ощутимо отличаются от остальной игры по геймплею и стилистике).
3) Ещё одним вспомогательным сценаристом был Masahiro Yuki. Раньше он вместе с Судой писал сценарий для игры Silver Case: 25th Ward. А в Fatal Frame 4 он работал над эпизодами про девушку по имени Мисаки.
4) Также к игре приложил руку Toru Osawa - создатель игр "Famicom Tantei Club" и "Famicom Tantei Club 2" (которые были одними из самых первых хорроров на нинтендовских консолях). В титрах Fatal Frame 4 он значится как co-producer, но в интервьюшках разработчики отмечают, что по сути он выполнял роль ещё одного директора наряду с Шибатой и Судой.
5) Главным композитором стал Masafumi Takada. Раньше он работал над многими играми Grasshopper Manufacture (Silver Case, Killer7, Michigan, FSR), а потом писал саундтреки для серии Danganronpa.
6) Продюсером игры стал Keisuke Kikuchi. Он также продюсировал все предыдущие части Fatal Frame (и постоянно работает вместе с Шибатой).
Сюжет и Персонажи
История "Маски Лунного Затмения" повествует о таинственном острове Рогецу. Долгое время остров имел дурную славу и был отрезан от внешнего мира, в результате чего там сформировалась уникальная система мифов и поверий.
Каждые 10 лет во время лунного затмения обитатели Рогецу проводили священный обряд, надевая маски и исполняя танец "Кагура", чтобы почтить память умерших.
В 1970-м году во время этого обряда произошёл странный инцидент: пять девочек, присутствовавших на церемонии, были похищены. Позже их обнаружили в подземных тоннелях - но у всех пятерых развилась тяжелая форма амнезии, в результате которой жертвы похищения полностью потеряли память.
Личность и истинные мотивы похитителя так и остались загадкой для полиции.
Спустя два года произошёл ещё более странный случай: всего лишь за один день остров стал необитаем. Большинство жителей погибли при неизвестных обстоятельствах, остальные - бесследно исчезли.
Причём, на лицах всех трупов застыло выражение ужаса. Что могло послужить причиной произошедшего? И что видели погибшие жители острова перед смертью?
С тех пор прошло ещё 8 лет. Мариэ Шиномия и Томоэ Нанамура - две девушки, похищенные во время церемонии 10 лет назад - умирают от загадочной болезни. Их искажённые в гримасе предсмертного ужаса лица явно свидетельствует о том, что смерти девушек как-то связаны с трагедией на острове Рогецу.
Предчувствуя, что их вскоре ожидает такая же участь, трое оставшихся жертв похищения (Мисаки Асо, Мадока Цукимори и Рука Миназуки) решают отправиться на остров, где прошло их детство, чтобы понять причины произошедших событий, спастись от нависшего проклятья и вернуть потерянные воспоминания.
Но на острове их ждёт маленький сюрприз - вскоре выясняется, что Рогецу населён жуткими призраками!
Игра разделена на 13 глав, в различных эпизодах мы играем за разных героев. Такой подход к подаче сюжета сильно напоминает Forbidden Siren, где тоже история состояла из эпизодов про разных персонажей.
В Fatal Frame 4 мы сможем увидеть события игры от лица четырёх участников истории: троих вернувшихся на остров девушек (Madoka, Misaki, Ruka), а также бывшего офицера полиции по имени Choshiro Kirishima.
Им предстоит исследовать остров Рогецу и понять, что здесь на самом деле случилось.
Достоинства Сценария
Сюжет "Маски Лунного Затмения" мне очень понравился. За развитием событий интересно следить, всегда присутствует интрига, а персонажам реально сопереживаешь. Плюс к этому сценарий изобилует различными мифологическими и психологическими подтекстами, оставляя внимательным игрокам простор для размышлений.
В процессе блужданий по острову мы будем постепенно узнавать подробности истории, читая всевозможные дневники и записки, прослушивая аудиозаписи и просматривая киноленты через проектор.
В Fatal Frame 4 можно найти полторы сотни различных документов, подробно рассказывающих о культуре, обрядах и истории острова Рогецу, а также раскрывающих внутренний мир и переживания персонажей. Таким образом, игра предлагает довольно большой объём материалов для чтения, что позволяет глубже понять историю.
Также новая часть Fatal Frame в большей степени акцентирует внимание на психологической тематике, нежели её предшественники. Значительную часть игры мы проводим в здании заброшенной психиатрической лечебницы, знакомясь с историями пациентов, ставших жертвами загадочной "лунной болезни". Это отчасти напоминает эпизоды в госпитале Брукхэвен из Silent Hill 2.
Основными темами игры являются личность и воспоминания; обречённость, потеря собственного "я" и внутренняя опустошённость. Мелодия человеческой души, постепенно угасающая во тьме безлунной ночи. И поиски навсегда ушедшего прошлого.
Геймплей и Новые Идеи
Общая концепция игрового процесса осталась прежней: мы блуждаем с фонариком по жутковатым локациям, исследуем всё вокруг, ищем полезные предметы, а также сражаемся со смертоносными призраками, используя против них специальный фотоаппарат под названием Camera Obscura.
Но управление и ряд геймплейных деталей претерпели изменения. Теперь за перемещение персонажа отвечает аналоговая ручка "нунчака", а луч фонарика и камеру мы направляем посредством "виимоута". Однако управление в игре реализовано не через оптический датчик виимоута (как, например, в Ju-on: the Grudge или Silent Hill Shattered Memories), а через встроенный акселерометр. Поэтому для управления фонарём и камерой нужно вертеть виимоутом, накреняя его в разные стороны.
Почему разработчики выбрали именно акселерометр, а не оптический датчик? Наверное это связано с тем, что при использовании оптического датчика в играх часто возникает проблема, когда после встряски моута связь с сенсорной планкой теряется (в Ju-On из-за этого управление периодически терялось и камера начинала хаотично крутиться). Но благодаря использованию иной системы управления, в Fatal Frame 4 нам не придётся сталкиваться с подобными трудностями даже несмотря на необходимость люто-бешено махать моутом при каждой атаке призраков.
Зато есть другая проблема. Дело в том, что управление в игре получилось недостаточно отзывчивым - передвижение луча фонарика и прицела фотоаппарата вверх\вниз работает нормально, а вот движение вправо\влево и по диагонали работает гораздо хуже. Из-за кривоватого управления, становится практически невозможно держать точный прицел на быстро движущихся призраках.
По этой причине разработчики предусмотрительно ввели в игру систему авто-наведения: теперь нам достаточно лишь один раз поймать призрака в фокус - и если в этот момент зажать кнопку "Z", то дальше камера уже автоматически будет держать прицел на противнике.
Такое нововведение позволяет в некоторой степени преодолеть издержки управления, но в то же время сильно упрощает боевую систему.
Помимо привычной фотокамеры, в игру также введён новый вид оружия - специальный "спиритический фонарь", пользоваться которым можно только в эпизодах за полицейского - Чоширо Киришиму.
Если камера-обскура набирает силу при длительной фокусировке на одном призраке, то спиритический фонарь можно усиливать вне зависимости от точности наведения (чем дольше мы выжидаем и копим энергию, зажимая кнопку атаки - тем более сильные повреждения нанесёт призракам свет от фонаря). И благодаря большому радиусу поражения, целиться им существенно проще, чем фотокамерой.
Другой геймплейной новинкой, призванной облегчить жизнь геймерам, стала возможность покупать лечебные предметы и различные типы фотоплёнки за очки, получаемые при каждом успешном фотографировании призраков. По сути, это аналог системы магазинов из Parasite Eve 2 и Resident Evil 4.
Закупаться предметами можно в любой точке сохранения, а очков даётся более чем достаточно, чтобы ублажить даже самого расточительного игрока. Это ощутимо снижает элемент "выживания" - теперь можно свободно закупаться лечилками и не бояться, что они вдруг закончатся.
Я считаю, что разработчикам не стоило вводить идею с магазинами - в Фатал Фреймах она выглядит как-то совсем неуместно. Но нельзя сказать, что она сильно портит игру. В принципе вы можете просто не пользоваться этими магазинами и игнорировать их.
Кстати, на высоких уровнях сложности нововведение с магазинами фактически устраняется из геймплея. На "Hard Mode" в них уже нельзя покупать лечилки, а в режиме "Nightmare Mode" магазины совсем исчезают.
Несколько изменён процесс поиска и собирания предметов. Если раньше все предметы были сразу заметны при входе в комнату и подсвечивались синим огоньком, то теперь на присутствие в комнате каких-либо вещей или дневников указывает лишь специальный индикатор ("Item Filament") в нижнем углу экрана.
Посредством индикатора, мы должны предварительно определить, в какой части комнаты находится предмет, а потом посветить туда фонариком. И лишь после того, как мы высветим искомую вещицу лучом фонаря, её можно будет наконец взять.
Также в Fatal Frame 4 разработчики добавили фишку с медленным и осторожным поднятием предметов (эту идею явно позаимствовали из более ранней хоррор-игры Hungry Ghosts). Когда мы находим какой-нибудь предмет и собираемся взять его - начинается небольшая сценка, в которой героиня меееедлееенно протягивает руку к вещице. И каждый раз приходится нервничать: а вдруг сейчас вылезет призрак и схватит нас за руку? Это делает процесс собирания предметов более напряжённым и атмосферным.
Чтобы мотивировать игрока внимательнее осматривать интерьеры помещений, в игру также введён любопытный опциональный сайд-квест: поиск разбросанных по локациям кукол. В общей сложности в игре 79 кукол, и многие из них весьма изощрённо запрятаны - так что собрание полной коллекции станет хорошим тестом на внимательность для перфекционистов, желающих пройти игру на 100%.
Помимо этого, в Fatal Frame 4 есть ещё одна интересная штука под названием "Ghost List". Это фотоальбом, куда заносятся фотографии всех встреченных привидений (а также информация о них). В игре можно встретить более 200 призраков - сможете ли вы найти и сфотографировать их всех?
Графика и Камера
С точки зрения визуального оформления игра смотрится очень хорошо по меркам Nintendo Wii. Нельзя сказать, что графика подверглась каким-то принципиальным изменениям со времён предыдущих частей (всё же Wii по характеристикам недалеко ушла от PS2), но окружение и персонажи выглядят заметно лучше.
Большую роль играет проработка и дизайн локаций: мрачные коридоры с висящими на стенах жуткими масками настраивают игрока на нужный лад. А обилие различных любопытных деталей пробуждает интерес к внимательному исследованию окружающего мира.
Ещё надо отметить, что в четвёртой части разработчики решили сделать камеру более динамичной. Если в предыдущих играх часто использовалась статичная камера с фиксированными ракурсами, то теперь камера постоянно движется вместе с персонажем, демонстрируя вид со спины.
В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, теряется эффект "кинематографичных ракурсов" и спина персонажа порой начинает мозолить глаз. Но с другой стороны, свободная камера помогает сделать процесс исследования окружающего мира более живым и удобным.
При этом в игре также доступен вид от первого лица. Он автоматически включается, когда мы берём в руки фотоаппарат. Возможность переключаться между 1-м и 3-м лицом вносит разнообразие в геймплей и позволяет лучше осмотреть локации.
Атмосфера и Звук
Блуждания по безлюдным зданиям и мрачным тоннелям всегда являлись неотъемлемой частью притягательного антуража Фатал Фреймов - и здесь атмосфера заброшенности и одиночества передана отлично, позволяя нам мысленно перенестись на таинственный остров и почувствовать себя в роли главных героев истории. А от некоторых встреч с призраками мурашки бегут по коже.
Важную роль в создании атмосферы также играет звуковое сопровождение. В Fatal Frame 4 практически нет музыки в традиционном понимании этого слова - саундтрек игры преимущественно состоит из нойза и эмбиента. Скрипы открывающихся дверей, звуки шагов, завывания ветра, радиопомехи, обрывки фраз, вопли и стоны призраков - всё это сливается в единую какофонию. Жуть, в общем! Но это как раз то, что нужно для хоррор-игры.
По доброй традиции, в написании саундтрека приняла участие певица Tsukiko Amano, исполнившая две песни для финальных титров - "Zero no Chouritsu" и "NOISE". Мы можем услышать их в различных концовках. Обе песни мне очень понравились - их сразу хочется добавить в mp3-плеер, а потом переслушивать снова и снова.
Реиграбельность и Концовки
В "Маске Лунного Затмения" присутствует два варианта финала. Но, к сожалению, самостоятельно повлиять на исход истории нельзя. Как и во всех предыдущих частях, на первом прохождении доступна лишь одна концовка - а другую концовку можно получить только если пройдём игру второй раз на более высокой сложности.
Помимо дополнительной концовки, разработчики также предлагают нам ряд различных бонусов, которые можно открыть после прохождения: галерея, новые линзы для камеры-обскуры, костюмы для персонажей и режим миссий. Всё это обеспечивает определённую мотивацию для повторных прохождений.
А учитывая, что одно прохождение занимает в среднем 12-20 часов, игра способна подарить много бессонных ночей всем любителям хоррор-игр.
Плюсы и Минусы игры
Основные достоинства и недостатки Fatal Frame 4
Плюсы:
+ Атмосфера страха и одиночества.
+ Великолепная история.
+ Более 150 записок, дневников и прочих файлов.
+ Исследовать окружающий мир очень интересно.
+ Отличная проработка интерьеров.
+ Необычный геймплей с кучей оригинальных задумок.
+ Хорошее звуковое оформление.
+ Качественная озвучка.
+ Новые песни Цукико Амано.
+ Большая продолжительность (12-20 часов).
+ Много всяких бонусов, открывающихся после прохождения.
Минусы:
- Управление через виимоут не очень удобное. Но к нему можно привыкнуть.
- Из-за автонаведения боёвка стала очень простой.
- На первом прохождении доступна только одна концовка.
Итог:
Надо признать, переезд на новую платформу не обошёлся без мелких технических недоработок - схема управления на Nintendo Wii получилась кривоватой. Но несмотря на это, "Маска Лунного Затмения" определённо является одной из таких игр, которые не должен пропустить ни один настоящий поклонник японских хорроров. Великолепная атмосфера и отличная история делают игру достойным продолжателем традиций Fatal Frame, давая нам возможность в очередной раз окунуться в завораживающий мир таинственных ритуалов, заброшенных поселений и жутких призраков.
Трейлер игры
Ремастер Fatal Frame 4 для PC, PS4, PS5,
Switch, Xbox One и Xbox X\S
Изначально Fatal Frame 4 выходил только для Nintendo Wii и только в Японии. Но в 2023-м году игру наконец-то портировали на другие платформы. И впервые официально выпустили на английском языке (спустя аж 15 лет после японского релиза).
Так что если вы ещё не прошли Fatal Frame 4 - то вот хороший шанс наверстать упущенное.
Так что если вы ещё не прошли Fatal Frame 4 - то вот хороший шанс наверстать упущенное.
В дополнительной статье мы разберём, чем Ремастер 2023 года отличается от версии для Wii:
Видео из Ремастера
Другие интересные материалы
о хоррор-играх на нашем сайте
>> Обзоры хорроров <<
>> Самые странные ужасники <<
>> Музей хоррор-игр <<
Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал
Youtube-канал и Telegram-канал
Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 20.02.2010
Статья обновлена: 20.03.2023
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями: