Forbidden SIREN

Fatal Frame 4 (ZERO: Tsukihami no Kamen) - обзор игры




Название: ZERO ~Tsukihami no Kamen~ (零~月蝕の仮面~)
Дата релиза: 31 июля 2008
Платформа: Nintendo Wii
Разработчик: Tecmo\Grasshopper Manufacture
Издатель: Nintendo
Язык: японский, английский (фан-перевод).

На протяжении многих лет судьба японской хоррор-серии ZERO (Fatal Frame) была неразрывно связана с приставкой PlayStation 2. Но перед выходом четвёртой части, разработчики внезапно решили уйти от Sony и начать сотрудничество с компанией Nintendo - поэтому новая игра стала эксклюзивом для Wii, а Нинтенда получила почётный статус издателя.

А потом произошёл весьма неприятный поворот событий: в один прекрасный день руководство Nintendo почему-то решило отменить англоязычный релиз Fatal Frame 4. В итоге игра вышла только в Японии, и только на японском языке. Неужели люди, не умеющие читать по-японски, теперь никогда не смогут поиграть в четвёртую часть...?

Но, к счастью, западные фанаты Fatal Frame не сидели сложа руки - они решили исправить ситуацию, смастерив самодельный фан-перевод. И после нескольких месяцев работы, в начале 2010-го года наконец был выпущен патч с полным переводом
игры на английский язык.



История "Маски Лунного Затмения" (именно так переводится подзаголовок игры) повествует о таинственном острове Рогецу. Долгое время остров имел дурную славу и был отрезан от внешнего мира, в результате чего там сформировалась уникальная система мифов и поверий. Каждые 10 лет во время лунного затмения обитатели Рогецу проводили священный обряд, надевая маски и исполняя танец "кагура", чтобы почтить память умерших. В 1970-м году во время этого обряда произошёл странный инцидент: пять девочек, присутствовавших на церемонии, были похищены. Позже их обнаружили в подземных тоннелях - но у всех пятерых развилась тяжелая форма амнезии, в результате которой жертвы похищения полностью потеряли память. Личность и истинные мотивы похитителя так и остались загадкой для полиции.

Спустя два года произошёл ещё более странный случай: всего лишь за один день остров стал необитаем. Большинство жителей погибли при неизвестных обстоятельствах, остальные - бесследно исчезли. Причём, на лицах всех трупов застыло выражение ужаса. Что могло послужить причиной произошедшего, и что видели погибшие жители острова перед смертью?

С тех пор прошло ещё 8 лет. Мариэ Шиномия и Томоэ Нанамура - две девушки, похищенные во время церемонии 10 лет назад - умирают от загадочной болезни. Их искажённые в гримасе предсмертного ужаса лица явно свидетельствует о том, что смерти девушек как-то связаны с трагедией на острове Рогецу. Предчувствуя, что их вскоре ожидает такая же участь, трое оставшихся жертв похищения (Мисаки Асо, Мадока Цукимори и Рука Миназуки) решают отправиться на остров, где прошло их детство, чтобы понять причины произошедших событий, спастись от нависшего проклятья и вернуть потерянные воспоминания. Но на острове их ждёт маленький сюрприз - Рогецу населён жуткими призраками!



Игра разделена на 13 глав, а события демонстрируются от лица четырёх играбельных персонажей: Мадоки, Мисаки, Руки, а также бывшего офицера полиции по имени Чоширо Киришима (в различных главах мы играем за разных героев). Им предстоит исследовать остров Рогецу и понять, что здесь на самом деле случилось.

В процессе блужданий по острову, мы будем постепенно узнавать подробности истории, читая всевозможные дневники и записки, прослушивая аудиозаписи и просматривая киноленты через проектор. В Fatal Frame 4 можно найти полторы сотни различных документов, подробно рассказывающих о культуре, обрядах и истории острова Рогецу, а также раскрывающих внутренний мир и переживания персонажей. Таким образом, игра предлагает довольно большой объём материалов для чтения, что позволяет глубже понять историю.

В целом сюжет "Маски Лунного Затмения" мне очень понравился. За развитием сюжета интересно следить, всегда присутствует интрига, а персонажам реально сопереживаешь. Плюс к этому сценарий изобилует различными мифологическими и психологическими подтекстами, оставляя внимательным игрокам простор для размышлений.

Также стоит отметить, что новая часть Zero в большей степени акцентирует внимание на психологической тематике, нежели её предшественники: значительную часть игры мы проводим в здании заброшенной психиатрической лечебницы, знакомясь с историями пациентов, ставших жертвами загадочной "лунной болезни". Основными темами игры являются личность и воспоминания; обречённость, потеря собственного "я" и внутренняя опустошённость. Мелодия человеческой души, постепенно угасающая во тьме безлунной ночи, и поиски навсегда ушедшего прошлого...



С точки зрения визуального оформления, игра смотрится очень хорошо по меркам Nintendo Wii. Нельзя сказать, что графика подверглась каким-то принципиальным изменениям со времён предыдущих частей, но окружение и персонажи выглядят заметно лучше. Большую роль играет и дизайн локаций: мрачные коридоры с висящими на стенах жуткими масками настраивают игрока на нужный лад. А обилие различных любопытных деталей, несущих в себе скрытый смысл, пробуждает интерес к внимательному исследованию окружающего мира.

Примечательно, что в четвёртой части разработчики решили изменить камеру. Если в предыдущих играх использовалась статичная фиксированная камера, то теперь камера движется вместе с персонажем, демонстрируя вид со спины. Разумеется, также доступен и вид от первого лица - он автоматически включается, когда мы берём в руки фотоаппарат.



Общая концепция игрового процесса осталась прежней: как и раньше, мы должны использовать специальный фотоаппарат под названием Camera Obscura, чтобы фотографировать призраков. Но управление и ряд геймплейных деталей претерпели изменения. Теперь за перемещение персонажа отвечает аналоговая ручка "нунчака", а луч фонарика и камеру мы направляем посредством "виимоута". Но управление в игре реализовано не через оптический датчик виимоута (как, например, в Ju-on: the Grudge или Silent Hill Shattered Memories), а через встроенный акселерометр. Поэтому для управления фонарём и камерой нужно вертеть виимоутом, накреняя его в разные стороны.

Почему разработчики выбрали именно акселерометр, а не оптический датчик..? Наверное это связано с тем, что при использовании оптического датчика в играх часто возникает проблема, когда после встряски моута связь с сенсорной планкой теряется (в Ju-On из-за этого управление периодически терялось и камера начинала хаотично крутиться). Но благодаря использованию иной системы управления, в Fatal Frame 4 нам не придётся сталкиваться с подобными трудностями даже несмотря на необходимость люто-бешено махать моутом при каждой атаке призраков.

Зато есть другая проблема. Дело в том, что управление в игре получилось недостаточно отзывчивым - передвижение луча фонарика и прицела фотоаппарата вверх\вниз работает нормально, а вот движение вправо\влево и по диагонали работает гораздо хуже. Из-за кривоватого управления, становится практически невозможно держать точный прицел на быстро движущихся призраках. По этой причине разработчики предусмотрительно ввели в игру систему авто-наведения: теперь нам достаточно лишь один раз поймать призрака в фокус - и если в этот момент зажать кнопку "Z", то дальше камера уже автоматически будет держать прицел на противнике. Такое нововведение позволяет в некоторой степени преодолеть издержки управления, но в то же время сильно упрощает боевую систему.



Помимо привычной фотокамеры, в игру также введён новый вид оружия - специальный "спиритический фонарь", пользоваться которым может только мистер Киришима. Если камера-обскура набирает силу при длительной фокусировке на одном призраке, то спиритический фонарь набирает силу вне зависимости от точности наведения (чем дольше мы выжидаем и копим энергию, зажимая кнопку атаки - тем более сильные повреждения нанесёт призракам свет от фонаря). И благодаря большому радиусу поражения, целиться им существенно проще, чем фотокамерой.

Другой геймплейной новинкой, призванной облегчить жизнь геймерам, является возможность покупать лечебные предметы и различные типы фотоплёнки за очки, получаемые при каждом успешном фотографировании призраков. Закупаться предметами можно в любой точке сохранения, а очков даётся более чем достаточно, чтобы ублажить даже самого расточительного игрока. Так что теперь можно свободно закупаться лечилками и не бояться, что они закончатся.



Несколько изменён процесс поиска и собирания предметов. Если раньше все предметы были сразу заметны при входе в комнату и подсвечивались синим огоньком, то теперь на присутствие в комнате каких-либо вещей или дневников указывает лишь специальный индикатор ("item filament") в нижнем углу экрана. Посредством индикатора, мы должны предварительно определить, в какой части комнаты находится предмет, а потом посветить туда фонариком. И лишь после того, как мы высветим искомую вещицу фонарём, её можно будет наконец поднять. Сама по себе идея довольно интересная, но из-за несовершенства управления процесс поиска предметов иногда растягивается.

Чтобы мотивировать игрока внимательнее осматривать интерьеры помещений, в игру также введён любопытный опциональный сайд-квест: поиск разбросанных по локациям кукол. В общей сложности в игре 79 кукол, и многие из них весьма изощрённо запрятаны - так что собрание полной коллекции станет хорошим тестом на внимательность для перфекционистов, желающих пройти игру на 100%.

Помимо этого, в Fatal Frame 4 есть ещё одна интересная штука под названием "Ghost List". Это фотоальбом, куда заносятся фотографии всех встреченных привидений (а также информация о них). В игре можно встретить более 200 призраков - сможете ли вы найти и сфотографировать их всех?



Далее хотелось бы сказать пару слов об атмосфере игры. Блуждания по безлюдным зданиям и мрачным тоннелям всегда являлись неотъемлемой частью притягательного антуража Фатал Фреймов - и здесь атмосфера заброшенности и одиночества передана отлично, позволяя нам мысленно перенестись на таинственный остров и почувствовать себя в роли главных героев истории. А от некоторых встреч с призраками мурашки бегут по коже.

Важную роль в создании атмосферы также играет звуковое сопровождение. В Fatal Frame 4 практически нет музыки в традиционном понимании этого слова - саундтрек игры преимущественно состоит из нойза и эмбиента. Скрипы открывающихся дверей, звуки шагов, завывания ветра, радиопомехи, обрывки фраз, вопли и стоны призраков - всё это сливается в единую какофонию. Жуть, в общем! Но это как раз то, что нужно для хоррор-игры.

По доброй традиции, в написании саундтрека приняла участие певица Цукико Амано, исполнившая две песни - "Zero no Chouritsu" и "NOISE" (мы можем услышать их в различных концовках). Песни, разумеется, получились шикарными.



В "Маске Лунного Затмения" присутствует две концовки. Но, к сожалению, самостоятельно повлиять на исход истории нельзя. Как и во всех предыдущих частях, на первом прохождении доступна лишь одна концовка - а другую концовку можно получить только если пройдём игру второй раз на более высокой сложности.

Помимо дополнительной концовки, разработчики также предлагают нам ряд различных бонусов, которые можно открыть после прохождения: галерея, новые линзы для камеры-обскуры, костюмы для персонажей и режим миссий - всё это обеспечивает определённую мотивацию для повторных прохождений. А учитывая, что одно прохождение занимает в среднем 12-20 часов, игра подарит много бессонных ночей всем любителям хоррор-игр.





TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:






Итог:
Надо признать, переезд на новую платформу не обошёлся без мелких технических недоработок (Wii-шная схема управления получилась кривоватой). Но несмотря на это, "Маска Лунного Затмения" определённо является одной из таких игр, которые не должен пропустить ни один настоящий поклонник японских хорроров. Великолепная атмосфера и отличная история делают игру достойным продолжателем традиций Fatal Frame, давая нам возможность в очередной раз окунуться в завораживающий мир таинственных ритуалов, заброшенных поселений и жутких призраков.



Полезные ссылки:
>>Официальный сайт<<
>>Трейлер<<
>>Сайт команды переводчиков<<
>>Скачать английский патч<<
>>Скачать саундтрек<<






Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 20.02.2010