Дата релиза: 14 мая 2010
Изначальная платформа: Xbox 360
Порты: PC (2012)
Разработчик: Remedy
Изначальная платформа: Xbox 360
Порты: PC (2012)
Разработчик: Remedy
Некоторые игры разрабатываются по два года, некоторые - по три, особо затянувшиеся долгострои могут длиться по четыре года. Но финские разработчики из Remedy Entertainment решили побить все рекорды со своим амбициозным проектом Alan Wake.
За работу над игрой авторы взялись в далёком 2003-м году (сразу после релиза их предыдущего проекта - Max Payne 2). В итоге разработка затянулась на семь лет - и "Алан Вейк" наконец-то увидел свет лишь в 2010-м.
На протяжении всего этого времени проект позиционировался как "психологический триллер" с сильным уклоном на атмосферу и историю, и как новая ступень развития сюжетно-ориентированных игр. Поэтому "Алан Вейк" сразу привлёк моё внимание - и был для меня одним из самых долгожданных релизов. Давайте узнаем, оправдала ли игра ожидания?
Сюжет игры
История игры повествует о писателе по имени Алан Вейк, который приезжает вместе со своей женой Элис в маленький курортный городок Bright Falls в надежде отдохнуть от мегаполисной суеты и избавиться от затянувшегося творческого кризиса.
Но внезапно отдых пошёл не по плану. По приезду в город у Алана начинается череда кошмаров - в одном из снов за ним охотятся странные существа, в другом - кто-то похищает Элис.
После одного из таких кошмаров Алан приходит в себя, сидя в разбитой машине посреди леса. Произошла авария? Но он ничего не может вспомнить. И Элис рядом нет. Это был лишь сон, или её действительно похитили?
Пытаясь нащупать грань между сном и реальностью, писатель пробирается сквозь ночной лес - и тут он встречает странный феномен: людей, одержимых тьмой. Тьма защищает их от пуль, так что победить воинственных супостатов можно лишь с помощью фонарика.
Также в процессе блужданий по лесу Алан начинает находить странные рукописи, предрекающие события из будущего. И на этих листах бумаги стоит его собственная подпись. Что всё это означает?
Чтобы разобраться в случившемся и найти пропавшую жену, Алану предстоит блуждать по лесным окрестностям, сражаться с одержимыми дровосеками и попытаться раскрыть тайны тихого городка Брайт Фоллс.
Геймплей
С точки зрения игрового процесса Alan Wake является классическим шутером от третьего лица в стиле Max Payne.
Но если в "Максе Пейне" плохих парней можно было расстреливать без каких-либо прелюдий, то в "Алане Вейке" с врагами придётся предварительно чуток повозиться. Дело в том, что всех супостатов защищает облако тьмы - и эту тьму надо сначала развеять светом фонаря (как в Shadows of the Damned). Так что формула борьбы с врагами здесь выглядит так: посветили фонариком на одержимого дровосека -> развеяли защитное облако тьмы -> расстреляли бедолагу из шотгана.
Также в игру добавлена регенерация здоровья: наш писака живуч как таракан и даже на уровне сложности "Hard" его раны залечиваются почти мгновенно - достаточно лишь несколько секунд постоять на месте, не попадаясь под удары врагов. Поэтому в "Алане Вейке" не существует никаких лечилок и аптечек - с такой быстрой регенерацией они попросту не нужны.
Сразу отмечу, что фанатам классических Survival Horror'ов здесь ловить нечего. В Alan Wake нет чувства беззащитности, нет сильных врагов, нет жесткого ограничения припасов, нет стелс-элементов.
Наоборот, игра делает большой упор на чистокровный экшен с безжалостным уничтожением всего, что движется. К примеру, за одно прохождение игрок может истребить порядка 1000 одержимых тьмой горожан - если задуматься, даже в Resident Evil 5 мы не видели таких масштабов геноцида местного населения.
Привычный для хорроров дефицит амуниции также ушёл в прошлое - финские разработчики щедро дают игроку в 2-3 раза больше боеприпасов, чем реально нужно для борьбы с противниками.
К слову, сами противники по сути представляют собой лишь мальчиков для битья. Они слабы, дохнут как мухи, и никто из них не умеет пользоваться огнестрельным оружием. Так что пока вы светите фонариком на супостата, не подпуская его близко к себе - бояться нечего. И даже если противнику всё-таки удалось подобраться на дистанцию ближнего боя и вас ударить, то раны быстро заживут.
Таким образом более-менее опытный игрок сможет без особого труда пройти Alan Wake даже на высоком уровне сложности, ни разу за всю игру не почувствовав челленджа и реальной опасности.
Головоломки в AW тоже просты до безобразия. В игре есть лёгкие логические загадки в духе "посвети прожектором на ворота, чтобы открыть их" и "найди рубильник, чтобы включить электричество" - но они так примитивны, будто игра рассчитана на 5-летних детей.
В "Алане Вейке" довольно много экшена - но даже фанаты зубодробительных боевиков навряд ли будут в восторге от геймплея.
Дело в том, что во всей игре предусмотрено лишь четыре типа оружия - револьвер, шотган (есть три типа шотганов, но они не особо различаются), сигнальный пистолет и световые гранаты.
А врагов по сути только три типа - одержимые тьмой дровосеки (мы встречаем несколько их вариаций, но суть одна и та же - свети фонарём и не подпускай близко), летающие предметы-полтергейсты и птицы.
Продолжительность игры - порядка 15 часов. Как вам перспектива на протяжении 15 часов истреблять три типа врагов четырьмя типами оружия в условиях тотального отсутствия челленджа? Не сахар, да.
Возможно, когда-то десять лет назад такое однообразие и было приемлемо - но теперь оно скорее всего вызовет у любителей TPS'ов лишь скуку и глубокое недоумение.
А ещё в AW один из самых нелепых финальных босс-файтов среди видеоигр. Весь бой сводится к тому, чтобы перепрыгнуть одну пропасть и стрельнуть в босса три раза. Вредный лайфхак для начинающих разработчиков: если хотите испортить людям впечатления от своей игры - добавьте туда такого файнал босса!
Другая проблема игры - это чрезмерная линейность. Учитывая, что события "Алана Вейка" разворачиваются в маленьком городе - у вас может сложиться иллюзия, что наверное в игре будет много свободы и опенворлда (как, например, в Deadly Premonition).
Но нет. На самом деле геймплей Alan Wake - это движение по прямой линии от начала и до самого конца. Вся игра состоит из пробежек от одного чекпоинта к другому из точки "А" в точку "Б" по кишкообразным лесным "коридорам", в которых при всём желании невозможно свернуть не туда. Никакой свободы игра не даёт.
И даже в сюжетном плане "Алан Вейк" тоже абсолютно линеен: здесь предусмотрена только одна концовка, и что бы мы ни делали - никак повлиять на развитие истории нельзя.
Чтобы немного мотивировать игроков на исследование локаций, разработчики запрятали по игровому миру 100 листков с рукописями, 100 термосов с кофе и 30 сундуков с боеприпасами. Собирание всех этих вещей абсолютно опционально.
Термосы с кофе ни на что не влияют кроме пары ачивментов. Листки с рукописями дают немного сюжетной информации - но для понимания сюжета они не критичны. В свою очередь, в поиске сундуков нет особой пользы - поскольку и без них игра даёт нам больше патронов, чем нужно.
В итоге во всех этих сундуках и термосах мало практической пользы, но зато они позволяют маленько отвлечься от монотонного истребления одержимых дровосеков и беготни от чекпоинта к чекпоинту.
Подведу небольшой итог размышлениям о геймплее. Игровой процесс в Alan Wake получился, мягко говоря, на любителя. Remedy отказались от классических survival horror'ных наработок (экономия припасов, уклонение от битв, головоломки) в пользу TPS-экшена - но при этом умудрились сделать этот экшен жутко однообразным.
А вкупе с низким уровнем сложности, линейностью и большой продолжительностью игры - геймплей быстро становится нудным и рутинным. Поэтому от игрового процесса тут сложно получить удовольствие или хоть какие-то эмоции - а приходится его терпеть, как скучную формальность.
Впечатления от сценария
Мои основные ожидания от "Алана Вейка" были связаны со сценарием. Поскольку на протяжении многих лет проект рекламировался именно как "сюжетная" игра - и разработчики постоянно обещали, что история тут будет прямо-таки очень крутая. Да и по трейлерам всё выглядело вполне интересно и интригующе.
Но тут начинаются серьёзные проблемы. Потому что на самом деле сценарий Alan Wake оказался довольно халтурным и посредственным. Давайте разберёмся, что же с ним не так.
1) Во-первых, сценарий почти полностью сконструирован из шаблонов, понадёрганных из другой хоррор-игры - Silent Hill. Писатель приезжает с родственником в маленький город, происходит авария, родственник пропадает, писатель идёт на поиски родственника, встречает монстров, потом встречает девушку-полицейскую, которая будет помогать ему на протяжении игры... Звучит знакомо? И чем дальше в лес - тем больше плагиата. С каждой новой главой невольно замечаешь, что финский сценарист взял у своих японских предшественников почти всё, что только смог унести. Правда, реализовал эти идеи он гораздо хуже.
2) Во-вторых, сюжет Алана Вейка страдает примерно от того же синдрома "одноразовых персонажей-пустышек", что и сценарий недавнего Downpour'а. Все второстепенные герои либо погибают после одного-двух диалогов, либо их молча вычёркивают из сюжета и забывают про них. Никакого раскрытия образов. Серьёзные сценарии так не пишутся.
3) Ближе к середине вся интрига практически исчезает. Если поначалу нас ещё пытаются заинтересовать какими-то тайнами, то потом основная суть событий становится абсолютно понятна - и сюжет окончательно уходит на второй план, уступая место унылым пострелушкам с дровосеками.
4) История "Алана Вейка" абсолютно линейна - здесь нет моральных выборов и есть только одна концовка.
5) Концовка, кстати, получилась очень слабенькой и коротенькой. И лишь ещё больше портит впечатления от игры. Зато потом нам показывают аж 10+ минут титров. Небольшой скомканный ролик и возможность десять минут любоваться на имена сотрудников Remedy - вот вся награда, которую мы получим за 10-15 часов рутинного умерщвления дровосеков.
Короче говоря, сценарий Alan Wake не блещет талантом и оставляет ощущение разочарования. На мой взгляд, единственный реально интересный в плане сюжета момент за всю игру - это небольшой отрывочек в клинике доктора Хартмана. Там действительно финский сценарист сумел проявить креативность. Но всё остальное не вызывает ни особого интереса, ни эмоций.
Атмосфера
Если вы ждёте от "Алана Вейка" жуткой атмосферы - то тоже будете разочарованы. На самом деле игра получилась не страшной.
Более-менее эффектные сцены тут можно сосчитать по пальцам одной руки. Например, кошмар в начале. Или убегание от смерча ближе к концу. Или сцена в квартире под конец (надо признать, она довольно жутковатая). Но все эти сценки в сумме насчитывают от силы 20-30 минут за всю игру.
Ещё местами в Alan Wake хорошо передана мрачная атмосфера пребывания в тёмном лесу - но она постоянно разбивается об назойливых дровосеков. Как только вы начинаете проникаться атмосферой леса - тут же набегают толпы супостатов, которых придётся нудно отстреливать в массовых количествах.
Если бы разработчики добавили в игру больше реальной опасности, безоружные сцены и stealth-элементы - это наверняка положительно отразилось бы на атмосфере. Но они этого не сделали. И в итоге мы имеем вооружённого до зубов писаку-терминатора, расстреливающего сотни дровосеков с топориками. Тут уж как-то не до страха.
Графика
Главное достоинство "Алана Вейка" - это отличное визуальное оформление. Лесные пейзажи смотрятся очень красиво и проработаны до мелочей - видно, что разработчики вложили в них много труда. Эффекты света и тумана в игре тоже очень классные. И модельки персонажей проработаны хорошо. По меркам 2010-го года, Alan Wake был пожалуй самой красивой хоррор-игрой.
Правда, тут стоит отметить, что локациям не хватает разнообразия. На протяжении игры нам дадут немного побегать по городу, по шахтам, по заброшенной ферме - но более 80% игрового времени занимает блуждание по лесу. И этот лес, как бы прекрасно он ни был выполнен, всё же начинает со временем приедаться. Особенно с учётом того, что игра довольно затянута.
Музыка и Озвучка
Другим существенным плюсом является озвучка - все персонажи озвучены вполне убедительно и профессионально. Диалоги приятно слушать. При этом довольно забавно, что среди актёров тут также засветился James McCaffrey, который раньше озвучивал Макса Пейна (здесь он играет роль персонажа по имени Томас Зейн).
Музыкальное оформление тоже выполнено на достойном уровне. Для финского композитора Petri Alanko работа над "Аланом Вейком" стала первым опытом написания видеоигровых саундтреков, но он не ударил в грязь лицом. Здесь есть и эпическая оркестровая музыка, и трогательные меланхоличные треки со скрипкой и пианино, и мрачные темы с элементами эмбиента.
Жаль только, что непосредственно в игре большую часть времени мы будем слышать лишь несколько динамичных "боевых" треков, повторяющихся снова и снова при каждой встрече с дровосеками. А остальная часть музыки уходит куда-то на второй план и слышится лишь в коротких катсценах. Опять же, слишком большой уклон на экшен не даёт музыке в игре раскрыться. Зато её можно послушать отдельно на диске "Alan Wake Original Score".
Помимо творчества Петри Аланко, в игре также можно услышать песни разных известных исполнителей - например, Poets of the Fall, Nick Cave, и Дэвида Боуи. Дело в том, что по игровому миру раскиданы радиоприёмники - и если мы будем долго стоять рядом с ними, то сможем послушать песни из радиоэфира (эта идея также встречается в Silent Hill Downpour).
А ещё в Alan Wake есть два эксклюзивных вокальных трека - "The Poet and the Muse" и "Children of the Elder God" в исполнении вымышленной рок-группы Old Gods Of Asgard. На самом деле эта группа не существует - но разработчики решили приколоться и даже сделали для неё официальный сайт в интернете (в духе "секретных сайтов" из Forbidden Siren).
Плюсы и Минусы игры
Основные достоинства и недостатки Alan Wake
Плюсы:
+ Красивая графика.
+ Отличная проработка окружающего мира.
+ Интересный эпизод в клинике доктора Хартмана.
+ Есть несколько атмосферных сцен (кошмар, убегание от вихря, квартира).
+ Хорошее музыкальное оформление.
+ Качественная озвучка.
Минусы:
- Игра абсолютно линейна.
- Предусмотрена только одна концовка. На развитие сюжета повлиять нельзя.
- Слишком большой уклон в скучно реализованный экшен.
- Только четыре типа оружия и три типа врагов.
- Даже на уровне сложности "Hard" игра слишком проста.
- Примитивные загадки.
- Много сюжетных заимствований из Silent Hill.
- Сценарий страдает от синдрома "одноразовых персонажей".
- Ближе к середине интрига сходит на нет.
- Скомканный финал.
- Слабенькая атмосфера. Страшных сцен очень мало.
Итог:
Создавая свой эпический долгострой, разработчики планировали убить трёх зайцев сразу, угодив любителям экшенов, любителям хорроров, и любителям сюжетных игр - но в итоге игра получилась слабой по всем трём пунктам. Экшен здесь очень муторный и однообразный, поклонники хорроров не найдут в игре ничего особо страшного, а ценители сюжетных игр скорее всего будут разочарованы героями-пустышками и обилием плагиата (а также чрезмерным уклоном в бессмысленный отстрел дровосеков).
Самым сильным элементом Alan Wake является графика - она действительно радует и впечатляет. Поначалу. Но как только вау-эффект проходит, мы остаёмся один на один с многочисленными недочётами игры: монотонным геймплеем, однотипным сеттингом, вторичным сценарием, линейностью и затянутостью. Увы, всё это негативно сказывается на атмосфере - и в конечном итоге игра просто жуётся как безвкусная TPS-жвачка на протяжении нескольких вечеров, не вызывая никаких эмоций.
Alan Wake и Silent Hill
В качестве бонуса к обзору, я также разберу подозрительные параллели между "Аланом Вейком" и "Сайлент Хиллом".
Из дополнительной статьи вы узнаете, как финские разработчики пытались копировать различные элементы сценария из ранних частей Silent Hill.
Другие интересные материалы
о хоррор-играх на нашем сайте
>> Обзоры хорроров <<
>> Самые странные ужасники <<
>> Музей хоррор-игр <<
Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал
Youtube-канал и Telegram-канал
Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 28.06.2012
Статья обновлена: 29.10.2023
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями: