Forbidden SIREN

Shiryou Sensen: War of the Dead (MSX) - horror game review




Название: Shiryou Sensen War of the Dead (死霊戦線)
Дата релиза: 1987
Разработчик: Fun Factory
Изначальная платформа: MSX2
Порты: NEC PC-8801 (1989), PC Engine (1989)
Язык: японский

В предыдущих обзорах мы рассмотрели Laplace no Ma, Dr. Chaos и SplatterHouse - теперь давайте обратим внимание на ещё одного интересного представителя ранних японских хорроров под названием "Shiryou Sensen: War of the Dead". Изначально эта игра вышла в 1987-м году на компьютерах MSX2. Двумя годами позже был выпущен порт для NEC PC-8801, а также консольная версия для приставки PC Engine. В этом обзоре речь пойдёт преимущественно об оригинальной версии для MSX2 (а об отличиях в более поздних версиях игры я расскажу в конце статьи).



События "Войны Мертвецов" разворачиваются в захолустном американском городишке Чейниз Хилл. В один прекрасный день там начинают твориться странные вещи, связь с городом пропадает - поэтому для выяснения ситуации туда направляется военный спец-отряд. Но военных ждёт большой сюрприз. Оказывается, в Чейниз Хилле произошёл апокалипсис локальных масштабов - город лежит в руинах, всюду пожары, а по улицам снуют ходячие мертвецы, мутанты и прочая нежить. В итоге часть отряда погибает, а часть разбегается кто-куда. Нашим протагонистом является девушка по имени Лейла - самая молодая участница спец-отряда, потерявшая связь со своими коллегами и оставшаяся в одиночестве посреди разразившегося хаоса. Наша задача - продержаться в живых как можно дольше, найти других выживших, и постараться понять, что же стало причиной кошмарных событий в Чейниз Хилле.



Игровая механика War of the Dead соединяет в себе элементы RPG и экшн-платформера. Блуждания по городу и исследование локаций выполнено с традиционным для RPG видом сверху. Но когда на нас нападают монстры - игра переходит в режим экшн-платформера с видом сбоку.

В "боевом" режиме наша героиня может прыгать, приседать, бегать, бить врагов ножом, а также пользоваться огнестрельным оружием (мы начинаем игру с пистолетом, но потом сможем найти автомат, шотган и базуку). Бой продолжается до тех пор, пока все монстры не уничтожены, либо пока героиня не убежит от супостатов (для этого нужно выйти за правую или левую границу "боевого" экрана). Отмечу, что в отличии от многих других RPG-игр, бои с монстрами здесь не приносят ничего хорошего. За них не дают привычных очков опыта, из них никогда не вываливается денег или каких-либо полезных предметов. Поэтому разумнее убегать от монстров, чем ввязываться в ненужные битвы.



Помимо экзотического симбиоза разных жанров, игра также включает в себя широкий ассортимент любопытных идей:

1) Возможность исследовать целый город. Большинство хоррор-игр 80-х годов были привязаны лишь к одной-единственной локации (как правило, это был какой-нибудь заброшенный особняк) - но War of the Dead даёт игроку больше свободы. Здесь можно свободно исследовать полуразрушенный Чейниз Хилл и посетить более десятка различных локаций (церковь, школа, госпиталь и т.п.), попутно общаясь с выжившими людьми и выискивая секретные тайники с полезными предметами. Процесс исследования окружающего мира и поиск доступных для посещения локаций весьма увлекателен и является важным достоинством игры.

2) War of the Dead стала одной из первых японских игр, использующих концепцию внутриигрового времени со сменой дня и ночи. На протяжении игры таймер постоянно отсчитывает часы и минуты, а освещённость меняется в зависимости от времени суток. Например, в 12:00 светло и видимость хорошая, а в 0:00 - такая темень, что хоть глаз выколи. Даже врагов в ночное время сложновато разглядеть (но можно найти специальные очки ночного видения, которые позволят Лейле хорошо видеть в темноте). Другой оригинальной задумкой является возможность спать. Мы можем сами выбирать, сколько часов проспит наша героиня (от 1 до 9 часов). Сон не только помогает скоротать время, но и немного восстанавливает хит-пойнты - а потому является весьма полезной штукой (особенно если закончились аптечки).



3) Присутствие инвентаря и жёсткое ограничение припасов. Для всего огнестрельного оружия нужны патроны - и если амуниция закончится, то наш пистолет станет лишь бесполезным куском железа. Купить дополнительную амуницию и аптечки нельзя, выбивать вещи из врагов тоже нельзя - поэтому мы ограничены лишь теми припасами, которые удастся найти в городе. К счастью, даже если все припасы иссякнут, у нас ещё остаются шансы выжить - обычный нож достаточно эффективен, а здоровье можно пополнять за счёт длительного сна.

4) В игре присутствуют сейвы и возможность сохраняться в любое время. Редкость для игрушек того времени.



Другим важным плюсом "Войны Мертвецов" является мрачная атмосфера и необычный сеттинг. War of the Dead стала первой японской игрой на тему зомби-апокалипсиса, почти на целое десятилетие опередив знаменитую серию Resident Evil. Игра также может похвастаться весьма широким ассортиментом монстров - здешний бестиарий насчитывает более 40 наименований нежити. Причём, все монстры разные (никаких перекрашенных двойников) и смотрятся довольно жутко. Тут и насекомые с человеческими лицами, и безголовые мертвецы (атакующие Лейлу собственными кишками), и солдаты-зомби с ружьями, и паукообразные скелеты, и гигантские щупальца, и водяные монстры... В общем, много всего.

Ещё одной интересной деталью является присутствие в игре отсылок к разным хоррор-фильмам и знаменитым кинорежиссерам. Например, усатого священника в церкви зовут Карпентер - и его лицо подозрительно похоже на фотографии Джона Карпентера (режиссёр "Хэллоуина") в молодости. А ещё можно встретить персонажа по имени Ромеро - явная отсылка к Джорджу Ромеро, основоположнику тематики зомби-апокалипсиса в киноужастиках.



Ради справедливости, нужно также отметить определённые геймплейные недоработки War of the Dead. Во-первых, управление в боевых сценах реализовано весьма медлительно и неуклюже. Во-вторых, тактика убегания от монстров работает уж СЛИШКОМ эффективно - достаточно лишь на пару секунд зажать кнопку "влево" в начале боя, и Лейла убежит, не получив ни единой царапины. А поскольку за убийство врагов всё равно ничего не дают, то игрок может игнорировать всю боевую систему и просто всегда убегать. В-третьих, во время сна на Лейлу не могут напасть монстры - а поскольку спать можно где угодно и сколько угодно, игрок может легко эксплуатировать систему сна для получения неограниченного халявного здоровья (а может и не эксплуатировать - тут уж каждый сам решает, как ему играть). В целом эти мелкие недочёты лишь работают на руку игроку, делая прохождение легче.




Итог:
War of the Dead является одним из самых ярких прародителей стилистики "Survival Horror". Эта игра почти на 10 лет опередила серию Resident Evil, став первым японским хоррором на тему выживания при зомби-апокалипсисе. На 12 лет опередила Silent Hill, дав игрокам возможность исследовать большой город со множеством доступных для посещения локаций. А также реализовала многие другие интересные задумки: ограничение припасов, систему внутриигрового времени, смену дня и ночи. Тут остаётся лишь удивляться, сколько инновационных идей смогли собрать воедино разработчики "Войны Мертвецов" в далёком 1987-м году.







Другие версии War of the Dead

Пришло время рассказать об отличиях в более поздних версиях игры.




Версия для NEC PC-8801 (1989)



Вышедший спустя 2 года порт для японских компьютеров NEC PC-8801 претерпел ряд изменений:

- Изменена карта города.
- Изменено музыкальное оформление. Теперь музыка стала более мрачной и атмосферной.
- Перерисованы портреты персонажей.
- Интерфейс игры теперь украшают два скелета по бокам экрана
- Идею с внутриигровым временем убрали. Смены дня и ночи больше нет.
- Нельзя спать.
- Если в оригинальной версии можно было сохраняться в любом месте, то теперь засейвиться можно только в церкви.
- Убегать от монстров больше нельзя. Поэтому тактика уклонения от всех битв не прокатывает.
- В MSX2-версии в боевых сценах на экране могло одновременно находиться по 3-4 врага. Теперь в боях никогда не бывает более одного монстра.
- Удалены некоторые типы оружия.
- Вырезаны бэкграунды в боевых сценах. Теперь мы дерёмся с врагами просто на чёрном фоне.

Данная версия получилась сложнее оригинала - убегать от врагов нельзя, восстанавливать здоровье за счёт сна нельзя, сейвиться где попало тоже нельзя. Поэтому стычки с врагами теперь гораздо более опасны, чем раньше - а аптечки и вовсе на вес золота. Всё это позволяет усилить элемент "выживания". В свою очередь, обновлённое музыкальное оформление помогает лучше нагнетать атмосферу. Жаль только, что из игры вырезали все боевые бэкграунды, а также убрали оригинальную идею с циклом дня и ночи.




Версия для PC Engine (1989)







В версии для приставки PC Engine тоже присутствует много отличий:

- Изменена карта города.
- Музыкальное оформление вновь изменено. По атмосферности новая музыка уступает предыдущим версиям.
- Немного улучшена графика.
- Вновь перерисованы портреты персонажей.
- Управление в боевых сценах стало более удобным и отзывчивым.
- В игре появилась система опыта и уровней развития. Если в оригинальной версии для MSX2 драться с монстрами было бессмысленно - то теперь игроку придётся участвовать в сражениях, чтобы прокачать героиню.
- Из убитых врагов теперь выпадают полезные предметы (лечилки, патроны).
- Существенно уменьшен ассортимент монстров. Если раньше было более 40 типов нежити - то теперь осталось лишь около двух десятков. Дизайны монстров тоже подверглись изменениям - в версии для PC Engine они выглядят менее устрашающе, чем в оригинале.
- Нет системы времени, а также смены дня и ночи.
- Нельзя спать.
- В игре нет сейвов. Вместо них - дурацкая система длиннющих паролей, сочетающих в себе цифры, латинский алфавит, а также катакану и хирагану. Поскольку многие символы (например, "し" и "レ") похожи друг на друга, правильно записать и ввести такой пароль - нелёгкое испытание.
- Получить пароль можно только в церкви.
- Разработчики вновь вернули возможность убегать от монстров.
- Также вернулись бэкграунды в боевых сценах. 


Как мы видим, у каждой версии War of the Dead есть свои плюсы и минусы. Оригинальная версия для MSX2 включает в себя самое большое количество инновационных идей, но возможность легко убегать от всех врагов значительно снижает элемент опасности. Версия для PC-8801 - самая сложная и самая страшная, но из неё зачем-то убрали систему внутриигрового времени. Финальная версия для PC Engine может похвастаться самым удобным "боевым" управлением и самым увлекательным геймплеем, но по атмосфере она сильно уступает предыдущим версиям игры.




Полезные ссылки:
>>Скачать War of the Dead<< (версия для MSX2 + версия для PC-8801 + версия для PC Engine)
>>Видео из игры<< (версия для MSX2)
>>Видео из игры<< (версия для PC-Engine)
>>Монстры<<








Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 07.03.2013