Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Sweet Home (1989) - Обзор хоррор-игры для Famicom, породившей серию Resident Evil



sweet home 1989 capcom famicom nes horror game review resident evil обзор игра хоррор


Название: Sweet Home
Дата релиза: 15 декабря 1989
Платформа: Nintendo Famicom
Разработчик: Capcom
Язык: японский; английский (фан-перевод)



Хоррор - особенный жанр, в котором атмосфера играет первостепенную роль. Здесь важен не только увлекательный геймплей, но и умение вызвать у игрока гнетущее ощущение постоянной опасности, заставить его испытывать страх. В 80-х годах многие разработчики пытались внедрить в свои игры элементы хоррор-стилистики - но обычно эти эксперименты сводились к использованию демонов, мутантов и прочей нежити в качестве противников. При этом главными героями чаще всего были бесстрашные воины типа Рыцаря Артура в Ghosts 'n Goblins или Саймона Бельмонта в Castlevania. Пара ударов хлыстом или копьём - и демоны беспомощно испускали дух под натиском этих отважных воинов.

К сожалению, технологическое несовершенство игровых платформ того времени во многом ограничивало творческие возможности разработчиков. Но даже в 8-битную эпоху появлялись такие проекты, авторам которых удавалось вырваться за пределы установленных ограничений и добиться необходимого психологического эффекта. Весьма наглядным примером является японская игра "Sweet Home", традиционно считающаяся одним из главных основоположников жанра Survival Horror и прямым прародителем серии Resident Evil.






Официально Sweet Home издавалась лишь на территории Японии, так никогда и не увидев свет на западе (предположительно по цензурным соображениям). Но благодаря уникальной стилистике и исторической значимости для развития жанра, игра обрела культовый статус - и до сих пор пользуется успехом среди поклонников ретро-хорроров. В 2000-м году фанаты выпустили неофициальный патч, полностью переводящий игру на английский язык, поэтому теперь все желающие могут легко соприкоснуться с классикой 8-битных ужасов.

Сюжет игры основан на одноимённом японском фильме 1989-го года: небольшая группа телевизионщиков решает проникнуть в заброшенный особняк, ранее принадлежавший известному художнику Ичиро Мамии, чтобы снять репортаж. Но как выясняется, особняк населён монстрами - и, сами того не подозревая, наши герои попадают в смертельную ловушку. Теперь основная цель для них - во что бы то ни стало выбраться живыми из сложившейся ситуации. Но для этого придётся разгадать тайну страшных событий, произошедших в доме художника.






Итак, в нашем распоряжении пять персонажей: Казуо - лидер команды, его дочь Эми, репортерша Асука, оператор Тагучи, и женщина по имени Акико. Каждый из пяти персонажей обладает своими характеристиками, а также особыми умениями, необходимыми для решения головоломок и прохождения игры. К примеру, у Казуо есть зажигалка, Акико умеет лечить других персонажей, а Эми - открывать запертые двери.

На протяжении игры мы можем управлять каждым из персонажей по отдельности, а также объединять их в группы до трех человек. Поскольку героев у нас 5, а в одну команду можно взять только троих - то нам придётся разделить героев на две команды и управлять ими попеременно. Надо отметить, что эта идея с двумя командами была довольно интересна и оригинальна для своего времени.

При этом важной игровой особенностью Sweet Home является возможность для всех персонажей окончательно и бесповоротно погибнуть. Здесь нет "жизней" и магии воскрешения - если один из персонажей будет убит, то вернуть его к жизни уже никак нельзя. Таким образом, авторы делают особый акцент на том, что все персонажи - обычные смертные люди, а не супергерои.





Ситуацию ещё больше усложняет жесткое ограничение восстанавливающих предметов - их нельзя покупать или выбивать из монстров, поэтому чем меньше остается в особняке лечебных предметов - тем быстрее будут уменьшаться ваши шансы на выживание. Причём, ограничено не только количество предметов в игре, но и количество ячеек в инвентаре. Из-за этого перед игроком часто будет вставать дилемма - какой предмет взять с собой, а какой выбросить.

В таких условиях нам придётся проявлять крайнюю осторожность, сводить к минимуму количество столкновений с монстрами, тщательно рассчитывать использование предметов, продумывать наиболее эффективные варианты разделения персонажей на группы и внимательно следить за состоянием всех персонажей, чтобы не потерять кого-либо из подопечных. Подобные элементы выживания и экономии ресурсов впоследствии найдут своё отражение в Resident Evil.






Тем не менее, несмотря на концептуальное сходство, игровой процесс Sweet Home сильно отличался от того, что мы видели в Резидентах, и что современные геймеры привыкли понимать под термином "survival horror". Чтобы максимально эффективно использовать возможности 8-битной консоли, разработчики решили организовать боевую систему в духе JRPG: мы исследуем особняк с видом сверху, но битвы с врагами происходят на отдельном экране и в пошаговом режиме. Такое геймплейное решение не только предотвращает превращение игры в экшен, но и позволяет во всей красе показать жуткую нечисть (которую можно хорошо разглядеть на отдельном "боевом" экранчике).

История о страшных убийствах, призраках и человеческом безумии хорошо подчёркивает общую стилистику игры. Причём, повествовательная составляющая Sweet Home тоже была довольно инновационна для своего времени. Сюжет раскрывается через раскиданные по особняку дневники и записки, содержащие важные подробности истории - нам придётся самостоятельно отыскивать их и складывать эти кусочки информации в цельную картину (а в случае пропуска или невнимательного чтения каких-либо важных подсказок можно легко упустить суть истории). Аналогичную идею мы позже увидим в Doctor Hauzer, Resident Evil, Silent Hill, Forbidden Siren и других японских хоррорах.

Ещё одной интересной задумкой в Sweet Home является наличие нескольких концовок. В игре присутствует целых 5 вариантов финала, напрямую зависящих от того, сколько персонажей нам удастся довести до конца игры в живом состоянии (чем больше наших подопечных погибнет - тем хуже будет концовка). Для 80-х годов это было весьма оригинально.







Итог:

Есть ли смысл играть в Sweet Home сейчас, по прошествии двух десятилетий, когда рынок заполнен более технологически продвинутыми ужастиками? Надо признать, детище Capcom вряд ли сможет особо напугать современных геймеров. Тем не менее, Sweet Home сыграл огромную роль в формировании стилистики survival horror: отголоски этой игры можно найти во многих современных образчиках хоррор-жанра. Кроме того, Sweet Home до сих пор смотрится довольно оригинально, а концепция 8-битных ужасов наверняка будет интересна всем любителям ретро-игр. Если вы интересуетесь историей видеоигр или просто цените оригинальные и необычные проекты, то Sweet Home наверняка подарит вам много приятных часов игры.








Видео из игры














Автор статьи: SilentPyramid

Дата публикации: 16.03.2009