Forbidden SIREN

Doctor Hauzer - обзор хоррор-игры для Panasonic 3DO




Название: Doctor Hauzer
Дата релиза: 29 апреля 1994
Платформа: Panasonic 3DO
Разработчик: RiverHill Soft
Язык: японский; есть частичный фан-перевод.

В 80-х годах все хоррор-игры были двухмерными. Пиксель-арт, спрайты, всё по-старинке. Никакой другой альтернативы тогда попросту не было. Но с приходом лихих 90-х и появлением 32-битных консолей, перед разработчиками встала дилемма: 2D или 3D? Что же выбрать? С одной стороны, делать двухмерные игры привычнее, проще и дешевле. Но с другой стороны, 3D-графика открывает много новых возможностей: более реалистичный окружающий мир, управление камерой, новые стили игрового процесса...

И вот, 29 апреля 1994 года произошло знаменательное событие - на свет появилась первая хоррор-игра с полноценной трёхмерной графикой. Эта игра называлась "Doctor Hauzer" и была выпущена эксклюзивно для самой мощной приставки того времени - Panasonic 3DO. Официально Doctor Hauzer выходил только в Японии и только на японском языке. Но существует частичный текстовый фан-перевод на английский язык (переведены наиболее важные дневники и записки с сюжетной информацией).




История игры рассказывает о таинственном археологе - Докторе Хаузере. В 1950-х годах он получил мировую известность благодаря череде сенсационных открытий. Но потом Хаузер куда-то бесследно исчез, и на протяжении долгих лет о нём никто ничего не слышал... Что с ним произошло? Где он сейчас? Может быть, он погиб? Или он просто устал от работы, известности и вездесущих журналистов - и уехал куда-нибудь подальше, где ему никто не будет докучать?

Мы играем роль 28-летнего репортёра по имени Адамс Адлер. Несколько лет назад он общался с Хаузером и брал у него интервью. Но после того как Хаузер исчез, нашего героя начало терзать любопытство - и он решил выяснить дальнейшую судьбу пропавшего археолога. Вскоре Адамс получает интересную наводку: оказывается, Доктор Хаузер тайно переехал в загородный дом на берегу моря и ведёт там уединённый образ жизни.

Недолго думая, Адамс отправляется в путь, чтобы проверить эту информацию и встретиться с учёным. Но подъехав к особняку Хаузера, наш репортёр с удивлением обнаруживает, что дом выглядит заброшенным, а входная дверь не заперта. В итоге Адамс решает зайти в особняк - и это решение становится самой страшной ошибкой в его жизни. Как выясняется, дом нашпигован смертоносными ловушками! Сможем ли мы спастись из жуткого особняка и разгадать тайну Доктора Хаузера?




Концепция игры во многом похожа на Alone in the Dark. Мы блуждаем по особняку, ищем ключи и другие полезные предметы, решаем причудливые головоломки, а также читаем различные дневники и записки. Но если в AitD окружающий мир представлял собой лишь статичные двухмерные картинки - то в Doctor Hauzer всё выполнено в полном 3D.

Нужно признать, графическое оформление здесь выглядит очень круто для своего времени. А у главного героя даже присутствует лицевая анимация - в некоторых сценах мы можем увидеть, как у него меняется выражение лица. Игра на полную катушку использует техническую мощь Panasonic 3DO. Но чтобы 3DO смог потянуть такую инновационную графику, разработчикам пришлось существенно понизить фреймрейт. На глаз сложно определить частоту кадров - но я думаю, что игра выдаёт лишь около 5-6 кадров в секунду. Поначалу это выглядит довольно странно и непривычно, но после нескольких минут игры привыкаешь и перестаёшь обращать внимание на низкий фреймрейт.




Благодаря переходу в 3D, теперь мы можем управлять камерой, переключаясь между несколькими доступными режимами обзора. Первый режим - это фиксированные ракурсы камеры, как в Silent Hill и Dino Crisis. Второй режим - вид от первого лица, наподобие Echo Night. А третий режим - это вид сверху.

У каждого режима есть свои плюсы и минусы. Фиксированная камера создаёт ощущение "кинематографичности". Но если вы хотите внимательно осмотреть комнату в поисках спрятанных предметов или ловушек - то вам больше подойдёт режим от первого лица. А перепрыгивать пропасти удобнее с видом сверху. Таким образом, трёхмерность и свободная камера помогают сделать процесс исследования особняка более реалистичным и интересным.




Другое важное отличие Doctor Hauzer от AitD заключается в отсутствии боёв с монстрами. Главный герой не умеет драться, да и никаких монстров тут нет. Вместо этого, нашим основным "врагом" является сам особняк и его смертоносные ловушки. Здесь повсюду запрятаны разнообразные секретные механизмы, которые могут сработать в любой момент. Одно необдуманное действие - и мы можем мгновенно свалиться в пропасть, отравиться ядовитым газом, угодить под гигантский булыжник, получить стрелу в лоб или вовсе лишиться головы, попав под огромный топор...

Вот тут и проявляется важность свободной камеры в игровом процессе: чтобы успешно разгадывать головоломки и избегать ловушек, мы должны тщательно осматривать окружение. Но в то же время сложно заранее определить, откуда исходит опасность - и это делает игру более напряжённой, заставляя нас постоянно быть настороже.

Также важную роль в создании атмосферы играет звуковое оформление. Музыку в Doctor Hauzer трудно описать словами - она немного причудливая и сюрреалистичная, но в то же время мрачно-таинственная. Здешняя музыка напоминает мне нечто среднее между саундтреками из Resident Evil 1 и Rule of Rose.




В Doctor Hauzer отлично передано ощущение пребывания в таинственном особняке - и это очень важное достоинство игры. Особняк состоит из двух этажей и насчитывает около 20 комнат. Интерьеры хорошо проработаны - каждая комната обладает определённой индивидуальностью. Везде есть какие-нибудь любопытные детали (и ко всем предметам интерьера наш главный герой даёт комментарии). Можно поразглядывать старинные картины на стенах, а можно выглянуть в окошко - и послушать, как где-то вдалеке воют волки и ухают совы. Ну и конечно же в каждой комнате присутствуют разные тайники и ловушки. В общем, бродить по особняку и разгадывать его тайны довольно интересно.



Главным минусом игры является очень маленькая продолжительность. Даже если играть неторопливо и тщательно исследовать каждую комнату - то полное прохождение займёт лишь около 2-х часов. Но ради справедливости нужно отметить, что такая скудная продолжительность была вполне нормальным явлением для хоррор-игр того времени. К примеру, D no Shokutaku, Clock Tower и Mansion of Hidden Souls проходятся ещё быстрее.




Итог:
Doctor Hauzer значительно опередил своё время, став первым полностью трёхмерным хоррором. Но заслуги игры не ограничиваются одной лишь инновационной графикой. Doctor Hauzer также может похвастаться увлекательным процессом исследования заброшенного особняка, оригинальной идеей с ловушками, интересной историей и мрачной атмосферой. Помимо этого, игра оказала большое влияние на развитие хоррор-жанра, став образцом для подражания для более поздних японских ужастиков.



Полезные ссылки:
>>Геймплейное видео<<
>>Перевод дневников<<
>>Скачать игру<<
>>Прохождение (без спойлеров)<<
>>Прохождение (со спойлерами)<<







Наследие

Немного расскажу о том, какое влияние Doctor Hauzer оказал на развитие хоррор-жанра.




Doctor Hauzer и OverBlood



В 1996-м году компания RiverHill Soft выпустила новую хоррор-игру под названием "OverBlood". Эта игра является идейным наследником Doctor Hauzer'а - над ней работала та же команда разработчиков. Геймплей здесь очень похож: OverBlood тоже представляет собой 3D-адвенчуру с головоломками, смертельными ловушками и тремя режимами камеры (вид от первого лица, вид из-за спины и фиксированная камера). Но на этот раз вместо старинного особняка нам предстоит блуждать по таинственной лаборатории. Игра получилась довольно интересная и атмосферная, поэтому если вам нравится Doctor Hauzer - то обязательно сыграйте и в OverBlood.






Doctor Hauzer и Resident Evil



Известный ужастик Resident Evil тоже позаимствовал много элементов из Doctor Hauzer. Давайте проанализируем параллели между двумя играми:

1) Обе игры представляют собой хоррор-адвенчуру про исследование таинственного старинного особняка и имеют похожую игровую механику.

2) В Doctor Hauzer моменты загрузки "замаскированы" под сценки с открывающейся дверью. Такую же идею с маскировкой загрузок использует Resident Evil.

3) Похожая идея с сейвами. Когда мы сохраняемся в Doctor Hauzer - наш герой что-то записывает в свой блокнот. Когда мы сохраняемся в Resident Evil - наш герой что-то печатает на листке бумаги.

4) В Doctor Hauzer присутствует загадка в картинной галерее, где нам нужно нажать на несколько картин в определённом порядке. Похожая головоломка есть и в RE.

5) В обеих играх в первой комнате стоят большие тикающие часы. И в DH, и в RE в этих часах спрятаны ключи.

6) Одинаковая система изучения найденных предметов. Используя опцию "Check", мы можем вращать и осматривать с разных сторон предметы в инвентаре.

7) Похожая загадка с книгой. В Doctor Hauzer мы находим книгу - и если осмотреть её через опцию "check", то мы найдём внутри книги ключ. В Resident Evil мы точно также обнаруживаем предмет внутри книги (медаль).

8) В Doctor Hauzer есть момент, когда на нас внезапно начинает катиться огромный камень. Аналогичная ловушка присутствует и в RE.

9) Когда мы берём зелёный ключ в одной из комнат Хаузеровского особняка - стены вдруг начинают сдвигаться и могут раздавить нашего героя. В RE есть такой же момент: если мы возьмём висящий на стене шотган - то попадём в ловушку с опускающимся потолком.

10) И напоследок ещё один интересный факт. Изначально Resident Evil должен был стать полностью трёхмерной игрой, как Doctor Hauzer. Но программисты из Capcom не осилили 3D-графику - поэтому в итоге все бэкграунды пришлось сделать двухмерными.

Как мы видим, Doctor Hauzer стал важным "источником вдохновения" для разработчиков Resident Evil. Но не единственным. На RE также оказали большое влияние две другие игры - Sweet Home и Alone in the Dark.






Doctor Hauzer и Silent Hill



Кеичиро Тояма (создатель Silent Hill и Forbidden Siren) в одном интервью признался, что начал интересоваться хоррор-играми с 1994-го года. Угадайте, какая игра пробудила в нём этот интерес? Doctor Hauzer! А теперь на секунду представьте себе цепочку событий: если бы не вышел Doctor Hauzer, то Тояма не увлёкся бы хоррорами. И мы сейчас жили бы в альтернативной вселенной, в которой не существовало бы ни Сайлент Хилла, ни Сирены, ни этого сайта. Вот как одна хоррор-игра может изменить мир!

Ну и заодно перечислю несколько любопытных параллелей между Doctor Hauzer и Silent Hill:

1) Обе игры представляют собой полностью трёхмерную хоррор-адвенчуру и имеют похожую игровую механику.

2) Сюжеты двух игр отчасти похожи. В обоих случаях первопричиной всех событий стали (СПОЙЛЕР!) сумасшедшие религиозные фанатики и ритуалы по вызову древнего божества.

3) Когда мы сохраняемся - наши герои что-то записывают в блокнот. Разница лишь в том, что Адамс Адлер всегда носит блокнот с собой и может сохраняться в любое время, а Гарри Мейсон почему-то до этого не додумался :)

4) В DH и SH есть сцена, когда главный герой находит ключ внутри старинных часов.

5) Подобно Doctor Hauzer, в Silent Hill есть возможность переключать обзор между фиксированной камерой и видом от первого лица. Но это можно сделать только через секретное меню.









Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 15.01.2009