Forbidden SIREN

D no Shokutaku (3DO, PS1, Saturn, PC) - обзор хоррор-игры






Японское название: D no Shokutaku (Dの食卓)
Американское название: D
Разработчик: WARP
Дата релиза: 1 апреля 1995
Изначальная платформа: 3DO
Порты: Saturn (1995), PlayStation (1995), PC (1996)

Во времена 8-битных консолей геймеры могли только мечтать о полноценных видеороликах в играх. Картриджи вмещали в себя лишь несколько сотен килобайт информации - так что приходилось довольствоваться скудными пиксельными картинками в качестве заставок.

Однако в 90-х годах ситуация изменилась. Появились более мощные приставки и дисковые носители, а разработчики получили возможность создавать красивые и кинематографичные игры, используя оцифрованное видео. В этот момент начали набирать популярность новые разновидности игр - "Interactive Movie" и "FMV Adventure", полностью состоящие из видеороликов. Поначалу в таких играх использовались исключительно "живые" съёмки с реальными актёрами. Но вскоре прогресс шагнул ещё дальше, позволив разработчикам создавать новые миры и собственных виртуальных актёров, используя компьютерную анимацию.

Одним из наиболее ярких экспериментов в данной области стал японский хоррор "D no Shokutaku", вышедший в начале 1995-го года на приставке Panasonic 3DO. Благодаря использованию компьютерной анимации, авторам удалось создать странный и причудливый мир, в котором мрачная готическая эстетика переплетается с безумием кошмарного сна. В сочетании с интересной историей, жутковатой атмосферой и обилием сюрреализма, всё это сделало D no Shokutaku наглядным образцом видеоигрового артхауса.






История начинается в Лос-Анджелесе 1997-го года. Леденящий душу инцидент произошёл в местном госпитале: Рихтер Харрис - один из лучших докторов Америки - внезапно открыл стрельбу из револьвера по людям, находившимся в больнице. Бессмысленная жестокость содеянного ужаснула горожан и ввела в недоумение полицию - безо всяких видимых причин доктор вдруг начал кровавую бойню, безжалостно убивая каждого, кто попадался на глаза. Но что превратило этого тихого и спокойного человека, на протяжении многих лет спасавшего пациентам жизни, в жестокого убийцу?

Узнав о случившемся, Лора Харрис была повержена в шок - она никогда не могла подумать, что её отец способен на такие вещи. Желая понять, что же на самом деле случилось, девушка поспешила к окружённому полицией госпиталю. В это время Рихтер укрылся в глубинах больницы, взяв нескольких пациентов в заложники - и полиция не решалась пойти на штурм здания. Таким образом, вся надежда на спасение заложников ложится на Лору - единственного человека, кто может уговорить Рихтера сложить оружие. Затея весьма рискованная, но для нашей героини это единственный шанс разобраться в ситуации и помочь отцу.

Отбросив сомнения, девушка переступает порог мрачного госпиталя, обнаруживая внутри многочисленные трупы убитых людей - безмолвных свидетелей произошедшей трагедии. И в этот момент вдруг начинает происходить нечто необъяснимое - прямо на глазах у изумленной Лоры коридоры госпиталя превращаются в каменные палаты средневекового замка! Вскоре наша героиня понимает, что странный замок - это альтернативный мир, рождённый болезненным подсознанием Рихтера Харриса... Теперь у Лоры есть ровно два часа, чтобы отыскать своего отца и понять причину его сумасшествия.






Игровой процесс в D no Shokutaku представляет собой FMV-адвенчуру с видом от первого лица наподобие Mansion of Hidden Souls и 7th Guest. Мы блуждаем по замку, исследуем комнаты, ищем полезные предметы и решаем головоломки. Всё графическое оформление построено на видеороликах с компьютерной анимацией - и для своего времени игра смотрится просто шикарно. Дизайн безупречен, окружающий мир тщательно проработан, а главная героиня Лора выглядит очень реалистично. Можно с уверенностью сказать, что на момент своего выхода D no Shokutaku была одной из самых красивых хоррор-игр.

Очень необычная особенность игры заключается в том, что её обязательно нужно проходить "на одном дыхании". Никаких сейвов и пауз не предусмотрено. Здесь нельзя сохраниться - а потом начать с того же места. Нельзя поставить игру на "паузу" - и уйти на перекур. Всю игру нужно пройти от начала до конца, без перерывов. Помимо этого, присутствует временное ограничение - если мы не успеем найти Рихтера за 2 часа, то нас ждёт Game Over.

Эти ограничения служат вполне конкретным целям:

1) Заставить игрока почувствовать себя реальным участником событий. Ведь в реальной жизни нет сейвов и пауз, а время не ждёт. Вот и тут также.

2) Усилить атмосферу. Когда мы отвлекаемся от игры на другие дела - атмосфера рушится. Поэтому игрок поставлен в такие условия, что никаких перерывов и "перекуров" быть не может.

3) Временное ограничение вынуждает сильнее волноваться и ускоренно искать пути к решению загадок.

Но отсутствие пауз и сейвов также влечёт за собой и ряд неудобств. Во-первых, нет смысла садиться за игру, если у вас в запасе нет хотя бы пары часов свободного времени - вы можете попросту не успеть дойти до конца. Во-вторых, если приставка вдруг зависнет (а Панасоники 3DO иногда могли зависать в процессе игры) - то из-за отсутствия сейвов всё придётся начинать заново.






В D no Shokutaku нет экшена и боёв с монстрами - игра полностью посвящена блужданиям по странному готическо-психоделическому миру. Каждая комната содержит какие-нибудь тайники, ловушки и прочие сюрпризы - поэтому исследование локаций получилось довольно интересным. А головоломки - оригинальные и запоминающиеся. Жаль только, что нельзя никак ускорить передвижение героини - уж слишком медлительно она ходит.

Впрочем, основное очарование игры заключается вовсе не в геймплее - а в мрачной атмосфере и причудливом дизайне. D no Shokutaku погружает нас в жуткий сюрреалистический мир, в котором царит чистое безумие. Здесь всё до малейших деталей противоречит нормальной рациональной логике, а опасность может подстерегать в самых неожиданных местах. Здесь госпитали превращаются в средневековые замки, предметы могут появляться из ниоткуда, жуки-скарабеи могут возвращать людям потерянные воспоминания, а карманное зеркальце даёт нам подсказки к головоломкам. В общем, всё как в бредовом сне.

И это ощущение тотального безумия весьма хорошо сочетается с основной идеей игры. Ведь наша героиня оказалась в альтернативном мире, рождённом разумом сумасшедшего убийцы! Нужно отметить, что концепция "мы попали в жуткий мир, созданный подсознанием другого человека" была очень оригинальной и инновационной для 1995-го года. Спустя несколько лет эту идею подхватят многие другие японские хорроры - например Silent Hill, Juggernaut и Rule of Rose.






Сама по себе игра довольно короткая - полное прохождение занимает около 1,5 - 2 часов. А если заранее знать решения головоломок, то и вовсе можно пробежать всю игру минут за 40. Чтобы частично компенсировать малую продолжительность, разработчики предусмотрели две возможных концовки. Таким образом, есть мотивация для повторного прохождения.

Но это ещё не всё. Помимо разных концовок, в D no Shokutaku припрятан сюрприз для самых внимательных геймеров. В процессе исследования игрового мира Лора может встретить странных зелёных жуков - при виде этих существ к девушке начнут возвращаться потерянные воспоминания из прошлого, показанные в виде флешбеков. Если мы отыщем всех жуков - то узнаем страшную тайну, проливающую свет на многие сюжетные вопросы.

Скажу по секрету, что эта тайна некоторым образом связана с темой каннибализма. По признаниям создателя игры (Кендзи Эно), в 90-х годах данная тема считалась запретной - поэтому ему пришлось пойти на хитрость и обмануть издателей, чтобы сценки-флешбеки не зацензурили. Сначала мистер Эно отправил издателям на одобрение неполную версию игры, а потом подменил диски, отдав на тиражирование полную версию с флешбеками. Благодаря этой рискованной авантюре, его детище смогло избежать цензуры.








Плюсы и Минусы

Краткий список основных достоинств и недостатков игры:


Плюсы:
+ Мрачная атмосфера.
+ Интересная история.
+ Сюрреалистическое безумие.
+ Отличная графика и дизайн.
+ Оригинальные головоломки.
+ Интересно исследовать окружающий мир.
+ Любопытная идея с "воплощением подсознания".
+ Игра оказала большое влияние на развитие психологических хорроров.



Минусы:
- Малая продолжительность (1,5 - 2 часа).
- Героиня ходит слишком медленно.
- Нет сейвов.







Итог:

D no Shokutaku - это отличный кинематографический хоррор, сочетающий в себе мрачную атмосферу, необычный дизайн и интригующий сюжет. Разумеется, спустя 20 лет после релиза графика в игре уже не так впечатляет, а геймплей выглядит медлительным и примитивным - однако детище WARP обладает яркой индивидуальностью и до сих пор способно взять за душу, подарив любителям хорроров несколько приятных вечеров. Ну и конечно же нельзя отрицать историческую значимость игры - D no Shokutaku стал одним из самых ярких японских хорроров дорезидентовской эпохи и ввёл концепцию "подсознательных миров", тем самым протоптав дорожку для более поздних психологических ужастиков.









Видео из игры:













D no Shokutaku: Director's Cut





В 1996-м году на 3DO вышла обновлённая версия игры с подзаголовком "Director's Cut". В этой версии присутствуют различные изменения и дополнения. Кроме того, к ней прилагается бонусный диск с дополнительными материалами и визуальной новеллой "D: The Novel". Обо всех изменениях и бонусах я подробно расскажу вот тут:


>>Статья о версии "Director's Cut"<<









D no Shokutaku 1.5





После выхода первой части "D", создатели игры сразу же принялись за работу над сиквелом. Предполагалось, что вторая часть выйдет эксклюзивно для приставки Panasonic M2 (наследник 3DO). Но в 1997-м году, когда разработка была уже на 50% завершена, вдруг случилось непредвиденное событие - релиз Panasonic M2 отменили. Поэтому игра умерла, так и не родившись.

Отменённый сиквел для Panasonic M2 не стоит путать с тем "D no Shokutaku 2", который потом вышел на Дримкасте в 1999-м году. Это две разные игры. Поэтому для понятности я буду обозначать отменённый проект циферкой "1.5".

Хотите узнать, что из себя представляла невышедшая игра? Тогда читайте эту статью:


>>Статья о "D no Shokutaku 1.5"<<











Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 21.05.2009