Forbidden SIREN

D no Shokutaku (3DO, PS1, PC, Saturn) - обзор хоррор-игры




Японское название: D no Shokutaku (Dの食卓)
Американское название: D
Разработчик: WARP
Дата релиза: 1 апреля 1995
Изначальная платформа: 3DO
Порты: Saturn (1995), PlayStation (1995), PC (1996)

Во времена 8-битных консолей геймеры могли только мечтать о полноценных видеороликах в играх. Картриджи вмещали в себя лишь несколько сотен килобайт информации - так что приходилось довольствоваться скудными пиксельными картинками в качестве заставок. Однако в 90-х годах ситуация изменилась. Появились более мощные приставки и дисковые носители, а разработчики получили возможность создавать красивые и кинематографичные игры, используя оцифрованное видео. В этот момент начали набирать популярность новые разновидности игр - "Interactive Movie" и "FMV Adventure", полностью состоящие из видеороликов. Поначалу в таких играх использовались исключительно "живые" съёмки с реальными актёрами. Но вскоре прогресс шагнул ещё дальше, позволив разработчикам создавать новые миры и собственных виртуальных актёров, используя компьютерную анимацию.

Одним из наиболее ярких экспериментов в данной области стал японский хоррор "D no Shokutaku", вышедший в начале 1995-го года на приставке Panasonic 3DO. Благодаря использованию компьютерной анимации, авторам удалось создать странный и причудливый мир, в котором мрачная готическая эстетика переплетается с безумием кошмарного сна. В сочетании с интересной историей, жутковатой атмосферой и обилием сюрреализма, всё это сделало D no Shokutaku наглядным образцом видеоигрового артхауса.




История начинается в Лос-Анджелесе 1997-го года. Леденящий душу инцидент произошел в местном госпитале: Рихтер Харрис - один из лучших докторов Америки - внезапно открыл стрельбу из револьвера по людям, находившимся в больнице. Бессмысленная жестокость содеянного ужаснула горожан и ввела в недоумение полицию - безо всяких видимых причин доктор вдруг начал кровавую бойню, безжалостно убивая каждого, кто попадался на глаза. Но что превратило этого тихого и спокойного человека, на протяжении многих лет спасавшего пациентам жизни, в жестокого убийцу?

Узнав о случившемся, Лора Харрис была повержена в шок - она никогда не могла подумать, что её отец способен на такие вещи. Желая понять, что же на самом деле случилось, девушка поспешила к окружённому полицией госпиталю. В это время Рихтер укрылся в глубинах больницы, взяв нескольких пациентов в заложники - и полиция не решалась пойти на штурм здания. Таким образом, вся надежда на спасение заложников ложится на Лору - единственного человека, кто может уговорить Рихтера сложить оружие. Затея весьма рискованная, но для нашей героини это единственный шанс разобраться в ситуации и помочь отцу.

Отбросив сомнения, девушка переступает порог мрачного госпиталя, обнаруживая внутри многочисленные трупы убитых людей - безмолвных свидетелей произошедшей трагедии. И в этот момент вдруг начинает происходить нечто необъяснимое - прямо на глазах у изумленной Лоры коридоры госпиталя превращаются в каменные палаты средневекового замка! Вскоре наша героиня понимает, что странный замок - это альтернативный мир, рождённый болезненным подсознанием Рихтера Харриса... Теперь у Лоры есть ровно два часа, чтобы отыскать своего отца и понять причину его сумасшествия.




Игровой процесс в D no Shokutaku представляет собой FMV-адвенчуру с видом от первого лица наподобие Mansion of Hidden Souls и 7th Guest. Мы блуждаем по замку, исследуем комнаты, ищем полезные предметы и решаем головоломки. Всё графическое оформление построено на видеороликах с компьютерной анимацией - и для своего времени игра смотрится просто шикарно. Дизайн безупречен, окружающий мир тщательно проработан, а главная героиня выглядит очень реалистично. Можно с уверенностью сказать, что на момент своего выхода D no Shokutaku была одной из самых красивых хоррор-игр.

Очень необычная особенность игры заключается в том, что её обязательно нужно проходить "на одном дыхании". Никаких сейвов и пауз не предусмотрено. Здесь нельзя сохраниться - а потом начать с того же места. Нельзя поставить игру на "паузу" - и уйти на перекур. Всю игру нужно пройти от начала до конца, без перерывов. Помимо этого, присутствует временное ограничение - если мы не успеем найти Рихтера за 2 часа, то нас ждёт Game Over.

Эти ограничения служат вполне конкретным целям:
1) Заставить игрока почувствовать себя реальным участником событий. Ведь в реальной жизни нет сейвов и пауз, а время не ждёт. Вот и тут также.
2) Усилить атмосферу. Когда мы отвлекаемся от игры на другие дела - атмосфера рушится. Поэтому игрок поставлен в такие условия, что никаких перерывов и "перекуров" быть не может.
3) Временное ограничение вынуждает сильнее волноваться и ускоренно искать пути к решению загадок.

Но отсутствие пауз и сейвов также влечёт за собой и ряд неудобств. Во-первых, нет смысла садиться за игру, если у вас в запасе нет хотя бы пары часов свободного времени - вы можете попросту не успеть дойти до конца. Во-вторых, если приставка вдруг зависнет (а 3DO очень любили виснуть в процессе игры) - то из-за отсутствия сейвов всё придётся начинать заново.




Если судить по современным меркам, то геймплей в "D" конечно примитивный - но всё равно интересный. Каждая комната замка содержит какие-нибудь тайники, ловушки и прочие сюрпризы - поэтому исследование окружающего мира получилось довольно увлекательным. А головоломки - оригинальные и запоминающиеся. Жаль только, что нельзя никак ускорить передвижение героини - уж слишком медлительно она ходит.

Впрочем, основное очарование игры заключается вовсе не в геймплее - а в мрачной атмосфере и причудливом дизайне. D no Shokutaku погружает нас в жуткий сюрреалистический мир, в котором царит чистое безумие. Здесь всё до малейших деталей противоречит нормальной рациональной логике, а опасность может подстерегать в самых неожиданных местах. Здесь госпитали превращаются в средневековые замки, предметы могут появляться из ниоткуда, жуки-скарабеи могут возвращать людям потерянные воспоминания, а карманное зеркальце даёт нам подсказки к головоломкам. В общем, всё как в бредовом сне.

И это ощущение тотального безумия очень хорошо сочетается с основной идеей игры. Ведь наша героиня оказалась в альтернативном мире, рождённом разумом сумасшедшего убийцы! Кстати, D no Shokutaku стала первой хоррор-игрой, позволившей нам посетить мир, созданный подсознанием другого человека. Спустя несколько лет эту идею подхватят многие другие японские хорроры - например Silent Hill, Juggernaut и Rule of Rose.




Сама по себе игра довольно короткая - полное прохождение занимает около 1,5 - 2 часов. А если заранее знать решения головоломок, то и вовсе можно пробежать всю игру минут за 40. Чтобы частично компенсировать малую продолжительность, разработчики предусмотрели две возможных концовки. Таким образом, есть мотивация для повторного прохождения.

Но это ещё не всё. Помимо разных концовок, в D no Shokutaku припрятан сюрприз для самых внимательных геймеров. В процессе исследования игрового мира Лора может встретить странных зелёных жуков - при виде этих существ к девушке начнут возвращаться потерянные воспоминания из прошлого, показанные в виде флешбеков. Если мы отыщем всех жуков - то узнаем страшную тайну, проливающую свет на многие сюжетные вопросы.

Скажу по секрету, что эта тайна некоторым образом связана с темой каннибализма. По признаниям создателя игры (Кендзи Эно), в 90-х годах данная тема считалась запретной - поэтому ему пришлось пойти на хитрость и обмануть издателей, чтобы сценки-флешбеки не зацензурили. Сначала мистер Эно отправил издателям на одобрение неполную версию игры, а потом подменил диски, отдав на тиражирование полную версию с флешбеками. Благодаря этой рискованной авантюре, его детище смогло избежать цензуры.





TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:





Итог:
D no Shokutaku - это отличный кинематографический хоррор, сочетающий в себе мрачную атмосферу, необычный дизайн и интригующий сюжет. Разумеется, спустя 20 лет после релиза графика в игре уже не так впечатляет, а геймплей выглядит медлительным и примитивным - однако детище WARP обладает яркой индивидуальностью и до сих пор способно взять за душу, подарив любителям хорроров несколько приятных вечеров. Ну и конечно же нельзя отрицать историческую значимость игры - D no Shokutaku стал одним из самых ярких японских хорроров дорезидентовской эпохи и ввёл концепцию "подсознательных миров", тем самым протоптав дорожку для более поздних психологических ужастиков.




Полезные ссылки:

>>Геймплейное видео<<
>>Скачать версию для PS1<<
>>Скачать версию для PC<< (для запуска потребуется DOSBox)
>>Прохождение D no Shokutaku<<







D no Shokutaku: Director's Cut



В 1996-м году на 3DO вышла дополненная версия игры под названием "D no Shokutaku: Director's Cut". Эта версия была выпущена очень маленьким тиражом, поэтому теперь она считается довольно редкой игрой.

Вот список отличий, которые мне удалось заметить:

1) Во многих сценах присутствуют мелкие изменения - добавлены новые ракурсы камеры или новые кадры.

2) В тех роликах, которые раньше были "немыми", теперь добавили озвучку (крики, ахи и вздохи Лоры).

3) Сильно изменена сцена "альтерации" госпиталя. В оригинальной версии альтерация происходила, как в Silent Hill - окружающий мир сам по себе менялся на глазах у изумлённой Лоры. В "Director's Cut"-версии наша героиня находит портал, через который её затягивает в альтернативный мир.

4) Изменена заставка, где Лора пытается спастись от огромного камня. Под конец героиня теперь не прячется за стеной, а падает на колени.

5) В сцене с вылезающей из зеркала рукой слышен чей-то зловещий голос "Come here, little girl!".

6) Момент, когда Лора обнаруживает пистолет в сундуке, тоже был немного изменён. Осматривая найденную вещицу, наша героиня случайно нажимает на курок - и раздаётся выстрел.

7) Если мы пройдём игру на хорошую концовку, попутно отыскав всех жуков-скарабеев - то после финальных титров нам покажут 4-минутный трейлер "D no Shokutaku 1.5".




Помимо самой игры, к Director's Cut-версии также прилагается несколько вкусных бонусов: плакат с изображением Лоры, Mini-CD диск с музыкой, а также бонусный диск с разными интересными материалами.

Вот что можно обнаружить на бонус-диске:

1) D no Shokutaku: The Novel. Это история-пролог, выполненная в форме визуальной новеллы. Наверняка она раскрывает много любопытной информации о сюжете - но, к сожалению, за 20 лет её так никто и не перевёл с японского.
 
2) "D" Coming Soon! - подборка рекламных трейлеров D no Shokutaku. В некоторых трейлерах можно увидеть кадры, не вошедшие в финальную версию игры (например, сцена с убитым полицейским, насаженным на кол неподалёку от входа в госпиталь).

3) "D" Goes Overseas - в этом разделе демонстрируется озвучка Рихтера Харриса в английской, французской и немецкой версии игры. Разумеется, во всех западных версиях озвучка существенно хуже, чем в японской версии.

4) Best Scenes of "D" - тут можно заново пересмотреть наиболее яркие и запоминающиеся сцены из игры.



>>Различия между обычной версией и Director's Cut<<
>>Видеоролик из D no Shokutaku: The Novel<<
>>Трейлеры из раздела D Coming Soon<<







D no Shokutaku 1.5



После выхода первой части "D", создатели игры сразу же принялись за работу над сиквелом. Предполагалось, что вторая часть выйдет эксклюзивно для приставки Panasonic M2 (наследник 3DO). Но в 1997-м году, когда разработка была уже на 50% завершена, вдруг случилось непредвиденное событие - релиз Panasonic M2 отменили. Поэтому игра умерла, так и не родившись.

Отменённый сиквел для Panasonic M2 не стоит путать с тем "D no Shokutaku 2", который потом вышел на Дримкасте в 1999-м году. Это две разные игры. Поэтому для понятности я буду обозначать отменённую игру циферкой "1.5".




Попробую вкратце суммировать всю информацию о том, каким должен был стать D no Shokutaku 1.5.

По задумке, сюжет был примерно таков: в средние века в Трансильвании жил некий правитель, который очень хотел сына. Но его жена была бесплодна. Отчаявшись, правитель начал экспериментировать с чёрной магией и делать жертвоприношения разным божествам, надеясь что это поможет его жене забеременнеть. Но в итоге жена умерла, так и не родив ему сына. После этого правитель совсем обезумел - и решил принести себя в жертву древнему богу. И этот финальный ритуал сработал. Бог явился перед правителем - и пообещал, что у него будет ребёнок.

Теперь отматываем календарь на несколько сотен лет вперёд. На дворе 1997-й год и мы видим Лору, летящую куда-то на самолёте. Судя по животику, она беременна... Но вдруг начинают твориться необъяснимые вещи. Появляется то самое божество, с которым давным-давно заключал сделку средневековый правитель, - и похищает ребёнка прямо из живота Лоры. После этого самолёт терпит крушение, а наша бедная Лора погибает в результате авиакатастрофы.

Далее мы опять возвращаемся назад в средневековую Трансильванию и видим молодого светловолосого человека - это и есть похищенный сын Лоры. Он является главным героем истории, и именно за него нам предстояло играть в D no Shokutaku 1.5.




Игровой процесс претерпел серьёзные изменения. Графика стала полностью трёхмерной, камера стала свободной, появились экшн-элементы (битвы с монстрами) и даже элементы 3D-платформера (главный герой умеет прыгать). Помимо этого, в игре присутствовала система смены дня и ночи, динамическое освещение, а также туман, который должен был скрывать дальние объекты (позже аналогичную идею будет использовать Silent Hill).



По скриншотам игра выглядит довольно симпатично - но честно говоря, я сильно сомневаюсь, что "полторашка" могла бы стать достойным сиквелом. Вкратце объясню причины своих сомнений:
1) Превращать артхаусно-психологический хоррор в некое подобие Castlevania 64 - не самая удачная идея.
2) Мне не нравится завязка истории. Все эти божества и путешествия во времени плохо вяжутся со стилистикой первой части.
3) WARP была маленькой студией, которая не имела никакого опыта в создании трёхмерных игр, и тем более - трёхмерных экшнов. Скорее всего геймплей получился бы безумно кривым.

Может быть это и к лучшему, что игру отменили.

>>10-минутный трейлер D no Shokutaku 1.5<<
>>Бета-версия игры<<
>>Ещё одна бета (конец 96-го года)<<
Статья об игре в американском журнале: 1, 2, 3. (январь 1997)






Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 21.05.2009