Forbidden SIREN

Clock Tower (SNES, PS1, PC, WS) - обзор хоррор-игры






Название: Clock Tower
Дата релиза: 14 сентября 1995
Изначальная платформа: Super Nintendo
Порты: Playstation (1997), PC (1997), Wonderswan (1999)
Разработчик: Human Entertainment
Язык: японский; английский (фан-перевод); русский (фан-перевод)

В девяностых годах компания Human Entertainment начала разрабатывать очень необычную серию игр под названием "Panic Soft" для популярной в то время приставки Super Nintendo. В эту серию вошли три игры, которые сильно различались по геймплею и сюжету, но были объединены общей идеей - они должны заставить нас ощутить чувство паники.

Первая игра называлась "Septentrion" и давала геймерам возможность побывать в роли пассажиров тонущего корабля. Вторая игра "The Firemen" была посвящена опасной работе пожарников. Но самой страшной конечно же получилась третья игра - "Clock Tower". Если вы когда-нибудь мечтали почувствовать себя беззащитной жертвой маньяка-убийцы - эта игра позволит осуществить ваши тайные желания.






История Clock Tower рассказывает о судьбе четырёх девочек из сиротского приюта, которых в один прекрасный день решила удочерить богатая семья Барроузов. Теперь нашим героиням предстоит жить в роскошном трёхэтажном особняке, в котором есть даже бассейн, библиотека, а также небольшая часовая башня.

И вот, наступает долгожданный момент встречи с приёмными родителями - воспитательница приводит девочек в гости к Барроузам. Но тут начинает происходить нечто странное. Входная дверь особняка не заперта, но его владельцев нигде не видно... Где же наши новые мама и папа?

Вскоре воспитательница уходит искать Баррозуов и тоже куда-то пропадает. А потом раздаётся чей-то крик, свет отключается, и в доме появляется жуткий маньяк-убийца с гигантскими ножницами! Играя роль одной из девочек (Дженнифер), мы должны выбраться на свободу и попытаться понять, что же здесь на самом деле произошло.






В 16-битную эпоху игры с интересным сюжетом встречались довольно редко - и Clock Tower как раз является одним из таких "редких исключений". Авторы умело нагнетают интригу, давая нам лишь разрозненные кусочки информации и туманные намёки. А ответы на все вопросы придётся искать самостоятельно, размышляя над тайнами и недосказанностями.

Причём, подача сюжета в Clock Tower устроена таким образом, что за одно прохождение нельзя полностью понять историю. Чтобы во всём разобраться, нужно внимательно пройти игру несколько раз. Но даже это не гарантирует 100% полного раскрытия всех тайн. Вот уже 20 лет прошло с момента выхода игры - а фанаты до сих пор обсуждают на форумах разные тонкости сюжета и придумывают всевозможные теории.

Впрочем, у сценария Clock Tower также есть один существенный недочёт - это недостаток оригинальности. Многие элементы здесь явно позаимствованы из старого итальянского киноужасника "Феномен". По всей видимости, создатели CT были большими фанатами этого фильма (в середине 90-х они даже устраивали конкурс, в котором раздавали победителям видеокассеты с "Феноменом") - но с количеством отсылок они сильно перестарались. О параллелях между игрой и фильмом я подробно расскажу в конце статьи.






Теперь переходим к игровому процессу. Геймплей Clock Tower'а выполнен в виде двухмерной адвенчуры с Point-and-Click интерфейсом (наподобие Dark Seed и Maniac Mansion). Блуждаем по особняку, осматриваем комнаты, собираем полезные предметы, решаем головоломки и пытаемся найти путь к спасению.

Особняк довольно большой, и его интересно исследовать. Интерьеры комнат тщательно проработаны и изобилуют любопытными деталями. При этом главная героиня охотно даёт нам разнообразные комментарии ко всем предметам - и это помогает сделать процесс осмотра комнат более увлекательным.

Но нужно учитывать, что некоторые предметы несут в себе смертельную опасность - например, попытка заглянуть в старинное зеркало или прикоснуться к какой-нибудь детской игрушке может окончиться гибелью для нашей героини.

Здесь в любой момент может произойти всё что угодно - игра содержит множество странных и необъяснимых ситуаций, напоминающих кошмарный сон. Поэтому необходимо всегда проявлять осторожность и быть начеку.






Но самую большую опасность конечно же представляет маньяк с огромными ножницами, который будет преследовать нас на протяжении игры. Убить его невозможно - наша Дженнифер беззащитна против вооружённого психопата. Поэтому мы можем лишь убегать и прятаться. К примеру, можно попробовать спрятаться под кроватью или запереться в ванной.

Но есть одна важная деталь - вовсе не каждое найденное укрытие является гарантией безопасности. Иногда существует 50% вероятность, что маньяк обнаружит нас. А ещё бывают совсем уж неудачные места для пряток, в которых бедную Дженнифер на 100% найдут и убьют. Поэтому остаётся лишь скрещивать пальчики и надеяться, что мы выбрали хорошее укрытие. Кстати, идея с прятками стала уникальным нововведением для своего времени - ни в одной другой хоррор-игре такого не было.

Чтобы немного усложнить жизнь игрокам, разработчики также добавили в игру систему усталости. Когда Дженнифер устаёт - она начинает спотыкаться на бегу и теряет возможность уворачиваться от ударов. Если вы не хотите стать лёгкой добычей для маньяка - то нужно периодически отдыхать, чтобы героиня не выбилась из сил.

Идея с прятками и усталостью, абсолютная беззащитность, внезапные появления маньяка, сцены кровавых убийств, возможность погибнуть при осмотре самых (казалось бы) безобидных предметов... Все эти элементы помогают нагнетать атмосферу и делают Clock Tower одной из наиболее страшных игр 16-битной эпохи.






Другая интересная особенность Clock Tower заключается в том, что здесь многие элементы игры могут изменяться случайным образом. Расположение некоторых комнат в особняке, размещение спрятанных предметов, обстоятельства гибели различных персонажей, определённые сюжетные сцены - всё это может меняться. Поэтому каждое новое прохождение будет отличаться от предыдущего. К тому же в игре предусмотрено 9 возможных концовок. Так что если вы хотите увидеть все сцены и концовки - то игру нужно будет пройти несколько раз.

Множество концовок - это конечно большой плюс. Однако стоит отметить, что требования для получения некоторых концовок весьма странные и нелогичные. Приведу один наглядный пример: вы идёте по коридору и слышите чей-то крик. Если в этот момент посмотреть в окно - то вы увидите, как маньяк убивает одного из персонажей (и потеряете возможность получить самую лучшую концовку). А если не станете выглядывать в окно - то этот персонаж каким-то чудом выживет. В игре можно встретить много таких моментов с нелогичной причинно-следственной связью. Из-за этого вам навряд ли удастся самостоятельно открыть все концовки, не подглядывая в прохождение.






Звуковое оформление в Clock Tower тоже довольно необычное. Здесь почти нет музыки - на протяжении 80% игрового времени нам предстоит блуждать по особняку в абсолютной тишине, под звуки собственных шагов. Это не халтура композиторов, а вполне осознанный выбор (в следующих частях серии разработчики тоже будут использовать эту идею). Возможно, такой выбор не всем геймерам придётся по душе - но на мой взгляд идея с тишиной помогает создавать напряжённую атмосферу.







Плюсы и Минусы

Краткий список основных достоинств и недостатков игры:


Плюсы:
+ Мрачная и жутковатая атмосфера.
+ Один из первых хорроров с концепцией "беззащитности" и "неубиваемого преследователя".
+ Оригинальная идея с прятками.
+ Большой особняк, который можно свободно исследовать.
+ Тщательная проработка окружающего мира.
+ Интересная история.
+ Широкий ассортимент концовок.
+ Реиграбельность.


Минусы:
- Условия для получения некоторых концовок очень странные и нелогичные.
- Слишком много заимствований из фильма "Феномен".







Итог:

Поначалу Clock Tower был весьма малоизвестной игрой. Он выходил только в Японии, причём очень маленьким тиражом и почти без рекламной поддержки. Но благодаря жуткой атмосфере, интересному сюжету и обилию оригинальных идей, игра постепенно обрела множество фанатов по всему миру и теперь считается классикой видеоигрового хоррора. Помимо этого, Clock Tower стал одним из главных родоначальников концепции "абсолютной беззащитности" и оказал большое влияние на развитие японских хоррор-игр.






Полезные ссылки:

>>Видео из игры<<

>>Скачать игру<< (английская и русская версия для SNES)

>>Прохождение<<

>>Секретная 10-я концовка<<

>>Комикс по мотивам Clock Tower<<

>>Фотография картриджа<<










Другие версии игры

Помимо изначальной версии для Super Nintendo, существуют также порты для Sony PlayStation, Bandai Wonderswan и персональных компьютеров. Хотите узнать, что какие отличия и дополнения присутствуют в более поздних версиях? Тогда читайте эту статью:


>>Статья о портах "Clock Tower" для PS1, PC и WS<<









Clock Tower и фильмы Дарио Ардженто



В качестве дополнения к обзору, я также расскажу об интересных параллелях между Clock Tower и фильмами итальянского режиссёра Дарио Ардженто (Phenomena, Suspiria, Profondo Rosso).
 
>>Вот список интересностей, которые мне удалось заметить<<









Другие статьи о серии "Clock Tower":


>>Обзор Clock Tower 2<<


>>Обзор Clock Tower Ghost Head<<


>>Обзор NightCry<<


>>Статья о маньяке ScissorMan'е<<


>>Undub-версия Clock Tower Ghost Head<<


>>Параллели между Clock Tower Ghost Head и SH3<<


>>NightCry и Clock Tower: отсылки и параллели<<









Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 16.03.2009

Обсуждение статьи








Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: