Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Serial Experiments LAIN (1998) - Обзор игры про Лэйн для PS1 и PC



serial experiments lain 1998 ps1 pc playstation game review лэйн обзор игра

SERIAL EXPERIMENTS LAIN


Дата релиза: 26 ноября 1998
Изначальная платформа: Sony PlayStation 1
Порты: PC (самодельный фан-порт)
Разработчик: Production 2nd \ SR-12W
Издатель: Pioneer LDC
Язык: японский, английский (фан-перевод), русский (фан-перевод)


Аниме-сериал "Эксперименты Лэйн" можно по праву назвать одним из самых известных представителей японской анимации. Миллионы людей смотрели эту странную и жутковатую притчу о влиянии технологического прогресса на человеческую жизнь.


Но мало кто знает, что на самом деле сериал является адаптацией одноимённой видеоигры для PlayStation. Согласно признаниям сценариста, сначала была написана история для игры - и только потом началась работа над аниме.





По сюжету видеоигра сильно отличалась от аниме-сериала. Здесь тоже главной героиней была маленькая девочка по имени Лэйн Ивакура, но при этом все второстепенные персонажи тут - другие. И концовка совсем другая. А сама история в игровой версии более мрачная - она гораздо ближе по духу к психологическим хоррорам, чем к киберпанку.

К сожалению, игра-первоисточник выходила только в Японии и только на японском языке. Поэтому на протяжении многих лет она оставалась запретным плодом для западной аудитории. Но недавно фанаты перевели игру на английский язык. И даже смастерили самодельный порт игры для PC. Так что теперь любой желающий наконец-то сможет ознакомиться с игровой версией Serial Experiments LAIN и узнать, с чего всё начиналось.


 


Создатели Лэйн


Прежде чем приступить к обзору, расскажу немного об авторах "Экспериментов Лэйн". Это поможет лучше понять суть игры и истоки заложенных в неё идей.

Продюсером и главным сценаристом был Yasuyuki Ueda (также известный под никами Dango и Production 2nd) - он придумывал персонажей и работал над сюжетом. А концепцию геймплея создавал директор игры - Junji Nakahara (SR-12W).

Тут нужно отметить одну важную деталь: в 1996-м году Накахара и Уэда вместе разрабатывали необычную видеоигру "Noel", которая представляла собой нечто вроде симулятора интернет-общения. В этой игре нужно было управлять причудливой операционной системой Rabbit OS, слушать диалоги с персонажами, а также собирать разрозненные кусочки информации о них. В "Lain" мы сможем увидеть отголоски многих идей из "Noel".





В работе над сценарием Serial Experiments Lain также участвовал Chiaki Konaka. Раньше он писал сюжет для видеоигры "Alice in Cyberland", которая рассказывала о приключениях трёх девочек-хакеров, погружавшихся в разнообразные виртуальные миры. В отличии от мрачной и депрессивной "Лэйн", Alice in Cyberland получилась очень милой и забавной игрой. Но между двумя историями можно заметить определённые параллели.

Ещё одним вспомогательным сценаристом стала девушка по имени Hideko Shimizu. К сожалению, даже на японских сайтах мне не удалось найти никакой информации о ней. Хотя не исключено, что она могла быть родственницей Kaori Shimizu - актрисы, которая играла роль Лэйн.

Дизайном персонажей и визуальным оформлением игры занимался художник Yoshitoshi Abe. Раньше он принимал участие в создании киберпанковой jrpg "Wachenroder", а также рисовал иллюстрации для гайдов по первой части Resident Evil. После окончания работы над "Экспериментами Лэйн" мистер Абэ трудился над аниме-сериалами Texhnolyze, Haibane Renmei, Niea_7, и над визуальной новеллой Phenomeno.






Сюжет и Персонажи


История Serial Experiments Lain рассказывает о двух человеческих судьбах:


Lain Iwakura

serial experiments lain ps1 pc game character lain iwakura лэйн ивакура

Стеснительная и немного замкнутая 12-летняя девочка, которая любит разговаривать со своими плюшевыми игрушками. Лэйн мечтает завести друзей и жить нормальной жизнью, но этому препятствует странное психическое заболевание, которое постепенно начинает развиваться в ней. По ночам девочка видит кошмарные сны, в которых кто-то говорит ей, что она никому не нужна и что её жизнь бессмысленна. А днём она иногда замечает таинственные образы в небе и слышит чьи-то голоса, исходящие от электрических проводов. Причём, эти голоса почему-то всегда начинают звучать именно в левом ухе.

Однажды в порыве отчаяния Лэйн наполовину остригла волосы, сделала себе косичку рядом с левым ухом и обвязала её резинкой в форме креста. По неизвестной причине девочка надеялась, что эти действия помогут ей защититься от голосов... После этого случая родители окончательно поняли, что с их дочерью что-то не так и решили записать её на приём к психологу.



Touko Yonera

serial experiments lain ps1 pc game character touko yonera токо ёнера

Молодая женщина-психолог, которая совсем недавно закончила институт и начала работать по специальности. Первым её пациентом стала Лэйн Ивакура, страдающая от странных галлюцинаций. Не желая пичкать ребёнка таблетками и психотропными препаратами, Токо решает провести лечение исключительно в формате регулярных диалогов-консультаций. Она пытается завоевать доверие Лэйн и стать для неё не только врачом, но и подругой.





Поначалу история выглядит очень мило и сентиментально: маленькая Лэйн пытается наладить отношения с одноклассниками и периодически навещает добрую тётю Токо, которая помогает ей справиться с болезнью.

Но постепенно всё начинает идти под откос - и игра превращается в психологический хоррор с обилием жутких и кровавых сцен. Впрочем, не буду забегать вперёд. Пройдёте игру - и сами узнаете, что ждёт наших героев.





Геймплей и интересные идеи


Serial Experiments Lain - это одна из самых необычных хоррор-игр, которые мне доводилось видеть. И вся концепция игрового процесса здесь довольно уникальна.

Используя странную операционную систему "Life Instinct Function OS", нам предстоит исследовать виртуальную базу данных, в которой хранятся сотни различных файлов с непонятными названиями. "Lda076", "dc1020", "cou013" - и так до бесконечности. Что это такое?

Поддавшись любопытству, мы начинаем открывать эти файлы один за другим - и обнаруживаем внутри обрывки воспоминаний маленькой девочки. Воспоминания о том, как отец подарил ей плюшевого медвежонка... о том, как она ехала куда-то в поезде... о том, как разговаривала с девушкой-психологом...





Эти странные "файлы-воспоминания" выполнены в двух разных форматах: либо в виде голосовых аудио-сообщений, либо в форме видеороликов. И всё это подаётся в разрозненно-хаотичном порядке, как кусочки головоломки-паззла.

Чтобы понять историю, нам предстоит самостоятельно собрать все кусочки воедино. Причём, многие из них становятся доступны только при определённых условиях, либо появляются только на втором прохождении игры.





Игра насчитывает огромное количество разнообразных "воспоминаний". Здесь запрятано около 700 файлов - это просто гигантский объём информации! Поэтому на поиск всех файлов и ознакомление с их содержимым потребуется немало времени.

Чтобы собрать все кусочки информации, доступные на первом прохождении, вам понадобится примерно 15-16 часов. А если вы хотите собрать абсолютно всё и максимально полно понять сюжет - то игровое время может растянуться до 30 или даже до 40 часов.





Впрочем, некоторую долю от этого времени вам также придётся потратить на борьбу с интерфейсом игры. Дело в том, что операционная система "Life Instinct Function OS" получилась крайне медлительной.

Любая команда в ней выполняется с задержкой в 2-3 секунды - и порой это раздражает. В итоге около 10% игрового времени уходит исключительно на всякие задержки и загрузки.

Нельзя сказать, что эта медлительность как-то сильно портит впечатление от игры - но всё равно разработчикам следовало доработать интерфейс и сделать его шустрее.




Все виды файлов в игре


Файлы делятся на 14 разных типов. Их так много, что легко можно запутаться.

Поэтому вкратце расскажу обо всех видах файлов. И объясню, какую функцию выполняют наиболее таинственные из них.


LDA 001 - 237

Под маркировкой "LDA" идут аудиофайлы, в которых Лэйн рассказывает о своей повседневной жизни. На первом прохождении можно найти 184 таких файла, а на втором - ещё 53.


COU 001 - 053

Благодаря этим файлам мы сможем узнать, о чём разговаривали Лэйн и Токо во время терапевтических сеансов.


TDA 001 - 092

Аудио-дневники Токо, которые помогут нам лучше понять судьбу этой девушки. На первом прохождении доступно 69 файлов, потом мы сможем послушать остальные 23 записи.


DC 1001 - 1058

В этих видеороликах мы сможем увидеть различные моменты из жизни Лэйн: как она идёт по улице среди толпы людей, как разговаривает с одноклассницами, как читает книжку у себя в комнате... Вроде бы совершенно обычные сцены - но в видеороликах они приобретают какой-то очень мрачный и жутковатый оттенок (от этих видео у меня часто мурашки бегут по коже). В общей сложности мы сможем найти 57 таких файла. Внимательные геймеры наверняка заметят, что один файл куда-то потерялся - ведь по нумерации их должно быть 58. Дело в том, что этот кусочек информации (под кодовым обозначением "DC 1029") находится за пределами игры - он был выпущен отдельно, в виде короткой манги. О ней я расскажу в конце статьи.


DIA 001 - 048

Размышления Токо, в которых она пытается понять причины загадочной болезни Лэйн.


ERE 001 - 010

Диалоги между Токо и одноклассницами Лэйн. 50% этих файлов становятся доступны только на втором прохождении.


SSKN Update 001 - 006

Эти штуковины нужны, чтобы проапгрейдить нашу операционную систему. Без них мы не сможем открыть определённые файлы.


GATE 001 - 004

Ещё одна разновидность системных апгрейдов. Они необходимы, чтобы получить доступ к файлам, расположенным на втором диске (игра занимает два CD-диска).


P2 POLY-TAN PARTS 001 - 006

Игрушка-медвежонок, разделённая на шесть частей: две руки, две ноги, тело и голова. Нам нужно найти все эти части, чтобы открыть некоторые файлы.


EKM 001-006

Диалоги между Лэйн и её одноклассницей Киоко. Появляются только на втором прохождении.


EDA 001 - 005

Записи разговоров с человеком по имени Шиничиро Макино. Эти файлы становятся доступны после прохождения игры.


TAK 001 - 181

Аудио-сообщения от Лэйн, адресованные непосредственно игроку (то есть лично вам). Эти сообщения появляются на втором прохождении, но важной сюжетной информации в них не содержится. Они выступают лишь в качестве небольшого бонуса, ломающего "четвёртую стену". Кстати, если вы правильно введёте своё имя в начале игры - то вас ждёт дополнительный сюрприз.


VIDEO INSERT CUT

Секретные видеозаписи, в которых показываются всякие страшные вещи (кровь, трупы, сюрреалистические галлюцинации). Чтобы их увидеть, нужно отложить джойстик и не нажимать никаких кнопок в течении 1-2 минут. Поначалу эти файлы могут показаться бессмысленными пугалками, но на самом деле некоторые из них весьма важны для понимания сюжета.


AUDIO INSERT CUT

Загадочные голоса, которые периодически звучат в кибер-пространстве. Чтобы услышать их, нужно в течении 1-2 минут стоять на месте и ничего не делать.






Впечатления от сценария


Главное достоинство игры - это сценарий. Он получился очень интересным и продуманным. Благодаря этому копание в сотнях "файлов-воспоминаний" становится увлекательным занятием - потому что реально хочется собрать все кусочки информации и во всём разобраться.

Вкратце расскажу о том, чем мне понравилась история (без спойлеров):

1) Serial Experiments Lain - это одна из наиболее глубоких и смысловых видеоигр своего времени. Она затрагивает важные и неоднозначные темы, давая много пищи для размышлений. Причём, это не только экзистенциальная история о жизненной трагедии одинокого ребёнка - но и метафорическое размышление о том, куда придёт человечество в результате развития коммуникационных технологий.

2) Игра получилась очень эмоциональной. Она берёт за душу, заставляя радоваться вместе с героями и переживать вместе с ними. Отчасти это связано с тем, что персонажи здесь весьма правдоподобны, а в образе маленькой Лэйн (несмотря на все её странности) многие люди наверняка увидят отражение себя в детстве. Но также нужно отметить, что история по-своему очень жуткая и оставляет тяжёлое, депрессивное ощущение. В этом плане её можно сравнить с такими хоррор-играми как Saya no Uta или Theresia.





3) В "Экспериментах Лэйн" всего два главных героя - но их образы очень хорошо проработаны. Ещё мне понравилось, как разработчики используют символичные параллели и противопоставления для раскрытия образов Лэйн и Токо. На словах это долго объяснять - когда начнёте проходить игру, сами поймёте, что я имею в виду.

4) После милого и сентиментального начала игры, безумие и ужас дальнейших событий чувствуются особенно отчётливо. Такая ярко-выраженная "контрастность" усиливает впечатления от игры, помогая лучше осознать трагедию персонажей.

5) Концовка игры незабываема. Надо признать, здесь финал истории намного сильнее, чем в аниме.





6) История в игре получилась более подробной и логичной, чем в аниме-адаптации (в сериале многое осталось за кадром - там вырезали и изменили примерно 60% сюжетных элементов). А благодаря сотням файлов-воспоминаний мы сможем узнать множество интересных подробностей о судьбах персонажей.

7) Интересная подача сюжета через разрозненные кусочки информации. Такая задумка наверняка понравится поклонникам Forbidden Siren и Fatal Frame, ведь для этих игр тоже характерно обилие всевозможных дневников и записок.

8) В Serial Experiments Lain присутствует много тайн и недосказанностей. Даже после того, как вы полностью пройдёте игру соберёте все 700 файлов-воспоминаний, у вас наверняка ещё останутся определённые вопросы. Чтобы найти ответы на них, необходимо вдумчиво проанализировать всю информацию вплоть до малейших деталей.





В общем, сценарий в игре очень крутой. Но помимо достоинств, в нём также можно выделить и несколько недостатков:

1) Начало истории получилось немного затянутым. События начинают развиваться только после 5-6 часов игры - и такая медлительность не всем придётся по вкусу. Если вы не любите "жизненные" истории, то начало может показаться скучноватым.

2) В игре есть только одна концовка и нет "моральных выборов". Так что на развитие событий здесь никак нельзя повлиять. Но это даже сложно назвать реальным недостатком сюжета, поскольку это важная часть всей концепции. Ведь в игре мы видим воспоминания о событиях из прошлого - и нельзя изменить то, что уже произошло.

3) Бонусные файлы, которые становятся доступны на втором прохождении, дают мало новой сюжетной информации. Особенно обидно было потратить несколько часов на поиск почти двух сотен файлов под кодовым названием "TAK 001-181" - и в итоге осознать, что никакой важной инфы в этом типе файлов не содержится. Хотя сама задумка с "ТАК"-файлами довольно прикольная.





Графика и Катсцены


Serial Experiments Lain - очень малобюджетная игра, поэтому визуальное оформление здесь выполнено минималистично. Кибер-пространство представляет собой лишь абстрактное скопление мигающих огоньков и летающих иконок-файлов, но в целом оно смотрится достаточно стильно.

А когда мы открываем какой-нибудь аудио-файл - то на заднем фоне начинают мелькать странные фотографии городских ландшафтов. Многие картинки обработаны в фотошопе и выглядят весьма сюрреалистично - иногда они навевают ассоциации с "тестом Роршаха". В интервью разработчики вспоминают, что продюсер Ясуюки Уэда лично ходил по городу с фотоаппаратом и делал эти снимки.





Помимо фотографий, в некоторых файлах мы также сможем увидеть картинки-иллюстрации, нарисованные художником Ёшитоши Абэ. Их не особо много - за всю игру можно встретить лишь около 30 таких иллюстраций, но нарисованы они хорошо и, как говорится, с душой. Дизайны персонажей тоже получились довольно симпатичными.

Ещё в игре присутствует много аниме-заставок. Над этими видеороликами работала студия "Triangle Staff" - та же компания, которая создавала аниме-адаптацию "Лэйн". А режиссёром роликов стал Тецуя Эндо (раньше он занимался в основном мультфильмами для детей и участвовал в создании милой анимешки "Мой Сосед Тоторо").

Надо отметить, ролики в игре смотрятся не так красиво, как в сериале - но зато они получились очень жутковатыми и пронизаны атмосферой психологического хоррора. А некоторые из них по градусу безумия вполне сравнимы с психотравмирующими аниме-заставками из "Linda Cube". Даже удивительно, что "детскому" режиссёру удалось создать нечто подобное.





Музыка и Саунд


Музыкальное оформление в "Экспериментах Лэйн" сведено к минимуму. На протяжении 80% игры мы слушаем голоса персонажей на фоне тишины и звуков гудящих проводов. А видеоролики сопровождаются весьма атмосферным индустриальным нойзом.

Единственное место в игре, где можно услышать музыку - это кибер-пространство. Когда мы блуждаем по нему, слышится милая и немного печальная мелодия музыкальной шкатулки.

Мелодия получилась красивой и запоминающейся, но всё же один музыкальный трек - это очень мало (особенно с учётом того, что бродить по кибер-пространству нам придётся несколько часов). На мой взгляд, разработчикам следовало добавить ещё хотя бы пару-тройку мелодий.





Озвучка и Актёры


Звуковой минимализм игра компенсирует за счёт обилия озвучки. Её здесь очень много (несколько часов диалогов), и выполнена она классно.

Главную героиню Лэйн Ивакуру озвучивает девочка по имени Kaori Shimizu. На момент разработки игры ей было всего 14 лет и это была для неё первая роль. Иногда можно заметить, что юной актрисе не хватает опыта - но зато её голос звучит очень мило и по-детски. Слушая аудиозаписи с голосом Лэйн, невольно проникаешься симпатией к героине.

После окончания работы над Serial Experiments Lain, Каори Шимизу потом стала известной актрисой и участвовала в работе над многими другими аниме и играми. Например, над аниме-сериалом "Boogiepop Phantom" и хоррор-игрой "Dokomademo Aoku" (эти два проекта довольно близки по духу к "Лэйн").

А роль Токо Ёнеры исполняет актриса по имени Maya Okamoto. В озвучке Токо можно заметить довольно интересную деталь - здесь различные типы файлов озвучены очень по-разному. Когда мы слушаем её диалоги с Лэйн - там Токо разговаривает с девочкой очень тепло и душевно, почти как сестра. Но когда мы открываем файлы с медицинскими размышлениями Токо - там она внезапно начинает рассказывать о своей пациентке неожиданно холодным голосом, перечисляя различные психиатрические диагнозы. В эти моменты она похожа на учёного, изучающего какое-то редкое насекомое. И такой дуализм в озвучке Токо порой создаёт жутковатое ощущение.





Плюсы и Минусы игры


Основные достоинства и недостатки Serial Experiments Lain



Плюсы:

+ Великолепный сценарий.
+ Интересные персонажи.
+ Большой простор для размышлений.
+ Оригинальная концепция.
+ Более 700 файлов-воспоминаний.
+ Игра по-своему очень жуткая.
+ Отличный дизайн.
+ Сильная режиссура видеороликов.
+ Хорошая озвучка.




Минусы:

- Медлительный интерфейс.
- Начало получилось немного затянутым.
- Всего лишь один музыкальный трек.






Итог:


Serial Experiments Lain трудно назвать "игрой" в привычном понимании слова. Это необычное, артхаусное произведение. Интерактивная библиотека человеческих воспоминаний, в которой мы постепенно собираем информацию о судьбе маленькой девочки Лэйн. Это весьма глубокая и смысловая, но в то же время очень страшная и душераздирающая история. Она оставляет тяжёлое, но незабываемое впечатление.









Видео из игры

(версия для PS1)




Другие ролики:












Фанатский порт для PC

с английским и русским переводом


serial experiments lain game english translation pc version ps1 игра лэйн русская версия пс1 пк


Официально игра выходила только на PlayStation 1, но в 2021-м году фанаты разработали самодельный порт Serial Experiments Lain для ПК.

Эта версия не требует установки и запускается прямо через браузер. Несмотря на свою самопальную сущность, порт получился вполне качественным и работает без проблем. Ещё одна хорошая новость заключается в том, что в этот порт вмонтирован английский перевод в формате субтитров.





В 2022-м году также появилась русская версия ПК-порта. Так что теперь любой желающий может пройти игру на понятном языке.










Русский и Английский перевод

для PS1-версии


lain iwakura reading gif serial experiments lain ps1 game anime лэйн ивакура пс1 игра аниме


Если вы всё-таки хотите играть именно в оригинальную версию для Sony PlayStation 1 - то для неё тоже существует русский и английский перевод. Но переводы для этой версии выполнены в обычном текстовом формате.

То есть вам нужно будет распечатать текстовый файл с переводом - и в процессе прохождения игры читать этот перевод с распечатанных листочков.

Либо вы можете перекинуть файлы с переводами себе на телефон или планшет - и читать их с экрана вашего девайса.










Манга "Nightmare of Fabrication"


serial experiments lain manga nightmare of fabrication лэйн манга


В марте 1998-го года в японском журнале Sony AX Magazine была опубликована короткая 18-страничная манга про Лэйн, которая называлась "The Nightmare of Fabrication".

На западных сайтах про эту мангу ходит много противоречивых кривотолков. Одни говорят, что якобы игра и аниме были созданы по мотивам этой манги. Другие говорят, что манга была сделана по мотивам аниме. Третьи утверждают, что манга - это отдельная самостоятельная история, которая никак не связана с игрой и с аниме. Причём, все три версии в корне ошибочны. Складывается впечатление, что никто из фанатов Lain даже не понял, о чём эта манга и к чему она относится.

Так вот - на самом деле манга является составной частью сюжета видеоигры. Она представляет собой потерянный файл DC1029 (об этом прямым текстом сказано на первой странице). События, которые здесь описаны, разворачиваются примерно в середине истории: желая обрести друга и спастись от одиночества, Лэйн пытается "оживить" свою плюшевую игрушку - маленькую собачку по имени Бике-тян.

Манга имеет важное значение для понимания сюжета Serial Experiments Lain. В ней присутствуют подсказки, которые помогут раскрыть определённые тайны истории. После прочтения манги вы также поймёте, почему файл DC1029 пропал из базы данных.








Аниме-сериал "Эксперименты Лэйн"


serial experiments lain anime аниме эксперименты лэйн


В одном интервью продюсер Ясуюки Уэда рассказывал, что по первоначальным планам видеоигра должна была появиться раньше, чем аниме-сериал. Но потом разработчики столкнулись с непредвиденными задержками - и в итоге сложилось так, что сериал на несколько месяцев опередил игру.

Сценарий здесь существенно отличается от видеоигры: авторам пришлось вычеркнуть много сюжетных элементов (уложить 15-часовую игру в 5-часовое аниме не так-то просто), исключить из истории некоторых персонажей, поменять хронологическую последовательность определённых сцен, а также тут была сильно изменена концовка. Но несмотря на это, сериал получился просто шикарным. Он смотрится с большим интересом и на одном дыхании.

Причём, игра и аниме во многом взаимодополняют друг друга. Если вы пройдёте игру - это поможет вам гораздо лучше понять сюжет сериала. И наоборот: просмотр аниме поможет найти ответы на вопросы, которые остаются после прохождения игры.


В дополнительной статье я подробно расскажу про аниме, а также разберу основные различия между видеоигрой и аниме-сериалом:


>> Аниме-версия LAIN <<






AI LAIN 2023


ai lain chat bot pc 2023


В 2023-м году создатели Лэйн запустили новый проект под названием "AI Lain".

Это симулятор общения с виртуальной Лэйн Ивакурой, который развивает идею с "TaK-файлами" из игры. Здесь Лэйн может разговаривать с нами синтезированным голосом, отвечать на наши вопросы, и даже обучаться новым знаниям.

Подробнее об этом проекте можно почитать тут:










Другие интересные материалы

о хоррор-играх на нашем сайте













Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал










Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 23.03.2016

Обновление статьи: 26.11.2023







Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: