Forbidden SIREN

Serial Experiments Lain (PS1) - обзор игры





Название: Serial Experiments Lain
Дата релиза: 26 ноября 1998
Платформа: Sony Playstation
Разработчик: Production 2nd \ SR-12W
Издатель: Pioneer LDC

Аниме-сериал "Эксперименты Лэйн" можно по праву назвать одним из самых известных представителей японской анимации. Миллионы людей смотрели эту странную и жутковатую притчу о влиянии технологического прогресса на человеческую жизнь. Но мало кто знает, что на самом деле сериал является адаптацией одноимённой видеоигры. Согласно признаниям сценариста, сначала был написан сюжет для игры - и только потом началась работа над аниме.

К сожалению, игра-первоисточник вышла только в Японии (и только на японском языке) - поэтому на протяжении долгих 15-ти лет она оставалась запретным плодом для западной аудитории. Но недавно фанаты сделали текстовый перевод на английский язык. Так что теперь любой желающий наконец-то сможет ознакомиться с игровой версией Serial Experiments Lain.






Создатели


Прежде чем приступить к обзору, расскажу немного об авторах "Лэйн". Это поможет лучше понять суть игры и истоки заложенных в неё идей.

Продюсером и главным сценаристом был Ясуюки Уэда (также известный под никами Dango и Production 2nd) - он придумывал персонажей и работал над сюжетом. А концепцию геймплея создавал директор игры - Дзюндзи Накахара (SR-12W). Тут нужно отметить одну важную деталь: в 1996-м году Накахара и Уэда вместе разрабатывали необычную видеоигру "Noel", которая представляла собой нечто вроде симулятора интернет-общения. В этой игре нужно было управлять причудливой операционной системой Rabbit OS, слушать диалоги с персонажами, а также собирать разрозненные кусочки информации о них. В "Lain" мы сможем увидеть отголоски многих идей из "Noel".

В работе над сценарием Serial Experiments Lain также участвовал Чиаки Конака. Раньше он писал сюжет для видеоигры "Alice in Cyberland", которая рассказывала о приключениях трёх девочек-хакеров, погружавшихся в разнообразные виртуальные миры. В отличии от мрачной и депрессивной "Лэйн", Alice in Cyberland получилась очень милой и забавной игрой. Но между двумя историями можно заметить определённые параллели.

Ещё одним вспомогательным сценаристом стала девушка по имени Хидеко Шимизу. К сожалению, даже на японских сайтах мне не удалось найти никакой информации о ней. Хотя не исключено, что она могла быть родственницей Каори Шимизу - актрисы, которая играла роль Лэйн.

Дизайном персонажей и визуальным оформлением игры занимался художник Ёшитоши Абэ. Раньше он принимал участие в создании киберпанковой jrpg "Wachenroder", а также рисовал иллюстрации для гайдов по первой части Resident Evil. После окончания работы над "Экспериментами Лэйн" мистер Абэ трудился над аниме-сериалами Texhnolyze, Haibane Renmei, Niea_7, и над визуальной новеллой Phenomeno.






Сюжет и персонажи


История Serial Experiments Lain рассказывает о двух человеческих судьбах:


Лэйн Ивакура



Стеснительная и немного замкнутая 12-летняя девочка, которая любит разговаривать со своими плюшевыми игрушками. Лэйн мечтает завести друзей и жить нормальной жизнью, но этому препятствует странное психическое заболевание, которое постепенно начинает развиваться в ней. По ночам девочка видит кошмарные сны, в которых кто-то говорит ей, что она никому не нужна и что её жизнь бессмысленна. А днём она иногда замечает таинственные образы в небе и слышит чьи-то голоса, исходящие от электрических проводов. Причём, эти голоса почему-то всегда начинают звучать именно в левом ухе.

Однажды в порыве отчаяния Лэйн наполовину остригла волосы, сделала себе косичку рядом с левым ухом и обвязала её резинкой в форме креста. По неизвестной причине девочка надеялась, что эти действия помогут ей защититься от голосов... После этого случая родители окончательно поняли, что с их дочерью что-то не так и решили записать её на приём к психологу.




Токо Ёнера



Молодая женщина-психолог, которая совсем недавно закончила институт и начала работать по специальности. Первым её пациентом стала Лэйн Ивакура, страдающая от странных галлюцинаций. Не желая пичкать ребёнка таблетками и психотропными препаратами, Токо решает провести лечение исключительно в формате регулярных диалогов-консультаций. Она пытается завоевать доверие Лэйн и стать для неё не только врачом, но и подругой.


Поначалу история выглядит очень мило и сентиментально: маленькая Лэйн пытается наладить отношения с одноклассниками и периодически навещает добрую тётю Токо, которая помогает ей справиться с болезнью. Но постепенно всё начинает идти под откос - и игра превращается в психологический хоррор с обилием жутких и кровавых сцен. Впрочем, не буду забегать вперёд. Пройдёте игру - и сами узнаете, что ждёт наших героев.






Игровой процесс


Serial Experiments Lain является одной из самых необычных хоррор-игр, которые мне доводилось видеть, и обладает весьма уникальной концепцией игрового процесса. Используя странную операционную систему "Life Instinct Function OS", нам предстоит исследовать виртуальную базу данных, в которой хранятся сотни различных файлов с непонятными названиями. "lda076", "dc1020", "cou013" - и так до бесконечности. Что это такое..? Поддавшись любопытству, мы начинаем открывать эти файлы один за другим - и обнаруживаем внутри обрывки воспоминаний маленькой девочки. Воспоминания о том, как отец подарил ей плюшевого медвежонка... о том, как она ехала куда-то в поезде... о том, как разговаривала с девушкой-психологом...

Игра насчитывает огромное количество таких файлов-воспоминаний. Они выполнены в формате голосовых аудио-сообщений, а также в формате видеороликов. И все эти файлы подаются в разрозненно-хаотичном порядке, как кусочки головоломки-паззла. Чтобы понять историю, нам предстоит самостоятельно собрать все кусочки воедино. Причём, многие из них становятся доступны только при определённых условиях, либо появляются только на втором прохождении игры.






Вкратце расскажу о различных типах файлов, которые мы сможем обнаружить:


1) LDA 001 - 237

Аудиофайлы, в которых Лэйн рассказывает о своей повседневной жизни. На первом прохождении можно найти 184 таких файла, а на втором - ещё 53.


2) COU 001 - 053

Благодаря этим файлам мы сможем узнать, о чём разговаривали Лэйн и Токо во время терапевтических сеансов.


3) TDA 001 - 092

Аудио-дневники Токо, которые помогут нам лучше понять судьбу этой девушки. На первом прохождении доступно 69 файлов, потом мы сможем послушать остальные 23 записи.


4) DC 1001 - 1058

В этих видеороликах мы сможем увидеть различные моменты из жизни Лэйн: как она идёт по улице среди толпы людей, как разговаривает с одноклассницами, как читает книжку у себя в комнате... Вроде бы совершенно обычные сцены - но в видеороликах они приобретают какой-то очень мрачный и жутковатый оттенок (от этих видео у меня часто мурашки бегут по коже). В общей сложности мы сможем найти 57 таких файла. Внимательные геймеры наверняка заметят, что один файл куда-то потерялся - ведь по нумерации их должно быть 58. Дело в том, что этот кусочек информации (под кодовым обозначением "DC 1029") находится за пределами игры - он был выпущен отдельно, в виде короткой манги. О ней я расскажу в конце статьи.


5) DIA 001 - 048

Размышления Токо, в которых она пытается понять причины загадочной болезни Лэйн.


6) ERE 001 - 010

Диалоги между Токо и одноклассницами Лэйн. 50% этих файлов становятся доступны только на втором прохождении.


7) SSKN Update 001 - 006

Эти штуковины нужны, чтобы проапгрейдить нашу операционную систему. Без них мы не сможем открыть определённые файлы.


8) GATE 001 - 004

Ещё одна разновидность системных апгрейдов. Они необходимы, чтобы получить доступ к файлам, расположенным на втором диске.


9) P2 POLY-TAN PARTS 001 - 006

Игрушка-медвежонок, разделённая на шесть частей: две руки, две ноги, тело и голова. Нам нужно найти все эти части, чтобы открыть некоторые файлы.


10) EKM 001-006

Диалоги между Лэйн и её одноклассницей Киоко. Появляются только на втором прохождении.


11) EDA 001 - 005

Записи разговоров с человеком по имени Шиничиро Макото. Эти файлы становятся доступны после прохождения игры.


12) TAK 001 - 181

Аудио-сообщения от Лэйн, адресованные непосредственно игроку (то есть лично вам). Эти сообщения появляются на втором прохождении, но важной сюжетной информации в них не содержится. Они выступают лишь в качестве небольшого бонуса, ломающего "четвёртую стену". Кстати, если вы правильно введёте своё имя в начале игры - то вас ждёт дополнительный сюрприз :)


13) VIDEO INSERT CUT

Секретные видеозаписи, в которых показываются всякие страшные вещи (кровь, трупы, сюрреалистические галлюцинации). Чтобы их увидеть, нужно отложить джойстик и не нажимать никаких кнопок в течении 1-2 минут. Поначалу эти файлы могут показаться бессмысленными пугалками, но на самом деле некоторые из них весьма важны для понимания сюжета.


14) AUDIO INSERT CUT

Загадочные голоса, которые периодически звучат в кибер-пространстве. Чтобы услышать их, нужно в течении 1-2 минут стоять на месте и ничего не делать.






Как мы видим, в игре доступно около 700 различных файлов - это просто гигантский объём информации! Поэтому на поиск всех файлов и ознакомление с их содержимым потребуется немало времени. Чтобы собрать все кусочки информации, доступные на 1-м прохождении, вам понадобится примерно 15-16 часов. А если вы хотите собрать абсолютно всё и максимально полно понять сюжет - то игровое время может растянуться до 30 или даже до 40 часов.

Впрочем, некоторую долю от этого времени вам также придётся потратить на борьбу с интерфейсом игры. Дело в том, что операционная система "Life Instinct Function OS" получилась крайне медлительной. Любая команда в ней выполняется с задержкой в 2-3 секунды - и порой это раздражает. В итоге около 10% игрового времени уходит исключительно на всякие задержки и загрузки. Нельзя сказать, что эта медлительность как-то сильно портит впечатление от игры - но всё равно разработчикам следовало доработать интерфейс и сделать его шустрее.






Разобравшись в игровым процессом, давайте теперь поговорим о достоинствах и недостатках сценария. Постараюсь рассказать обо всём кратко, не вдаваясь в спойлеры:


Достоинства сценария


1) Сильный смысловой подтекст. Serial Experiments Lain можно заслуженно назвать одной из наиболее глубоких и смысловых видеоигр своего времени - она затрагивает интересные и неоднозначные темы, давая много пищи для размышлений. Причём, это не только экзистенциальная история о жизненной трагедии одинокого ребёнка - но и метафорическое размышление о том, куда придёт человечество в результате развития коммуникационных технологий.

2) Игра получилась очень эмоциональной. Она берёт за душу, заставляя радоваться вместе с героями и переживать вместе с ними. Отчасти это связано с тем, что персонажи здесь весьма правдоподобны, а в образе маленькой Лэйн (несмотря на все её странности) многие люди наверняка увидят отражение себя в детстве. Но также нужно отметить, что история по-своему очень жуткая и оставляет тяжёлое, депрессивное ощущение. В этом плане её можно сравнить с такими хоррор-играми как Saya no Uta или Theresia.

3) После милого и сентиментального начала игры, безумие и ужас дальнейших событий чувствуются особенно отчётливо. Такая ярко-выраженная "контрастность" усиливает впечатления от игры, помогая лучше осознать трагедию персонажей.

4) Концовка игры незабываема. Надо признать, здесь финал истории намного сильнее, чем в аниме.






5) В "Экспериментах Лэйн" всего два главных героя - но их образы очень хорошо проработаны. Ещё мне понравилось, как разработчики используют символичные параллели и противопоставления для раскрытия образов Лэйн и Токо. На словах это долго объяснять - когда начнёте проходить игру, сами поймёте, что я имею в виду.

6) История в игре получилась значительно более подробной и логичной, чем в аниме-адаптации (в сериале многое осталось за кадром - там вырезали и изменили примерно 60% сюжетных элементов). А благодаря сотням файлов-воспоминаний мы сможем узнать множество интересных подробностей о судьбах персонажей.

7) Интересная подача сюжета через разрозненные кусочки информации. Такая задумка наверняка понравится поклонникам Forbidden Siren и Fatal Frame, ведь для этих игр тоже характерно обилие всевозможных дневников и записок.

8) В Serial Experiments Lain присутствует много тайн и недосказанностей. Даже после того, как вы полностью пройдёте игру соберёте все 700 файлов-воспоминаний, у вас наверняка ещё останутся определённые вопросы. Чтобы найти ответы на них, необходимо вдумчиво проанализировать всю информацию вплоть до малейших деталей.






Недостатки сценария


1) Начало сюжета получилось довольно-таки затянутым. События начинают развиваться только после 5-6 часов игры - и такая медлительность не всем придётся по вкусу. Если вы не любите "жизненные" истории, то начало может показаться скучноватым.

2) Файлы, которые становятся доступны на втором прохождении, дают мало полезной сюжетной информации. Особенно обидно было потратить несколько часов на поиск двух сотен "TAK"-файлов - и в итоге осознать, что никаких важных сведений и подсказок в них не содержится.

3) Из-за особенностей подачи сюжета, игрок может легко нахвататься спойлеров, если будет открывать файлы не по порядку. Поэтому вот вам совет: старайтесь выискивать файлы в соответствии с их нумерацией - 001, 002, 003 и так далее. Если сразу откроете файл под номером 100 или 150 - то вы рискуете что-нибудь себе заспойлерить.






Графика и звук


Serial Experiments Lain - очень малобюджетная игра, поэтому визуальное оформление здесь выполнено минималистично. Кибер-пространство представляет собой лишь абстрактное скопление мигающих огоньков и летающих иконок-файлов, но в целом оно смотрится достаточно стильно. А когда мы открываем какой-нибудь аудио-файл - то на заднем фоне начинают мелькать странные фотографии городских ландшафтов. Многие картинки обработаны в фотошопе и выглядят весьма сюрреалистично - иногда они навевают ассоциации с "тестом Роршаха". В интервью разработчики вспоминают, что продюсер Ясуюки Уэда лично ходил по городу с фотоаппаратом и делал эти снимки.

Помимо фотографий, в некоторых файлах мы также сможем увидеть картинки-иллюстрации, нарисованные художником Ёшитоши Абэ. Их не особо много - за всю игру можно встретить лишь около 30 таких иллюстраций, но нарисованы они хорошо и, как говорится, с душой. Дизайны персонажей тоже получились довольно симпатичными.

Над видеороликами для игры работала студия "Triangle Staff" - та же компания, которая создавала аниме-адаптацию "Лэйн". А режиссёром роликов стал Тецуя Эндо (раньше он занимался в основном мультфильмами для детей и участвовал в создании культовой картины "Мой Сосед Тоторо"). Надо отметить, ролики в игре смотрятся не так красиво, как в аниме-сериале - но зато они получились очень жутковатыми и пронизаны атмосферой психологического хоррора. Даже удивительно, что "детскому" режиссёру удалось снять нечто подобное.

Музыкальное оформление в "Экспериментах Лэйн" сведено к минимуму. На протяжении 80% игры мы слушаем голоса персонажей на фоне тишины и звуков гудящих проводов. А видеоролики сопровождаются весьма атмосферным индустриальным нойзом. Единственное место в игре, где можно услышать музыку - это кибер-пространство. Когда мы блуждаем по нему, слышится милая и немного печальная мелодия музыкальной шкатулки. Мелодия получилась красивой и запоминающейся, но всё же один музыкальный трек - это очень мало (особенно с учётом того, что бродить по кибер-пространству нам придётся несколько часов). На мой взгляд, разработчикам следовало добавить ещё хотя бы пару-тройку мелодий.

Зато в игре очень много озвучки, и выполнена она хорошо. Главную героиню озвучивает Каори Шимизу - на момент разработки игры ей было всего 14 лет и это была для неё первая роль. Иногда можно заметить, что юной актрисе не хватает опыта - но зато её голос звучит очень мило и по-детски. Слушая аудиозаписи с голосом Лэйн, невольно проникаешься симпатией к героине. А роль Токо исполняет актриса по имени Мая Окамото (поклонники японской серии "Sakura Taisen" должны хорошо знать её - она играла там Солетту Орихиме).






TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:





Итог:
Serial Experiments Lain трудно назвать "игрой" в привычном понимании слова. Это необычное, артхаусное произведение. Интерактивная библиотека человеческих воспоминаний, в которой мы постепенно собираем информацию о судьбе маленькой девочки Лэйн. Это весьма глубокая и смысловая, но в то же время очень страшная и душераздирающая история. Она оставляет тяжёлое, но незабываемое впечатление.




Полезные ссылки:
>>Видео из игры<<
>>Трейлеры Serial Experiments Lain<<
>>Скачать английский перевод<<
>>Музыка + иллюстрации<<
>>Интервью с Чиаки Конакой<<







Манга



В марте 1998-го года в японском журнале Sony AX Magazine была опубликована короткая 18-страничная манга про Лэйн, которая называлась "The Nightmare of Fabrication". На западных сайтах про эту мангу ходит много противоречивых кривотолков. Одни говорят, что якобы игра и аниме были созданы по мотивам этой манги. Другие говорят, что манга была сделана по мотивам аниме. Третьи утверждают, что манга - это отдельная самостоятельная история, которая никак не связана с игрой и с аниме. Причём, все три версии в корне ошибочны. Складывается впечатление, что никто из западных фанатов Lain даже не понял, о чём эта манга и к чему она относится.

Так вот - на самом деле манга является составной частью сюжета видеоигры. Она представляет собой потерянный файл DC1029 (об этом прямым текстом сказано на первой странице). События, которые здесь описаны, разворачиваются примерно в середине истории: желая обрести друга и спастись от одиночества, Лэйн пытается "оживить" свою плюшевую игрушку - маленькую собачку по имени Бике-тян.

Манга имеет важное значение для понимания сюжета Serial Experiments Lain. В ней присутствуют подсказки, которые помогут раскрыть определённые тайны истории. После прочтения манги вы также поймёте, почему файл DC1029 пропал из базы данных.


>>Английская версия манги<<






Аниме



В одном интервью продюсер Ясуюки Уэда рассказывал, что по первоначальным планам видеоигра должна была появиться раньше, чем аниме-сериал. Но потом разработчики столкнулись с непредвиденными задержками - и в итоге сложилось так, что сериал на несколько месяцев опередил игру.

Надо отметить, что экранизация выполнена весьма вольно. Сценарий здесь существенно отличается от видеоигры: авторам пришлось вычеркнуть много сюжетных элементов (уложить 15-часовую игру в 5-часовое аниме не так-то просто), исключить из истории некоторых персонажей, поменять хронологическую последовательность определённых сцен, а также тут была сильно изменена концовка. Но несмотря на это, сериал получился просто шикарным. Он смотрится с большим интересом и на одном дыхании.

Причём, игра и аниме во многом взаимодополняют друг друга. Если вы пройдёте игру - это поможет вам гораздо лучше понять сюжет сериала. И наоборот: просмотр аниме поможет найти ответы на вопросы, которые остаются после прохождения игры.



P.S.: ну и в качестве бонуса, вот небольшая статья про аниме-сериал:

>>Аниме Serial Experiments Lain<<









Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 23.03.2016