Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

THERESIA: Dear Emile (2008) - Обзор хоррор-игры для Nintendo DS


theresia 2008 nintendo ds терезия horror game review обзор игра хоррор

Название: Theresia
Дата релиза: 11 сентября 2008
Платформа: Nintendo DS
Разработчик: WorkJam
Издатель: Aksys Games



В последние годы разработчикам становится всё сложнее соответствовать стандартам современных игровых платформ: на создание игр уходят годы, вкладываются огромные деньги - и всё лишь ради того, чтобы показать аудитории графику чуть получше, чем у конкурентов. Но увязнув в этом бесконечном соревновании люди часто забывают, что для создания настоящего шедевра вовсе не обязательна фотореалистичная 3D-графика или продвинутая игровая механика. Достаточно лишь иметь талант и желание вложить в своё творение душу.

Японский хоррор "Theresia" наглядно подтверждает эту простую истину. Несмотря на слабые характеристики Nintendo DS, разработчикам из WorkJam удалось создать великолепную игру, по праву достойную называться произведением искусства. Эта мрачная, но весьма глубокая и поэтичная история о любви, смерти, безумии, раскаянии и человеческой жестокости наверняка понравится ценителям сюжетно-ориентированных хорроров с трагическим уклоном в духе Silent Hill 2, Saya no Uta, Echo Night или Rule of Rose.



     


Игра разделена на два сценария: "Dear Emile" (доступен изначально) и "Dear Martel" (становится доступен после прохождения первого сценария). Каждый повествует о разных людях и событиях, но вместе они дополняют друг друга, раскрывая правду о произошедших событиях.


"Dear Emile" рассказывает о молодой девушке, очнувшейся в странном подземном лабиринте, полном человеческих трупов и смертоносных ловушек. Что это за место? Что произошло со всеми людьми? И кто расставил ловушки? Но эти вопросы остаются без ответов, поскольку героиня не может вспомнить даже собственного имени. И единственный ключ к разгадке - таинственное слово "Терезия", пробуждающее в памяти смутные образы из прошлого. Превозмогая страх, девушка углубляется во тьму кошмарного подземелья в надежде выбраться на свободу и по кусочкам собрать потерянные воспоминания.

Второй сценарий - "Dear Martel" - рассказывает о человеке со схожей судьбой: придя в сознание, он обнаруживает себя в заброшенном доме, все жители которого погибли от странной болезни. Но почему лишь он один остался в живых? Миновала ли его болезнь, или скоро ему суждено разделить участь гниющих на полу трупов? И что означает слово "Терезия", начертанное на стене комнаты, где очнулся главный герой?



Авторы держат интригу на высоте, заставляя игрока самостоятельно собирать воедино разрозненные кусочки информации, строить гипотезы и задумываться над значением странных образов из воспоминаний. Также стоит отметить, что разделение игры на два сценария создаёт интересный дуализм - обилие сюжетных параллелей в двух историях, а также противопоставление образов и действий персонажей помогают глубже раскрыть поднятые в игре вопросы. Жестокость и нежность... Убийца и жертва... Красота и уродство... границы между этими, казалось бы, несовместимыми понятиями стираются в безумном, извращённом мире Терезии.


    


Геймплей сочетает в себе черты визуальной новеллы и point&click-адвенчуры. Большинство сюжетных сцен представлены в виде текста на фоне статичных изображений, как в классических visual novel'ах. Обилие текстовых описаний и "размышлений вслух" позволяет нам чётче представить происходящие события, а также понять внутренний мир и переживания главных героев.


Исследование окружающего мира происходит в двух режимах: коридоры выполнены в полном 3D с видом от первого лица - мы можем свободно передвигаться по ним, что упрощает навигацию в мрачном лабиринте. А интерьеры помещений демонстрируются в статичном 2D - и здесь исследование происходит по традиционной point & click схеме (разумеется, со стилусом вместо мыши). Нам доступно две опции - осмотреть вещь (иконка глаза) или потрогать\взять её (иконка руки). Также можно собирать, использовать и комбинировать предметы, необходимые для решения головоломок.

Но не всё так просто: существенным отличием Theresia от большинства стандартных адвенчур является наличие ловушек, шкалы жизни и ярко-выраженных элементов "выживания" (подобная система встречалась в старом артхаусном хорроре Nanatsu no Hikan). Практически в каждой комнате нас подстерегает незримая опасность: дверные ручки под напряжением, осколки битого стекла на полу, металлические колья, арбалеты, ядовитый газ, и даже настоящие противопехотные мины! Разработчики из WorkJam определённо дали волю фантазии при выборе инструментов причинения страданий.



Мир Терезии крайне враждебен, жесток и непредсказуем. Любое необдуманное действие грозит весьма болезненными последствиями для нас - поэтому к процессу исследования необходимо подходить с максимальной осторожностью. Будучи окружены ловушками, мы никогда не можем заранее быть уверены, откуда исходит опасность - и это положительно сказывается на атмосфере игры, нагнетая напряжение.

Идея с ловушками постоянно мотивирует игрока задумываться над своими действиями - любые поползновения к бездумному пиксель-хантингу и рандомному "прочёсыванию" экранов караются смертью. Тем не менее, в игре всё же присутствует небольшая лазейка для хитрецов и жуликов - а именно опция сейва. Если заранее сохраниться при входе в незнакомую комнату, то при желании можно методом научного тыка определить расположение всех ловушек, после чего "откатить" игру. Но, разумеется, я не рекомендую так делать. Если начнёте активно читерить - то игра утратит часть своей атмосферы.



    


Что касается графики, тут заметна существенная разница между качеством 3D и 2D оформления: трёхмерные коридоры выполнены на весьма средненьком для DS уровне и практически лишены деталей (для сравнения, в Nanashi no Game трёхмерные локации явно смотрелись покрасивее). Тем не менее, блуждания по этим узким проходам неплохо передают ощущение пребывания в запутанном лабиринте и даже в некоторой степени вызывают чувство клаустрофобии.

2D-графика, в свою очередь, достойна всяческих похвал: арты и бэкграунды очень хорошо подчёркивают атмосферу безжизненного мира, где царит запустение и смерть. Жуткие, отталкивающие, но в то же время притягательные картины прекрасно вписываются в общую концепцию игры. Приятно удивляет символизм использования цветовой палитры: например, красный цвет ассоциируется с кровью и страданием, но в то же время - с прекрасными цветами, видом которых зачарованы главные герои.



Интересной художественной особенностью, идущей вразрез со всеми представлениями о традициях японского дизайна, является отсутствие глаз у персонажей. Любовь японцев к большеглазым героям зачастую связывают с известным высказыванием "глаза - зеркало души", но в Терезии мы не увидим человеческих глаз. Лишь мрачная пустота там, где должны быть глазницы. И впрямь, "чужая душа - потёмки". Как мы можем знать, что скрывается в глубинах психики другого человека, если часто не можем разобраться даже в самих себе..?

Несмотря на высокий градус садизма (вполне сравнимый с Демонофобией), в Терезии почти нет графических изображений насилия - лишь текстовые описания. Все трупы нарисованы максимально абстрактно, предлагая игроку самостоятельно домыслить наиболее жуткие и шокирующие подробности. Тем не менее, игра по праву заслужила рейтинг "M" (17+), так как определённо рассчитана исключительно на взрослую аудиторию.



     


Музыкальное сопровождение заслуживает отдельного упоминания: Theresia включает в себя более 20 полноценных треков. Все они отлично дополняют игру, помогая создать необходимый эмоциональный фон. В некоторых треках используются элементы органной музыки и церковного пения, что подчёркивает религиозный подтекст игры. Финальная вокальная композиция также стилизована под григорианский хорал.


Озвучки в Терезии практически нет. Помимо тихого молитвенного шёпота главной героини при использовании амулета (специального предмета, позволяющего получить подсказки о дальнейших действиях), мы не услышим в игре человеческой речи. Тем не менее, мрачное эхо наших шагов в коридорах, а также звуки капающей воды, срабатывающих ловушек и раздираемой на части плоти прибавляют реализм миру Терезии.


     


Атмосфера игры необычна, её сложно описать словами. Представьте, что очнувшись однажды утром, вы обнаруживаете, что все вокруг мертво. Пытаясь понять причины произошедшего, вы бродите по лишённым жизни пейзажам, узнавая в лежащих на земле изуродованных трупах лица близких вам людей - но не можете даже вспомнить своё прошлое.


Одиночество. Отчаяние. Безысходность. В этом мире не осталось места для надежды - и персонажами движет даже не столько стремление выжить, сколько желание узнать правду и снова обрести своё "я" перед моментом неминуемой смерти. Неоткуда ждать помощи - вокруг ни одной живой души.


Единственными нашими спутниками на протяжении игры являются жуткие ловушки - орудия убийства, не знающие жалости и сострадания. Само их существование, казалось бы, лишено всякого смысла - но тем не менее при любом неосторожном действии они будут раздирать кожу, впиваться в мясо и ломать кости, вместе с брызгами крови высасывая остатки жизни из нашего тела. Ведь мы - лишь беззащитная жертва в этом мире.


    


Несмотря на малую вместимость картриджей для Nintendo DS, Theresia - игра отнюдь не короткая. Полное прохождение Dear Emile занимает 8-13 часов, Dear Martel - порядка 4-7 часов. Но это ещё не всё: после завершения каждого из основных сценариев, нам также откроются ещё два дополнительных эпизода - "Lost Time" и "Times Past". Они выполнены в виде полноправных визуальных новелл и являются прологами к основным сценариям, рассказывая о событиях прошлого и позволяя ещё раз окунуться в историю Терезии, дособрав все кусочки головоломки и выстроив воедино хронологическую цепочку событий.


Жаль только, что качество английского перевода оставляет желать лучшего: периодически проскакивают опечатки, прослеживаются несоответствия в цитатах между сценами из воспоминаний в основных сценариях и дополнительными сценариями (видимо, их переводили разные люди), а также разночтения между надписями на стенах и комментариями персонажей. А у одной комнаты в Dear Martel и вовсе полностью напутано текстовое описание (туда по ошибке вставили текст про совсем другую комнату).


Тем не менее, следует отдать Aksys Games должное - благодаря их стараниям англоязычная публика получила возможность познакомиться с великолепным психологическим хоррором. В противном случае Theresia пополнила бы списки непонятных и никому неизвестных japan-only игр, в которые играли примерно два с половиной человека (как это произошло со многими другими артхаусными хоррорами типа Serial Experiments Lain и GARAGE: Bad Dream Adventure).


    




Плюсы и Минусы игры

Основные достоинства и недостатки Theresia:


Плюсы:

+ Интересная и смысловая история.
+ Жутковатая мрачно-депрессивная атмосфера.
+ Один из самых печальных и трагических хорроров.
+ Оригинальная идея с ловушками.
+ Красивый 2D-арт.
+ Запоминающиеся персонажи.
+ Отличное музыкальное оформление.
+ Два сценария.
+ Большая продолжительность.




Минусы:

- Трёхмерная графика могла бы быть получше.
- Слишком легко читерить через сейвы.







Итог:


Theresia - одно из тех произведений, которые своим примером доказывают, что видеоигры могут быть искусством наравне с литературой или кинематографом. С художественной точки зрения тут всё выполнено превосходно: арт на высоте, музыкальное оформление отлично вписывается в общую стилистику, а сюжет затрагивает неоднозначные жизненные вопросы, давая пищу для размышлений. Игровой процесс, в свою очередь, гармонично сочетает в себе элементы point&click-адвенчуры, визуальной новеллы и концепцию выживания. Всё это обеспечивает погружение в мрачную атмосферу, позволяя игроку почувствовать себя действующим лицом жуткой, но в то же время прекрасной истории, которая порой прошибает до слёз, до глубины души. Такие талантливые хоррор-проекты как Theresia встречаются весьма редко, поэтому я советую всем ценителям жанра обратить внимание на этот маленький шедевр.









Трейлер игры:














История серии Theresia

и потерянный сиквел "Theresia 2: Dear Lizst"


theresia 2 dear lizst liszt ds mobile game игра


Мало кто об этом знает, но помимо "Theresia: Dear Emile" было ещё две игры из серии "Терезия".

Одна выходила в 2006-м году и называлась просто "Theresia".

А другая вышла в 2009 под названием "Theresia 2: Dear Lizst".

Но обе игры постигла печальная участь - теперь они потеряны. Ни у кого не сохранилось ROM'ов с этими играми, и даже видеопрохождений вы нигде в интернете не найдёте.

Хотите узнать больше об истории серии "Theresia" и загадочных потерянных играх?

Тогда читайте эту статью:


>> История серии Theresia и потерянные игры <<











Автор статьи: SilentPyramid

Дата публикации: 17.01.2010








Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: