Forbidden SIREN

Аниме Serial Experiments Lain





В предыдущей статье было подробно рассказано о видеоигровой версии Serial Experiments Lain, а теперь давайте немного поговорим об аниме-сериале. Начну с того, что лично для меня это аниме имеет особенное значение. Моё первое знакомство с "Лэйн" состоялось в 1999-м году, когда о ней опубликовали короткую заметку в одном из номеров журнала Великий Дракон. Там было всего лишь несколько строчек текста, сдобренных парой малюсеньких иллюстраций - но "Лэйн" сразу же привлекла моё внимание, и в где-то в глубине души зародилось желание посмотреть этот сериал.



(судьбоносная статейка из Великого Дракона)


Однако в те времена достать аниме в России было довольно-таки проблематично. Так что заветная анимэшечка попала в мои цепкие лапки только спустя несколько лет. К тому времени у меня как раз только-только появился компьютер - поэтому история главной героини произвела особенно сильное впечатление, став чем-то близким и практически родным. С тех пор "Эксперименты Лэйн" являются для меня одним самых любимых аниме-сериалов.





В принципе, я могу ещё долго распинаться о любви к Serial Experiments Lain, попутно ковыряясь в детских воспоминаниях и обмазывая читателей розовыми ностальгическими соплями. Но статей, написанных в подобном духе, в интернете и так хватает. Поэтому давайте лучше сделаем кое-что более интересное - взглянем на "Лэйн" под новым углом и посмотрим, как сериал соотносится с игрой-первоисточником.





Авторский состав


Созданием анимации занималась та же компания, которая делала видеоролики для игры - "Triangle Staff". Однако на этот раз режиссёром стал не Тецуя Эндо, а Рютаро Накамура. До начала работы над "Лэйн" мистер Накамура успел снять отличную фэнтезийную сагу "Legend of Crystania", а также анимационный фильм "Guskou Budori no Denki" (очень трогательная жизненная история, которая наверняка понравится поклонникам таких произведений как "Могила Светлячков" и "Босоногий Ген").

Сюжет для аниме-адаптации писал Чиаки Конака. При разработке игры он выполнял лишь вспомогательную функцию, но здесь ему дали больше свободы и сделали главным сценаристом.

Насколько я понимаю, Ясуюки Уэда (создатель Лэйн) принимал мало участия в работе над сюжетом аниме-сериала. Его роль больше сводилась к тому, чтобы присматривать за Конакой и Накамурой, которые должны были согласовывать с ним свои действия. Впрочем, иногда мнение Уэды не играло решающей роли. В одной из статей про Lain описывается любопытный случай: оказывается, Уэде категорически не понравился сюжет пятого эпизода, и он даже начал кричать на сценариста - "Это ещё что такое? Конака, вы что, совсем свой профессионализм потеряли?" (надо признать, в той серии Конака действительно наколбасил много нелогичных вещей и очень далеко увёл историю от игры-первоисточника). Но остальным участникам проекта сценарий этого эпизода понравился, так что Уэде пришлось смириться.

Дзюндзи Накахара (директор игры) занимался CG-графикой и созданием компьютерных интерфейсов. В аниме этим деталям уделено очень много внимания: у каждого персонажа есть свой компьютер, и у каждого девайса - свой интерфейс.

Роль главной героини исполняет Каори Шимизу - та же самая актриса, которая озвучивала Лэйн в видеоигре.

Художник Ёшитоши Абэ рисовал различные обложки, плакаты, иллюстрации и прочие промо-материалы для сериала. А над дизайном новых персонажей работал другой человек по имени Такахиро Кишида. Кстати, идею со знаменитой "медвежьей пижамой" для Лэйн придумал именно он.






Сценарий аниме VS сценарий игры


ВНИМАНИЕ: в данном разделе присутствуют спойлеры.
Я рекомендую сначала посмотреть сериал и пройти игру, и только потом читать эту часть статьи.



В аниме-сериале история была существенно изменена. Здесь вырезали примерно 60% сюжета, поменяли хронологическую последовательность некоторых сцен, убрали из истории Токо, Мисато и Шиничиро, а вместо них добавили новых персонажей. Помимо этого также была изменена концовка, а в сценарий был внесён ряд новых элементов:

1) E-mail от умершей девочки
2) Секретные агенты, преследующие Лэйн
3) Онлайн-игра, убивающая людей
4) Группа супер-хакеров "Knights"
5) Таинственный случай с Микой
6) Эксперимент "Project Kids"
7) Протокол 7 и всё, что с ним связано
8) Намёки про НЛО и инопланетян

Эти элементы призваны выполнить несколько функций: создать дополнительную интригу, запутать зрителя, а также добавить больше хоррорных и "майндфачных" сцен. В общем - сделать историю более интересной и захватывающей. И в этом заключается важное отличие между аниме и видеоигрой. В игре начало истории было очень жизненным и реалистичным, а события развивались медлительно. Авторы игры совершенно не ставили перед собой задачу "развлечь" игрока - поэтому такое начало наверняка показалось бы скучноватым и затянутым для многих людей. В аниме-версии этот недочёт исправили: здесь мы с самых первых минут попадаем в водоворот стремительных событий - убийства, самоубийства, шпионские игры, неуловимые хакеры, необъяснимый майндфак, а также прочие кошерные вещи сыпятся на нас, как из рога изобилия. Поэтому новые сюжетные элементы помогают сделать аниме более увлекательным для зрителей.






Однако проблема заключается в том, что некоторые из этих добавленных элементов не очень хорошо продуманы. Когда смотришь аниме в первый раз - этого не замечаешь. Но когда начинаешь размышлять над сюжетом, то невольно приходишь к мысли, что всякие супер-агенты и инопланетяне не играют практически никакой роли в истории и представляют собой лишь нагромождение откровенно ненужных деталей. Проекту "KIDS" и смертоносной онлайн-игре уделяется по целой серии - но потом про них полностью забывают. Полунамёки про инопланетян так и остаются на уровне фансервиса для любителей НЛО. А всех агентов и хакеров сценарист внезапно убил за несколько секунд, когда ему надоело с ними возиться.

В итоге из всех сюжетных нововведений только два элемента действительно хорошо вписаны в историю и играют там реально важную роль: это письмо от девочки-самоубийцы, а также интрига с "Протоколом 7". Причём, вы будете смеяться, но изначально вся затея с протоколом предназначалась вовсе не для Serial Experiments Lain. В 1996-м году Чиаки Конака писал сценарий для видеоигры "Alice in Cyberland 2: 7th Protocol" - однако компания-разработчик вскоре обанкротилась и игру отменили. Вот оттуда идея с седьмым протоколом и перекочевала в аниме-адаптацию "Лэйн". Хотя надо признать, что идея действительно хорошая и интересная.






Ещё одна загвоздка состоит в том, что нагромождение новых деталей отчасти заслоняет собой историю главной героини. Сюжет игры был весьма человечным и эмоциональным - это в первую очередь история о трагической судьбе одинокого ребёнка. Но в аниме-адаптации она порой отходит на второй план, утопая в потоках необъяснимого майндфака. Из-за этого смысловой подтекст, заложенный в игру-первоисточник, тут в некоторой степени искажается.

В игре через весь сценарий красной нитью проходила мысль, что настоящих людей нельзя заменить виртуальными подделками. И это отражалось через многие элементы сюжета: Лэйн пытается подменить реальное общение посиделками в интернете - но её одиночество лишь усиливается. Она выдумывает себе виртуальную подругу - но в итоге эти фантазии не приносят ей счастья. Девочка пытается вмонтировать в плюшевую игрушку генератор речи, чтобы разговаривать с ней - но этими действиями она лишь "убивает" своего любимого Бике-тяна. А попытки создать замену отцу оказываются бесплодными - вместо отца получается жутковатый механический франкенштейн. Все "эксперименты" Лэйн провалились - и это приводит девочку к печальному финалу. В этом заключается важный смысл игры. Однако в аниме-сериале данная тема как-то затерялась из-за многочисленных изменений в сценарии.

Если видеоигра акцентирует основное внимание на насущных человеческих проблемах, то в аниме на первый план выходят более сложные темы абстрактно-философского характера. В частности, сериал активно использует религиозные подтексты (размышления о Боге, и о возможной связи между Сетью и потусторонним миром), которые были не характерны для игры. Ещё один интересный подтекст, который появился в аниме - это теория о "едином разуме". Она заключается в том, что все люди, живущие на планете, подобны нейронам в мозгу. И если связать все эти "нейроны" сетью - то они станут разумом планеты. Это во многом напоминает реально существующую научную концепцию "Global Brain".






Что касается концовки, то в аниме-версии она однозначно слабее. Тут даже и говорить не о чем. Впрочем, изменение финала скорее всего было вынужденный шагом для создателей сериала. Если бы они оставили изначальный вариант, то японские телеканалы попросту отказались бы транслировать такое аниме. Но даже новая концовка не спасла "Лэйн" от определённых проблем с цензурой. В одном интервью Ясуюки Уэда вспоминает, что сцена со смертью Чисы вызвала очень много трудностей - Уэде даже пришлось лично встречаться с руководством телеканалов, объяснять им важность этой сцены и упрашивать, чтобы аниме допустили к показу. К счастью, их удалось уговорить. В противном случае момент со смертью Чисы тоже наверняка пришлось бы менять.





Визуальное и звуковое оформление


Видеоигровая версия Serial Experiments Lain не могла похвастаться красивой графикой, однако в аниме-версии этот недостаток полностью компенсировали - надо признать, экранизация выглядит весьма красиво. Бэкграунды проработаны просто превосходно и напоминают авангардные картины. Особенно мне запомнились городские пейзажи с таинственными красными тенями (кстати, прообразами для некоторых бэкграундов послужили те самые фотографии, которые Ясуюки Уэда снимал для видеоигры). Также стоит похвалить режиссёра за удачное использование необычных "кинематографических" ракурсов.

А вот рисовка персонажей оставляет немного неоднозначное впечатление. Главная героиня почти во всех сценах смотрится очень хорошо, но второстепенные персонажи зачастую изображены уж слишком схематично. Возможно, это концептуальное решение, и режиссёр таким образом хотел сконцентрировать внимание зрителя на главной героине..? Но в любом случае, лично мне хотелось бы, чтобы второстепенные персонажи были прорисованы получше.






Звуковое оформление в аниме-сериале выполнено в соответствии с традициями игры. Музыка здесь встречается очень редко - 80% сцен сопровождаются лишь тишиной, а также звуками гудящих проводов и подобным индустриальным нойзом. Это помогает создать очень странную, необычную атмосферу и усилить ощущение майндфака.

В качестве опенинга для аниме используется прекрасная композиция "Duvet" в исполнении британской певицы Джасмин Роджерс. Текст песни отлично сочетается с историей главной героини, да и сама песня мне очень понравилась - это один из моих любимых аниме-опенингов.

А вот с композицией, которая предназначена для эндинга, всё не так однозначно. Её исполняет Накайдо "Chabo" Реичи - голос у него неплохой, но сама песня и текст напоминают какой-то японский блатняк. На мой взгляд было бы лучше, если бы вместо блатных песен авторы поставили мелодию музыкальной шкатулки из видеоигры. Эта красивая и грустная мелодия гораздо уместнее сочеталась бы с образом спящей Лэйн в эндинге.






Итог:
Игра и аниме - это наглядный пример того, как одну историю можно рассказать двумя совершенно разными способами. Игра берёт за душу своей человечностью, она пронизана сильными эмоциями. События в ней развиваются очень медлительно, однако каждый элемент тщательно продуман и органично вплетён в историю. В свою очередь, аниме - это захватывающий шедевр майндфака с хаотичным нагромождением странных сюжетных деталей и причудливых смысловых подтекстов. Но в одном игра и аниме едины: оба этих произведения оставляют весьма сильное впечатление и заставляют искренне полюбить главную героиню - Лэйн.







Автор статьи: SilentPyramid
Дата публикации: 23.03.2016