Forbidden SIREN

Corpse Party - обзор хоррор-игры для Sony PSP




Японское название:  Corpse Party Blood Covered: Repeated Fear
Английское название: Corpse Party
Дата релиза: 12 августа 2010
Платформа: PSP
Разработчик: Team GrisGris \ 5pb
Язык: японский, английский, русский (фан-перевод)

В последнее время малобюджетные игры от независимых разработчиков становятся всё более популярны среди поклонников хоррор-жанра. Связано это в первую очередь с тем, что создатели таких игр обладают большей творческой свободой, нежели их коллеги из крупных компаний. У инди-разработчиков нет необходимости вбухивать огромные деньги ради навороченной графики, а следовательно они почти не скованы финансовыми рисками и могут позволить себе делать что-то необычное и шокирующее. Японская хоррор-игра "Corpse Party Blood Covered: Repeated Fear" является наглядным подтверждением этому.

Впрочем, корни этой игры уходят глубоко в прошлое - ведь по сути она является ремейком одного из самых ранних японских хорроров, выпущенных на некоммерческой основе. Чтобы лучше понять суть дела, давайте вернёмся на 15 лет в прошлое и посмотрим, с чего всё начиналось.




Эволюция Corpse Party

Изначальная версия Corpse Party появилась на японских компьютерах NEC PC-9801 в далёком 1996-м году и сразу же завоевала сердца геймеров, заняв первое место на ежегодном конкурсе "самодельных" видеоигр. По своей концепции Corpse Party представляла собой нечто среднее между Sweet Home и Clock Tower. Игрокам предлагалось взять под свою опеку пятерых детей, оказавшихся запертыми в здании заброшенной школы. Как и в Sweet Home, персонажи были разделены на две команды по 2-3 человека - таким образом, мы попеременно управляли двумя группами детей, исследуя таинственную школу и решая головоломки. Но в отличие от капкомовского предшественника, в Corpse Party не было боёв с врагами - так что от ненавистных супостатов приходилось убегать и прятаться, как в Clock Tower. Помимо этого, в игре была предусмотрена возможность гибели каждого персонажа и широкий ассортимент концовок.

Спустя много лет после первоначального релиза, разработчики из Team GrisGris решили вновь вернуться к своему детищу и выпустили вольный ремейк под названием "Corpse Party Blood Covered" с совершенно новым сценарием, а также с улучшенной графикой и музыкой. Этот ремейк вышел в 2008-м году на PC.

Ещё через два года японская компания 5pb (известная по таким играм как Chaos;Head и Steins;Gate) объединила усилия с Team GrisGris для создания дополненной версии ремейка Corpse Party с новой озвучкой, новыми сюжетными сценами и иллюстрациями. Эта версия получила название "Corpse Party Blood Covered: Repeated Fear" - она вышла в Японии в 2010-м году и стала эксклюзивом для Sony PSP. Впоследствии её перевели на английский язык благодаря усилиям локализаторов из фирмы XSEED Games. Именно об этой версии пойдёт речь в сегодняшнем обзоре.




Сюжет игры

История начинается с того, что несколько учеников школы Кисараги решают задержаться после уроков, желая порассказывать друг другу страшные истории и устроить небольшую прощальную вечеринку для своей одноклассницы Майю (которая вынуждена скоро покинуть класс из-за переезда на новое место жительства). Разумеется, дело не обошлось без упоминания излюбленных страшилок о проклятой школе Тенжин - 40 лет назад она располагалась на том же самом месте, где сейчас находится школа Кисараги. Ходят слухи, что кто-то из учителей упал с лестницы, директор спрыгнул с крыши, а несколько учеников были зверски убиты при загадочных обстоятельствах... В результате всех этих жутких происшествий школа Тенжин была закрыта, здание было снесено, а на его месте впоследствии построили школу Кисараги.

Но пока ребята сидели в классе и рассказывали друг другу страшилки, внезапно началось мощное землетрясение, в результате которого в комнате обрушивается пол - и дети падают в образовавшуюся пропасть. А придя в сознание после падения они обнаруживают, что очутились... в той самой школе Тенжин, о которой говорили всего лишь несколько минут назад! Но ведь эта школа была полностью разрушена ещё в 70-х годах - как они могли тут оказаться!? С каждой секундой ситуация начинает всё больше напоминать кошмарный сон: все двери заперты, окна плотно закрыты (причём, их невозможно даже выбить), стены заляпаны кровью, а на полу лежат разлагающиеся трупы. Что же здесь на самом деле произошло, и удастся ли детям выбраться живыми из этой необъяснимой ситуации?



Итак, в нашем распоряжении девять основных персонажей. У каждого из них своя история, своё мировоззрение и свои тараканы в голове.


Сатоши Мочида

Ученик 11-го класса школы Кисараги. Несмотря на свой возраст, Сатоши жутко боится призраков и страшных историй - а потому зачастую становится объектом для подколов и розыгрышей со стороны Аюми и других одноклассников. Тем не менее, в экстремальных ситуациях он способен собрать волю в кулак и проявить лидерские качества.


Аюми Шинозаки

Одноклассница Сатоши, по совместительству являющаяся старостой 11-го класса. Увлекается рисованием, а также обожает пугать окружающих и рассказывать страшные истории. Но удастся ли ей сохранить здравый рассудок в ситуации, когда страшная история стала реальностью?


Ёшики Кишинума

Юный неформал с бунтарским характером, способный без колебаний засветить в глаз любому обидчику - даже если им окажется учитель. Кишинума живёт отдельно от родителей и редко посещает школу. Однако по иронии судьбы его угораздило оказаться в классе как раз в тот день, когда началось землетрясение.


Майю Сузумото

Милая девочка с добрым сердцем и отзывчивым характером. За время, проведённое в школе Кисараги, она успела сдружиться с одноклассниками - но скоро ей предстояло покинуть друзей и переехать в другой город. И вот, в последний день своего пребывания в школе, Майю оказывается вовлечена в водоворот жутких событий.


Сакутаро Моришиге

Замкнутый и флегматичный парень, привыкший держаться в стороне от остальных. Фактически единственным близким человеком для него была Майю - но придя в школу, чтобы попрощаться с подругой, Сакутаро тоже становится жертвой загадочного землетрясения.


Сейко Шинохара

Три года назад мать Сейко бесследно исчезла. С тех пор всю работу по дому и уход за младшими братьями и сёстрами девочке пришлось взять на себя. Но несмотря на тяжёлую жизненную ситуацию, Сейко не унывает - в кругу друзей она всегда весела и активна, напоминая маленького игривого котёнка. А ещё она обладает странным чувством юмора и любит говорить то, что вздумается, повергая окружающих в ступор.


Наоми Накашима

Во многом судьба Наоми схожа с судьбой Сейко: несколько лет назад она потеряла отца. Скорее всего именно по этой причине девочки нашли взаимопонимание, став неразлучными подругами. Впрочем, в их характерах тоже есть много общего: Наоми обладает немного мальчишеским темпераментом - она весела, любит соревнования, а также обожает подшучивать над окружающими.


Юка Мочида

14-летняя сестра Сатоши. Зачастую она ведёт себя, как маленький избалованный ребенок, но тем не менее в глубине души искренне заботится о брате. В тот дождливый вечер, когда произошло землетрясение, Юка не должна была находиться в школе - во всю эту заварушку она оказалась втянута лишь по той причине, что хотела передать брату забытый дома зонтик, чтобы он не вымок под дождём и не простудился.


Юи Шишидо

Молодая преподавательница английского языка, которая находилась в школе вместе с ребятами из 11-го класса в момент землетрясения. Являясь единственным взрослым участником группы, Юи фактически становится последней надеждой и опорой для детей. Но что она может сделать для них в такой страшной ситуации? Учительница старается не подавать вида, но в глубине души она сама напугана, как маленький ребёнок. И если ей однажды придётся выбирать между собственной жизнью и жизнью своих учеников - какой выбор она сделает..?



В Corpse Party нам предстоит играть за разных персонажей и увидеть происходящие события глазами каждого из участников истории. Таким образом повествование состоит из разрозненных кусочков (иногда подаваемых вне хронологической последовательности), которые мы должны собрать воедино, чтобы раскрыть все тайны проклятой школы.

Впрочем, различные мистификации и секреты прошлого играют лишь второстепенную роль в истории - а основной интерес тут представляют именно взаимоотношения персонажей, их судьбы, а также драматичные сюжетные сцены. К примеру, концовку первой главы можно заслуженно назвать одним из самых душераздирающих моментов за всю историю хоррор-игр, а от некоторых bad end'ов мурашки бегут по коже. При этом персонажи действительно вызывают сопереживание, заставляя игрока следить за их судьбой до самого конца. Кому удастся спастись? Кому суждено погибнуть? И спасётся ли вообще хоть кто-нибудь?

Довольно любопытно, что в сценарии игры чувствуется сильное влияние культовой японской хоррор-манги "Drifting Classrom", вышедшей в 70-х годах. Проявляется оно не только в определённых сюжетных параллелях, но и в схожей атмосфере отчаяния, сумасшествия и паранойи. Можно ли верить окружающим людям в этом страшном мире? И можно ли верить самому себе, когда постепенно теряешь рассудок?

Сюжет Corpse Party оставляет весьма положительное впечатление и безусловно является самым главным достоинством игры. Пожалуй, единственная придирка к сценаристу, которая сейчас приходит на ум - это явное расхождение между формальным возрастом персонажей и их поведением. Согласно мануалу, нашим героям в среднем по 17 лет - однако в игре они ведут себя, примерно как 13-летняя ребятня (а Юка вообще напоминает маленького ребёнка). Скорее всего формальный возраст героев был завышен по цензурным соображениям - ведь на протяжении игры бедных школьников будут пытать, убивать, резать на куски, а также делать с ними прочие жуткие вещи (особенно в плохих концовках). Если бы разработчики на полном серьёзе заявили, что персонажам по 13 лет - это наверняка привело бы к проблемам с цензурой.




Игровой процесс


Теперь переходим к геймплею. На первый взгляд игра навевает ассоциации с классическими JRPG типа ранних частей Final Fantasy и Dragon Quest: вид сверху со спрайтовой 2d-графикой, похожее статусное меню, у каждого персонажа имеется шкала хит-пойнтов... Однако не стоит обманываться - никаких боёв и прокачки, характерных для RPG-жанра, тут нет и в помине. На самом деле геймплей Corpse Party относится к жанру "adventure", иными словами - это квест.

Весь игровой процесс здесь можно условно разделить на три основных составляющих:

1) Исследование окружающего мира. Мы блуждаем по заброшенной школе, ищем записки и дневники с сюжетной информацией, собираем важные предметы, решаем головоломки и стараемся не делать всяких глупостей, из-за которых можно погибнуть. В общем, всё по традициям классических адвенчур.

2) Убегание от преследователей. Периодически нам придётся спасаться бегством от призраков и маньяков. Чаще всего любое столкновение с преследователем сразу приводит к скоропостижному Bad End'у, но иногда шкала хит-пойнтов приходит нам на помощь (некоторые преследователи снимают лишь часть HP, оставляя нам шанс на спасение).

3) Просмотр сюжетных сцен. Примерно 30-40% игрового времени в Corpse Party отводится сюжетным сценам и диалогам, в результате чего игра почти наполовину становится визуальной новеллой. В некоторых сценах у нас есть возможность самостоятельно принимать решения и выбирать варианты ответов, влияя при этом на развитие событий.


Игра разделена на 5 глав - в каждой главе присутствует один "каноничный" финал и несколько Bad End'ов. Сделали всё правильно и получили каноничную концовку? В таком случае вам откроется следующая глава истории. Сделали что-то не так, приняли какое-то неверное решение, попались в лапы к преследователю, не решили определённую головоломку, или не нашли важный предмет? Тогда извольте лицезреть Bad End, в котором вам на протяжении 5 минут будут выкалывать глаза ржавыми ножницами, закапывать живьём, резать на части и делать прочие нехорошие вещи (по обилию изощрённой жестокости Corpse Party вполне можно сравнить с легендарной Демонофобией). Однако помимо жуткий сцен смерти, в некоторых Bad End'ах также присутствует важная сюжетная информация, которая поможет лучше понять различные детали истории.

Надо отметить, наличие плохих концовок значительно увеличивает интерес к повторным прохождениям: отыскивать Bad End'ы и пытаться определить условия для их получения - занятие довольно увлекательное. Также в игре предусмотрено ещё одно небольшое развлечение для перфекционистов - возможность собрать полную базу данных с информацией о жертвах школы Тенжин. Блуждая по заброшенному зданию, можно найти множество трупов - обнаружив тело, мы сразу узнаем имя жертвы и обстоятельства, при которых погиб этот человек. Если мы найдём все трупы и соберём полную базу данных, то узнаем много нового о событиях, произошедших в проклятой школе.

Помимо пяти основных глав, в качестве бонуса в игру также добавлено 10 очень коротких экстра-эпизодов, позволяющих нам лицезреть различные сценки из жизни героев Corpse Party. Но открыть эти бонусные эпизоды не так-то просто. Чтобы открыть каждый экстра-эпизод, нужно сначала получить определённую концовку. Если вы хотите пройти игру на 100%, открыв все Bad End'ы и все бонусные эпизоды - то такое прохождение займёт порядка 15-20 часов, гарантируя как минимум пару-тройку бессонных ночей всем любителям хорроров.



А теперь пришло время немного попинать разработчиков за геймплейные недочёты.

Во-первых, сцены убегания от преследователей реализованы весьма криво. Противники слишком медлительны и неповоротливы - достаточно лишь сделать три-четыре шага вбок, и их можно легко оббежать (если ширина коридора позволяет). Более того, AI преследователей настолько слаб, что бедняги даже не способны обходить препятствия и постоянно застревают рядом со всякими столами и стульями. В результате этих недоработок "убегательные" сцены в Corpse Party сильно уступают по напряжённости аналогичным моментам из Clock Tower или Echo Night. И даже в древнем атариевском ужастике "Halloween" идея с убеганием от преследователя была реализована гораздо лучше, чем в CP.

Во-вторых, игровой мир чрезвычайно мал - вся школа состоит из нескольких коридоров и пары десятков комнат. Для 15-часовой игры этого явно недостаточно. Пытаясь отчасти компенсировать этот недочёт, разработчики в каждой главе немного меняют облик школы (появляются и исчезают пропасти, открываются новые комнаты, меняется дизайн некоторых помещений, изменяются надписи на постерах), но всё равно это не спасает игру от однообразия. Ближе к середине прохождения даже самым терпеливым геймерам станет скучновато бродить по крошечной локации.

Третья недоработка заключается в том, что в игре начисто отсутствует возможность быстрой прокрутки текста в диалогах. Если вы посмотрели 15-минутную сюжетную сцену, а потом погибли - вам придётся полностью смотреть её снова. И снова... И ещё раз... Разумеется, в Corpse Party много отличных сцен, смотреть которые по первому-второму разу очень интересно - но когда игрок вынужден лицезреть один и тот же длинный диалог по пять-десять раз, это утомляет.

Подводя итог, геймплей в Corpse Party оставляет желать лучшего - он плохо проработан и постепенно становится скучным из-за слишком маленького игрового мира. Но на фоне остальных достоинств игры эту каплю дёгтя вполне можно пережить.




Графика и звук


Графическое исполнение тоже вызывает немного неоднозначные впечатления. Если говорить конкретно о работе, проделанной художниками из Team GrisGris, занимавшимися пиксель-артом - то тут всё выполнено очень здорово. Графика в игре стилизована под JRPG 16-битной эпохи - но при этом у каждого персонажа есть множество разных анимаций и отчетливо различимых выражений лица. Несмотря на маленькие размеры спрайтов, сцены жестокости в игре смотрятся весьма внушительно - у трупов виднеются пробитые головы, кишки, вырванные глаза, разодранные до мяса лица и прочие жуткие подробности, но при этом у игрока всегда остается определенный простор для фантазии. В общем, ребята из GrisGris со своей задачей справились на все 100%, сумев воспроизвести 16-битную стилистику оригинала и при этом создать достаточно реалистичный и детально проработанный игровой мир.

Но вот художников из 5pb, рисовавших дополнительные иллюстрации для psp-версии, похвалить как-то не получается. Ибо их художества не только в большинстве своем выглядят довольно шаблонно, но и зачастую идут вразрез с самой игрой. Например, Аюми на артах почему-то перекрасили волосы в синий цвет (при этом в самой игре у героини волосы отнюдь не синие), а Моришиге и Кишинуму зачем-то превратили в стандартных мальчиков-бисёненов (кислая панковская физиономия Кишинумы в оригинальной версии 96-го года куда больше ему подходила). Впрочем, не особо удачные редизайны некоторых персонажей - это еще пол-беды. Куда более жестоко художники обошлись с призраками и маньяками, изобразив их... в такой же шаблонной аниме-стилистике. В результате наши преследователи на иллюстрациях выглядят скорее как забавные кавайчики, нежели как источники опасности. Ну и наконец, фансервисные панцушоты на некоторых картинках смотрятся абсолютно неуместно и вызывают лишь недоумение. Спрашивается - почему художники из 5pb не смогли нарисовать для игры более серьезный арт..? (например, как в Theresia или Kara no Shoujo)



К счастью, фейл иллюстраторов компенсируется заслугами актеров и звукорежиссеров. Для озвучки PSP-версии Corpse Party, 5pb пригласили целую плеяду опытных сэйю, послужной список каждого из которых легко переваливает за полсотни наименований аниме и видеоигр. Профессионализм в озвучке здесь действительно чувствуется: все герои в Corpse Party озвучены прекрасно, и это положительно сказывается на восприятии образов персонажей, атмосфере и драматичности сцен. Примечательно, что при записи озвучки и звуковых эффектов была использована так называемая технология бинауральной записи, позволяющая усилить впечатления от игры в наушниках. Благодаря этой фишке, во многих сценах создаётся иллюзия, что звук исходит не из наушников, а как будто источник звука находится где-то у нас за спиной и перемещается влево-вправо. Таким образом, когда слышится шепот призраков, истерический хохот или истошные вопли - так и хочется обернуться и посмотреть, не прячется ли за спиной призрак или какой-нибудь психопат с окровавленными ножницами. В общем, играть в Corpse Party ночью в наушниках - одно удовольствие.

Над музыкальным сопровождением для Corpse Party трудился композитор Мао Хамамото из Team GrisGris - и, надо отметить, его творчество получилось довольно-таки разнообразным. Тут и мрачный эмбиент, и некие параноидальные звуки пианино (особо запоминается "Solitude of Frenzy"), и даже бодренькие роковые аранжировки. При этом во многих треках можно уловить мелодии из оригинальной версии Corpse Party 96-го года. В целом саундтрек хорошо справляется со своей задачей, создавая нужное настроение и подчеркивая атмосферу игры. Также в PSP-версии присутствуют три вокальных трека в исполнении J-Rock группы Artery Vein - примечательно, что обе вокалистки этого коллектива также принимали непосредственное участие в озвучке игры (Асами Имай в роли Аюми и Эри Китамура в роли Юки).




TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:




Итог:
Без сомнения, затея с ремейком удалась на славу. Новый Corpse Party сохраняет все основные элементы первоисточника, начиная от игрового процесса и заканчивая графическим исполнением и музыкой, но при этом игра смотрится на удивление актуальным и дерзким экспериментом. За милой олдскульной графикой с кавайными персонажами здесь скрывается один из самых жестоких консольных хорроров с откровенно-садистскими Bad End'ами и кучей абсолютно душераздирающих сцен. Конечно, не всё прошло гладко - в геймплее есть некоторые недоработки, а художников из 5pb отчасти понесло куда-то не в ту степь - но в целом такие мелочи не способны испортить впечатления от игры. Corpse Party - это отличный образец интересной и захватывающей хоррор-истории, участником которой может стать любой желающий.



Полезные ссылки:
>>Интро-ролик<<
>>Трейлер<<
>>Русская версия Corpse Party<<
>>Скачать саундтрек<<
>>Сайт Team GrisGris<<
>>Официальный японский сайт<<
>>Официальный английский сайт<<





Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 19.12.2011