Forbidden SIREN

Catherine (PS3, Xbox360) - обзор игры




Название: Catherine
Дата релиза: 17 февраля 2011
Платформа: PS3, X360
Разработчик\Издатель: ATLUS

Видеоигры с ярко-выраженной "экспериментальной" направленностью всегда были довольно редким явлением. Но с приходом седьмого поколения консолей (когда бюджеты, необходимые для разработки, начали переваливать за несколько миллионов долларов), такие игры оказались совсем на грани вымирания. Ведь эксперименты - это всегда большой риск. Зачем вкладывать деньги в рисковый проект, когда можно пойти проверенной дорожкой и сделать очередной мейнстримный шутер, который гарантированно принесёт прибыль? По этой причине индустрия виртуальных развлечений с каждым годом всё больше увязает в болоте однотипных игр-клонов, начисто лишённых оригинальности... Тем не менее, ещё остались компании, готовые рвать шаблоны и удивлять нас неординарными идеями - например японская фирма ATLUS, которая недавно выпустила очень необычную смесь хоррора, паззла и симулятора свиданий под названием "Catherine".



Сюжет игры рассказывает об американском парне по имени Винсент Брукс. В свои 32 года наш герой столкнулся с дилеммой возрастного самосознания, зависнув между образом подростка и взрослого. Ему хочется приключений, хочется веселиться с друзьями, и в глубине души Винсент до сих пор лелеет детскую мечту о полёте в космос. Но окружающий мир требует перемен. В последнее время подруга Винсента - Кэтрин (Katherine) - начинает всё настойчивее подавать намёки о свадьбе. И впрямь, они уже пять лет вместе - но так и не узаконили отношения. Девушке хочется полноценной семьи, хочется уверенности в завтрашнем дне. Но Винсент, несмотря на искреннюю любовь, всё ещё не готов взвалить на себя ответственность семейных отношений и уж тем более стать отцом. Ни финансово, ни морально.

Тем временем в городе начинается череда загадочных смертей - мужчины среднего возраста умирают по неизвестным причинам. Ходят слухи, что эти смерти как-то связаны с неким сном-проклятьем - если человек погибнет в мире сновидений, то он умрёт по-настоящему. Прямо как в "Кошмаре на Улице Вязов". И вот в один прекрасный день после очередного тяжёлого разговора с Кэтрин наш герой тоже начинает видеть жуткие сны: в этих снах он карабкается на огромную башню, пытаясь спастись от преследующего его монстра. А ещё во сне он видел странных Людей-Овец... Что всё это означает?

Пытаясь избавиться от неприятного осадка после кошмара, на следующий день Винсент напивается в баре - и там он впервые встречает белокурую кокетку по имени Катерина (Catherine), с которой они в итоге оказываются в постели. С каждым днём страсти накаляются и повседневная жизнь Винсента превращается в хаос. А по ночам его терзают всё новые кошмары. Сможет ли наш герой разобраться в себе, наладить свою жизнь и раскрыть тайну странных снов?



История Catherine неоднородна - тут есть место и хоррору и комедии, повседневности и мистике. При этом в игре можно заметить много параллелей с творчеством писателя Харуки Мураками - в частности, сценаристы постоянно обращаются к так называемому магическому реализму, позволяя нам взглянуть под новым углом на казалось бы вполне обычные житейские события. Ну и конечно же важной составляющей сюжета является его смысловая нагрузка. Самоцель Catherine - не просто рассказать интересную историю. Авторы ставят нас перед вполне конкретными жизненными ситуациями, заставляя задуматься и принять для себя решение. Взросление, одиночество, свобода, любовь, семья, измена - вот основные темы, над которыми нам предлагают поразмыслить японцы из ATLUS. От того, какие решения мы примем, будет зависеть концовка - в общей сложности для Винсента предусмотрено 8 возможных финалов. Также стоит отметить, что сюжет не ограничивается одной лишь историей Винсента. На протяжении игры мы также встретим других персонажей - у каждого из них своя история и свои проблемы, о которых мы будем постепенно узнавать из диалогов.



Теперь настало время поговорить об игровом процессе. Геймплей Catherine представляет собой адскую смесь из разных жанров - условно игру можно разделить на три фазы в зависимости от времени суток (утро, вечер, ночь). Утро состоит исключительно из сюжетных катсцен и напоминает этакую визуальную новеллу, выполненную в 3D. Вечером мы оказываемся в баре с символичным названием "Stray Sheep" - и геймплейный жанр этого сегмента игры вполне можно охарактеризовать как "симулятор алкоголика". Мы пьём различные напитки (ром с колой, саке, виски, пивасик - любой каприз за наши деньги), попутно беседуя с другими посетителями бара и узнавая новые сюжетные подробности. Здесь всё происходит в реальном времени - постепенно одни люди уходят, другие приходят, темы для разговора меняются. С течением времени на сотовый телефон Винсента будут периодически приходить SMS-ки от Кэтрин и Катерины - мы можем написать им обратный ответ (самостоятельно составив текст письма из нескольких возможных фраз), и в конечном итоге эти ответы повлияют на концовку. Также в "Заблудшей Овечке" можно посмотреть телевизор (в новостях каждый день оглашают имена новых жертв странной цепочки смертей), послушать музыку из различных ATLUS'овских игр и поиграть в аркадный автомат с мини-игрой "Rapunzel". Стоит отметить, что насильно в баре нас никто сидеть не заставляет - мы можем сразу же уйти, сэкономив время, а можем засидеться до глубокой ночи, болтая со всеми, отвечая на SMS-ки и упиваясь до чёртиков.



Когда мы покидаем бар, начинается самое интересное - ночной кошмар, в котором Винсенту придётся карабкаться по огромной башне из кубиков. Эта часть игры представляет собой логический паззл в духе классических японских головоломок "Soukoban" и "Babel". Перетаскивая кубики туда-сюда (как коробки в Soukoban), игрок должен создать для себя импровизированную лестницу по которой можно будет забраться к выходу (как в Babel). Время строго ограничено - постепенно нижние этажи башни начинают обрушиваться в пропасть, и если Винсент не успеет вскарабкаться вовремя - его ждёт смерть. Также при передвижении кубиков необходимо тщательно продумывать свои действия - из-за одного неправильного хода можно оказаться в безвыходной ситуации или случайно обрушить на себя куб, который раздавит Винса. На словах звучит очень просто, но на практике игровая механика на удивление глубока и увлекательна - здесь присутствует множество стратегий и хитрых приёмов, которые нам придётся осваивать на протяжении игры. На более поздних этапах разработчики постепенно вводят новые типы кубиков - ветхие кубики, которые рассыпаются прямо под ногами; ледяные кубики, на которых герой начинает скользить и может скатиться в пропасть; кубы-бомбы замедленного действия; кубы-ловушки, способные разрубить Винсента на куски мяса; живые кубы, способные передвигаться сами по себе, и так далее.

На некоторых этапах нас также будут преследовать сюрреалистические боссы, символизирующие те или иные подсознательные страхи Винсента: монстр в свадебном платье, младенец с бензопилой, и даже огромная женская задница с лапками и зубастым ртом! Эти сцены преследования вносят разнообразие и накаляют обстановку, не позволяя нам расслабиться. А расслабиться действительно не удастся. Дело в том, что паззл-секции в Catherine довольно хардкорны и требуют от игрока способности быстро оценивать обстановку и просчитывать возможные последствия всех действий. Поэтому советую воздержаться от сложности Hard на первом прохождении. Лучше сначала выберите Normal - а максимальную сложность оставьте на потом. Гарантирую, что даже на Нормале опытным геймерам придётся изрядно попотеть, чтобы пройти игру до конца.



Как правило, сны разделены на несколько уровней. А между этими уровнями мы попадаем на небольшую площадку, на которой можно немного отдохнуть и пообщаться с обитателями сновидений - Людьми-Овцами. На самом деле эти странные существа - такие же оказавшиеся в кошмарном мире люди, как и Винсент. Но наш герой почему-то воспринимает их не как людей, а в образе причудливых человекообразных овец. Скажу по секрету, некоторые из этих "людей-овец" - являются посетителями нашего любимого бара, и их можно встретить в реальном мире по вечерам. По диалогам внимательный игрок может легко догадаться, кто кем является на самом деле. В диалогах мы также можем периодически давать советы нашим собратьям по несчастью, делиться с ними различными стратегиями и воодушевлять их. В противном случае они погибнут, навсегда унеся в могилу свои тайны.

Перед началом каждого нового этапа мы попадаем в исповедальню. Здесь нам будут задавать разные каверзные вопросы. Готовы ли вы пожертвовать жизнью ради любимого человека? Предпочитаете ли вы выделяться из толпы, или быть как все? Что вы думаете об актёрах, когда смотрите фильм со сценами секса? Что для вас ближе - садизм или мазохизм? Есть ли жизнь после свадьбы? По ответам на эти вопросы игра постепенно определяет ваш психологический профиль (подобно Silent Hill Shattered Memories), который показан через индикатор в правом нижнем углу экрана. В конечном итоге этот психологический профиль повлияет на концовку, а также на внутренние монологи Винсента в некоторых сценах.



Дабы не превращать обзор в нагромождение дифирамбов, давайте теперь поговорим о минусах игры и попинаем разработчиков за недочёты. А они в Catherine, безусловно, есть.

Во-первых, игровой мир необычайно скуден. Малюсенький бар Stray Sheep - это ЕДИНСТВЕННАЯ доступная локация во всей игре. Больше никуда зайти нельзя. По городу погулять нельзя. И даже по комнатке Винсента за всю игру нам походить ни разу не дадут. Непонятно, что мешало разработчикам добавить хотя бы пару-тройку дополнительных локаций для разнообразия.

Во-вторых, несмотря на все уловки с моральными выборами, психологическими профилями и СМС-ками, Catherine умудряется быть на удивление линейной игрой. Разработчики всячески пытаются создать иллюзию свободы выбора - но на самом деле наши действия могут повлиять только на два фактора: концовка (финальный ролик) и возможность спасти\не спасти "людей-овец" в кошмарах. Всё. Больше за всю игру ничего изменить нельзя. В зависимости от психологического профиля могут ещё меняться монологи Винсента, но никакой ощутимой разницы от этого не будет - сюжет всё равно будет ехать по одним и тем же рельсам вплоть до финала. Таким образом теряется потенциал для перепрохождений - проще посмотреть все концовки на Ютубе, чем проходить игру по второму кругу, смотря все те же катсцены и сокрушаясь от невозможности повлиять на развитие сюжета.

Ну и в-третьих, игра действительно не для всех. Это не является минусом как таковым, но это нужно учитывать. Дело в том, что Catherine пытается смешивать слишком разные жанры - и в итоге для поклонника каждого из этих жанров в игре найдётся своё "но". Любителям логических паззлов может не понравиться, что между увлекательными головоломками приходится смотреть кучу заставок и вникать в сюжет. Любителей визуальных новелл и "сюжетных" игр может отпугнуть, что им навязывают довольно-таки хардкорный паззл, не давая сконцентрироваться на истории. Любители симуляторов свиданий наверняка будут негодовать от того, что основная роль уделена душевным метаниям главного героя и кошмарным паззлам, а не общению с двумя Катьками. Ну и наконец любители хорроров не найдут в игре ничего реально страшного. В Catherine есть элементы сюрреалистического и психологического хоррора, кровища, ощущение лёгкой паники ("ой, оно сейчас догонит меня!") в сценах погони - но тут начисто отсутствует фирменная давящая атмосфера, характерная для традиционных хорроров типа Forbidden SIREN, Silent Hill и Fatal Frame. Также нужно отметить, что поднятые в игре темы рассчитаны в первую очередь на достаточно взрослую аудиторию - поэтому людям моложе 20-25 лет скорее всего будет сложно вжиться в шкуру Винсента и понять его проблемы.



Далее переходим к визуальному и звуковому оформлению. В целом Catherine выполнена очень простенько по меркам PS3 и X360 - здесь нет больших открытых пространств, нет зрелищных сцен, и по большому счёту уровень графики близок к Nintendo Wii. Но графический минимализм компенсируется отличным дизайном и вполне уместным использованием цел-шейдинга. Персонажи выглядят ярко и узнаваемо, мимика вполне убедительна, а локации смотрятся уютно. В свою очередь визуальное исполнение кошмарных секций сильно напоминает игрушку "Intelligent Qube" с её характерным кубофетишизмом. Но если в IQ всё действо происходило на чёрном фоне, то в Catherine для каждого кошмара предусмотрен свой бэкграунд (например, камера пыток или часовня). Также в игре присутствует ряд анимешных катсцен, выполненных студией 4С.

Перед англоязычным релизом Catherine многие геймеры волновались за озвучку - ведь японские игры зачастую переозвучивают крайне убого, и это может убить всю атмосферу. Но, к счастью, ничего страшного не произошло. Американские актёры хорошо справились с поставленной задачей и сумели передать образы действующих лиц. Пожалуй, единственный персонаж, чья озвучка сильно режет слух - это телеведущая Триша. Но ей уделено всего лишь три или четыре минуты времени за всю игру, так что можно потерпеть.



Музыку для Катерины писал Shoji Meguro, ранее работавший над многими играми из серии Shin Megami Tensei. На этот раз японский композитор решил поэкспериментировать с классикой - многие треки, звучащие в кошмарных снах, являются ремиксами на творчество Баха, Бетховена, Бородина, Мусоргского и других общепризнанных классиков. Как вам перспектива карабкаться по башне и улепётывать от гротескных монстров под музыку из оперы "Князь Игорь" или под "Революционный Этюд" Шопена в техно-обработке? Эпичнее некуда!

Впрочем, Мегуро решил не ограничиваться одной лишь классикой - и продолжил пьянку элементами хип-хопа в виде заглавной песни "Yo". Любопытно, что название в данном случае является игрой слов, поскольку в японском языке иероглиф "овца" может читаться как любимое рэперское словцо - "Yo". Помимо этого мы можем услышать в игре лёгкие джазовые треки с меланхоличными нотками, подчёркивающие атмосферу пребывания в баре (Stray Sheep, Roux), а также мрачные хоррорные мелодии со зловещим пианино и трепещущей скрипкой (Mt. Lamb, Non-Title). В целом саундтрек получился очень необычным, разнообразным и интересным - под стать игре.




TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:




Итог:
Catherine - это дерзкий эксперимент, не вписывающийся в привычные шаблоны и жанровые рамки. Игру нельзя назвать идеальной - здесь есть свои недочёты и, возможно, она не всем придётся по вкусу - но для ценителей оригинальных и смысловых видеоигр новое детище ATLUS'а наверняка станет глотком свежего воздуха и подарит много ярких воспоминаний.



P.S: стоит отметить, что Catherine обладает способностью индуцировать кошмары. После долгого играния в Катю мне два раза снились сны, где я двигаю кубики. Проклятье реально!? О__О



Полезные ссылки:
>>Официальный американский сайт<<
>>Официальный японский сайт<<
>>Трейлер<<
>>Catherine Wiki<<







Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 13.06.2012