Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

CARTAGRA - Визуальная хоррор-новелла для PC и PS2



Cartagra - Визуальная новелла Картагра для PC

CARTAGRA


Дата релиза: 28 апреля 2005
Изначальная платформа: PC
Порты: PlayStation 2
Разработчик: Innocent Grey
Возрастной рейтинг: 18+
Язык: японский, английский, русский (фан-перевод)



Картагра... Это таинственное слово упоминается в оккультных книгах Иоганна Вейера и обозначает чистилище, где людские души обречены на страдания во имя искупления содеянных грехов.

Но это мифическое место можно также рассматривать как метафору человеческой жизни. Ведь тяжкий груз прошлых ошибок, изо дня в день наполняющий сердце чувством вины и безысходности, может превратить жизнь в настоящее воплощение "Картагры".

Такая же угрюмая картина предстаёт перед нами и в одноимённой игре: смерть, боль, горечь утраты, отчаяние... А посреди всего этого хаоса - люди, одержимые призраками прошлого, пытаются найти прощение за совершённые грехи и начать новую жизнь. Но несмотря на любые страдания, нельзя изменить прошлое и получить прощение от того, кого уже нет.




Cartagra стала дебютным проектом для молодой японской студии "Innocent Grey", специализирующейся на создании визуальных новелл с элементами детектива, драмы и психологического хоррора.

Благодаря продуманной истории, мрачной атмосфере, обилию жутких сцен, а также красивому арту и отличному саундтреку, игра быстро завоевала известность в Японии. Далее последовал порт игры для PlayStation 2 и публикация книги-новеллизации.

Несмотря на большую популярность "Картагры" в Японии, на протяжении долгого времени игра оставалась запретным плодом для западных геймеров. Но в 2014-м году (спустя почти 10 лет после изначального релиза) в США наконец-то вышла английская версия "Картагры". А в 2020-м году фанаты сделали русский перевод игры.





Сюжет игры


История разворачивается в послевоенной Японии середины 20-го века. Бывший полицейский Шуго Такаширо, после потери работы вынужденный зарабатывать на хлеб частным сыском, получает просьбу о розыске исчезнувшей пять лет назад девушки по имени Юра Козуки. Казалось бы, всё просто и логично: нужно найти "потеряшку" и привести её домой к родителям.

Но внезапно ситуация переворачивается с ног на голову. Отец пропавшей девушки (и по совместительству заказчик расследования) вдруг признаётся, что Юра давно мертва. А вся затея с "поисками" является лишь фарсом, призванным удовлетворить каприз его второй дочери - Казуны Козуки. Дело в том, что Казуна до сих пор не смогла смириться со смертью своей сестры. Она считает, что Юра может быть ещё жива - и отчаянно хочет попытаться отыскать её.

Таким образом Казуна и Шуго становятся невольными спутниками в бессмысленных поисках давно умершего человека. Но они ещё не догадываются, какой жуткой трагедией обернутся попытки вернуть безвозвратно ушедшее прошлое.





В это время Япония переживает тяжёлые времена. Нищета, голод, преступления, страх, разочарование в государстве и отсутствие надежды на будущее... Всё это способствует нарастанию депрессивной атмосферы в обществе - с течением времени многие люди отчаиваются найти выход из положения и ударяются в новые религии, пророчащие приближение Апокалипсиса.

Эту мрачную картину ещё больше усугубляет череда зверских убийств, недавно начавшихся в Токио и шокировавших всю страну: неизвестный маньяк похищает женщин, после мучительных пыток убивая их и разрезая тела на части. Причём, на всех трупах полиция обнаруживает следы каннибализма - как будто преступник зубами вгрызается в плоть своих жертв. Но что движет этим человеком, заставляя совершать столь жестокие убийства?





Персонажи


В процессе прохождения мы сможем встретить около 20 разных персонажей. Многим из них суждено погибнуть страшной смертью. А кто-то может оказаться убийцей...

Примерно 90% игрового времени события показываются от лица главного героя - Шуго. Но в "Картагре" также встречаются сцены, где повествование будет вестись от лица других людей. Так что у нас есть возможность взглянуть на события истории с разных ракурсов.


Давайте познакомимся с основными персонажами:




Shuugo Takashiro

Shugo Takashiro - персонаж Шуго Такаширо из игры Cartagra

Раньше Шуго работал в следственном отделе полиции и считался довольно талантливым следаком, однако потом потерял работу и оказался практически в статусе бомжа. Теперь он вынужден ютиться в маленькой комнатушке борделя "Yukishiro", где ему разрешила временно пожить одна знакомая. Пытаясь выбраться из нищеты, Шуго зарабатывает на жизнь частной детективной деятельностью и поиском пропавших людей.





Kazuna Kouzuki

Kazuna Kozuki - персонаж Казуна Козуки из визуальной новеллы Картагра

Избалованная девчонка из очень богатой семьи, увлекающаяся театром и мечтающая стать актрисой. Много лет назад её старшая сестра бесследно исчезла - однако Казуна всё ещё надеется найти её и поэтому даже упросила отца нанять частного детектива. На протяжении игры Казуна будет пытаться помочь главному герою в поисках, а также постоянно бесить его своими капризами.





Kazuma Arishima

Kazuma Arishima character from the PC visual novel Cartagra

Руководитель следственного отдела и бывший начальник Шуго. Серьёзный мужик, не склонный к лишним сентиментам. Когда полиция не справляется с наплывом "висяков" - он периодически подкидывает платные задания для Шуго, неофициально подключая его к расследованию дел. И тем самым сильно помогает своему бывшему подчинённому не помереть с голоду.





Rin

Rin - героиня Рин из визуальной новеллы Картагра для ПК и ПС2

Девушка, работающая в борделе Юкиширо (где снимает комнату главный герой). По характеру довольно весёлая и дружелюбная. Рин зарабатывает на жизнь проституцией, но не видит в этом ничего предосудительного.





Hatsune

Hatsune - персонаж Хацунэ из визуальных новелл Cartagra и Kara no Shoujo

Ещё одна девушка из Юкиширо. Во время войны она потеряла родителей и осталась сиротой. Теперь она работает в борделе прислугой, помогая по хозяйству. Добрая, но очень застенчивая и стеснительная - из-за мягкого характера Хацунэ часто становится объектом для буллинга со стороны окружающих.





Ryouichi Yaginuma

Yaginuma - character from the visual novel Cartagra for PC and PS2

Инспектор полиции, занимающийся расследованием дела о цепочке странных убийств. Карьерист с большим самомнением. Его сильно раздражает, что к расследованию также подключился Шуго - и что теперь бомж-детектив будет путаться под ногами у Ягинумы.





Nana Takashiro

Nana Takashiro - персонаж Нана Такаширо из игры Картагра

Младшая сестра главного героя. Обладает крайне вредным характером и странными наклонностями. Боже упаси от таких родственников!





Takako Ayasaki

Takako Ayasaki - персонаж Такако Аясаки

Девушка, которая учится в одной школе вместе с Наной. Она относится с большим уважением к Шуго, потому что много лет назад он спас её от смерти.





Touji Aoki

Touji Aoki - персонаж Аоки Тодзи из визуальной новеллы Cartagra

Влиятельная фигура в городской преступной организации "Рука Смерти". По странному стечению обстоятельств, она находится в хороших отношениях с Шуго - и иногда даже помогает ему, используя свои связи в криминальном мире.





Tokiko Shigusa

Tokiko Shigusa - персонаж Токико Шигуса

Таинственная женщина, рассказывающая зловещие апокалиптические проповеди прохожим на улицах города.







Впечатления от сценария


Cartagra произвела на меня сильное впечатление и стала одной из любимых визуальных новелл. Давайте разберёмся, почему она так хороша и в чём заключаются основные достоинства её сценария:

1) История получилась очень трагической и вызывает сильные эмоции. В некоторых моментах невольно наворачиваются слёзы на глаза, а в сценах жутких убийств - мурашки бегут по коже. При этом игра пронизана необычной "зимней" атмосферой, которая хорошо передаёт ощущение грусти и меланхолии.

2) В Картагре весьма классная подборка персонажей. Все герои обладают индивидуальностью, у каждого свой характер, свои психологические травмы и своя история. Они вызывают сопереживание и остаются в памяти надолго.






3) Сценарий игры закручен довольно лихо - разработчики умело нагнетают интригу, заставляя с интересом следить за развитием истории. Постепенно разрозненные кусочки головоломки будут складываться в единое целое, затягивая персонажей в водоворот событий и открывая правду об истинной сути происходящего. А развязка наверняка вас удивит.

4) Мне особенно понравилось, как тонко в игру вставлены всякие маленькие намёки и подсказки - в принципе у игрока есть шанс их заметить и заранее раскусить интригу, но на первом прохождении понять смысл этих намёков очень сложно. А потом проходишь игру заново и периодически ловишь себя на мысли - "ох, а ведь в этой сцене был ключ к разгадке! Почему же мне не удалось это сразу заметить?".

5) В игре присутствует много "моральных выборов" и 7 разных концовок. А в более поздней версии для PlayStation 2 количество концовок увеличилось аж до 16-ти.





6) История изобилует жуткими и шокирующими сценами. Пожалуй, Cartagra является одной из наиболее брутальных визуальных новелл в этом смысле. Особенно стоит отметить Bad End'ы - в большинстве из них очень высокий градус безумия. Я рекомендую вам не полениться и получить все "плохие концовки", чтобы самостоятельно увидеть и прочувствовать всю эту хоррорную дичь.

7) Ещё важной фишкой "Картагры" является необычный сеттинг послевоенной Японии 1950х годов. В хоррорах редко можно такое встретить.

8) Игра периодически даёт нам возможность увидеть события глазами второстепенных персонажей. Это не только вносит разнообразие, но также позволяет лучше понять внутренний мир героев. При этом в новелле даже есть сцены, где повествование ведётся от лица убийцы.





9) Но не стоит думать, что суть "Картагры" сводится лишь к детективным интригам и кровавым убийствам. Это в первую очередь своеобразная притча о любви и безумии, о надежде и безысходности, о желании надевать маски и играть чужие роли. А также о том, как одержимость прошлым постепенно разрушает человеческую жизнь. Cartagra наверняка понравится тем, кто любит глубокие истории, дающие пищу для размышлений.

10) Помимо всего прочего, ещё можно похвалить разработчиков за адекватную продолжительность игры. Полное прохождение занимает в среднем 10-12 часов. То есть история не слишком короткая - но и не слишком затянутая. Поэтому тут хороший темп повествования и почти нет "лишних" сцен.





Недостатки игры


А теперь настало время немного покритиканствовать. Новелла конечно очень крутая - но всё же тут не обошлось без некоторых недочётов:

1) Слишком контр-интуитивная система "моральных выборов". В процессе прохождения нам придётся принимать различные решения - и при этом одно маленькое неверное действие может иметь далеко идущие последствия. Например, если в определённой сцене вы сжалитесь над престарелым торговцем и купите у него порцию "такояки" (японские мясные шарики) - то зря потратите драгоценное время и упустите шанс найти важную улику.

В игре много таких ситуаций, когда абсолютно незначительные (на первый взгляд) решения могут привести к совершенно неожиданным результатам. С одной стороны, это делает историю более непредсказуемой, но с другой стороны - это затрудняет возможность логически повлиять на развитие событий. Из-за обилия странных причинно-следственных связей, получение "хорошей" концовки в "Картагре" больше зависит от везения, чем от вашей детективной интуиции.





2) Ещё одна проблема заключается в том, что в игре практически невозможно по-честному получить "Истинную Концовку" без подглядывания в гайды. Эта концовка очень важна для понимания сюжета - однако она слишком хитро запрятана и вдобавок вообще недоступна на первом прохождении.

Когда вы будете проходить игру в первый раз - то в лучшем случае сможете получить только "Good Ending", в котором большинство сюжетных тайн останутся нераскрытыми. А если вы потом решите пройти всё по второму кругу - то в одном из диалогов появится возможность выбрать новый вариант ответа, который выведет вас на "True Ending".

Мало кто мог самостоятельно догадаться, что игру надо перепроходить заново и выискивать какие-то секретные опции в диалогах. В итоге те люди, которые пытались проходить "Картагру" по-честному - были обречены получить обрезанную версию истории, и не смогли увидеть раскрытие всех тайн. Но если вы читаете этот обзор - значит вы уже предупреждены и с вами такого не случится.





3) Также слабой стороной игры являются H-сцены. Тут ситуация примерно 50\50. Некоторые постельные сцены вполне органично вплетены в сюжет и читаются хорошо. А некоторые - притянуты за уши, смотрятся кринжево и лишь портят впечатления от прекрасной истории.

К счастью, обязательных H-сцен в "Картагре" довольно мало. За первую половину игры можно даже не встретить ни одного такого момента (если вы сами не будете целенаправленно на них нарываться). А в более поздней консольной версии игры для PS2 все постельные сцены вообще убрали.





Графика и Дизайн


Визуальное оформление в Cartagra выполнено на высоком уровне. Арт для игры создавал японский художник Miki Sugina, который по совместительству является одним из учредителей компании Innocent Grey (и он также работал над всеми частями "Kara no Shoujo").

Дизайны персонажей получились интересными и запоминающимися. При этом в облике большинства героев есть своя "изюминка", подчёркивающая их индивидуальность и делающая их легко узнаваемыми. Например, где ещё вы встретите однорукую женщину-гангстершу с длинными белоснежными волосами? Или детектива в старомодной японской одежде, который всегда прячет свои глаза за длинной чёлкой?

Ещё в игре весьма красивые и реалистичные бэкграунды. Они хорошо передают ощущение пребывания в Японии той эпохи. А использование преимущественно холодных тонов подчёркивает меланхолическую "зимнюю" атмосферу игры и депрессивное мировосприятие героев.





Мрачную картину также дополняет странная фиксация художника на образе ворон - их можно часто увидеть в игре. Белый снег и чёрные вороны - это своеобразные символы Картагры, которые будут постоянно сопровождать нас в этом мире.

Ну и конечно отдельно стоит отметить гуро-элементы в игре. Изображения трупов и сцен жестокости тут пропитаны жутковатой извращённой эстетикой, позволяющей глубже передать безумие убийцы. Они надолго врезаются в память и способны произвести сильное впечатление.





Озвучка и Актёры


Озвучка получилась очень качественной и помогает сделать образы участников истории живыми и яркими. При этом в игре озвучены все персонажи кроме главного героя (в визуальных новеллах часто оставляют главного героя безголосым - считается, что так игрокам будет проще вжиться в образ). Хотя мы всё же сможем услышать голос Шуго Такаширо в одной из сцен, когда повествование ведётся от лица другого персонажа.

Довольно любопытно, что актёрский состав в Картагре отчасти пересекается с другой культовой хоррор-новеллой "Saya no Uta". Девушку по имени Хацунэ здесь играет та же актриса, которая исполняла роль Сайечки. А роль Казуны Козуки играет актриса, которая озвучивала героиню по имени Ё Цукуба из "Песни Сайи". Видимо, эти милые девчата испытывают непреодолимую тягу снова и снова озвучивать психологические хорроры с элементами каннибализма :)





Музыка


Написанием музыки для "Картагры" занимался композитор MANYO (ранее участвовавший в создании японского хоррора "Akai Ito"). Надо признать, со своей работой он справился на твёрдые 5 баллов - саундтрек получился весьма эмоциональным, атмосферным и разнообразным. Тут есть и нагнетающий атмосферу эмбиент, и лёгкие джазовые композиции, и очень красивые сентиментальные мелодии на пианино. Все они прекрасно дополняют игру, помогая создать нужное настроение.

Ещё мне понравились заглавные песни в исполнении Харуки Шимоцуки. В PC-версии на опенинге звучит необычный фолк-трек "Rengoku" ("Чистилище Любви"), в котором милый вокал сочетается с жутковатым текстом о саморазрушительной любви-одержимости. А в PS2-версии ещё добавлена грустная и пронзительная песня под названием "Luna".





Плюсы и Минусы игры


Основные достоинства и недостатки Картагры



Плюсы:

+ Захватывающая и тщательно продуманная история.
+ Большой простор для размышлений.
+ Яркие и запоминающиеся персонажи.
+ Необычный сеттинг послевоенной Японии.
+ Печально-меланхоличная "зимняя" атмосфера.
+ Красивые метафоры и интересный символизм.
+ Много жутких и шокирующих сцен.
+ Отличное визуальное оформление.
+ Качественная озвучка.
+ Прекрасный саундтрек.
+ Шикарные песни от Харуки Шимоцуки.
+ Солидная продолжительность (около 10-12 часов).
+ Семь концовок.



Минусы:

- Некоторые постельные сцены выглядят кринжево.
- Последствия многих решений слишком непредсказуемы.
- "Истинная Концовка" чрезмерно хитро запрятана.




Итог:


Cartagra - это история о жизни и смерти, надежде и отчаянии, любви и безумии. В чём-то - прекрасная и по-детски наивная, в чём-то - очень жестокая и страшная. Здесь много шок-контента не для слабонервных: истерзанные трупы, каннибализм, самоубийства, а также абсолютно безумные Bad End'ы. Но вместе с тем, эта история берёт за душу и заставляет даже после финальных титров мысленно возвращаться к ней снова и снова. Если вам нравятся визуальные новеллы с сильными, глубокими историями - это как раз то, что вы искали.










Видео из игры

(Английская версия для PC)








Размышления о Картагре


Персонажи из визуальной новеллы Cartagra


Если вы уже прошли Картагру - то у меня для вас есть две статьи, посвящённые размышлениям о сюжете этой визуальной новеллы.





Одержимость прошлым и стремление вернуть себе давно утраченное счастье - эта тема проходит красной нитью через историю Картагры. В первой статье речь пойдёт о том, как "тема прошлого" раскрывается через образы различных персонажей.







Вторая статья посвящена "детективным" элементам сюжета. В этой статье я попробую собрать воедино все спрятанные улики и скрытые намёки, с помощью которых можно разгадать тайны истории и вычислить личность убийцы.







Дополненная версия Cartagra

для Sony PlayStation 2


Cartagra PlayStation 2 Version - дополненная версия игры Картагра для PS2


Помимо изначальной ПК-версии игры, также существует порт для PlayStation 2.

В этом издании разработчики добавили много эксклюзивного контента - новые концовки, новые сцены, новые иллюстрации, а также прочие интересности.

В дополнительной статье я расскажу об основных различиях между версиями для PS2 и PC (без спойлеров):








Kara no Shoujo


Kara no Shoujo PC vidual novel - Визуальная новелла Девушка в Скорлупе для ПК


В 2008-м году студия Innocent Grey выпустила новую визуальную новеллу под названием "Kara no Shoujo" ("Девушка в Скорлупе").

Эта игра является идейным наследником "Картагры" - здесь нас снова ждёт трагическая история, жуткие убийства, а также необычный ретро-японский сеттинг.

Также мы сможем повстречать многих персонажей из предыдущей игры - но при этом тут новый сюжет (не имеющий прямой связи с историей "Картагры") и новый главный герой.

Впоследствии "Kara no Shoujo" обзавелась несколькими сиквелами и превратилась в целую трилогию. Подробнее об играх можно почитать тут:














Другие интересные материалы

о хоррор-играх на нашем сайте













Также вы можете подписаться на
Telegram-канал и Youtube-канал










Автор обзора: SilentPyramid

Дата публикации: 28.10.2009

Обновление статьи: 18.09.2023







Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: