Forbidden SIREN

Cartagra. Призраки прошлого.





Вы уже прошли Картагру? Если нет - то лучше пока не читайте эту статью, поскольку тут присутствует множество спойлеров. Но если вы уже прошли игру, и спойлеры вам не страшны - то давайте немного поразмышляем о сюжете, персонажах и подтекстах. Cartagra затрагивает довольно много разных вопросов (любовь, религия, безумие, искупление грехов, желание жить чужой жизнью), но в данной статье мне бы хотелось сосредоточиться конкретно на одной теме, которая красной нитью проходит через историю игры. А именно - на одержимости прошлым и стремлении вернуть нечто давно утраченное. Давайте посмотрим, как эта тема раскрывается через образы различных персонажей.



ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!






Шуго Такаширо



Шуго олицетворяет собой образ человека, который пытается начать новую жизнь - но в глубине души никогда не может отпустить прошлое. Это отражается и на его работе, и на отношениях с другими людьми. Даже после ухода из полиции Шуго всё равно продолжил заниматься привычной следственно-розыскной работой и выполнять распоряжения своего бывшего начальника. А когда он оставил Юру - то на протяжении многих лет винил себя за этот поступок и вспоминал о ней. Но в итоге эти душевные метания не привели нашего героя ни к чему хорошему. Когда он начал гоняться за призраками прошлого, надеясь снова встретить Юру и попросить у неё прощения - то лишь втянул себя в настоящий кошмар...

Даже в True Ending'е Шуго остаётся в каком-то подвешенном состоянии. Вроде бы у него наконец появился шанс обрести счастье и зажить нормальной жизнью - но он всё равно остаётся изо дня в день сидеть рядом с постелью коматозной Юры, пытаясь искупить ошибки прошлого. Проснётся ли Юра когда-нибудь? И не обернётся ли всё это новой трагедией? В этом смысле True End имеет мрачноватый оттенок (который разработчики потом наглядно раскрыли в дополнительном сценарии "Sacrament").

На мой взгляд, единственная действительно счастливая концовка для Шуго - это новая жизнь с Хацунэ, где он полностью отбрасывает прошлое, ставит крест на Юре и завязывает с расследованиями. Не зря эта концовка заканчивается словами "I made the right choice".







Казуна Козуки



Что имеем - не ценим, потерявши - плачем. Поначалу Казуну вообще никак не интересовало существование сестры - они с ней практически не общались. Но когда в один прекрасный день Юра исчезла, Казуна вдруг спохватилась - и начала мечтать о том, чтобы когда-нибудь снова увидеться со своей старшей сестрой. С тех пор прошло 5 лет - за это время Юра так и не вернулась. Если рассуждать логически, то скорее всего она уже мертва - навряд ли бездомная слепая девушка могла бы так долго выжить в хаосе послевоенного времени. Тем не менее, Казуна продолжала цепляться за надежду снова найти свою сестру - и даже заставила отца нанять частного детектива для поисков Юры. К чему привело это стремление вернуть потерянную частичку прошлого - мы хорошо знаем.






Юра Козуки



Юра - это воплощение призраков прошлого, которые несут с собой боль и смерть. Причём, данную метафору сценаристы подчёркивают сразу несколькими способами - имя Юры созвучно с японским словом "призрак" (Yurei), её внешность напоминает призраков из традиционного японского фольклора (белое платье, длинные чёрные волосы, бледная кожа), а её голос звучит так тихо и безжизненно, будто доносится откуда-то из потустороннего мира... Причём, Юра действительно в некотором смысле возвращается с того света - ведь все уже были уверены, что она мертва и её тело похоронено в лесу неподалёку от храма Сэнрикё.

Но несмотря на свою "призрачность", Юра всё же в чём-то похожа на Шуго. Она тоже пыталась начать новую жизнь и забыть обо всём, когда сбежала из дома - но так и не смогла отпустить прошлое. В глубине души её терзало желание снова вернуть себе Шуго, а также зависть и ненависть к Казуне (которой посчастливилось жить нормальной жизнью в то время, как Юре пришлось пройти семь кругов Ада). На почве этих чувств Юра постепенно начала терять рассудок - и в её голове сформировалась безумная мысль: убить собственную сестру, чтобы стать настоящей "Казуной" и начать жить её жизнью...

P.S.: кстати, тут присутствует красивая параллель с театром. Мечтой Казуны было играть роли на театральной сцене, а стремление Юры - убить Казуну и играть её роль в реальной жизни. Такие вот тонкие и поэтические параллели - это одна из причин, почему я люблю Картагру.







Хацунэ



Образ Хацунэ ярко выделяется среди остальных персонажей. Выражаясь языком классиков, она - "луч света в тёмном царстве". На долю этой девочки выпало немало испытаний - она пережила войну, потеряла родителей, ей пришлось работать с малых лет, и вдобавок к этому её подруги были зверски убиты... Но ничто не смогло сломить в Хацунэ волю к жизни. Маленькими шажочками она продолжает идти вперёд, оставляя печальное прошлое позади. Поэтому её концовка - самая счастливая.

Пользуясь случаем, расскажу ещё один любопытный факт про концовку Хацунэ. В PS2-версии перед этим финалом разработчики добавили новый "моральный выбор" - там главного героя спрашивают: готов ли он завязать с детективной работой, поставить крест на прошлом, и начать новую жизнь вместе с Хацунэ? Если мы согласимся - то получим хэппи энд. Но если мы продолжим цепляться за прошлое - то в итоге погибнем, и к тому же обречём Хацунэ на смерть. По-моему, эта сюжетная развилка очень наглядно подчёркивает "тему прошлого" в Картагре.







Рин



Война разлучила Рин со старшим братом, которого она очень любила. С тех пор в глубине её души поселилось чувство одиночества - но девушка старалась никому этого не показывать и вести себя как можно более жизнерадостно. К тому же судьба заставила её работать в борделе Юкиширо - а кому нужна грустно-печальная сотрудница в подобном увеселительном заведении..? Впрочем, сама Рин не видела ничего постыдного в своей работе - для неё это даже был своеобразный способ уйти от реальности и забыть о проблемах (это особенно заметно, когда Рин вдруг окунается с головой в работу после смерти своей подруги).

И вот в один прекрасный день в Юкиширо поселился Шуго Такаширо. Он был очень похож на брата Рин - а когда на его лице появлялось выражение растерянности и смущения, то вообще становился точь-в-точь как двойник. Поэтому вскоре Рин открыла для себя необычную забаву - ей нравилось подшучивать над Шуго и приставать к нему, чтобы потом можно было поглазеть на его смущённое лицо. Да и вообще, возможность каждый день видеть рядом человека, так похожего на её брата, приносила девушке ностальгическую радость. С течением времени Рин даже начала постепенно влюбляться - хотя сложно сказать, кого она на самом деле любила: самого Шуго, или образ брата, чьё отражение она видела в этом человеке? Но в конечном итоге из-за этой любви Рин оказалась обречена на страшную смерть...







Нана Такаширо



Поначалу может сложиться впечатление, что Нана бесконечно далека от какой-либо ностальгии по прошлому. Она живёт сегодняшим днём, делает что хочет, и при этом источает невообразимый цинизм. Но если внимательно послушать спор, который разгорается между Шуго и Наной вечером 10-го февраля - то всё не так уж однозначно. Когда Шуго в припадке ярости начинает душить свою сестру - она внезапно впадает в какое-то ностальгическое состояние и говорит: "Я долго мечтала об этом... давно мы с тобой так не играли...". Почему-то Нана очень хочет, чтобы брат избил её - и при этом она вспоминает, как в детстве они вместе играли в какую-то "детективную игру". В чём причины такого странного поведения?

Конечно, когда речь идёт о Нане - сложно определить, где правда, а где - ложь. Не исключено, что все её слова могли быть лишь ехидным троллингом. Но если предположить, что она говорила правду - то многое встаёт на свои места. Давайте немного поразмышляем об этом. Когда Шуго был подростком, а Нана была маленькой девочкой - они играли в "детективную игру", во время которой брат вполне мог сделать что-то нехорошее со своей сестрой. Например, Шуго мог связать её и начать над ней издеваться (при этом воображая себя детективом, который допрашивает преступника). В результате таких игр в девочке развились садомазохистские наклонности, и в подсознании у маленькой Наны засела мысль, что издевательство - это самое яркое проявление любви. Поэтому на протяжении всей истории она издевается над своим братом, и в глубине души мечтает, чтобы он тоже причинял ей боль - как в далёком детстве. Такая теория объясняет зловредный характер Наны и её странное поведение.







Икума Акао



Икума олицетворяет собой одержимость. Благодаря неимоверной тщательности и перфекционизму этот человек способен достигать успеха почти в любой работе, но если он начинает зацикливаться на какой-либо идее - то может выходить далеко за рамки разумного. Поэтому когда Икума влюбляется в Юру - это светлое чувство внезапно становится для него чудовищной навязчивой идеей.

Учитывая характер Икумы, не удивительно, что воспоминания о прошлом тоже приняли для него болезненную и параноидальную форму. Во время войны он видел много ужасных вещей - и потом эти воспоминания долго преследовали его в ночных кошмарах. Но вместо того, чтобы попытаться забыть обо всём - Икума бережно хранил свою солдатскую винтовку и даже начал воспринимать кошмарные сны, как своеобразный источник вдохновения. Он использовал образы из своих снов при написании религиозной книги "Book of Purgatory", потом стал отражать эти образы в картинах - и в конечном итоге начал воплощать всё это в реальность, убивая людей и уродуя их трупы. Страсть к искусству, воспоминания о кошмарах войны, любовь к Юре и увлечение религией - всё эти маленькие одержимости слились для Икумы воедино, превратив его в кровавого убийцу.







Такако Аясаки



Такако выросла в богатой аристократической семье - но благородное происхождение принесло ей больше проблем, чем радостей. Изо дня в день ей приходилось соблюдать множество правил и формальностей, во всём повинуясь своим родителям. А для большинства других людей она являлась лишь объектом зависти и ненависти. Когда Такако была совсем маленькой - её даже пытались убить близкие родственники, желавшие любой ценой заполучить наследство. Но от смерти её спас полицейский Шуго Такаширо, которому поручили охранять девочку. С тех пор прошло несколько лет - но Такако продолжала хранить светлые воспоминания о добром полицейском из своего детства.

И вот однажды отец девушки решил выдать её замуж по расчёту за выходца из другой очень богатой семьи. Раньше Такако во всём слушалась отца - но с таким его решением она согласиться никак не могла! В глубине души девушка любила другого человека - того самого полицейского, который спас её много лет назад. Она с детства идеализировала его образ - для неё Такаширо-сан был, как рыцарь на белом коне. Поэтому Такако решает попытаться снова отыскать его. Но эта погоня за идеализированным прошлым оборачивается для неё весьма печально...

P.S.: и опять красивая параллель с театром. Довольно символично, что девушка в театре смотрит "Ромео и Джульетту" - ведь сценарий этой пьесы во многом напоминает ситуацию, в которой оказалась Такако.







Коюки и Сэри



Эти две девочки потеряли родителей во время войны - и в итоге попали в бордель Юкиширо, где им пришлось работать маленькими ночными бабочками. Их "дебют" состоялся совсем недавно - и этот день оставил глубокие раны в сердцах Коюки Сэри. Они возненавидели людей с "грязными душами", которые покупали и продавали девочек, как товар. Им хотелось очиститься от всего этого - и вернуться обратно в светлое детство.

Наверное, по этой причине Коюки и Сэри так увлеклись религиозными учениями. Для них религия была символом чего-то святого и непорочного. Так что через некоторое время они решили сбежать из Юкиширо - и начать новую жизнь в храме Сэнрикё. Но эта детская наивность обернулась настоящей трагедией. В итоге сектанты накачали девочек наркотиками - и использовали их для своих сексуальных утех. А потом просто убили их... Когда мы находим маленькие тела Коюки и Сэри, брошенные в подвале - это один из самых страшных моментов в Картагре.







Казума Аришима



Инспектор Аришима - очень хладнокровный и рассудительный человек. Поначалу даже можно подумать, что он вообще не испытывает никаких эмоций - но на самом деле это не так. В глубине души ему тоже не дают покоя призраки прошлого. Это особенно заметно в сцене 22 февраля: когда Шуго в разговоре вскользь упоминает о "ритуалах", которые проводил бывший лидер секты Сэнрикё - лицо Аришимы внезапно меняется, будто ему стало плохо. Даже человек с железным самоконтролем не смог скрыть своих эмоций, когда задели его старую рану...

Это случилось несколько лет назад. Когда Аришима вернулся с войны, дома его ждал неприятный сюрприз. Пока он воевал на фронте, его жена Юкино увлеклась религией - и вступила в какую-то секту. Лидером этой секты был человек по имени Мичио Шигуса - довольно скользкий тип, который выманивал деньги из людей и убеждал всех набожных девиц заниматься с ним любовью (под видом религиозного ритуала). И вот однажды Аришима застукал свою жену, когда она проводила такой "ритуал" вместе с Мичио. В тот день эмоции взяли верх над Аришимой - в порыве ярости он застрелил свою жену.

Поначалу он также хотел застрелить и лидера секты - но когда тот упал на колени и начал молить о пощаде, в голове у Аришимы родилась мысль о более изощрённой мести. Он испытывал ненависть и отвращение к сектанту, но в то же время завидовал ему в глубине души. Пока Аришима выполнял свой долг и рисковал жизнью на войне - Мичио Шигуса отсиживался в безопасности, морочил людям головы и делал всё, что хотел. У него были деньги, женщины, и даже определённая власть над людьми... Поэтому Аришима решил забрать всё это себе. Он заставил Шигусу передать контроль над религиозной организацией (пообещав, что при соблюдении этого условия Мичио останется живым и невредимым) - а потом убил его.

С тех пор Аришима начал тщательно скрывать своё прошлое и жить двойной жизнью. Изо дня в день он носил маску честного и неподкупного полицейского - но при этом тайно руководил сектой Сэнрикё, получая прибыль от всяких незаконных делишек. Однако в итоге деньги и власть не принесли Аришиме никакого счастья. В финальной сцене мы видим его настоящий образ - образ одинокого и разочарованного в жизни человека, который смертельно устал прятаться от своего прошлого и скрывать от всех своё истинное "я". Может быть, поэтому Аришима под конец так легко расстаётся с жизнью?

P.S.: кстати, в игре остался без ответа один вопрос - почему Аришима втянул Шуго в поиски Юры, а также настойчиво предлагал ему заняться расследованием убийств? Зачем он пошёл на такой неоправданный риск? На этот счёт есть две версии. Первое объяснение - может быть, об этом попросила Юра (и по какой-то причине Аришима не смог ей отказать). Но также существует вторая версия: за долгие годы Аришима безумно устал скрываться под маской и жить двойной жизнью - возможно, в глубине души он хотел, чтобы кто-то раскрыл его тайны? Подсознательное желание быть пойманным - довольно распространённая вещь у преступников, которые вынуждены долго скрывать свои грехи... На эту мысль также наводит странное поведение Аришимы в финальной сцене - он не торопится убить Шуго и скрыться, а вместо этого зачем-то устраивает долгие задушевные беседы и медленно подводит нашего героя к осознанию правды. А когда маски оказываются сброшены - это приносит Аришиме радость, и на его лице даже появляется некое подобие улыбки... Первый и последний раз за всё время.







Токико Шигуса



Дочь Мичио Шигусы, которая с самого рождения воспитывалась в религиозной общине. Всё своё детство Токико провела в стенах храма, целыми днями читая священные тексты - она практически не видела окружающий мир... Большинство детей наверняка взбунтуются против своих родителей, если попытаться навязать им такой образ жизни - но Токико всё устраивало. Она очень любила своего отца и искренне верила в его религиозные учения. Ей попросту не нужно было ничего другого.

Поэтому когда Мичио внезапно исчез - это стало для девушки сильным ударом. Она решила обязательно отыскать отца - и из-за этого стремления вернуть потерянное прошлое, Токико даже пришлось стать соучастницей в жутких преступлениях. Ей обещали в награду, что снова позволят увидеться с отцом... но это была ложь. На самом деле Мичио уже давно покинул мир живых.







Кеичиро Козуки



В далёком прошлом семья Козуки была очень богатой и влиятельной - но к середине 20-го века ситуация сильно изменилась. Всё богатство постепенно иссякло - и чтобы расплатиться с долгами, пришлось даже продавать свои земельные участки. В это время главой семейства становится человек по имени Кеичиро Козуки, жаждущий любой ценой поднять свою династию с колен и вернуть ей былой статус. Но Кеичиро стал настолько одержим погоней за деньгами, что не заметил, как утратил в себе всё человеческое. Дошло даже до того, что он отдал свою собственную дочь на страшные опыты, жаждя заполучить выгодный деловой контракт с армией.

В итоге мечта Кеичиро сбылась - он смог вернуть власть и богатство... Но какой ценой? Своими действиями он фактически разрушил семью Козуки: жена оставила его и забрала с собой младшую дочь. Старшая дочь возненавидела отца и сбежала из дома. А новая жена живёт с ним лишь ради денег, тайно презирая своего мужа. Под конец Кеичиро остаётся абсолютно один - но в True Ending'е мы видим, как он постепенно приходит к осознанию своей вины и пытается искупить её.







Каору Фукамизу



Каору никогда не мечтала о чём-то сверхъестественном. Она хотела лишь жить обычной семейной жизнью. Это же не слишком много, правда? Но в один прекрасный день все её мечты оказались разрушены. Во время хирургической операции врачам пришлось удалить девушке матку - и Каору навсегда утратила способность рожать детей.

Осознание того, что желанное счастье уже никогда не наступит... Это оказалось для неё слишком тяжёлым ударом. Каору не смогла оставить свои мечты и принять реальность - в глубине души она продолжала лелеять надежду, что однажды снова обретёт возможность родить ребёнка. А когда девушка внезапно узнала о "непорочном зачатии" в христианстве - это божественное чудо стало для неё последней надеждой. Каору примкнула к христианской религии и молилась изо дня в день, чтобы Бог сжалился над ней.

Прошёл год... два года... пять лет... десять лет... Но несмотря на все молитвы, чуда так и не произошло. Для Каору уже было невозможно отказаться от своей мечты - в ней заключался смысл её жизни. Девушка стала одержима идеей о возвращении способности рожать детей - любой ценой, любым способом, она готова была ухватиться за любую надежду... Но в итоге эта неугасающая надежда и желание вернуть утраченное счастье лишь свели Каору с ума, окончательно разрушив её жизнь.







Тоджи Аоки



Несколько лет назад Тоджи получила серьёзные ранения, из-за которых ей ампутировали руку. Поначалу это трагическое событие ввергло девушку в глубокую депрессию, и она даже начала топить горе в вине (в артбуке по Картагре можно увидеть изображение из тех времён - Тоджи сидит на кровати с бутылкой вина и выражением безысходности на лице).

Если задуматься, то во многом это похоже на историю монахини Каору Фукамизу. Но если Каору предпочла скрыться от реальности в мире иллюзорных надежд, то Тоджи - смогла взять себя в руки и продолжить нормальную жизнь. Даже несмотря на своё увечье, она является самым сильным персонажем в игре - и физически, и морально. Образ Тоджи символизирует стойкого и волевого человека, которому удалось преодолеть своё прошлое.








Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 08.10.2015