Forbidden SIREN

Deadly Premonition (Red Seeds Profile) - обзор хоррор-игры




Японское название
: Red Seeds Profile

Американское\европейское название: Deadly Premonition
Дата релиза: 17 февраля 2010г.
Изначальная платформа: X360, PS3
Порты: ПК (2013)

Разработчик: Access Games

Если бы мне пришлось составлять список самых странных названий хоррор-игр - то Red Seed Profile безусловно заняла бы одну из верхних строчек такого хит-парада. "Профиль красных семян" - что это такое, и с чем это едят? Больше похоже на бессвязный набор слов, выданный бредогенератором. Впрочем, изначально детище японских разработчиков из Access Games должно было называться совершенно иначе. "Rainy Woods" - именно под таким названием игра была впервые представлена на TGS в далеком 2007-м году. Но сразу после анонса наступило долгое затишье, продлившееся более двух лет - за это время многие геймеры успели потерять надежду и благополучно забыть об игре. Ко всеобщему удивлению, в конце 2009-го года проект вновь подал признаки жизни и восстал из небытия под новым тайтлом - "Red Seeds Profile". Однако в конечном итоге этот причудливый заголовок был использован лишь для японского релиза. А англоязычную версию "профиля красных семян" западные издатели переименовали в более простое и понятное "Deadly Premonition", дабы не травмировать психику потенциальным покупателям. Примечательно также, что на английский язык была переведена лишь версия для Xbox 360 - а версия для PS3 по неким таинственным причинам так и осталась японским эксклюзивом.



Сюжет игры повествует об американском городке Greenvale - типичной захолустной дыре, погрязшей в монотонной повседневности. Здесь жизнь течет неспешно и размеренно, здесь никогда не происходит ничего интересного, а численность населения столь мала, что все жители знают друг друга в лицо. Но в один прекрасный день привычная жизнь горожан оказывается разрушена жутким происшествием: гуляя утром по лесу, двое местных ребятишек случайно обнаруживают женский труп с распоротым брюхом, распятый на дереве и до пояса укутанный в багровое покрывало. Со столь жестоким и дерзким убийством Гринвейл еще никогда не сталкивался, поэтому на подмогу к местной полиции сразу же направляется агент ФБР Фрэнсис Йорк Морган (давайте звать его просто Йорк - все его так зовут). Но Йорк еще не знает, что труп в лесу - это лишь первая из многочисленных жертв загадочного маньяка, и что у тихого городка Гринвейл есть обратная сторона - жуткий альтернативный мир, населенный монстрами. Сможет ли наш герой докопаться до истинной сути происходящих событий и вывести убийцу на чистую воду?

Несложно заметить, что завязка истории во многом пересекается с мистическим сериалом Дэвида Линча - "Twin Peaks". И впрямь, Red Seeds Profile можно рассматривать как этакое видеоигровое переосмысление Линчевского детища, пропущенное через призму восприятия японских геймдизайнеров... и щедро сдобренное веществами. Персонажи, диалоги, сюжетные ходы, дизайн, музыка, геймплей - все элементы RSP буквально пропитаны эксцентричностью на грани с наркоманским бредом. Конечно, Твин Пикс тоже содержал изрядную дозу сюрреализма и причудливости - но разработчики Red Seeds Profile вывели эти качества на принципиально новый уровень, создав поистине странную игру за гранью добра и зла.

Возьмём, к примеру, нашего протагониста. Казалось бы, все мы уже тысячу раз видели стандартных "агентов ФБР" в кино и видеоиграх, и давно привыкли к этому типажу. Но не тут-то было - агент Йорк с первых же кадров рвёт все привычные шаблоны. Он раскрывает дела, гадая на кофейной гуще и выискивая тайные символы в своей чашке. Он ищет садомазохистский скрытый смысл в "Томе и Джерри". Он является заядлым фанатом хоррор-фильмов, знает всё о них, и не упускает возможности блеснуть своими познаниями в диалогах с горожанами. Он был раньше панком, но теперь предпочитает песни из мультиков. А еще наш доблестный ФБРовец периодически прикладывает палец к виску и разговаривает со своим другом по имени Зак (которого никто не видит!). Надо отдать создателям RSP должное - Фрэнсис Йорк Морган получился одним из самых ярких и необычных протагонистов в истории хоррор-игр.



Второстепенные персонажи тоже не уступают Йорку по экстравагантности. У старушки Полли Оксфорд (обладательница огромного отеля, в котором никогда не бывает посетителей) - проблемы со слухом, и во всех фразах Йорка ей чудятся признания в любви. Местный миллионер Гарри Стюарт разъезжает по городу в противогазе, и общается с окружающими исключительно через своего помощника Майкла (который почему-то облекает все фразы в стихотворную форму). Шериф города Джордж Вудмен - качок-бодибилдер, и его лучшими друзьями являются две гири по имени Арнольд и Сильвестр. А его помощник Томас МакЛейн - щуплый впечатлительный парнишка одержимый любовью к белочкам и кулинарии - представляет собой полную противоположность шерифа. На бензозаправке "Heaven and Hell" нас встретят не менее странные личности: Джек "Бешеный Бык", постоянно оскорбляющий клиентов и плюющий на их машины, и его жена Джина "Розовые Губки", демонстрирующая посетителям стриптиз-шоу. Рассказывать о причудах местного населения можно до бесконечности - но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Кстати, Red Seeds Profile вполне может похвастаться рекордным количеством персонажей по меркам хоррор-игр. На протяжении игры нам предстоит встретить более 30 (!) героев - у каждого из них свой характер, своя история, и свои тайны. При этом жизнь обитателей Гринвейла протекает в реальном времени (они занимаются домашними хлопотами, спят, ездят на работу) - и у каждого персонажа свой распорядок дня. Кто из них станет следующей жертвой? И кто из них может оказаться убийцей? Задаваться этими вопросами придется до самого конца - игра отлично держит интригу, а сюжетные повороты довольно сложно предугадать.



В целом сюжет является одним из главных плюсов RSP. Уникальный протагонист, большой выбор причудливых второстепенных героев, сумасшедшие диалоги, неожиданные сюжетные ходы - все это делает историю Red Seeds Profile интересной и увлекательной. И даже несмотря на позаимствованную из Twin Peaks завязку, сюжет все равно можно назвать весьма самобытным и оригинальным. Мистика, детектив, хоррор, повседневность, комедия, психологическая драма - японские сценаристы из Access Games умудрились сплести всё воедино. А для любителей поломать голову над различными недосказанностями в игре припасена целая кипа неоднозначных вопросов, которые можно будет еще долго обсуждать с друзьями на форумах.



Разобравшись с сюжетом, давайте перейдём к игровому процессу. С точки зрения геймплея Red Seeds Profile представляет собой довольно необычную попытку скрестить Survival Horror с концепцией открытого мира. Игру можно условно разделить на две фазы - эпизоды в реальном мире (где мы исследуем город и общаемся с персонажами) и эпизоды в альтернативном мире (где мы встречаемся с монстрами).

Сцены в реальном мире можно сравнить с Shenmue или Mizzurna Falls. Гринвейл и его обитатели живут по внутриигровому времени - день сменяется ночью, магазины открываются и закрываются в определенные часы. Также на жизнь города сильно влияет погода - например, в дождливые дни некоторые магазины закрываются, а жители предпочитают сидеть дома. Мы можем свободно перемещаться по городу, заходить в дома и магазины, собирать информацию для расследования дела, и даже подглядывать за жителями через окна их домов (заглянув в окошко в нужный момент, можно увидеть много чего интересного). При этом Гринвейл - не такой уж и маленький город: прогулка из одного конца города в другой может занять около часа. Впрочем, топать каждый раз пешком не обязательно - если хочется сэкономить время, то можно доехать до пункта назначения на полицейской машине. Любопытно, что каждый раз во время поездки Йорк начинает разговаривать с "Заком" - он рассказывает о своих любимых хоррор-фильмах, о музыке, о школьных годах. И эти небольшие монологи не только позволяют скоротать время во время поездки и глубже раскрыть образ персонажа, но и помогают игроку сблизиться с главным героем.

Несмотря на все свои причуды, агент Йорк - обычный человек, которому тоже нужно есть и спать. Поэтому в игре помимо стандартной линейки "жизни", предусмотрены также линейки голода и сонливости. Если они опустятся до нуля - наш протагонист может ослабнуть и умереть. Также в RSP присутствует линейка усталости а-ля Silent Hill - после длительной пробежки или боя с монстром, Йорк устанет и начнет запыхаться. Забавно, что в игре также можно бриться и менять одежду. Если Йорк не побреется - то у него начнет постепенно расти борода. А если ходить в одной и той же одежде - костюм со временем изгрязнится, и вокруг горе-агента начнут роиться мухи. Другой необычной идеей является зарабатывание денег. Чтобы покупать еду, оружие, амуницию, медикаменты, топливо для машины, и оплачивать телефонные звонки - нужны финансы. Зарабатывать их можно разными способами - например, денежные бонусы выдаются за обнаружение особых предметов, спрятанных в закоулках города; за получение новой информации в ходе беседы с жителями; за выполнение сайд-квестов; за подглядывание за горожанами, и прочие заслуги. И наоборот - если агент случайно повредит городское имущество или начнет нарушать спокойствие в общественных местах - с него могут взыскать деньги в качестве штрафа. Обилие таких любопытных мелочей делает игровой мир более живым и интересным.

Другой оригинальной особенностью Red Seeds Profile являются сайд-квесты. В общей сложности игра насчитывает 50 различных заданий - тут и поиск разбросанных по городу предметов, и прохождение дополнительных "боевых" локаций, и езда на машине, и головоломки в стиле Sokoban, и викторина-опросник, и мини-игры типа рыбалки и метания дротиков... В общем, много всего. Некоторые сайд-квесты дают нам новую сюжетную информацию, некоторые - позволяют получить новое оружие и полезные предметы. Отмечу, что сайд-квесты не только вносят разнообразие в игровой процесс, но и сильно увеличивают продолжительность игры. К примеру, без сайд-квестов Red Seeds Profile можно пройти за 15-20 часов. Но если выполнять все задания, детально исследовать город, подглядывать за персонажами - то прохождение вполне может растянуться до 30-40 часов.



Теперь настало время переключиться на боевую систему и сцены в альтернативном мире. Периодически агент Йорк проваливается в некий OtherWorld, представляющий собой искаженную, кошмарную версию локаций из реального мира (привет, Silent Hill) - разумеется, об этих странностях наш герой никому не рассказывает, чтобы окружающие не сочли его психом. В альтернативном мире нас будут преследовать монстры и неуязвимый маньяк с топором, а геймплей представляет собой смесь из TPS-экшна в стиле Resident Evil 4, и стелс-хоррора с прятками а-ля Clock Tower.

Тут стоит отметить, что по признаниям создателя RSP - Хидетаки Суэхиро - изначально никаких TPS-элементов в игре не должно было быть. Основную роль должен был играть стелс. Но в конечном итоге издатели потребовали ввести в игру модные нынче пострелушки для увеличения продаж, поэтому разработчикам пришлось на скорую руку сооружать боёвку уже перед самым релизом. И это весьма заметно - поскольку боевая система в итоге получилась самым недоработанным и неудачным элементом игры. Технически боёвка следует традициям RE4: мы можем целиться "с плеча", но не можем передвигаться в момент прицела. Но игру подводит кривоватое управление, низкий уровень сложности экшн-сцен и однотипность врагов. 95% противников в игре составляют однообразные "Тени" - очень медленные, но очень живучие призраки-зомби. Одна такая Тень может выдержать более 20-30 (!) попаданий из пистолета в тело, или около 10-15 хэдшотов (к счастью, у Йорка бесконечный запас патронов для пистолета). Поодиночке Тени истребляются без каких-либо проблем - но когда на нас движется два-три таких пуленепробиваемых танка - пистолет не поможет. В таких случаях эффективным будет лишь более мощное оружие типа автомата или дробовика (для них патроны ограничены). В целом идея со сверх-живучими врагами интересная, но всаживать по несколько обойм в медлительных противников, не представляющих особой опасности - довольно монотонное занятие. Более быстрые, опасные и интересные противники появляются лишь ближе к концу игры - но, опять же, их мало.



К счастью, расстреливать каждую встреченную Тень не обязательно. Если не хочется тратить время на кривую боёвку - многих противников можно миновать методом старого-доброго стелса. Дело в том, что у Теней нет глаз - и видеть они не могут. Ориентируются они лишь по обонянию, улавливая дыхание Йорка. Но если мы затаим дыхание на несколько секунд - то можно попробовать прокрасться к выходу незамеченными.

Другим интересным проявлением стелс-механики являются сцены пряток. Периодически в альтернативном мире нас будет преследовать так называемый Raincoat Killer - и в такие моменты нужно быстро найти укрытие, спрятавшись где-нибудь в шкафу или под кроватью. Если мы не успеем спрятаться, или если маньяк учует наше дыхание - то Йорка ожидает мгновенная смерть. Приятно видеть, что традиции старого-доброго Clock Tower'а живут и процветают.

В альтернативном мире есть и еще одно развлечение - сцены побега от маньяка. Но, увы, они представляют собой лишь унылые QTE-сценки в духе "крути стики джойстика, чтобы герой бежал быстрее, и жми кнопочку, чтобы уворачиваться". Надо признать, в Silent Hill Shattered Memories и SH Downpour сцены побега реализованы куда более интересно и креативно.

Говоря о недостатках игры, также нужно отметить один неприятный баг, могущий запороть всю игру. Речь идет о легендарном "исчезновении ключей", присутствующем как в версии для X360, так и в версии для PS3. Если вы получите ключ для открытия какой-нибудь важной двери, засейвитесь и выключите приставку - то при повторном запуске игры ключ магическим образом испарится из инвентаря. Без ключа открыть дверь нельзя. Повторно получить ключ нельзя. И откатить игру обратно на предыдущий сейв тоже нельзя - поскольку в RSP доступен только один сейв-файл. В результате у игрока остается лишь два варианта - либо плюнуть и бросить игру, либо начать проходить всё заново с самого начала. Поэтому если не хотите такой участи - при получении сюжетно-важных ключей НИКОГДА не сейвьте игру, пока ключи не будут использованы.



Помимо боёвки и багов, стоит еще маленько пожурить японских игроделов за отсутствие возможности воздействовать на развитие сюжета. В Red Seeds Profile нельзя завалить расследование, нельзя распутать дело раньше положенного срока, нельзя предотвратить какое-либо из убийств или арестовать подозрительного персонажа по собственному желанию. Концовка, разумеется, тоже предусмотрена лишь одна-единственная. А игре явно не помешало бы чуть больше свободы. Раз уж мы играем роль агента ФБР, расследующего дело об убийстве, - хотелось бы самостоятельно вести расследование, а не просто быть сторонним наблюдателем, от которого ничего не зависит. Тем не менее, это не уменьшает элемент детективной интриги - игрок всё равно может шпионить за героями, собирать информацию, подмечать различные подозрительные детали и странности, и постараться методом дедукции определить убийцу раньше, чем это сделает Йорк. Только вот никакой награды (кроме гордости за собственную проницательность) за это не будет.

Вкратце подведу итог рассуждениям о геймплее: игровой процесс в Red Seeds Profile далек от идеала, но в целом выполнен на достойном уровне. Сцены в реальном мире реализованы отлично - тут и открытый мир, и большое количество интересных идей, и многообразие сайд-квестов. В сценах альтернативного мира всё не так радужно: вызывает нарекания кривоватая боёвка и малый ассортимент врагов. Тем не менее, альтернативный мир справляется со своей основной задачей - он вносит разнообразие и хоррор-атмосферу.



Далее на повестке дня - графон. И тут никаких чудес от малобюджетного нишевого японского ужастика, разумеется, ждать не стоит. Размытые текстуры, повсеместные квадратности, скудный draw distance и тонны "мыла" наверняка вызовут глубокое недоумение у юных геймеров, привыкших к вылизанной до блеска графике попсовых проектов AAA-класса. Впрочем, если рассматривать игру сугубо в рамках своего жанра - то Red Seeds Profile выглядит вполне прилично. Более того, RSP легко и непринужденно входит в десятку самых красивых Survival Horror'ов.

Многие огрехи графики с лихвой компенсируются хорошей проработкой окружающего мира. Видно, что японские разработчики вложили много сил в создание игры и проявили большое внимание к деталям: локации насыщены всевозможной любопытной мелочевкой, интерьеры домов несут в себе яркий отпечаток характера их владельцев, и даже в номерах автомобилей зашифрован некий скрытый смысл. Ну и самое главное - город получился действительно живым, реалистичным, и его интересно исследовать. Примечательно, что в процессе создания игры дизайнеры из Access Games не поленились посетить США и исколесить несколько городов, изучая особенности американской глубинки и устраивая фотосессии.



Также стоит похвалить разработчиков за яркое и запоминающееся музыкальное сопровождение. Поскольку Red Seeds Profile - довольно неоднородная игра, в которой перемешиваются элементы хоррора, детектива, комедии и драмы - то и саундтрек получился таким же разнообразным. Тут есть и мрачный хоррорный эмбиэнт (Shadow), и безумные партии на саксофоне (Red Tree), и забавные жизнерадостные насвистывания (Life is Beautiful), и треки в стиле заглавной темы Джеймса Бонда (FBI Special Agent), и бодрый рочок (Milk Barn, Wave R2000), и классическая музыка, и грустные звуки пианино (York and Zach, After the Rain). Всё это помогает отразить эмоциональное многообразие Red Seeds Profile и создать подходящую атмосферу для каждого момента - будь то прогулки по городу средь бела дня, или блуждания по мрачным лабиринтам "Иного Мира".

Все сюжетно-значимые сцены в игре озвучены. Обилие озвучки радует, но отнюдь не все персонажи озвучены одинаково хорошо. К примеру, Йорк и остальные главные герои сыграны вполне убедительно, но некоторых второстепенных персонажей невозможно слушать без слёз. Впрочем, учитывая странный характер жителей города, плохая озвучка порой придает им дополнительную дозу эксцентричности (наглядно демонстрируя принцип "so bad, it's good!" в действии).





TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:



Итог:
Причудливый сценарий, обилие странных персонажей, куча необычных геймплейных идей - всё это делает Red Seeds Profile одним из самых креативных, ярких и безумных хоррор-проектов последних лет. Основным недочетом здесь является недоработанная боевая система и однообразие врагов - но даже эти минусы не способны испортить впечатления от игры. Если вы цените в видеоиграх оригинальность, атмосферу и интересный сюжет - маленький уютный городок Гринвейл ждёт вас.




Полезные ссылки:
>>Официальный японский сайт<<
>>Американский оф.сайт<<
>>Фан-сайт игры<<






Update 1: в апреле 2013-го года на PS3 наконец-то вышла англоязычная версия игры (до этого была только японская версия). Эта версия носит название "Deadly Premonition: Director's Cut" и имеет ряд отличий от оригинала:
1) Добавлено несколько новых сцен
2) Снижен уровень сложности. Раньше в игре присутствовало три уровня сложности на выбор - Easy, Normal или Hard. Теперь доступна только одна сложность, представляющая собой нечто среднее между Easy и Normal.
3) Немного улучшена графика (кое-где подправлены текстуры, переделаны некоторые модели).
4) Появились проблемы с фреймрейтом (игра иногда подтормаживает).


Update 2: 29 октября 2013 вышел порт Red Seeds Profile \ Deadly Premonition для PC. Но, судя по отзывам, он сильно забагован.








Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 10.08.2012