Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Clock Tower 2 (1996) - Обзор хоррор-игры для Sony PlayStation



clock tower 2 1996 ps1 playstation pc horror game review игра хоррор обзор пс1 пк клок тауэр

Название в Японии: Clock Tower 2
Название в США и Европе: Clock Tower
Дата релиза: 13 декабря 1996
Разработчик: Human Entertainment
Платформа: Sony Playstation 1



Вам когда-нибудь попадались СЛИШКОМ страшные игры? Настолько страшные, что их практически невозможно проходить ночью, в одиночестве? У меня был один такой случай. Дело было в начале 1999-го года - к тому времени мне уже довелось пройти около десятка различных хоррор-игр (Resident Evil 2, SplatterHouse 3, Parasite Eve, и т.п.), поэтому хотелось пощекотать себе нервы ещё чем-нибудь подобным.

И вот однажды на местном рынке мне попался пиратский диск с игрой Clock Tower 2. Описание на задней стороне коробки было начертано на расово-верном немецком языке, поэтому из всего текста удалось понять там только одно слово - horror. "О, ужастик? Наверное, что-то типа Резидента? Отлично, сегодня ночью поиграю!" - и с этими радостными мыслями диск был куплен аж за целых 50 рублей. Но мне тогда было невдомёк, что помимо пресловутого полтинника за эту игру придётся заплатить ещё и миллионами убитых нервных клеток...





С приходом ночи состоялось моё первое знакомство с игрой, и вскоре стало ясно, что Clock Tower 2 - это совсем не "типа Резидента". Если в RE почти любого врага можно было легко пристрелить из пистолета - то в Клок Тауэре мы совершенно безоружны и должны прятаться от жуткого маньяка-убийцы. Полная беззащитность, реалистичный сеттинг, гнетущая тишина, зверские убийства, ощущение обречённости и тяжёлая давящая атмосфера - все эти элементы делали Clock Tower 2 настолько страшной игрой, что играть в неё было буквально невыносимо. Мне удалось выдержать лишь 20 минут пряток от маньяка - а потом пришлось выключить приставку. Эта игра была СЛИШКОМ страшной!

В следующие несколько ночей всё повторялось примерно по той же схеме - моей храбрости хватало только на 20-30 минут геймплея. А когда мне начали сниться кошмары про убийцу с огромными ножницами - стало окончательно ясно: эта игра мне не по зубам! По крайней мере в одиночку... Но что если позвать друзей и устроить сеансы группового прохождения? С друзьями играть не так страшно, а к тому же можно будет вместе обсуждать сюжет, переводить диалоги и придумывать решения головоломок. В итоге эта идея сработала - и нам удалось пройти игру до конца (причём, даже несколько раз).





Все эти воспоминания я сейчас описываю с одной целью - чтобы показать, насколько Clock Tower 2 был страшнее и атмосфернее всех предыдущих хоррор-игр. Даже для достаточно опытного любителя survival horror'ов эта игра была чересчур страшной. Конечно, сейчас она уже не так сильно пугает - но всё равно от некоторых сцен у меня до сих пор бегают мурашки по коже.

А теперь просто представьте, какой ошеломляющий эффект Clock Tower 2 оказывал на неподготовленных людей в 1996-м году, в момент изначального релиза! Не удивлюсь, если им по сей день снятся ночные кошмары про маньяка с ножницами :)

На этом завязываю с мемуарами и перехожу непосредственно к обзору игры.






Сюжет игры


События Clock Tower 2 происходят через год после кровавого инцидента в особняке Барроузов - безумный маньяк заманивал туда детей и разрезал их на куски огромными металлическими ножницами. Спастись от этой жуткой участи смогли только два человека - 14-летняя девочка по имени Дженнифер и маленький мальчик Эдвард. Но когда полиция прибыла на место происшествия, убийце уже удалось скрыться...

Что на самом деле произошло в особняке? Куда сбежал убийца? И что толкнуло его на столь зверские поступки? Исследовав место преступления, криминалисты не смогли найти однозначных ответов на эти вопросы. От выживших детей тоже не удалось получить внятных свидетельских показаний - испуганная Дженнифер лишь кричала о каких-то монстрах и демонах, а Эдвард вообще потерял память от пережитого ужаса.

Поэтому остаётся лишь один способ узнать все важные подробности - нужно попытаться выудить потерянные воспоминания из Эдварда и Дженнифер. Для этого их отправляют на сеансы гипноза к известному психологу Самуэлю Бартону. Но внезапно маньяк с гигантскими ножницами возвращается - и начинается новая серия жестоких убийств. Теперь нам вновь предстоит прятаться и убегать от смертоносного психопата.





В игре присутствует две главных героини на выбор - мы можем играть либо за Дженнифер, либо за Хэлен Максвелл (помощница Самуэля Бартона). У каждой героини - свой сценарий. Плюс к этому, в процессе игры нам также предстоит побывать в ролях ещё нескольких персонажей - полицейского инспектора Готтса, журналиста Нолана, и профессора Бартона. То есть мы имеем возможность увидеть события игры с позиции пятерых разных участников истории.

Сюжет в Clock Tower 2 является одним из главных достоинств игры. История получилась серьёзной, продуманной и довольно-таки захватывающей - поэтому за развитием событий всегда интересно следить. Ну а любители поиска скрытых смыслов наверняка смогут найти некоторую пищу для размышлений. Игра затрагивает вопросы, связанные с тёмной стороной человеческой психики - причём, сценаристы зашли довольно далеко и даже затронули тему секса и педофилии (весьма рискованный ход для 1996 года - игру вполне могли запретить за такое).





Также стоит отметить, что подача сюжета в Clock Tower 2 существенно отличается от первой части.

1) В первой игре сюжет подавался очень обрывчато, через полунамёки и разрозненные кусочки информации. Можно было пройти игру несколько раз - и вообще ничего не понять. В CT2 повествование стало более внятным и последовательным.

2) Если раньше история напоминала страшную сказку или сюрреалистический сон, то теперь сюжет значительно ближе к реальности.

3) В CT1 многие элементы сценария были явно позаимствованы из фильмов Дарио Ардженто. Во второй части тоже чувствуется влияние итальянских киноужастиков, но открытых заимствований вы здесь не найдёте - поэтому сюжет получился более самодостаточным.

4) В Clock Tower 1 почти не было диалогов. Но теперь мы сможем вдоволь пообщаться с различными персонажами - это помогает лучше раскрыть образы и характеры участников истории. Кстати, мне очень понравилась подборка персонажей в CT2 - они достаточно правдоподобные и запоминающиеся.

5) В сюжете появились ярко выраженные детективные элементы. Впрочем, эффект детективной интриги сильно зависит от того, насколько хорошо вы знакомы с CT1. Если вы уже прошли первую часть - то с самого начала будете знать личность убийцы. Но если в первую часть вы не играли - то в Clock Tower 2 сможете самостоятельно разгадывать тайну маньяка. Поэтому я рекомендую новичкам начинать знакомство с CT-серией именно со второй части - в таком случае для вас тут будет больше интриги.

Когда мы с друзьями проходили игру, мы постоянно обсуждали - кто же убийца? Строили разные теории, а также вместе размышляли над подсказками и уликами (в процессе игры можно заметить некоторые любопытные детали, косвенно указывающие на разгадку тайны). Было очень интересно.





Ещё одним важным плюсом Clock Tower 2 является обилие интерактивности. Наши действия и решения могут повлиять на 3 сюжетных фактора:

1) Мы можем повлиять на концовку. В сценарии за каждую героиню предусмотрено по 5 различных вариантов финала. Причём, требования для получения концовок стали намного логичнее и понятнее, чем в первой части.

2) Некоторые персонажи могут погибнуть из-за нас, либо наоборот - мы можем их спасти. От этого будет зависеть количество выживших в финале.

3) Место действия и главный герой во второй главе меняются в зависимости от того, какие решения мы приняли ранее. В общей сложности возможно 3 разных вариации второй главы.

Все эти элементы повышают интерес к повторным прохождениям, а также позволяют почувствовать себя реальным участником истории (а не просто зрителем, от которого ничего не зависит). На мой взгляд, это очень важное достоинство игры.






Геймплей и интересные идеи


Игровой процесс не претерпел принципиальных изменений со времён первой части. Как и раньше, геймплей выполнен в форме point&click-адвенчуры с видом от третьего лица. Блуждаем по локациям, осматриваем всё вокруг, ищем полезные предметы, решаем головоломки и периодически спасаемся от жуткого психопата. Но при этом разработчики заметно отшлифовали игровую формулу и внесли в неё несколько улучшений:

1) В CT1 за всю игру мы могли повстречать маньяка лишь 3 или 4 раза. Во второй части убийца будет преследовать нас гораздо чаще - поэтому система с прятками и убеганием здесь играет более важную роль.

2) В Clock Tower 1 все появления маньяка были строго заскриптованы - он появлялся только в определённых комнатах. Во второй части Scissorman может появляться случайным образом в любом месте. Например, мы тихо-мирно ходим по коридорам - и вдруг где-то поблизости начинает раздаваться звук щёлкающих ножниц! Значит маньяк находится рядом - и скоро доберётся до нас. Это маленькое нововведение помогает нагнетать атмосферу и держать игрока в напряжении. Через некоторое время начинаешь невольно останавливаться и вслушиваться в тишину - не слышны ли поблизости звуки ножниц?

3) В игре стало намного больше мест, где можно спрятаться от маньяка. Это даёт больше простора для фантазии. Но следует учитывать, что отнюдь не все укрытия являются 100% безопасными. В некоторых местах нас могут легко найти - и убить. А если мы будем использовать одно и то же укрытие несколько раз - то это многократно увеличивает шансы погибнуть. Кстати, маньяк тоже может прятаться и устраивать засады в самых неожиданных местах.





4) Разработчики убрали шкалу усталости - теперь при длительном беге героиня больше не устаёт. В принципе это правильное решение, поскольку в первой части необходимость периодически тратить по 2-3 минуты на отдых раздражала многих геймеров.

5) В процессе исследования окружающего мира мы можем обнаружить секретные подсказки ("hints"). В них содержатся полезные советы, касающиеся решения головоломок и получения определённых концовок. Эта идея помогает не "застрять" из-за какой-нибудь головоломки, а также мотивирует более внимательно осматривать все комнаты.

6) В игре стало ещё больше случайных сцен - теперь почти в каждой комнате предусмотрена какая-нибудь сценка-пугалка, которая может активизироваться рандомным образом. Например, вы можете пять раз осмотреть картинную галерею - и ничего не случится. А в шестой раз - прямо из картины выпрыгнет Человек-Ножницы и попытается убить вас! Поэтому игру очень интересно перепроходить заново - каждый раз встречается что-нибудь новое.

7) Ну и ещё одно небольшое улучшение - для управления теперь можно использовать не только джойстик, но и мышку (если у вас есть специальная мышь для PS1).

Как мы видим, Clock Tower 2 сохранил все положительные геймплейные элементы из первой части - но при этом игровой процесс теперь стал более удобным, а система с прятками проработана более тщательно. Всё это идёт на пользу игре, делая её ещё более увлекательной и атмосферной.






Графика и Дизайн


Clock Tower 2 стал одной из первых хоррор-игр с полностью трёхмерной графикой. Такой инновационный подход имеет свои плюсы и минусы:

Плюс заключается в том, что благодаря 3D-графике разработчики смогли использовать различные ракурсы камеры. Это создаёт эффект кинематографичности и вносит разнообразие в визуальный стиль. В некоторых сценах плавающая камера также помогает усилить атмосферу. Например, мне запомнилась сцена во втором эпизоде, когда наша героиня прячется за длинной тумбочкой - и камера начинает медленно приближаться к её лицу. При этом мы не видим, где в это время находится маньяк - и можем лишь гадать, заметил он нас или нет? Такие моменты получились особенно жуткими именно благодаря трёхмерной графике и грамотной работе с камерой.

Ну а минус состоит в том, что полигональная 3D-графика образца 1996-го года сейчас уже выглядит довольно устаревшей - она наверняка будет мозолить глаз юным геймерам, привыкшим к графону а-ля PlayStation 3 и Xbox 360. Однако лично у меня нет претензий к визуальному оформлению Clock Tower 2. Для 1996-го года всё было выполнено на высоком уровне - и даже сейчас персонажи и окружающий мир смотрятся вполне убедительно благодаря отличному дизайну.





Локации во второй части стали более разнообразными. Любители реалистичного сеттинга смогут поблуждать по офисному зданию, библиотеке и загородному особняку, а поклонники причудливых достопримечательностей получат возможность посетить старинный английский замок.

Также стоит похвалить разработчиков за довольно тщательную проработку локаций - они выглядят правдоподобно и изобилуют "кликабельными" предметами. Причём, к каждому предмету главный герой обязательно даёт какой-нибудь любопытный комментарий - поэтому невольно возникает желание осмотреть абсолютно все объекты до единого.






Музыка и Озвучка


Ещё одна важная деталь - в Clock Tower 2 наконец-то появилась озвучка. Правда, выполнена она на четвёрочку с минусом - большинство сцен озвучено неплохо, но порой чувствуется явная халтура (особенно в диалогах с участием Харриса). В целом для 1996-го года уровень вполне приемлемый. Также нужно отметить, что во всей игре озвучено только около 10-15% диалогов - поэтому озвучка не успевает надоесть.

Что касается музыки, в игре присутствует около 10 музыкальных треков - они довольно простенькие, но эффектные. Титульная мелодия получилась таинственной и запоминающейся, музыка погони - причудливой и параноидальной. В квартире Дженнифер звучит весьма милая и сентиментальная музыкальная шкатулка, а в сценах с обнаружением изуродованных трупов - слышится жутковатый эмбиент, от которого реально мурашки бегут по коже.

Но самым главным музыкальным треком в игре является тишина. На протяжении 80% игрового времени нашу героиню сопровождает лишь зловещее безмолвие и звуки её собственных шагов. Это позволяет создать очень необычную, но в то же время чрезвычайно тяжёлую атмосферу страха и безысходности.







Плюсы и Минусы игры


Основные достоинства и недостатки Clock Tower 2



Плюсы:

+ Жуткая, давящая атмосфера.
+ Оригинальная идея с прятками от маньяка.
+ Интересный сценарий.
+ Возможность играть за разных персонажей.
+ Много концовок.
+ Харизматичный и запоминающийся маньяк.
+ Локации стали более разнообразными.
+ Хорошая проработка окружающего мира.
+ Одна из первых хоррор-игр с полностью трёхмерной графикой.
+ Отличное звуковое оформление.
+ Игру интересно перепроходить заново.
+ CT2 оказал большое влияние на развитие японских хорроров.




Минусы:

- Посредственная озвучка.






Итог:


Clock Tower 2 - это один из редких случаев, когда сиквелу удаётся действительно превзойти оригинал. Игра стала ещё более интересной, более разнообразной, более продуманной, и намного более жуткой - поэтому она заслуженно считается культовой классикой. Если вы до сих пор не играли в Clock Tower 2 - то много потеряли. Это маленький шедевр, в который просто обязан сыграть каждый настоящий поклонник хоррор-жанра.









Видео из игры










Различия между японской и английской версией


clock tower 2 ps1 usa japanese version difference


1) Самое любопытное различие заключается в озвучке. Дело в том, что в японской версии изначально вся озвучка была на английском языке - но в западном релизе игру зачем-то решили полностью переозвучить заново. Таким образом получилось два разных варианта англоязычного дубляжа. И вот тут назревает вопрос - какой из двух вариантов лучше? Мне лично больше нравится озвучка в западной версии. Хотя есть отдельные сцены, которые лучше озвучены в первоначальном японском релизе.

>> Сравнение озвучки в разных версиях <<


2) Также немного отличаются тексты диалогов. Но насколько я могу судить, никаких принципиально важных различий тут нет.

3) В японской версии присутствует совершенно наркоманский режим под названием "Buyo Buyo Mode" - в этом режиме модельки всех персонажей постоянно дёргаются, вибрируют и меняют размеры. Данная фишка становится доступна, если игрок пройдёт сценарии за обеих героинь и получит самые лучшие концовки. Но в западной версии этот секретный режим убрали от греха подальше.

>> Видео из Buyo Buyo Mode <<


4) В английской версии разработчики поменяли местами функции кнопок "X" и "О".

5) Ну и о последнем различии вы уже хорошо знаете. В западных релизах у названия отрезали циферку "2" - так что игра была выпущена просто как "Clock Tower" (из-за этого началась путаница с нумерацией частей серии).








Новеллизация Clock Tower 2





В 1997-м году маньяк с гигантскими ножницами снова вернулся, чтобы растерзать всех на части. Но на этот раз не в видеоигре - а в книжке-новеллизации. Причём, книга получилась довольно необычная - в ней присутствуют элементы интерактивности. В некоторых моментах авторы предлагают читателю несколько вариантов действий - от выбранного нами варианта будет зависеть развитие истории и концовка (да-да, в книге несколько концовок!).

Ещё одна любопытная деталь заключается в том, что новеллизация не является 100% повторением сюжета игры. Тут добавлено много всяких интересностей: изменены сцены убийств (они стали ещё более жестокими и кровавыми), добавлены совершенно новые концовки, объяснены некоторые детали сюжета (которые остались без объяснения в игре), а также добавлена пара новых неожиданных сюжетных поворотов.

В общей сложности было выпущено две новеллизации - одна книжка рассказывает историю Хэлен, а вторая - историю Дженнифер. К сожалению, обе они выходили только в Японии, и только на японском языке. Но в 2014-м году фанаты полностью перевели историю Хэлен на английский язык!

>> Английская версия книги <<

Надеюсь, что книгу про Дженнифер тоже когда-нибудь переведут.







Clock Tower 2 Drama CD





Игра обрела такую популярность в Японии, что по её мотивам даже сделали целый аудиоспектакль. Изначально его транслировали по радио, а потом выпустили версию на CD-дисках.

Спектакль разделён на два самостоятельных сценария - история Дженнифер и история Хэлен. В обоих сценариях можно обнаружить много отклонений от сюжета игры: добавлены новые сцены, старые сцены значительно изменены, некоторые персонажи отсутствуют, а концовки в аудиодраме тоже сильно отличаются.

Ещё одно различие касается озвучки - здесь она выполнена намного более качественно и убедительно, чем в игре. Но теперь вся озвучка на чистом японском - и это конечно затруднит понимание сюжета для большинства людей. Впрочем, если вы играли в игру и более-менее знакомы с японским языком, то суть диалогов будет примерно понятна.

>> Послушать аудиодраму можно тут <<







Scissorman





Ну и напоследок хотелось бы немного поговорить о знаменитом маньяке с ножницами. В чём причины его популярности? Каковы истоки его образа? И какое влияние он оказал на видеоигровую культуру? Обо всём этом вы можете почитать вот тут:

>> Размышления о маньяке из Clock Tower <<

А в качестве бонуса я также расскажу о некоторых других видеоигровых монстрах и маньяках, которые близки по духу к Scissorman'у.








Другие статьи о Clock Tower:


>> Обзор Clock Tower 1 <<


>> Обзор Clock Tower Ghost Head <<


>> Обзор NightCry <<


>> Порты Clock Tower 1 для PS1, PC и WS <<


>> Американская версия CT Ghost Head <<


>> Undub-версия Clock Tower Ghost Head <<


>> Clock Tower и фильмы Дарио Ардженто <<


>> Параллели между Clock Tower Ghost Head и SH3 <<


>> NightCry и Clock Tower: отсылки и параллели <<










Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 24.08.2015

Обсуждение статьи








Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: