Forbidden SIREN

Clock Tower 2 (PS1) - обзор хоррор-игры




Название в Японии: Clock Tower 2
Название в США и Европе: Clock Tower
Дата релиза: 13 декабря 1996
Разработчик: Human Entertainment
Платформа: Sony Playstation

Вам когда-нибудь попадались СЛИШКОМ страшные игры? Настолько страшные, что их практически невозможно проходить ночью, в одиночестве? У меня был один такой случай. Дело было в начале 1999-го года - к тому времени мне уже довелось пройти около десятка различных хоррор-игр (Resident Evil 2, SplatterHouse 3, Parasite Eve, и т.п.), поэтому хотелось пощекотать себе нервы ещё чем-нибудь подобным. И вот однажды на местном рынке мне попался пиратский диск с игрой Clock Tower 2. Описание на задней стороне коробки было начертано на расово-верном немецком языке, поэтому из всего текста удалось понять там только одно слово - horror. "О, ужастик? Наверное, что-то типа Резидента? Отлично, сегодня ночью поиграю!" - и с этими радостными мыслями диск был куплен аж за целых 50 рублей. Но мне тогда было невдомёк, что помимо пресловутого полтинника за эту игру придётся заплатить ещё и миллионами убитых нервных клеток...



С приходом ночи состоялось моё первое знакомство с игрой, и вскоре стало ясно, что Clock Tower 2 - это совсем не "типа Резидента". Если в RE почти любого врага можно было легко пристрелить из пистолета - то в Clock Tower мы совершенно безоружны и должны прятаться от жуткого маньяка-убийцы. Полная беззащитность, реалистичный сеттинг, гнетущая тишина, зверские убийства, ощущение обречённости и неимоверно тяжёлая атмосфера - все эти элементы делали Clock Tower 2 настолько страшной игрой, что играть в неё было буквально невыносимо. Мне удалось выдержать лишь 20 минут пряток от маньяка - а потом пришлось выключить приставку. Эта игра была СЛИШКОМ страшной!

В следующие несколько ночей всё повторялось примерно по той же схеме - моей храбрости хватало только на 20-30 минут геймплея. А когда мне начали сниться кошмары про убийцу с огромными ножницами - стало окончательно ясно: эта игра мне не по зубам! По крайней мере в одиночку... Но что если позвать друзей и устроить сеансы группового прохождения? С друзьями играть не так страшно, а к тому же можно будет вместе обсуждать сюжет, переводить диалоги и придумывать решения головоломок. В итоге эта идея сработала - и нам удалось пройти игру до конца (причём, даже несколько раз).



Все эти воспоминания я сейчас описываю с одной целью - чтобы показать, насколько Clock Tower 2 был страшнее и атмосфернее всех предыдущих хоррор-игр. Даже для достаточно опытного любителя survival horror'ов эта игра была чересчур страшной. Конечно, сейчас она уже не так сильно пугает - но всё равно от некоторых сцен у меня до сих пор бегают мурашки по коже. А теперь просто представьте, какой ошеломляющий эффект Clock Tower 2 оказывал на неподготовленных людей в 1996-м году! Не удивлюсь, если им по сей день снятся ночные кошмары про маньяка с ножницами :) 

На этом завязываю с мемуарами и перехожу непосредственно к обзору игры.




Сюжет

События Clock Tower 2 происходят через год после кровавого инцидента в особняке Барроузов - безумный маньяк заманивал туда детей и разрезал их на куски огромными металлическими ножницами. Спастись от этой жуткой участи смогли только два человека - 14-летняя девочка по имени Дженнифер и маленький мальчик Эдвард. Но когда полиция прибыла на место происшествия, убийце уже удалось скрыться...

Что на самом деле произошло в особняке? Куда сбежал убийца? И что толкнуло его на столь зверские поступки? Исследовав место преступления, криминалисты не смогли найти однозначных ответов на эти вопросы. От выживших детей тоже не удалось получить внятных свидетельских показаний - испуганная Дженнифер лишь кричала о каких-то монстрах и демонах, а Эдвард вообще потерял память от пережитого ужаса.

Поэтому остаётся лишь один способ узнать все важные подробности - нужно попытаться выудить потерянные воспоминания из Эдварда и Дженнифер. Для этого их отправляют на сеансы гипноза к известному психологу Самуэлю Бартону. Но внезапно маньяк с гигантскими ножницами возвращается - и начинается новая серия жестоких убийств. Теперь нам вновь предстоит прятаться и убегать от смертоносного психопата.



В игре присутствует две главных героини на выбор - мы можем играть либо за Дженнифер, либо за Хэлен Максвелл (помощница Самуэля Бартона). У каждой героини - свой сценарий. Плюс к этому, в процессе игры нам также предстоит побывать в ролях ещё нескольких персонажей - полицейского инспектора Готтса, журналиста Нолана, и профессора Бартона. То есть мы имеем возможность увидеть события игры с позиции пятерых разных участников истории.

Несомненно, сюжет в Clock Tower 2 является одним из главных достоинств игры. История получилась серьёзной, продуманной и довольно-таки захватывающей (большая редкость для 1996-го года) - поэтому за развитием событий всегда интересно следить. Ну а любители поиска скрытых смыслов наверняка смогут найти некоторую пищу для размышлений. Игра затрагивает вопросы, связанные с тёмной стороной человеческой психики - причём, сценаристы зашли довольно далеко и даже затронули тему секса и педофилии (весьма рискованный ход - игру вполне могли запретить за такое).



Также стоит отметить, что подача сюжета в Clock Tower 2 существенно отличается от первой части.

1) В первой игре сюжет подавался очень обрывчато, через полунамёки и разрозненные кусочки информации. Можно было пройти игру несколько раз - и вообще ничего не понять. В CT2 повествование стало более внятным и последовательным.

2) Если раньше история напоминала страшную сказку или сюрреалистический сон, то теперь сюжет значительно ближе к реальности.

3) В CT1 многие элементы сценария были явно позаимствованы из фильмов Дарио Ардженто. Во второй части тоже чувствуется влияние итальянских киноужастиков, но открытых заимствований вы здесь не найдёте - поэтому сюжет получился более самодостаточным.

4) В Clock Tower 1 почти не было диалогов. Но теперь мы сможем вдоволь пообщаться с различными персонажами - это помогает лучше раскрыть образы и характеры участников истории. Кстати, мне очень понравилась подборка персонажей в CT2 - они достаточно правдоподобные и запоминающиеся.

5) В сюжете появились ярко выраженные детективные элементы. Впрочем, эффект детективной интриги сильно зависит от того, насколько хорошо вы знакомы с CT1. Если вы уже прошли первую часть - то с самого начала знаете личность убийцы. Но если в первую часть вы не играли - то сюжет Clock Tower 2 становится ещё интереснее (поэтому я рекомендую новичкам начинать знакомство с CT-серией именно со второй части).

Когда мы с друзьями проходили игру, мы постоянно обсуждали - кто же убийца? Строили разные теории, а также вместе размышляли над подсказками и уликами (в процессе игры можно заметить некоторые любопытные детали, косвенно указывающие на разгадку тайны). Было очень интересно :)



Ещё одним важным плюсом CT2 является обилие интерактивности. Наши действия и решения могут повлиять на 3 сюжетных фактора:

1) Разумеется, мы можем повлиять на концовку. В сценарии за каждую героиню предусмотрено по 5 различных вариантов финала. Причём, требования для получения концовок стали намного логичнее и понятнее, чем в первой части.

2) Некоторые персонажи могут погибнуть из-за нас, либо наоборот - мы можем их спасти. От этого будет зависеть количество выживших в финале.

3) Место действия и главный герой во второй главе меняются в зависимости от того, какие решения мы приняли ранее. В общей сложности возможно 3 разных вариации второй главы.

Все эти элементы повышают интерес к повторным прохождениям, а также позволяют почувствовать себя реальным участником истории (а не просто зрителем, от которого ничего не зависит). На мой взгляд, это очень важное достоинство игры.




Геймплей

Игровой процесс не претерпел принципиальных изменений со времён первой части. Как и раньше, геймплей выполнен в форме point&click-адвенчуры с видом от третьего лица. Блуждаем по локациям, осматриваем всё вокруг, ищем полезные предметы, решаем головоломки и периодически спасаемся от жуткого психопата. Но при этом разработчики заметно отшлифовали игровую формулу и внесли в неё несколько улучшений:

1) В CT1 за всю игру мы могли повстречать маньяка лишь 3 или 4 раза. Во второй части убийца будет преследовать нас гораздо чаще - поэтому система с прятками и убеганием здесь играет более важную роль.

2) В Clock Tower 1 все появления маньяка были строго заскриптованы - он появлялся только в определённых комнатах. Во второй части Scissorman может появляться случайным образом в любом месте. Например, мы тихо-мирно ходим по коридорам - и вдруг где-то поблизости начинает раздаваться звук щёлкающих ножниц! Значит маньяк находится рядом - и скоро доберётся до нас. Это маленькое нововведение помогает нагнетать атмосферу и держать игрока в напряжении. Через некоторое время начинаешь невольно останавливаться и вслушиваться в тишину - не слышны ли поблизости звуки ножниц?

3) В игре стало намного больше мест, где можно спрятаться от маньяка. Это даёт больше простора для фантазии. Но следует учитывать, что отнюдь не все укрытия являются 100% безопасными. В некоторых местах нас могут легко найти - и убить. А если мы будем использовать одно и то же укрытие несколько раз - то это многократно увеличивает шансы погибнуть. Кстати, маньяк тоже может прятаться и устраивать засады в самых неожиданных местах.



4) Разработчики убрали шкалу усталости - теперь при длительном беге героиня больше не устаёт. В принципе это правильное решение, поскольку в первой части необходимость периодически тратить по 2-3 минуты на отдых раздражала многих геймеров.

5) В процессе исследования окружающего мира мы можем обнаружить секретные подсказки ("hints"). В них содержатся полезные советы, касающиеся решения головоломок и получения определённых концовок. Эта идея помогает не "застрять" из-за какой-нибудь головоломки, а также мотивирует более внимательно осматривать все комнаты.

6) В игре стало ещё больше случайных сцен - теперь почти в каждой комнате предусмотрена какая-нибудь сценка-пугалка, которая может активизироваться рандомным образом. Например, вы можете пять раз осмотреть картинную галерею - и ничего не случится. А в шестой раз - прямо из картины выпрыгнет Человек-Ножницы и попытается убить вас! Поэтому игру очень интересно перепроходить заново - каждый раз встречается что-нибудь новое.

7) Ну и ещё одно небольшое улучшение - для управления теперь можно использовать не только джойстик, но и мышку (если она у вас есть, конечно же).

Как мы видим, Clock Tower 2 сохранил все положительные геймплейные элементы из первой части - но при этом игровой процесс теперь стал более удобным, а система с прятками проработана более тщательно. Всё это идёт на пользу игре, делая её ещё более увлекательной и атмосферной.




Визуальное и звуковое оформление

Clock Tower 2 стал одной из первых хоррор-игр с полностью трёхмерной графикой. Такой инновационный подход имеет свои плюсы и минусы:

Плюс заключается в том, что благодаря 3D-графике разработчики смогли использовать различные ракурсы камеры. Это создаёт эффект кинематографичности и вносит разнообразие в визуальный стиль. В некоторых сценах плавающая камера также помогает усилить атмосферу. Например, мне запомнилась сцена во втором эпизоде, когда наша героиня прячется за длинной тумбочкой - и камера начинает медленно приближаться к её лицу. При этом мы не видим, где в это время находится маньяк - и можем лишь гадать, заметил он нас или нет? Такие моменты получились особенно жуткими именно благодаря трёхмерной графике и грамотной работе с камерой.

Ну а минус состоит в том, что полигональная 3D-графика образца 1996-го года сейчас уже выглядит довольно устаревшей - она наверняка будет мозолить глаз юным геймерам, привыкшим к графону а-ля PlayStation 3 и Xbox 360. Однако лично у меня нет претензий к визуальному оформлению Clock Tower 2. Для 1996-го года всё было выполнено на высоком уровне - и даже сейчас персонажи и окружающий мир смотрятся вполне убедительно благодаря отличному дизайну.



Локации во второй части стали более разнообразными. Любители реалистичного сеттинга смогут поблуждать по офисному зданию, библиотеке и загородному особняку, а поклонники причудливых достопримечательностей получат возможность посетить старинный английский замок. Также стоит похвалить разработчиков за довольно тщательную проработку локаций - они выглядят правдоподобно и изобилуют "кликабельными" предметами. Причём, к каждому предмету главный герой обязательно даёт какой-нибудь любопытный комментарий - поэтому невольно возникает желание осмотреть абсолютно все объекты до единого.



Ещё одна важная деталь - в Clock Tower 2 наконец-то появилась озвучка. Правда, выполнена она на четвёрочку с минусом - большинство сцен озвучено неплохо, но порой чувствуется явная халтура (особенно в диалогах с участием Харриса). В целом для 1996-го года уровень вполне приемлемый. Также нужно отметить, что во всей игре озвучено только около 10-15% диалогов - поэтому озвучка не успевает надоесть.

Что касается музыки, в игре присутствует около 10 музыкальных треков - они довольно простенькие, но эффектные. Титульная мелодия получилась таинственной и запоминающейся, музыка погони - причудливой и параноидальной, в квартире Дженнифер звучит весьма милая и сентиментальная музыкальная шкатулка, а в сценах с обнаружением изуродованных трупов - слышится очень жуткий эмбиент, от которого реально мурашки бегут по коже.

Но самым главным музыкальным треком в игре является тишина. На протяжении 80% игрового времени нашу героиню сопровождает лишь зловещее безмолвие и звуки её собственных шагов. Это позволяет создать очень необычную, но в то же время чрезвычайно тяжёлую атмосферу безысходности, благодаря которой Clock Tower 2 завоевал сердца многих геймеров по всему миру.




TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:





Итог:
Clock Tower 2 - это один из редких случаев, когда сиквелу удаётся действительно превзойти оригинал. Игра стала ещё более интересной, более разнообразной, более продуманной, и намного более жуткой - поэтому она заслуженно считается культовой классикой. Если вы до сих пор не играли в Clock Tower 2 - то много потеряли. Это маленький шедевр, в который просто обязан сыграть каждый настоящий поклонник хоррор-жанра.





Полезные ссылки:
>>Видео из игры<<
>>Прохождение<<
>>Скачать музыку из Clock Tower 2<<
>>Мой старый обзор CT2, написанный в 2006-м году<<
>>Clock Tower: Ghost Head - следующая часть серии<<
>>Night Cry - идейный наследник Clock Tower'а<<








Различия между японской и английской версией



1) Самое любопытное различие заключается в озвучке. Дело в том, что в японской версии изначально вся озвучка была на английском языке - но в западном релизе игру зачем-то решили полностью переозвучить заново. Таким образом получилось два разных варианта англоязычного дубляжа. И вот тут назревает вопрос - какой из двух вариантов лучше? Мне лично больше нравится озвучка в западной версии. Хотя есть отдельные сцены, которые лучше озвучены в первоначальном японском релизе.

>>Сравнение озвучки в разных версиях<<

2) Также немного отличаются тексты диалогов. Но насколько я могу судить, никаких принципиально важных различий тут нет.

3) В японской версии присутствует совершенно наркоманский режим под названием "Buyo Buyo Mode" - в этом режиме модельки всех персонажей постоянно дёргаются, вибрируют и меняют размеры. Данная фишка становится доступна, если игрок пройдёт сценарии за обеих героинь и получит самые лучшие концовки. Но в западной версии этот секретный режим убрали от греха подальше.

>>Видео из Buyo Buyo Mode<<

4) В английской версии разработчики поменяли местами функции кнопок "X" и "О".

5) Ну и о последнем различии вы уже хорошо знаете. В западных релизах у названия отрезали циферку "2" - так что игра была выпущена просто как "Clock Tower" (из-за этого началась путаница с нумерацией частей серии).






Новеллизация Clock Tower 2



В 1997-м году маньяк с гигантскими ножницами снова вернулся, чтобы растерзать всех на части. Но на этот раз не в видеоигре - а в книжке-новеллизации. Причём, книга получилась довольно необычная - в ней присутствуют элементы интерактивности. В некоторых моментах авторы предлагают читателю несколько вариантов действий - от выбранного нами варианта будет зависеть развитие истории и концовка (да-да, в книге несколько концовок!).

Ещё одна любопытная деталь заключается в том, что новеллизация не является 100% повторением сюжета игры. Тут добавлено много всяких интересностей: изменены сцены убийств (они стали ещё более жестокими и кровавыми), добавлены совершенно новые концовки, объяснены некоторые детали сюжета (которые остались без объяснения в игре), а также добавлена пара новых неожиданных сюжетных поворотов.

В общей сложности было выпущено две новеллизации - одна книжка рассказывает историю Хэлен, а вторая - историю Дженнифер. К сожалению, обе они выходили только в Японии, и только на японском языке. Но в 2014-м году фанаты полностью перевели историю Хэлен на английский язык!

>>Английская версия книги<<

Надеюсь, что книгу про Дженнифер тоже когда-нибудь переведут.





Clock Tower 2 Drama CD



Игра обрела такую популярность в Японии, что по её мотивам даже сделали целый аудиоспектакль. Изначально его транслировали по радио, а потом выпустили версию на CD-дисках.

Спектакль разделён на два самостоятельных сценария - история Дженнифер и история Хэлен. В обоих сценариях можно обнаружить много отклонений от сюжета игры: добавлены новые сцены, старые сцены значительно изменены, некоторые персонажи отсутствуют, а концовки в аудиодраме тоже сильно отличаются.

Ещё одно различие касается озвучки - здесь она выполнена намного более качественно и убедительно, чем в игре. Но теперь вся озвучка на чистом японском - и это конечно затруднит понимание сюжета для большинства людей. Впрочем, если вы играли в игру и более-менее знакомы с японским языком, то суть диалогов будет примерно понятна.

>>Послушать аудиодраму можно тут<<






Scissorman



Ну и напоследок хотелось бы немного поговорить о знаменитом маньяке с ножницами. В чём причины его популярности? Каковы истоки его образа? И какое влияние он оказал на видеоигровую культуру? Обо всём этом вы можете почитать вот тут:

>>Размышления о людях и ножницах<<

А в качестве бонуса, я также расскажу о некоторых монстрах и маньяках из других игр, которые близки по духу к Scissorman'у.







Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 24.08.2015