Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Parasite EVE (1998) - Обзор Хоррор-игры для Sony PS1



parasite eve ps1 playstation squaresoft 1998 game horror игра хоррор пс1 обзор review пк pc


Дата релиза в Японии: 29 марта 1998
Дата релиза в США: 9 сентября 1998
Разработчик: SquareSoft
Платформа: Sony PlayStation 1



Моё первое знакомство с Parasite Eve произошло в сентябре 1998. Тогда на день рождения мне подарили Sony PlayStation с пачкой дисков - и среди них случайно затесалась японская версия "Евы". Игра меня так впечатлила, что она была пройдена прямо на японском - и даже тонны иероглифов не смогли меня остановить. А спустя несколько месяцев мне удалось отыскать на рынке английскую версию - и перепройти игру заново на более понятном языке, чтобы лучше понять сценарий и найти ответы на все вопросы.

И вот с тех пор прошло много времени - и скоро Parasite Eve будет отмечать аж целое 25-летие с момента релиза. По такому случаю мне захотелось вернуться к одной из своих любимых хоррор-игр и написать про неё статью.

Казалось бы, что нового можно сказать о культовой видеоигре 25-летней давности, по которой уже написано 100500 разных обзоров? Но я думаю, что из этой статьи вы узнаете много всего интересного, о чём раньше никогда не слышали. А вдобавок это будет редкая возможность почитать об игре от человека, который познакомился с Parasite Eve сразу во времена изначального релиза.







Разработка и истоки игры


Работа над проектом началась в 1996-м году. Очевидно, что на решение о разработке сильно повлиял неожиданный успех Resident Evil. И компания SquareSoft хотела сделать своеобразный "ответ Резиденту". Причём, для Square это был первый опыт по созданию хоррор-игры - раньше компания никогда не выпускала ужасники, а специализировалась в основном на фэнтезийных JRPG.

В те времена в Японии также была очень популярна книга "Паразит Ева" от писателя Hideaki Sena. В 96-м году она выиграла конкурс "Japan Horror Novel Award" и продавалась большими тиражами. Книга понравилась продюсеру игры Хиронобу Сакагучи - поэтому он решил отчасти базировать свой игровой проект на сюжете "Паразита Евы".

А ещё в книге присутствовала весьма уникальная концепция биологического хоррора с митохондриями, которая хорошо подходила для "альтернативного Резидента". Благодаря этой задумке разработчики могли вводить в игру всевозможных монстров и мутантов - но при этом не копировать идею с вирусами из RE.






Довольно любопытно, что на Parasite Eve оказали влияние некоторые ранние задумки, которые изначально предназначались для Final Fantasy 7. Например, поначалу создатели FF7 хотели, чтобы события происходили в современном Нью-Йорке. Но в итоге в FF7 сеттинг поменяли на вымышленный город Мидгар. А вот в Parasite Eve как раз была реализована идея с Нью-Йоркским сеттингом.

Ещё на игру появлияло культовое аниме "Neon Genesis Evangelion", которое тогда пользовалось бешеной популярностью в Японии. Внимательные игроки наверняка заметят в Parasite Eve некоторые сцены, которые воспроизводят стиль и сюжет Евангелиона.







Создатели Parasite Eve


Давайте вкратце познакомимся с основными разработчиками игры. Это поможет понять, почему Parasite Eve получился таким необычным проектом среди хорроров.


1) Продюсером игры был Hironobu Sakaguchi - отец и главный идеолог серии "Final Fantasy". Он придумывал общую концепцию Parasite Eve, поэтому в "Еве" присутствуют сильные элементы RPG и ощущается некоторый вайб FF7. Также Сакагучи настоял, чтобы сеттингом для игры был выбран именно Нью-Йорк. Кстати, главная героиня названа в честь его дочери Айи.


2) Директором и сценаристом стал Takashi Tokita, ранее работавший над ролевыми играми "Chrono Trigger" и "Live a Live". В обеих этих играх присутствовали довольно мрачные элементы. Например, футуристический эпизод в Хроно Триггере был весьма атмосферным и депрессивным. А в "Live a Live" есть эпизод "Mechanical Heart", который был выполнен в жанре научно-фантастического хоррора. По всей видимости, Токиту выбрали на роль директора Parasite Eve по той причине, что у него уже имелся опыт работы в мрачно-жутковатой стилистике.

Ещё одна важная деталь заключается в том, что Такаши Токита в юности увлекался театром и мечтал стать актёром. В Parasite Eve мы видим отражение этих личных увлечений. Вот почему тут присутствует ярко выраженная тема театра и оперы, а главная злодейка - актриса. Кстати, потом в середине 2000-х годов Такаши Токита смог реализовать свою театральную мечту - он написал сценарии для нескольких пьес и даже выступал в качестве актёра. И на почве интереса к театру познакомился со своей женой, которая тоже была актрисой.   

Стоит отметить, что Такаши Токита почти не участвовал в создании "Parasite Eve 2" и "3rd Birthday". Но зато он потом работал над другими хоррорами - Nanashi no Game и Ikenie no Yoru.






3) Дизайнером всех основных персонажей был Tetsuya Nomura, раньше работавший над героями Final Fantasy 7. Поэтому можно заметить определённую похожесть между некоторыми персонажами FF7 и PE. Например, прообразом полицейского по имени Дэниэл скорее всего был Барретт из FF7 (Номура даже сам упоминал в интервью, что они очень похожи). Помимо обычных дизайнов, Номура также рисовал все "альтернативные" формы Евы. А ещё он принимал некоторое участие в работе над сценарием - и давал всякие советы Такаши Токите по сюжету. Через несколько лет Тецуя Номура стал директором игры "Kingdom Hearts".


4) Саундтрек писала Yoko Shimomura. До этого она работала вместе с Токитой над игрой "Live a Live". А потом вместе с Номурой участвовала в создании "Kingdom Hearts".


5) Parasite Eve обычно считается "чисто японской" игрой, но на самом деле это не так. Дело в том, что примерно половину графики для игры создавали американцы. SquareSoft наняли несколько десятков западных специалистов в области CG-графики, чтобы они делали видеоролики, рисовали бэкграунды, и создавали локации. Поэтому образ Нью-Йорка в игре получился вполне аутентичным - ведь над бэкграундами работали люди, которые жили в США и видели Нью-Йорк своими глазами.

Кстати, большая часть американской команды Parasite Eve потом участвовала в создании хоррор-игры "Evil Dead: Hail to the King".







Сюжет


События игры разворачиваются в канун Рождества 1997-го года.

В этот праздничный день молодая сотрудница полиции по имени Aya Brea отправляется смотреть оперу в знаменитом концертном зале Карнеги Холл. Но прямо посреди выступления происходит какая-то кошмарная жесть. Одна из актрис вдруг начинает вести себя очень странно - и люди в зале внезапно самовоспламеняются один за другим, превращаясь в обгоревшие куски мяса.

Рискуя жизнью, Айя выбегает на сцену и начинает преследовать таинственную актрису, которая пытается скрыться в подвале здания. Но спустившись в подвал мы с удивлением обнаруживаем, что там обитают кровожадные монстры. А вдобавок актриса прямо на наших глазах превращается в гротескное чудовище - "Еву".

С этого начинается эпическая 6-дневная история, которая определит судьбу всего человечества.







Достоинства сценария


Сюжет - это один из главных козырей Parasite Eve. В 1998-м году игра стала для меня настоящим открытием: "Вау, оказывается в видеоиграх бывают ВОТ ТАКИЕ сценарии!?". И это была первая игра, научившая меня любить сюжетно-ориентированные хорроры.


Давайте разберёмся, что же хорошего и интересного есть в сюжете:


1) Parasite Eve даёт нам возможность стать участниками большого приключения, которое запоминается на всю жизнь. Тут много событий, много персонажей, много локаций - и это всё даёт эффект масштабности. После финальных титров оглядываешься назад и думаешь: "Ух, сколько мы всего прошли вместе с Айечкой!".


2) В сценарии много неожиданных поворотов и сложно предсказать, что случится дальше. Поэтому за развитием событий всегда интересно следить.


3) Уникальная концепция с митохондриями. Такое вы не встретите больше ни в одной хоррор-игре.


4) Научно-философский уклон. Тут много биологического инфодампинга, а также размышлений об эволюции и о месте человечества в этом мире. Представляете, как было круто в 1998-м году вдруг получить вот такую игру?


5) Разработчикам удаётся гармонично сочетать стилистику артхаусного хоррора и голливудского боевика. По-моему, это очень редкий случай среди видеоигр. Например, когда в Резидентах Capcom пытался смешивать хоррор и голливудщину - там обычно это выглядело весьма кринжево. Но авторы Parasite Eve каким-то чудом смогли подружить эти две взаимоисключающие стилистики.





6) Образ Евы в игре очень впечатляющий. По сей день она остаётся одной из самых харизматичных и запоминающихся злодеек среди хоррор-игр.


7) Главная героиня тоже получилась довольно необычной - наша Айечка сильно отличается от привычного для хорроров образа "беззащитной няши". Ну и вообще подборка персонажей в игре хорошая.


8) Оригинальный сеттинг современного Нью-Йорка.


9) Сценарист интересно использует театральную и оперную тему в истории.


10) Отдельный приз разработчики получают за абсолютно безумное использование "рождественских" мотивов в сюжете. Об этом уже подробно рассказывалось в статье о "самых новогодних хоррор-играх".


11) А ещё в игре есть любопытная задумка с дополнительным сюжетным поворотом, который открывается только на втором прохождении (в "Истинной Концовке").





Недостатки сценария


Сценарий в Parasite Eve весьма крутой, но всё же не обошлось без некоторых косяков:



1) Игра стилистически слишком отличается от книжки-первоисточника. Вот представьте, что завтра по визуальной новелле "Saya no Uta" выпустят сиквел - и там главный герой будет бегать по Нью-Йорку, сражаясь с мутантами. Представили? Наверное как-то так видеоигровая версия Parasite Eve воспринималась для японских фанатов книги. При этом автор книги (Хидеаки Сэна) не принимал никакого участия в работе над игрой.


2) В сюжете можно обнаружить некоторые ляпы, вытекающие из игровых условностей. Вот например, откуда в первой сцене у Айи оказалась полицейская дубинка и пистолет? Она их в трусах под платьем прятала? И как её вообще пустили в Карнеги Холл с пистолетом? В 1998-м году никто не обращал внимания на такие вещи, но сейчас это может выглядеть странно.


3) А ещё Айечка иногда ведёт себя уж слишком отважно. Я понимаю, что разработчики хотели сделать смелую и волевую героиню - но порой они перегибают палку, и терминаторское поведение нашей протагонистки начинает вызывать недоумение. Зато в этом смысле Айя остаётся весьма необычной героиней для хоррор-жанра.






Геймплей


По геймплею Parasite Eve является одной из лучших хоррор-игр на PS1. Тут интересная боевая система, крутые босс-файты, хорошо реализовано исследование локаций, и вдобавок игра обладает изрядной долей оригинальности.


Давайте разберём всё по порядку:


1) В игре очень уникальная боевая механика, представляющая собой смесь Survival Horror'а и JRPG. Такой боёвки вы не найдёте больше нигде среди хорроров. Всегда приятно видеть игру, которая пытается сделать что-то новое - а не просто копировать старое.


2) Боевая система получилась увлекательнее и разнообразнее, чем в условных Резидентах и Сайлентах. Тут не работает привычная схема "я просто буду стоять на месте и расстреливать монстров издалека". В Parasite Eve бои гораздо динамичнее - здесь приходится постоянно двигаться и уворачиваться.





3) Вдобавок боёвка стала глубже за счёт добавления всяких RPG-шных фишек. У монстров есть разные слабости, у оружия есть разные атрибуты атаки, есть всякие негативные и позитивные статусные эффекты (замедление\ускорение, конфуз, яд), и есть даже магия. Всё это позволяет в бою проявлять креативность и подбирать разную тактику с разными врагами.


4) А ещё в Parasite Eve довольно обширный бестиарий. В процессе прохождения можно встретить более 20 типов обычных врагов и более десятка боссов. Не каждая хоррор-игра может похвастаться таким количеством нежити.


5) Босс-файты получились крутыми и драйвовыми. По-моему, в Parasite Eve одни из самых интересных боссов среди хорроров. Почувствуйте разницу с Резидентом, где большинство босс-файтов обычно сводилось к чему-то в духе "достаём самое мощное оружие и стреляем 5-10 раз, стоя на месте".





6) Также в игре присутствует интересная система кастомизации оружия и бронежилетов (кстати, Капкомовцы потом пытались скопировать эту систему в Resident Evil Revelations).


7) Исследование окружающего мира тоже неплохо реализовано. Мы можем свободно исследовать локации, при этом нас никто не водит за ручку. Карты хорошо продуманы. И на каждой локации есть всякие хитро спрятанные секреты и тайные комнаты, в которых можно найти новое оружие и прочие полезные штуки.


8) Много разнообразных локаций. В игре можно посетить более десятка достопримечательностей Нью-Йорка. Это была очень важная фишка Parasite Eve - потому что в более ранних хоррор-играх обычно всё ограничивалось лишь одной-единственной локацией.





Теперь немного о недочётах геймплея:


1) Героиня слишком редко даёт комментарии к предметам интерьера. Исследование локаций могло бы получиться интереснее, если бы Айя была более разговорчива и давала бы нам больше всяких текстовых комментов. Но наша Айечка какая-то слишком молчаливая и зачастую не хочет комментировать даже лежащие на полу человеческие трупы. В общем, здесь та же проблема, что в Alone in the Dark 1 и Countdown Vampires.


2) Ещё геймплей можно покритиковать за систему Random Encounter'ов. Подобно Final Fantasy, игра случайным образом кидает на нас врагов во время исследования локаций. Это нельзя назвать серьёзным недочётом, но порой такие случайные появления монстров начинают раздражать. Вместо назойливых "случайных боёв" разработчикам было бы лучше использовать более реалистичную систему, как в Linda Cube или Chrono Cross (ну, кто играл - тот поймёт).


3) Ближе к концу игры можно открыть магический скилл под названием "Liberate" - но он настолько мощный, что изрядно ломает игровой баланс и делает финальных боссов слишком лёгкими. Поэтому я рекомендую вам при прохождении вообще не пользоваться этим читерным скиллом.


4) В самом конце игры есть сцена, где надо убегать от неубиваемого монстра, который может убить нас одним прикосновением. Многие геймеры жалуются, что этот момент слишком сложный и нечестный. И тут я соглашусь - финальная сцена с убегушками реально напоминает какое-то садистское издевательство над игроками. Но зато она получилась довольно-таки жуткой.






Атмосфера


Parasite Eve считается классикой хоррор-жанра, но на самом деле её нельзя назвать страшной игрой. Даже в 1998-м году она меня не особо пугала. Вот например Silent Hill 1 и Clock Tower 2 были реально очень страшными, а Parasite Eve был скорее из разряда "мрачно-жутковатых" игр.

Практика показывает, что "увлекательная боёвка" и "страшность" - это диаметрально противоположные вещи. И вместе они в играх обычно не уживаются. Вдобавок RPG-шные элементы тоже снижают уровень страшности. Через пару часов геймплея враги уже начинают восприниматься не как источник опасности, а как источник experience-пойнтов для прокачки.

Так что не стоит ожидать от игры высокого градуса ужаса. Реально напугать тут может пожалуй только финальная сценка с убеганием от неубиваемого монстра.

Но при этом Parasite Eve - по-своему очень атмосферная игра. Тут есть какая-то необычная мрачная атмосфера, которую сложно описать словами. Вот например на втором эпизоде игры мы блуждаем в одиночестве по ночному зимнему парку, на снегу лежат обгоревшие трупы людей и периодически нам встречаются монстры. Сами эти монстры вас навряд ли напугают - но при этом есть общее ощущение жутковатости.







Графика, Дизайн и Эротизм


Parasite Eve был одной из самых красивых хоррор-игр своего времени. Все визуальные элементы тут выполнены на очень высоком уровне:


1) Каждый бэкграунд в игре - это маленькое произведение искусства. Они нарисованы очень стильно и эстетично. И хорошо передают атмосферу игры. А кинематографические ракурсы камеры под различными углами вносят разнообразие в визуальный стиль.


2) Эпические CG-ролики. На момент релиза в Parasite Eve были пожалуй самые крутые заставки среди всех хорроров. В 1998-м году это вызывало настоящий восторг и офигевание. И даже сейчас многие сцены всё ещё способны впечатлить (например, легендарная сцена с мутирующей крысой).


3) Классные дизайны монстров и боссов. В игре множество разных существ - и все они по-своему интересны. А мутировавшая Ева в красном платье с огромными руками стала одним из самых ярких и запоминающийся образов среди всех видеоигр 32-битной эпохи.





4) Ещё одна уникальная фишка игры - это использование элементов мрачной, гротескной эротики. В некоторых сценах мы видим полностью обнажённую Еву, которая выглядит одновременно жутковато и сексуально. В 1998-м году это производило сильное впечатление. Parasite Eve тогда стал первой хоррор-игрой, где можно было встретить такие откровенные элементы трёхмерной эротики. Потом эта идея с эротизмом монстров начала появляться и в других хоррорах - например, в Silent Hill.


5) Также разработчиков стоит похвалить за интересные и оригинальные локации. Например, "оперный театр", "зимний парк" или "палеонтологический музей" даже сейчас остаются довольно-таки необычными локациями для хорроров. Редко где можно такое встретить.






Музыка и Звук


Ещё одним достоинством игры является яркий и запоминающийся саундтрек. В игре можно услышать более 40 разнообразных композиций - причём, они все реально крутые. Тут есть и мрачный хоррорный эмбиэнт, и грустные мелодии на пианино, и бодрая драйвовая электроника для экшен-сцен. А треки для босс-файтов - это вообще шедевры.

Также в саундтреке интересно используется необычная фишка с синтезированным оперным вокалом. Эта идея отлично подчёркивает "театрально-оперную" тематику Parasite Eve, и вдобавок делает игру ещё более уникальной.

Довольно любопытно, что изначально SquareSoft пригласили настоящую оперную певицу для исполнения вокала. И даже было записано два трека с её участием - "Se Il Mio Amore Sta Vincino" и "Influence of Deep". К сожалению, в итоге их почему-то не использовали в игре (и поменяли на версии с синтезированным вокалом). Но "живые" варианты треков всё же сохранились - вы можете услышать их на CD-дисках "Parasite Eve Original Soundtrack".

А ещё в игре есть довольно экзотическая песня "Somnia Memorias" на испанском языке, которая звучит на финальных титрах. Стоит отметить, что Parasite Eve стал одной из первых хоррор-игр, где можно было услышать реальную песню (в те времена это было редкостью). А чуть позже очень похожую идею с "необычной испанской песней" для финальных титров использовали разработчики Silent Hill 1.






Иногда Parasite Eve критикуют за отсутствие озвучки, поскольку все диалоги в игре выполнены лишь в виде текста. Но меня лично эта деталь никогда не напрягала. Я даже считаю мудрым решением, что разработчики решили ограничиться текстовым форматом.

Дело в том, что если бы в игру добавили озвучку - то её пришлось бы делать на английском языке, ведь все события Parasite Eve происходят в США. Но на практике мы видим, что в 90-х годах англоязычная озвучка в играх обычно была довольно кринжевая (исключения можно сосчитать по пальцам). И если бы разрабы "ради галочки" добавили озвучку посредственного качества - то она бы лишь подрывала впечатления от игры.

А так все сцены смотрятся вполне органично даже в "безголосом" виде. И по-моему отсутствие озвучки даже придаёт игре некоторую дополнительную артхаусность.







Реиграбельность и Концовки


Parasite Eve может похвастаться очень большой продолжительностью по меркам хорроров. Первое прохождение занимает порядка 12 - 18 часов.

Игра довольно линейная - тут нет сюжетных развилок или "моральных выборов". Но её интересно перепроходить заново благодаря большому количеству всяких маленьких секретов. Вы можете пройти Parasite Eve несколько раз - и каждый раз наверняка будете находить в локациях хитро запрятанные тайники с оружием и бронежилетами, которые раньше не видели.

Плюс в игре есть ещё секретная "Истинная Концовка", которую можно открыть на втором прохождении. Чтобы увидеть её - необходимо пройти дополнительный сайд-квест в гигантском небоскрёбе Chrysler Builduing, состоящем из 77 этажей-лабиринтов. Этот сайд-квест занимает ещё около 10 - 15 часов. Так что если вы хотите пройти игру полностью на 100% - на это уйдёт от 30 до 40 часов.

"Истинная Концовка" довольно интересная и раскрывает новые подробности сюжета. Вы не сможете понять сценарий Parasite Eve полностью, пока не увидите её. Правда, немного расстраивает, что выполнена она уж очень бюджетно - и сводится лишь к паре минималистичных текстовых диалогов. Учитывая, что для получения этой концовки надо много часов возиться с 77-этажным супер-данженом - то в качестве награды хотелось бы чего-то большего.







Плюсы и Минусы игры


Основные достоинства и недостатки Parasite Eve



Плюсы:

+ Отличный сценарий.
+ Уникальная задумка с митохондриями.
+ Хорошая подборка персонажей.
+ Очень харизматичная и запоминающаяся злодейка.
+ Симбиоз зубодробительного боевика и интеллектуального артхауса.
+ Увлекательный геймплей.
+ Крутые босс-файты.
+ Много необычных локаций.
+ Оригинальный Нью-Йоркский сеттинг.
+ Шикарная режиссура CG-роликов.
+ Жутковатые дизайны монстров.
+ Красивые бэкграунды.
+ Прекрасный саундтрек.
+ Мрачная атмосфера.
+ Большая продолжительность (12 - 18 часов).
+ Есть мотивация для повторных прохождений.





Минусы:

- Почти нет комментариев к предметам интерьера.
- Издевательская сцена с убеганием от монстра.
- "Истинная концовка" получилась очень бюджетной.
- Игра стилистически слишком расходится с книгой.









Итог:


Parasite Eve - это увлекательное и жутковатое приключение, интересным образом соединяющее в себе традиции Survival Horror'а и JRPG. Игра была очень необычной и инновационной для 1998-го года. И даже сейчас она всё ещё остаётся довольно-таки уникальным явлением среди хорроров. За 25 лет никому больше не удалось создать такой ужасник, который смог бы повторить концепцию Parasite Eve. Геймплей, сценарий, персонажи, дизайн, музыка - в каждом аспекте игры есть свои уникальные фишки, которые вы навряд ли встретите где-то ещё. Причём всё выполнено реально качественно и на высоком уровне. Благодаря этому Parasite Eve до сих пор сохраняет популярность и считается одной из самых культовых игр на PlayStation 1.









Видео из игры









Parasite Eve: Special CD-Rom




Помимо самой игры, также существует редкий диск "Parasite Eve: Special CD-Rom". В ролике вы сможете увидеть содержимое этого диска: большой CG-трейлер, а также совместное интервью с участием Hironobu Sakaguchi (продюсер игры) и Hideaki Sena (автор книги).







Различия между Японской и Английской версией


parasite eve ps1 horror game japanese english version difference пс1 игра хоррор отличия


Об этом мало кто знает, но на самом деле между японской и английской версией Parasite Eve существует ряд интересных отличий. Все эти различия в разберу в дополнительной статье. А также расскажу о том, как переводчики переврали некоторые детали сценария.


>> Разбор отличий между версиями <<







Книга Parasite Eve


parasite eve book hideaki sena книга паразит ева хидеаки сена хидэаки сэна ps1 game


Сценарий игры базируется на одноимённой книге. Стилистически они сильно различаются, но книга очень важна для понимания сюжета игры - поскольку она выполняет роль приквела и рассказывает о появлении первой "Евы".

Некоторые детали сюжета в игре очень сложно (или вообще невозможно) понять, если вы не читали книжку. Поэтому я рекомендую всем фанатам игровой версии Parasite Eve ознакомиться с первоисточником, чтобы лучше понять историю.



Подробнее о книге можно почитать здесь:


>> Обзор книги Parasite Eve <<



Существует ещё фильм по мотивам книжки. Но в киноадаптации изменён сценарий - и вырезаны многие сцены, которые были важны для понимания сюжета игры. Так что лучше читать именно книгу.








Другие интересные материалы

о хоррор-играх на нашем сайте


>> Обзоры хорроров <<


>> Самые странные ужасники <<


>> Статьи и гайды о Silent Hill <<


>> Музей хоррор-игр <<


>> История японских хорроров <<



Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал










Автор статьи: SilentPyramid

Дата публикации: 11.03.2023







Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: