В 1996-м году весь мир узнал о японских хоррор-играх благодаря успеху Resident Evil. Тем не менее, Резидент был отнюдь не первым представителем данного жанра. Задолго до него были Clock Tower, D no Shokutaku, Doctor Hauzer и Sweet Home. А до этих игр были SplatterHouse, Laplace no Ma, War of the Dead и Dr. Chaos.
Что же было еще раньше? Откуда берут своё начало японские виртуальные ужастики? Кому из разработчиков первому пришло в голову использовать хоррорную стилистику, концепцию беззащитности и мрачную атмосферу?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте углубимся на 30 лет в прошлое и взглянем на самые ранние прообразы хоррор-игр из "страны восходящего солнца".
Heiankyo Alien
(平安京エイリアン)
(平安京エイリアン)
Год: 1979
Изначальная платформа: NEC PC-8001
Порты: Arcade (1980), GameBoy (1990), SNES (1995)
Разработчик: Theoretical Science Group
Изначальная платформа: NEC PC-8001
Порты: Arcade (1980), GameBoy (1990), SNES (1995)
Разработчик: Theoretical Science Group
События игры переносят нас на 1000 лет в прошлое, в эпоху Хэйан. В один прекрасный день на столицу Японии - город Киото - напали инопланетные монстры (на ранних артах они изображены в виде гигантских рептилий, на более поздних - в виде гротескных комков плоти с четырьмя лапками). Теперь мы, в обличии простого японского самурая, должны попытаться отразить атаку существ.
В Heiankyo Alien отсутствует концовка - точнее, единственной возможной концовкой является смерть главного героя. Поток чудищ бесконечен, и наш самурай с самого начала обречён на неминуемую гибель в неравной схватке. Поэтому наша основная задача - попытаться продержаться в живых как можно дольше, и унести как можно больше монстров с собой на тот свет (и набрать рекордное количество очков).
Сам по себе наш протагонист беззащитен, а его самурайский меч абсолютно бесполезен против монстров. Если нас настигнут - то мгновенно откусят голову. Поэтому вступать в открытый бой нельзя. Нашим основным оружием должна стать хитрость - для победы над монстром необходимо сначала выкопать яму-ловушку. Как только монстр упадет в неё - его можно будет закопать заживо. Таким образом, на протяжении игры нам придётся бегать от чудищ по лабиринту, заманивая наших преследователей в ямы-ловушки.
Важную роль тут играет скорость и тактическое мышление: правильно расставленные ловушки помогут победить врагов, и наоборот - при необдуманных действиях мы рискуем загнать себя в тупик. Время работает против нас: если мы не успеем пройти этап за отведённое время (на каждый уровень даётся примерно 3 минуты), то монстры станут намного быстрее и опаснее - и тогда их уже будет практически невозможно победить. Жесткое временное ограничение, беззащитность главного героя, присутствие монстров-преследователей, убивающих нас одним ударом, - всё это делает игровой процесс довольно напряженным, постоянно создавая панические ситуации в стиле "аааа! меня сейчас догонят!". Безусловно, на момент своего релиза Heiankyo Alien был самой страшной игрой в Японии.
Изначальная версия для персональных компьютеров была разработана в 1979-м году выходцами из Токийского Университета. А в январе 1980-го года увидела свет версия для аркадных автоматов, снискавшая большой успех среди посетителей игровых залов. Залог успеха крылся в том, что игра обладала оригинальным геймплеем, вызывала яркие эмоции и давала игрокам простор для воображения - геймеры придумывали разные стратегии выживания и обменивались с друзьями советами, в каких местах лабиринта лучше выкапывать ямы-ловушки.
Стоит также отметить, что Heiankyo Alien оказал важное влияние на развитие японской игровой индустрии: он привлёк десятки тысяч людей в залы игровых автоматов и стал примером для подражания для более поздних игр (Pac-Man, BomberMan, Lode Runner, Space Panic и другие культовые видеоигры позаимствовали многое из HA). Помимо этого, Heiankyo Alien стал первой японской игрой, соединившей в себе концепцию убегания от монстров, идею выживания, элементы хоррор-стилистики и напряженную атмосферу - поэтому его можно назвать самым ранним прообразом японских хоррор-игр.
>>геймплейное видео<<
Dracula Hunter
(ドラキュラハンター)
(ドラキュラハンター)
Год: 1980
Платформа: Arcade
Разработчик: Teknon Kogyo
Платформа: Arcade
Разработчик: Teknon Kogyo
В Dracula Hunter мы играем роль священника, пытающегося остановить нашествие вампиров. Используя в качестве оружия лишь крест, мы должны уничтожить вампирские замки и всех их обитателей.
Игровой процесс выполнен в форме экшна с видом сверху. В верхней части экрана расположен замок, из которого вылезают наши враги - красные вампиры и синие летучие мыши (на одном экране может одновременно находиться более 20 монстров!). Вампиров и летучих мышей можно убить, бросив в них крест. Довольно любопытно, что в игре крест движется по траектории бумеранга - сначала он летит во врага, а потом возвращается обратно к нашему священнику (похожая идея с крестами-бумерангами позже будет использована в Castlevania).
Способ 1: Убить всех вампиров.
Способ 2: Уничтожить замок. Когда из замка вылетает летучая мышь - его ворота на секунду открываются. И если в этот момент мы кинем крест прямо в открытые ворота - то замок разрушится, и все вампиры мгновенно погибнут. Этот способ более рискованный, но он позволяет быстрее пройти уровень.
Помимо священника и вампиров, в игре также присутствуют нейтральные NPC-персонажи - синие и зелёные человечки, олицетворяющие обычных жителей. Если вампир нападёт на человечка и укусит его - то этот человечек тоже превратится в вампира! Поэтому, чтобы не допустить "размножения" нежити, мы должны стараться защищать людей. Надо признать, идея очень оригинальная - на тот момент ни в одной другой игре такого не было.
Другим "нейтральным персонажем" является спящая девушка в нижнем углу экрана. Она окружена барьером из крестов - поэтому добраться до неё вампирам сложно. Но если они всё-таки сломают барьер и нападут на девушку - то будет Game Over. Поэтому её нужно защищать любой ценой.
В целом, Dracula Hunter был довольно необычным и интересным проектом. Он стал первой японской игрой на тему "вампирского хоррора" и ввёл уникальную для своего времени идею защиты NPC-персонажей.
>>геймплейный ролик<<
>>рекламный постер<<
Space Panic
(スペースパニック)
Год: 1980
Разработчик: Universal
Изначальная платформа: Arcade
Порты: ColecoVision (1983)
(スペースパニック)
Год: 1980
Разработчик: Universal
Изначальная платформа: Arcade
Порты: ColecoVision (1983)
По сути, "Космическая Паника" является клоном Heiankyo Alien: нам снова предстоит бегать по лабиринту от монстров и выкапывать ямы-ловушки. На этот раз в качестве врагов выступает различная sci-fi\хоррорная нежить - красные металлические пауки и зелёные космических зомби (по крайней мере, так они изображены на рекламных постерах - в самой игре сложно разглядеть, что собой представляют монстры). Временное ограничение реализовано посредством шкалы "Кислород", находящейся в верхней части экрана. Эта шкала постепенно снижается - и если она упадёт до нуля, то наш герой задохнётся от нехватки воздуха.
Основным отличием Space Panic от Haiankyo Alien является расположение камеры. Если в HA все события демонстрировались сверху, то SP использует вид сбоку. А лабиринты, в свою очередь, представляют собой несколько платформ, соединённых лестницами. Благодаря этой особенности, многие считают Space Panic родоначальником жанра платформеров.
>>геймплейный ролик<<
В 80-х годах в Японии началась популяризация портативных электронных игрушек. Компания Nintendo стала выпускать свою знаменитую серию игр "Game&Watch", а вскоре другая конкурирующая фирма - Epoch - решила нанести ответный удар и создала собственную линейку портативок. Пожалуй, самым ярким и интересным детищем компании Epoch стала игрушка под названием "Monster Panic", выпущенная в 1981-м году. Благодаря этой игре, юные геймеры получили возможность побывать в жутком заброшенном особняке, а также встретиться с Дракулой, Франкенштейном и другими известными монстрами из хоррор-фильмов.
В Monster Panic мы играем за мальчика, попавшего в особняк, где обитает разнообразная нежить. Наша задача - пройти три этажа особняка и выбраться на свободу. Игровой процесс можно условно разделить на три фазы - на каждом этаже придётся столкнуться с разными монстрами и выполнить различные задания:
Первый этаж: Здесь нас поджидает Франкенштейн, Дракула и некий водный монстр наподобие "Твари из Чёрной лагуны". Нам нужно правильно рассчитать время и проскочить к лестнице так, чтобы не попасться в лапы к кому-либо из этих чудищ.
Второй этаж: Главным противником здесь является Мумия, скатывающая бомбы вниз по лестнице. Перепрыгивая бомбы, мы должны вскарабкаться наверх и запрыгнуть в люк, который ведёт на третий этаж (этот люк периодически открывается и закрывается с определенным интервалом). Опять же, тут важно уметь правильно рассчитать время.
Третий этаж: Если на предыдущих этажах нам приходилось лишь уворачиваться от атак, то третий этаж - "боевой". Нам предстоит взять нож и вступить в битву со скелетом, охраняющим дверь.
За каждое прохождение особняка нам начисляются бонусные очки, и игра начинается заново - в более быстром темпе. Чтобы пройти игру до конца, нужно набрать 2000 очков. В целом игрушка весьма увлекательная, но очень сложная - набрать заветные 2000 очков мне так и не удалось :)
>>Рекламный ролик Monster Panic<<
>>геймплейное видео<<
Сюжет Monster Mansion предельно прост: подругу главного героя похитили монстры - и чтобы освободить её, нам придётся посетить проклятый заброшенный особняк. Игра разделена на несколько уровней. На каждом этапе мы должны вскарабкаться на самый верхний этаж особняка, попутно собирая раскиданные повсюду ключи и уворачиваясь от вражеских атак. Главный герой игры безоружен и не умеет драться - поэтому любой контакт с чудищами равносилен мгновенной смерти. Но если мы подберём висящий в воздухе крест - то с помощью него можно будет временно обезвредить одного монстра (потом он снова воскреснет и продолжит нас преследовать).
>>геймплейное видео<<
Dracula House
(ドラキュラハウス)
Год: 1982
Разработчик: Epoch
Платформа: настольная электронная игра
(ドラキュラハウス)
Год: 1982
Разработчик: Epoch
Платформа: настольная электронная игра
Сделав две игры на тему монстров и таинственных особняков, Epoch решили не останавливаться на достигнутом и выпустили настольную электронную игрушку "Dracula House". В отличии от своего портативного предшественника игра получилась довольно громоздкой (её нельзя носить с собой), да и к тому же требует четыре батарейки. Тем не менее, в DH есть одно важное достоинство - световая индикация. Если в Monster Panic можно было играть лишь в ярко освещенной комнате, то в "Дракулу" можно играть в темноте. Уууу, атмосфера!
Суть игрового процесса такова: сначала нам нужно увернуться от монстра, охраняющего дом Дракулы, и выломать одну из дверей, чтобы пробраться внутрь. Потом нужно собрать зелененькие предметы (ключи?), не попавшись в лапы к призраку. И после этого мы сможем открыть дверь в комнату, где стоят четыре гроба. В одном из них спрятаны несметные сокровища, в других - спят вампиры. Методом научного тыка нам предстоит определить правильный гроб. Если мы сделаем неправильный выбор - то разбудим вампира, от которого придётся убегать по коридорам особняка.
>>Рекламный ролик<<
В 1982-м году компания Bandai решила последовать примеру коллег из Epoch и замутила свою собственную портативную игрушку, с Дракулой и Франкенштейном. Концепция и геймплей тут очень похожи на Monster Panic: мальчик попадает в дом с привидениями, нужно уворачиваться от врагов, аналогичная фишка с "многофазовостью". Но с точки зрения технической реализации, бандаевцы приготовили пару сюрпризов. Во-первых, если Monster Panic работал от двух литиевых батареек, то Akuryo no Yakata может заряжаться прямо от солнечного света. Во-вторых, у игры не один, а два экрана (расположенные друг под другом). Таким образом в игре предусмотрено две сцены: сначала нам нужно пройти через поле к особняку, уворачиваясь от призраков и летучих мышей (первый экран). И потом на втором экране нам предстоит столкнуться с Франкенштейном, Мумией, Смертью и Дракулой.
За пределами Японии игра издавалась под названием "Terror House".
Ещё один любопытный факт: в рекламе игры снимался знаменитый режиссёр Такеши Китано.
>>Рекламный ролик Akuryo no Yakata<<
>>геймпейное видео<<
Благодаря стараниям Epoch и Bandai, Дракула с Франкенштейном уже пришли в мир портативных игрушек - но, увы, обитатели аркад всё ещё были лишены возможности лицезреть любимую хоррорную нежить в игровых залах. И тогда компания Sega решила исправить это досадное упущение, выпустив игру Monster Bash.
Главному герою предстоит пройти три локации - особняк Дракулы, дом Франкенштейна и логово Человека-Хамелеона. Две первых локации демонстрируются с видом сбоку (как в Space Panic), а последняя - с видом сверху (как в Heiankyo Alien и Pac-Man). Нашим оружием является нечто вроде электрошокера - с его помощью можно уничтожать второстепенных врагов (летучие мыши, оборотни, пауки), но основных преследователей одним лишь электрошокером не возьмёшь. Чтобы разделаться с ними, нам сначала нужно найти свечу и зажечь её. Потом, пока свеча горит, нужно найти магический меч. И с помощью него уже можно будет атаковать Дракулу\Франкенштейна\Хамелеона. После прохождения всех трёх локаций игра начинается заново, в более сложном режиме.
>>геймплейный ролик<<
Продолжение ретроспективы:
>> 1983, 1984 и 1985-й год <<
>> 1986-й год <<
>> 1987-й год (часть 1) <<
>> 1987-й год (часть 2) <<
Инфа о более поздних ужасниках
есть в музее хорроров и в обзорах
Автор статьи: SilentPyramid
Дата публикации: 24.07.2012
Если вам нравятся хорроры,
подпишитесь на наш