Forbidden SIREN

FS2 PA - Обычаи, мифы и легенды



2.  Обычаи, мифы и легенды

Как говорится, "сказка - ложь, да в ней намек", поэтому чтобы лучше понять суть происходящих на острове Ямидзима событий, необходимо ознакомиться с легендами и обычаями этого таинственного острова. Позвольте же поведать вам кое-что о особенностях сказаний, передаваемых из поколения в поколение жителями острова, а также традициях местного населения.



2-1.  Традиции и обычаи

В примитивизме обычаев Ямидзимы отчетливо просматривается такая особенность географического положения местности как изолированность от внешнего мира. Красной нитью через традиции местных жителей проходит идея единения с природой и веры в мистические силы, а также злых духов, которые могут вселяться в тела людей и животных. Особое место на острове занимает семья Ота, представители которой считаются наиболее "чисты", а потому на них возлагаются обязанности по проведению всех ритуалов.




1) Роль семьи Ота на острове

Наиболее благородная семья Ямидзимы, представители которой являются наследственными старейшинами и выполняют роль Амимото острова. Согласно кодексу чести семьи Ота, в обязанности главы семейства входит:

-- Не допускать осквернения священных земель.

-- Не быть совращенными теми, кто боится света, ибо они - инструменты Древних Сущностей.

-- Запрещать беременными женщинам заходить в море.

-- Находить священные ветки Меккодзю в горах Шинари и вручать их новорожденным детям.

-- Осуществлять похороны, используя Меккодзю.

Известно, что члены семьи Ота отличаются высокими нравственными качествами и стремлением к слепому неукоснительному следованию традициям, но зачастую такое поведение становится причиной отрицательных последствий - в том числе разжигания ненависти по отношению к приезжим или охота на "ведьм".





2) Меккодзю

Пожалуй, наиболее загадочными из всех традиций жителей острова Ямидзимы являются обычаи, связанные с "Меккодзю". Каждый житель деревни Аоноку имеет ветвь священного древа "Меккодзю" с выгравированным на этой ветке собственным именем - такая ветка дарится главой семьи Ота каждому младенцу сразу после рождения. Причиной этой традиции является поверье жителей острова Ямидзима в то, что в тело мертвого человека может вселиться злой дух ("Ширё" или "Ямирей", о которых будет подробно рассказано позже) - поэтому после смерти человека, священная ветка с его именем втыкается в тело покойного, дабы очистить его от скверны и недопустить вселения злых духов. Видимо, это вариация весьма распространенных в Японии поверий о способности священных деревьев к изгнанию злых духов...

Известно, что поиском веток Меккодзю и вырезанием имен новорожденных занимается глава семьи Ота - правда, это куда более загадочный процесс, нежели может показаться на первый взгляд. Дело в том, что согласно записям, древо Меккодзю не существует в нашем мире, зато его ветки - существуют, причем могут быть найдены лишь близ гор Шинари (там, где сейчас возвышается башня), так что остается лишь догадываться, откуда же ветки мифического древа берутся в нашем мире...





3) Ямигаме

В прибрежных водах острова обитают большие черепахи, именуемые местными жителями "Ямигаме" - особенность этих черепах заключается в том, что узор на их панцире напоминает искаженное злобой человеческое лицо, в силу чего жители верят, что такие черепахи одержимы злыми духами пропавших без вести моряков и приносят несчастье. Традиционно, рыбаки отпускают этих черепах на свободу, и иногда дело даже доходит до того, что им приходиться резать свои драгоценные сети, чтобы выпустить черепах и избежать жуткого проклятья. Данная традция является весьма ярким показателем, насколько же сильно жители поселения Аоноку подвержены власти местных мифов и поверий.





4) Яминабе

"Яминабе" является особым лакомством жителей острова Ямидзима, которым принято наслаждаться исключительно ночью, под мягким светом луны (иными словами, в условиях отсутствия солнечного света, что наводит на размышления). Традиционно, блюдо приготовляется из даров моря и леса, в исконном виде - без резания этих продуктов ножом. Основным ингредиентом сего уникального кушанья является произрастающей на острове фрукт Ями Акеби, имеющий наркотический галлюциногенный эффект, вводящий дигустатора в состояние эйфории, но утро после употребления сего деликатеса может оказаться весьма неприятным... Впрочем, есть мнение, что совершенно не удивительна вера местных жителей в злых духов и Ямипикарий, если их фирменное блюдо готовится из галюциногенных фруктов! x__X


 

 

2-2.  Мифология и поверья

Во многих японских мифах и легендах особое место занимает море, которое зачастую описывается чуть ли не как одушевленное существо -- опасное, но вместе с тем и почитаемое людьми. Причиной этому стало то, что именно море для многочисленных рыбаков являлось источником пропитания и смертельной опасности, что формировало соответствующее уважительное отношение к морской стихии. Не исключением стал и фольклер острова Ямидзима, ключевое место в котором отводится именно морю - здесь оно описывается как некая обитель для страшных существ, и одно прикосновение к водам морским может быть смертельно, ибо, согласно поверьям, море забирает человека себе и вместо него оставляет лишь копию, подобную ожившему отражению человека на водной глади... На первый взгляд можно посчитать, что данные мифы могли явиться результатом желания островитян оградить беременных женщин и детей от опасности утонуть в море, но что если часть этих легенд - действительно правда, и в море обитает нечто, неподвластное человеческому разуму? Несмотря на то, что море в легендах описывается как источник опасности и, возможно даже, зла, тем не менее нельзя не отметить, что жители острова относятся с великим почтением к морю - именно поэтому при конструкции пристани старожилы острова изо всех сил пытались не допустить вмешательства в дела глубин и загрязнения вод морских. Другие важные атрибуты мифов - это тьма и свет, которые как и в сказаниях почти всех народов мира, противопоставляются друг другу. В мифологии островитян считается, что во тьме живут странные существа, несущие опасность и угрозу, и лишь свет может отогнать эту опасность - подобные убеждения могут показаться сродни страху детей, которым постоянно кажется что во тьме кто-то прячется, но действительно ли необоснован этот подсознательный страх? Давайте же на конкретных примерах ознакомимся с мифологией острова и легендами, связанными с историей Ямидзимы.




1) Начала

Содержание: В начале начал, земля не имела формы, и царил на ней хаос. Все было сокрыто во тьме, и во тьме этой жили некие сущности. И тогда Бог создал свет - и тьма отступила, и сущностям пришлось искать убежище. Некоторые из них отступили в глубины подземного царства, скрываясь от света, где со временем стали единым целым с тьмой; другие нашли пристанище на дне морском. И все же они ждут времени, когда снова смогут выйти на поверхность и вновь править землей. Посылая одного из своих в мир людей под обличием Девы, ожидают они часа своего возвращения.

Пояснения: Эта легенда раскрывает представление жителей острова Ямидзима о временах, предшествовавших появлению человека. В целом, идея создания Богом определенных элементов мира отчасти пересекается с христианской концепцией мироздания, но в мифах островитян заметен явный подтекст, что правление человека на Земле не является вечным и абсолютным - до человека миром правили другие существа, и после человека придут новые правители. Древние существа продолжают сосуществовать с нами, скрытые от человеческих глаз - часть из них в царстве подземном, другие - в царстве подводном. Существо, живущее в подземном мире традиционно именуется "Матерью" (хотя в "черных свитках" также встречается другое ее название - "Эрешкигаль"), а существо, обитающее в море - "Отошиго".





2) Семь Врат

Считается, что те Древние Сущности, которые скрылись под землей (Мать), были навечно замурованы там и заперты на Семь Врат. Никто точно не знает, что же представляют собой эти метафорические врата, но в мифологии Ямидзимы существует старинная песня, которая якобы содержит семь ключей к Семи Вратам - она состоит из семи куплетов, повествующих о танцующей Деве, в которых зашифрованы подсказки к тому, как открыть врата и высвободить Мать из подземного мира. Согласно поверьям жителей, Мать посылает одно из существ в обличии Девы (иначе известное как "клон" - созданное Матерью существо в обличии человека, боящееся света), чтобы та открыла Семь Врат и выпустила Мать наружу из ее подземного мира. Дева - единственное существо, которое может видеть эти врата, но самостоятельно открыть она их не может - поэтому ей необходимо найти человека, которому она смогла бы показать врата и который смог бы их открыть, спуститься в подземный мир и слиться воедино с Девой - лишь тогда Мать сможет выбраться из своего долгого заточения.





3) Приспособившийся к Глубинам

Содержание: Та древняя сущность, что скрылась в глубинах морских и приспособилась к своей новой обители, зовется именем "Отошиго". Обречена на одиночество эта сущность, ибо разделена она была с тем, кто скрылся в глубинах земли - и вечно взывает она к собрату своему. Полон отчаяния зов Отошиго, а потому будет обречен на страшную участь всякий, кто встанет на пути Отошиго, взывающего к Матери...

Пояснения: На острове Ямидзима жизнь людей неразрывно связана с морем, поэтому неудивителен интерес жителей к такому явлению как бури и Цунами - тем более, по необъяснимым причинам море на Ямидзиме постоянно начинает бушевать в начале августа, что зачастую ведет к таинственным исчезновениям суден. Учитывая это, весьма интересно примитивное объяснение жителей этому явлению, заключающееся в том, что в глубинах морских живет древняя сущность "Отошиго", разделенная с "Матерью" еще во времена появления света и жаждущая воссоединения - порой, грусть и отчаяние существа становится так велико, что оно начинает взывать к Матери - и тогда на море поднимаются страшные волны, и всякий рыбак, который в такой день выйдет в море обречен сгинуть в морской пучине.





4) Секреты черных свитков

О хранителе врат и судьбах земли: Не следует думать вам, что человек есть древнейший и единственных хозяин земли этой, как не стоит следовать и тому заблуждению, что заурядная кучка плоти существует в одиночестве в этом мире. Древние Сущности были, Древние Сущности есть, и Древние Сущности будут. Не в пространствах, известных нам, но меж ними. Безмятежны и дики Они, неизмеримы и незримы для глаз наших. Йог-Сотот знает врата, Йог-Сотот является вратами. Йог-Сотот - ключ и хранитель врат. Прошлое, настоящее, будущее - все это сочетает в себе Йог-Сотот. Знает Он, где в старину пробились Древние, и где Они прорвутся вновь. Он знает, где Они бродили по просторам земным, где бродят сейчас и почему никто не может остановить Их на пути Их <.....> Люди сейчас правят там, где Они правили однажды, но скоро вновь Они будут править там, где человек правит сейчас. За летом следует зима, но рано или поздно зиму снова сменяет лето. Терпеливо ждут Они, ибо скоро придет Их время править...

О природе Древних (том 10, выкладка): О проявлениях и истинной природе древних сущностей. Ктулху - тот, кто живет в море. Йог-Сотот - слепой страж врат, пересекающий время и миры. Эрешкигаль, Мать - русалка. Нимрод - воин Ануннаки. Порождения темных сущностей могут принимать разные формы, которые записаны и увековечены в мифах.

Пояснения: несмотря на то, что данная книга, которую можно обнаружить среди личных вещей Мамору Итсуки, не является исторически сложившейся частью мифологии острова Ямидзима, в ней отражены поверья жителей этого острова с позиций оккультизма (книга, помимо прочего, также содержит выкладки из шумеро-аккадской мифологии и книг Лавкрафта). Согласно "черным свиткам", истинным названием живущей на дне морском сущности, известной в фольклере Ямидзимы под названием "Отошиго", является имя "Ктулху"; "Мать" именуется русалкой "Эрешкигаль"; существо, способное уничтожить мать  именуется здесь "Нимродом"; врата же, на которые закрыт подземный мир, в котором существует Мать, описываются как самобытная сущность по имени Йог-Сотот. Помимо этого книга содержит важные сведения о других существах - таких как Шибито, Ямибито, Симулякра и т.п.





5) Легенда об украденной девочке

Содержание: Однажды маленькая девочка отправилась на пляж морской и исчезла, -больше ее не видели. Родители обыскали весь пляж, да так и не нашли дочь свою, так что пришлось смириться им с мыслью, что их чадо утонуло. Но в день своих похорон девочка, ко всеобщему удивлению, появилась вдруг у ворот дома родителей своих. Мать с отцом были счастливы, что их дочь вернулась, но вдруг послышался голос старой бабушки: "Это не она" - и в тот же момент девочка растаяла на глазах, оставив после себя лишь лужицу воды и одежду пропавшей девочки. Старуха пояснила, что в море живет чудище, принимающее облик утопленников, и это существо ни в коем случае нельзя пускать в свой дом. С тех пор в деревне тела утопленников никогда не переносятся в дом, а сразу сжигаются.

Пояснения: данная легенда не только является предостережением для всех детей, которые в одиночку отправляются на пляж морской, но и связана с идеей так называемых "клонов" и "симулякры" (от лат. "simulare" - "становится подобным, принимать обличие чего-либо"). Согласно поверьям жителей острова Ямидзима, морской монстр (Отошиго) способен создавать копии исчезнувших людей (симулякра), а Мать способна создавать существ, напоминающих человека, но боящихся света (клон).





6) Легенда о затаившемся на пляже зле

Содержание: Однажды беременная женщина зашла на пляж, дабы подождать там своего мужа. И, несмотря на поверье о том, что от ожидающей ребенка женщины, к которой прикоснутся воды морские, будет рождено проклятое дитя, женщина осмелилась зайти в воду... Узнав о проступке жены, вернувшийся муж её пришел в ярость. Члены семьи Ота дали женщине мудрый совет сразу же убить новорожденного, разрубить тело его на куски, положить в бочку и закопать в землю, но и этого совета не послушалась женщина, легкомысленно решив оставить чадо свое! С течением времени, малыш рос и на его теле все больше становилась заметна отметина осквернения. И тогда член семьи Ота вынужден был использовать ветвь Меккодзю, дабы изгнать дитя.

Пояснения: еще одна легенда, предостерегающая людей от опасности, которую скрывает в себе море. Считается, что дети, рожденные от женщины, попавшей в период беременности в воду неподалеку от острова Ямидзима, вырастают в некое подобие монстров - как правило, они обладают особыми способностями и могут читать мысли или видеть прошлое - при особых обстоятельствах, такие дети могут стать перерождением "Девы". Очистить от этой скверны их можно лишь убив сразу после рождения, или использовав священную ветвь Меккодзю.





7) Легенда о видениях агонии

Содержание: Древние Сущности, живущие под землей, глядят на наш мир сквозь глаза тех, кого они хотят сломить темными мыслями. Люди эти будут мучимы видениями...

Пояснения: считается, что у человека, получившего проклятье древних сущностей, начинаются кошмарные видения (по некоторым причинам они обычно связаны с образом многочисленных рук, поднимающихся из земли). Особо часто такие видения проявляются у "проклятых детей", мать которых окунулась в воду во время беременности, но под это проклятье может попасть и другой человек.





8) Ке-уке-ген

В мифологии острова Ямидзима фигурирует обитающее в темных местах мистическое существо с длинными волосами под названием "Ке-уке-ген". Считается, что если в доме обитают такие существа, то жители дома непременно заболеют.

Как мы понимаем, данная легенда является разновидностью поверья об отрицательном воздействии сверхъестественных существ на людей, и, возможно, своеобразным объяснением феномену людских болезней. Тенденция Ке-уке-гена скрываться исключительно в темных местах явно напоминает о "Ширё"...





9) Ямипикария

Жители острова Ямидзима верят в существование такого животного как "Ямипикария" - черная антропоморфная кошка, живущая во тьме, передвигающаяся на двух лапах и имеющая когти леопарда. Предполагается, что она проявляет интерес к золотистым вещам... Ямипикария является уникальным существом, но тем не менее, есть предположения, что это животное может быть как-то связано с кошками породы "ямапикаря" - редким видом горных кошек, обитающих лишь на японском острове Ириомоте (что рядом с Окинавой). Не исключено, что название "ямипикария" является производным именно от названия этой разновидности кошачьих.

Особенно распространен был миф о существовании Ямипикарии в начале 70-х, что вселило значительный страх в работников золотодобывающей компании - в те времена о Ямипикарии писали в энциклопедии UMA, но интерес к Ямипикарии сохраняется до сих пор - например, недавно в приложении к журналу "Kastori" имелся особый диск на котором, якобы, была запечатлена легендарная Ямипикария...  




>>Читать дальше: Существа<<