Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

Как на SAYA NO UTA повлияла книга Parasite Eve, манга Hi no Tori, игра Kusarihime, Лавкрафт и SH



saya no uta song песнь сайи kusarihime euthanasia lovecraft лавкрафт silent hill сайлент хилл сая


В 2009-м году у нас на сайте вышел обзор Saya no Uta. Это была первая подробная статья о "Песне Сайи" в рунете:




С тех пор прошло много лет и Сайечка из никому не известной игры превратилась в настоящую классику современного психологического хоррора.

Давайте снова вернёмся к ней и узнаем, с чего всё начиналось. Как появилась на свет "Песнь Сайи"? Какие более ранние книги и игры оказали на неё влияние? Откуда черпал вдохновение сценарист Ген Уробучи?




ВНИМАНИЕ: в статье присутствуют спойлеры и запретные лавкрафтианские знания.







Книга Parasite Eve


parasite eve book книга паразит ева


Вышедшая в 1995-м году книга "Паразит Ева" по стилистике довольно близка к Saya no Uta. Она тоже сочетает в себе элементы психологического хоррора, лавстори, научной фантастики и эротики.




Эта тема никогда и нигде раньше в интернете не разбиралась, но на самом деле в "Песне Сайи" можно обнаружить много интересных сюжетных параллелей с книгой Parasite Eve:


1) Ева и Сайя являются женщинами-монстрами, которые могут обречь всё человечество на вымирание - если им удастся забеременеть и родить.


2) Чтобы родить, им нужно заняться сексом с человеком и получить от него сперму.


3) Хотя они не являются людьми, но Ева и Сайя внезапно обнаруживают в себе способность по-человечески любить.


saya no uta song of saya parasite eve песнь сайи паразит ева


4) Ева влюбляется в странноватого учёного-биолога Тошиаки - потому что он был единственным человеком, понимавшим красоту митохондрий. Сайя влюбляется в сумасшедшего студента-медика Фуминори - потому что он был единственным, кому Сайя не казалась жутким монстром.


5) Главные герои (Тошиаки и Фуминори) во многом похожи. Они оба безумны - и на протяжении истории пытаются скрыть своё безумие от бывших друзей, с которыми им всё ещё приходится общаться.


6) Тошиаки начал сходить с ума после автомобильной аварии, в которой погибла его жена. Фуминори сошёл с ума после автомобильной аварии, в которой погибли его родители - а он сам получил черепно-мозговую травму.


7) В обоих произведениях есть элементы откровенной эротики и сцены секса между главным героем и женщиной-монстром.





8) Еве удаётся забеременеть от Тошиаки - но в итоге она умирает сразу после рождения ребёнка. Сайя тоже умирает сразу после "цветения".


9) В книге Ева описывается, как ползающий по полу бесформенный комок мяса с длинными тентаклями, которыми она могла хватать свою жертву. Вот цитата из Parasite Eve:

"Almost all of it was completely opaque, but what she did see looked like a heap of flesh. There was a sound like that of tentacles wriggling along the floor and bubbles popping like crushed tomatoes."


В Saya no Uta нам не показывают истинный облик Сайечки - но в игре упоминается, что у неё тоже были тентакли. А сама она выглядела как груда мяса:

"Pile of flesh convulsing on the floor"


В официальном файтинге от NitroPlus "Heroines Duel" Сайя тоже показана как комок мясного фарша, постоянно меняющий форму:



saya no uta fighting pc ntroplus royal сайя песнь сайи файтинг пк


Это очень похоже на описание Евы из книги Parasite Eve.


10) Из-за особенностей строения тела, Еву и Сайю нельзя убить обычным оружием. В книге Еве пытаются проломить голову металлической палкой - но она совершенно спокойно вытаскивает застрявшую палку из головы и за секунду заживляет раны. Тоже самое и в Saya no Uta - в визуальной новелле говорится, что обычное оружие не эффективно против Сайи и раны от него будут моментально заживляться:

"Slashing or piercing damage has very little effect. Since the flesh can contract in any direction freely, any wound will be sealed instantly."



11) В обеих историях женщина-монстр появилась на свет из-за тайных научных экспериментов, проводимых сумасшедшими учёными. Еву вырастил биолог Тошиаки. А Сайю вырастил профессор Огай.


12) Ева внезапно демонстрирует удивительные познания в биологии и может легко понимать самые сложные научные материалы. Сайя тоже в одной из сцен говорит, что "знает о биологии больше, чем любой человек на планете" - и она отлично ориентируется в медицинской документации из госпиталя.


13) Сайя способна переписывать генетический код любых живых существ, изменяя их облик до неузнаваемости. Профессор Огай в своих дневниках описывает, как Сайя трансформировала обычных крыс, превращая их в мутантов:

"The rats that have been transformed by her art are so very beautiful now. By witnessing Saya perform her operations on several rats, I have gained much confidence in my theory that her body is designed specifically to manipulate the biology of other organisms."

Ева обладала такими же способностями - она могла изменять облик и анатомию любого существа. В том числе и крыс:






14) Используя свои биологические способности, Ева постепенно меняет внешность Киёми таким образом, чтобы она больше нравилась Тошиаки. В сценарии Saya no Uta встречается такая же идея - Сайя биологически меняет внешность Ё Цукубы, чтобы она выглядела привлекательно для Фуминори.


15) Ну и ещё стоит отметить, что в Parasite Eve и Saya no Uta очень похожая структура повествования. События показаны с точки зрения разных участников истории. Примерно 50% повествования ведётся от лица главного героя - а остальные 50% разделены между второстепенными персонажами.





Такое количество параллелей невозможно объяснить каким-то случайным совпадением. Очевидно, что сценарист был хорошо знаком с Parasite Eve - и книга оказала на него сильное влияние.

И это не удивительно. Ведь в те времена "Паразит Ева" была одной из самых известных книг в Японии и выпускалась миллионными тиражами. О ней слышал почти каждый японец, который хоть как-то интересовался литературой. И вдобавок по ней выпускали фильм, видеоигру и мангу. А учитывая, что сценарист Saya no Uta был большим любителем фантастики, хоррора и эротики - то он наверняка читал Parasite Eve.

При этом стоит отметить, что несмотря на большое количество сюжетных параллелей, истории Saya no Uta и Parasite Eve всё же получились очень разными по своей сути и тематике. "Паразит Ева" - это хладнокровный научный хоррор о биологии, о тайнах человеческого тела, о безумии учёных, и о проблемах системы здравоохранения. А "Песнь Сайи" - пронзительная и эмоциональная история о любви, о социофобии, о субъективности восприятия окружающего мира, и об относительности понятий добра и зла.








Манга Hi no Tori


osamu tezuka phoenix hi no tori осаму тедзука феникс жар-птица огненная птица


В одной из сцен Фуминори внезапно начинает рассказывать, как однажды он читал мангу про человека, у которого нарушилось восприятие окружающего мира. И роботы стали казаться ему красивыми девушками:


"I read this manga once, about a man who recovered from an accident only to find that he could no longer see the world as it was. Kind of like me. He saw people as rocks and robots as beautiful women. And so he fell in love with something that wasn't remotely human. So at the end of this manga, the man who fell for something inhuman gives up his own humanity for the sake of their love."


На самом деле такая манга реально существует! Речь идёт о "Hi no Tori" ("Phoenix") от известного японского мангаки Осаму Тедзуки.

Это огромная манга, работу над которой Тедзука вёл более 30 лет. Она насчитывает 3000 страниц и состоит из 12 самостоятельных историй, объединённых темой перерождения. Одна из историй называется "Resurrection" - этот эпизод манги был опубликован в 1971-м году и оказал явное влияние на сценарий Saya no Uta.

История "Hi no Tori: Resurrection" разворачивается в далёком будущем и рассказывает о молодом парне по имени Леон. В один прекрасный день он погибает - но врачам удаётся вернуть парня к жизни, поменяв половину его мозга на искусственные импланты. И вскоре у операции обнаруживается неожиданный побочный эффект - все люди и животные почему-то начинают казаться Леону причудливыми грудами камней.





(примерно так наш герой видит людей)


Потом Леон встречает на улице красивую девушку по имени Чихиро и влюбляется в неё. Почему-то она - единственная, кто не кажется парню каменной глыбой. Но вскоре выясняется, что Чихиро - совсем не человек. Она - механический РОБОТ, который лишь кажется Леону девушкой. Но даже узнав правду, Леон всё равно продолжает любить её.




(вот как главный герой видит Чихиро)




(а так Чихиро выглядит на самом деле)


Тут явно видно, что идея про "операцию на мозге, изменившую восприятие мира" и про "любовь к существу, которое лишь кажется человеком" была навеяна мангой Hi no Tori: Resurrection. Так что творение Осаму Тедзуки стало важным прародителем для Saya no Uta.

Но несмотря на похожую завязку, дальше истории расходятся в очень разных направлениях. Hi no Tori: Resurrection уходит в сторону научно-фантастической притчи. Это размышление о технологиях будущего, об искусственном бессмертии, об отличиях между человеком и роботом, и о самоубийстве. Манга наверняка понравится поклонникам Serial Experiments Lain, поскольку там затронуты многие схожие темы.

Вообще манга весьма крутая и я всячески советую почитать её. Тут очень неожиданные сюжетные повороты, стильная рисовка, интересный взгляд в будущее, и много философских размышлений. А ещё история по-своему очень трагическая.

Кстати, отголоски "Hi no Tori: Resurrection" можно также встретить в другой визуальной новелле от Гена Уробучи - Cyber Slayer Kikokugai. Очевидно, что Уробучи очень сильно фанател от этой манги.








Kusarihime: Euthanasia


kusarihime euthanasia принцесса порчи кусарихиме kurame kurame saya no uta песнь сайи


Kusarihime: Euthanasia - это визуальная новелла, вышедшая в 2002-м году.

История рассказывает о парне по имени Ицуки, который потерял память. В один прекрасный день он приходит в сознание, лёжа в больничной палате - но ничего не может вспомнить о своём прошлом. Его навещают родственники и друзья - но Ицуки не узнаёт никого из них. Для него все они теперь стали непонятными незнакомцами.

После выписки из больницы, родственники решают отвезти Ицуки в маленький городок, где прошло его детство. В надежде, что там к нему начнут возвращаться потерянные воспоминания.

В этом городке наш герой встречает странную девочку по имени Курамэ, которая очень похожа на его умершую сестру. Но вскоре начинают твориться жуткие события и становится понятно, что на самом деле Курамэ - не человек, а нечто иное.







Сценарист Saya no Uta играл в эту визуальную новеллу, а также был знаком с её создателем. В сети даже можно найти их старое совместное интервью. В этом интервью Ген Уробучи говорит, что ему нравилось фантазировать о Kusarihime и самостоятельно додумывать разные детали сюжета:

"Kusarihime is really easy work to fantasize about. There was an excellent balance that allowed me to fill in the blanks as I liked."


Поэтому в "Песне Сайи" можно найти сильные отголоски "Эвтаназии".

Например, ситуация главного героя, для которого бывшие знакомые внезапно оказались чужими людьми, напоминает историю Фуминори. Курамэ по характеру и по своей сущности отчасти похожа на Сайечку. А сцены с таинственным "красным снегом" (который накрывает весь город) скорее всего были прообразом идеи с "цветением" Сайи.






Кстати, в середине 2000х годов японцы часто рисовали фан-арты с участием Сайечки и Курамэ вместе.










Лавкрафт


лавкрафт lovecraft saya no uta песнь сайи


В подростковом возрасте сценарист Ген Уробучи любил читать рассказы Говарда Лавкрафта - и они тоже оказали некоторое влияние на "Песнь Сайи".

Например, Лавкрафт не считал нужным внятно описывать внешность своих монстров - а старался оставлять максимум простора для воображения читателя. Похожий подход мы видим в визуальной новелле - тут нам ни разу не показывают истинный облик Сайи, и вместо этого автор ограничивается лишь абстрактными намёками.

Также в Сайечке встречается лавкрафтианская тема с "запретным знанием", которое сводит людей с ума. Когда Рёко и Кодзи попадают в подвал профессора Огая - на стенах там начертаны магические символы, на которые обычному смертному нельзя даже смотреть. Рёко предупреждает, что в противном случае можно сойти с ума.

Помимо этого в дневниках профессора Огая упоминается некий "Серебряный Ключ". Это отсылка к рассказу Лавкрафта "The Silver Key".

Кстати, в 2003-м году Ген Уробучи также работал над игрой "Deus Machina Demonbane" (но не в качестве сценариста, а в качестве директора) - там тоже можно встретить много отсылок к творчеству Лавкрафта.








The Ring


the ring звонок книга кодзи судзуки suzuki koji book


В Saya no Uta есть момент, когда Фуминори скидывает своего приятеля Кодзи в старый пересохший колодец и оставляет там умирать. Скорее всего это отсылка к книге "Звонок" от японского писателя Кодзи Судзуки. Там присутствовала похожая сцена с убийством Садако, когда её скидывают в колодец.


А бэкграунд с колодцем на фоне деревьев очень похож на колодец из фильма (особенно из версии 2002-го года).




(колодец из Saya no Uta)




(колодец из фильма "The Ring")







Silent Hill


silent hill 3 cover saya no uta сайлент хилл песнь сайи


Дизайн окружающего мира в восприятии Фуминори скорее всего был навеян серией Silent Hill. Там тоже главным героям мерещилось мясо и ржавчина на стенах.





Ещё в Silent Hill 3 была очень известная сцена в библиотеке, когда Винсент вдруг говорит "Monsters? They looked like monsters to you!?". Эта сцена намекала, что некоторые монстры в игре на самом деле являлись обычными людьми. Которые лишь казались нам чудищами.

Сценарист SH3 Хироюки Оваку тогда тоже в интервью подтверждал, что монстры действительно могли быть людьми: "Maybe they are human beings just like you, maybe even your neighbors" - говорил он.






Cцена с Винсентом и идея про "людей, которые кажутся монстрами" в те времена наделала много шума среди геймеров и широко обсуждалась в японском интернете.

А поскольку Silent Hill 3 вышел на 7 месяцев раньше, чем Saya no Uta, то скорее всего он тоже оказал влияние на разработчиков "Песни Сайи".








Болезнь Гена Уробучи


saya no uta fuminori песнь сайи фуминори song игра visual novel


Помимо всего прочего, на "Песнь Сайи" также оказал влияние случай, произошедший в середине 90-х годов, когда Ген Уробучи сильно заболел и чуть не умер. Потом он тяжело восстанавливался после болезни и чувствовал себя "стёртым из общества". Об этом он рассказывал в старом интервью:




Возможно по этой причине ему так понравились истории "Kusarihime" и "Hi no Tori", где главные герои тоже пережили болезнь\операцию, которая сильно повлияла на их мироощущение. Эти истории резонировали с его личным жизненным опытом.








Другие интересные материалы

о хоррор-играх на нашем сайте













Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал










Автор статьи: SilentPyramid

Дата публикации: 25.02.2023







Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями: