Forbidden SIREN

Clock Tower: Ghost Head (Clock Tower 2 the Struggle Within) - обзор игры




Японское название: Clock Tower Ghost Head
Американское название: Clock Tower 2 The Struggle Within
Дата релиза: 12 марта 1998
Разработчик: Human Entertainment
Платформа: Sony Playstation


Благодаря большому успеху второй части Clock Tower, серия обрела культовый статус в Японии и даже завоевала себе немало фанатов на Западе. Многие поклонники с замиранием сердца ждали продолжения любимой хоррор-игры. Однако Хифуми Коно (создатель Clock Tower'а) внезапно решил отвлечься от работы над своим детищем - и вместо третьей части серии занялся двумя совершенно новыми проектами: детективно-хоррорной адвенчурой Mikagura Shoujo Tanteidan, а также причудливой визуальной новеллой Neko Samurai.

Поэтому третью часть Clock Tower'а пришлось разрабатывать практически без участия мистера Коно. Его место заняли два других человека: директором и сценаристом стал Ютака Хирата (один из создателей snes'овского RPG-хоррора "Dark Half"), а продюсером стал Юичи Кобаяши (до этого работавший над игрой "Moonlight Syndrome"). Причём, они решили сделать не традиционный номерной сиквел - а спин-офф с абсолютно новой историей и новыми персонажами. Этот спин-офф получил название "Clock Tower: Ghost Head".




Разработка игры началась в 1997-м году. Однако создатели быстро столкнулись с непредвиденной проблемой. Дело в том, что компания HUMAN вдруг оказалась на грани банкротства (т.к. занималась в основном неформатными играми с уклоном в сюжет и атмосферу, которые плохо окупались) и чтобы остаться на плаву, ей нужно было как можно скорее пустить в продажу новую часть своего самого успешного франчайза - Clock Tower'а. Из-за этого создателям пришлось разрабатывать игру в ускоренном темпе - и уже в марте 1998-го года в Японии состоялся релиз CT Ghost Head. Но даже этот отчаянный шаг не смог сильно продлить жизнь компании HUMAN - в 99-м году она всё-таки прекратила своё существование.

Итак, что же получилось у разработчиков? Удалось ли им в максимально короткие сроки создать яркую и интересную игру? Или их детище оказалось бездушной халтурой, слепленной на скорую руку? Давайте узнаем ответ на этот вопрос.





Сюжет

Clock Tower Ghost Head рассказывает о судьбе японской девочки по имени Ю Мидошима. Недавно с ней произошёл странный случай: Ю внезапно начала кидаться с ножом на своих одноклассников в школе, а потом ничего не могла вспомнить о случившемся. Что на неё нашло...? Дело в том, что Ю страдает тяжёлой формой раздвоения личности. Внутри застенчивой неприметной школьницы живёт вторая личность - жестокий и циничный убийца, который называет себя "Сё". Эта тёмная сторона пробуждается во время сильного стресса и эмоционального шока, беря контроль над телом девочки. Однако Ю не верит, что её проблема имеет психологические причины. Она убеждена, что в неё вселился зловещий призрак. Поэтому девочка носит с собой маленький красный амулет под названием "Микоши-сама", надеясь, что он поможет избавиться от одержимости.

После инцидента с нападением на одноклассников разразился скандал, из-за которого нашей героине пришлось срочно переводиться в другую школу и менять место жительства. В итоге она переезжает жить к семейству Такано - хорошим друзьям её отца. Но тут начинает твориться какая-то совсем уж необъяснимая чертовщина. Прибыв на порог своего нового жилища, девочка с ужасом обнаруживает, что по комнатам раскиданы отрезанные части человеческих тел. Вдобавок по дому бегает кровожадная кукла, вооружённая кухонным ножом! И ожившие самурайские доспехи с огромным мечом... Неужели это всё реально происходит, или Ю окончательно потеряла рассудок?




Сценарий Ghost Head сильно отличается от того, что мы видели в предыдущей части Clock Tower. Сюжет CT2 был довольно логичным и реалистичным, он чётко следовал традициям классических западных фильмов-слэшеров. Но в CTGH всё иначе - игра стала гораздо более "японской", а стилистику тут вообще трудно как-то классифицировать. Это чистая шизофрения. Странная фантасмагория, в которой сочетаются элементы психологической драмы, J-horror'а, сюрреализма, слэшера и зомби-апокалипсиса. Здесь многие события совершенно не поддаются объяснению, вызывая кучу вопросов и непонятностей. Порой возникают подозрения не только о полном сумасшествии главной героини, но и о сумасшествии сценариста.

Персонажи тоже получились весьма безумными и оригинальными. Главная героиня постоянно мечется между двумя диаметрально-противоположными личностями, переключаясь из состояния тихой беззащитной девочки в состояние хладнокровного уголовника и шокируя своим странным поведением всех окружающих людей. Ещё одним очень интересным и запоминающимся персонажем является женщина по имени Фуджика - каждое её действие и каждая её реплика пропитаны патологической чужеродностью, будто она пришла откуда-то из другого мира. А уж маньяки-преследовали в игре вообще абсолютно шизанутые и невменяемые. И даже те персонажи, которые вроде бы являются более-менее психически здоровыми, зачастую ведут себя настолько странно, будто тоже имеют серьёзные проблемы с головой.

Отмечу, что сюжет Ghost Head мне в целом очень понравился. Здесь есть определённые недочёты в проработке сценария (в истории можно заметить несколько нелогичных деталей), но это с лихвой компенсируется яркими персонажами, сильной интригой, неожиданными поворотами и причудливой стилистикой. В общем, за развитием событий всегда интересно следить. Помимо этого игра оставляет большой простор для размышлений - даже после получения самой лучшей концовки остаётся немало тайн и недосказанностей. На протяжении десяти лет поклонники игры активно обсуждали её сюжет на форумах, обмениваясь интересными наблюдениями и придумывая различные теории.





Геймплей


Базовые основы игровой механики остались без изменений со времён предыдущих игр: мы блуждаем по локациям, осматриваем окружающий мир через Point&Click интерфейс, собираем полезные предметы, а также периодически спасаемся бегством от маньяков-преследователей. Однако теперь в геймплее появилось одно важное и весьма уникальное нововведение - система раздвоения личности.

На протяжении игры наша героиня постоянно балансирует между двумя личностями - "Ю" и "Сё", переходя из одного состояния в другое. У каждой личности - свои особенности. Ю очень боязлива - она никогда не вступает в конфронтации и может лишь прятаться и убегать. Сё умеет пользоваться огнестрельным оружием и может делать такие вещи, на которые пугливая и нерешительная девочка была бы неспособна. Однако Сё очень плох в общении с окружающими людьми - он может настроить других персонажей против себя, или даже довести их до самоубийства. Помимо этого, Ю и Сё могут находить разные вещи во время осмотра комнат. Так что каждую локацию надо внимательно исследовать два раза, чтобы не пропустить полезные предметы.

Если задуматься, то Ghost Head в какой-то мере является идейным наследником игры Dark Half, в которой мы поочерёдно управляли добрым рыцарем и кровожадным злодеем. Там тоже герои сильно отличались (как по моральным качествам, так и по геймплейным особенностям), по-разному общались с второстепенными персонажами и могли находить разные вещи при исследовании локаций. Но теперь "хороший" и "плохой" герой являются двумя личностями, находящимися внутри одного тела.




Идея очень интересная, но реализована она кривовато. Дело в том, что процесс переключения между личностями получился долгим и трудоёмким. Если вы хотите превратиться в Сё - то необходимо сначала выполнить цепочку из нескольких действий. Во-первых, нужно найти пистолет (без этого не удастся полностью провести трансформацию). Во-вторых, вы должны куда-нибудь спрятать маленький амулет "Микоши-сама" (пока амулет лежит в кармане у Ю, она не сможет превратиться в Сё). В-третьих, надо сделать так, чтобы за вами начал гоняться маньяк-преследователь. Когда маньяк попытается атаковать главную героиню - в этот момент Ю испытает сильный эмоциональный шок, и контроль над телом девушки возьмёт её "тёмная половина". А если вы потом захотите превратиться обратно в Ю - то придётся вспомнить, куда вы положили красный амулет, и снова взять его.

Как мы видим, переключение между двумя личностями - нелёгкая задача, на которую порой может уходить по 10-15 минут времени. Это требует терпения и иногда сильно раздражает. А если вы вдруг забудете, куда сунули амулет - то придётся прочёсывать всю локацию в его поисках. Я считаю, разработчикам следовало убрать все лишние заморочки и позволить игроку нажатием одной кнопки менять личность героини. Возможно, это выглядело бы не столь концептуально, но зато сделало бы игровой процесс более простым и удобным.




Теперь немного расскажу о маньяках. В Clock Tower Ghost Head нам не удастся встретить привычного ScissorMan'а - но на смену ему пришли сразу три новых психопата: маленькая девочка Чинацу, очень похожая на куклу и постоянно смеющаяся диким истерическим смехом; таинственный человек в самурайских доспехах, которого абсолютно никак нельзя ранить; а также кровожадный маньяк в красной демонической маске, вооружённый гигантским тесаком (оружие убийцы настолько тяжёлое, что его приходится тащить за собой по полу, издавая жутковатый скрежет). Все три новых маньяка мне очень понравились - они получились весьма неординарными и запоминающимися.

Помимо основных преследователей, в игре также присутствуют второстепенные враги - зомби со странной зелёной кожей (они появляются во втором и третьем эпизоде). Говорят, что кто-то из разработчиков был большим фанатом фильмов Джорджа Ромеро и решил таким образом отдать дань уважения культовому кинорежиссёру. Но честно говоря, мне идея с зомбями совершенно не понравилась. Они не страшные, не интересные, не оригинальные - но при этом крайне многочисленные и назойливые. Ситуацию ещё больше усугубляет тот факт, что прятаться от зомбей бесполезно. Чтобы избавиться от такого зеленушного чудика, его нужно заманить в определённую комнату и хорошенько стукнуть по голове каким-нибудь металлическим стулом или огнетушителем. Процесс нудный и рутинный, к тому же выглядит как-то комично. На мой взгляд, разработчикам надо было выкинуть зомбей из игры или хотя бы свести их количество к минимуму.

Стоит отметить, что необходимость постоянно отвлекаться на зеленушных зомбей и подолгу возиться со сменой личностей снижает напряжённость атмосферы и ослабляет чувство страха. Так что по уровню "страшности" игра значительно не дотягивает до предыдущей части Clock Tower (которая была действительно жуткой и пугающей). Впрочем, у Ghost Head атмосфера довольно своеобразная - здесь основная ставка сделана не на страх, а на ощущение безумия. Иногда это хорошо работает. В некоторых сценах мурашки бегут по коже именно от странного поведения персонажей, которые внезапно сходят с ума. А также от необъяснимой сюрреалистичности событий, которые разворачиваются у нас на глазах.






Эпизоды


Игра разделена на три эпизода. У каждого из них есть своя специфика, причём качество проработки эпизодов тоже сильно варьируется. Вкратце опишу впечатления от каждого эпизода:

1) События первой главы разворачиваются в небольшом японском особняке. Это однозначно самый лучший эпизод игры - здесь чувствуется сильная интрига, есть много ярких и запоминающихся сцен, а также классные враги. Вдобавок сама по себе локация хорошо проработана, поэтому её интересно исследовать.

2) Второй эпизод наоборот получился крайне слабым. Здесь все события происходят в госпитале - большинство комнат однообразны и осматривать их не очень интересно. Единственными врагами являются унылые зомби. К тому же загадки в этом эпизоде получились довольно-таки нелогичными и непонятными - с 95% вероятностью вы не догадаетесь, что надо делать, и будете бесцельно шататься по госпиталю на протяжении нескольких часов (совет: если запутаетесь, то лучше сразу загляните в гайд-прохождение, чтобы зря не тратить время). Короче говоря, косяков тут много. Единственное, что спасает вторую главу от провала - это несколько ярких сюжетных сцен и высокий градус безумия.

3) Где главная героиня окажется в третьем эпизоде - я вам не скажу (иначе это будет маленький спойлер). Отмечу лишь, что по размерам эта локация намного больше предыдущих: она насчитывает несколько этажей и множество комнат. Что касается самого эпизода - здесь есть как достоинства, так и недостатки. К положительным качествам можно отнести большой простор для исследования, интересные сюжетные сцены (особенно мне запомнились сцены с участием Фуджики), логичные головоломки, а также возможность повстречаться с главным маньяком - Ghost Head'ом, в честь которого названа игра (он действительно весьма классный!). Минусы заключаются в том, что интерьеры комнат плоховато проработаны, мало мест для пряток, и вдобавок по коридорам шастает очень много зеленушных зомбей. В целом третий эпизод мне понравился - но он не такой захватывающий, как первая глава.





Концовки


В игре присутствует 13 концовок, которые могут зависеть от нескольких разных факторов. Во-первых, очень важно, какая из двух личностей главной героини является доминирующей во время диалогов с другими персонажами (Сё может настроить людей против себя и получить пулю в лоб, а Ю может оказаться бессильна против внезапной опасности). Во-вторых, если вы не выполните какое-нибудь важное действие или не решите головоломку - то с большой вероятностью это приведёт к плохому финалу. В-третьих, в игре присутствует парочка сцен, когда во время диалога мы можем ответить "да" или "нет". Эти выборы тоже влияют на концовку, а также на судьбу определённых персонажей.

Однако проработка концовок оставляет желать лучшего. Только одна концовка ("Ending A") получилась достаточно подробной и развёрнутой - а остальные финалы длятся по 20 - 30 секунд и зачастую мало чем отличаются от обычного Game Over'а. По всей видимости, разработчикам не хватило времени на то, чтобы довести концовки до ума.

Ну и, конечно, надо сказать отдельное "спасибо" создателям за концовку "G". Суть её заключается в том, что если вы забудете выполнить одно маленькое действие в начале игры - то в финальной главе обязательно погибнете, и всю игру придётся перепроходить заново. Причём, концовка получилась абсолютно нелогичной и бессмысленной (в худших традициях концовок "E" и "F" из первого Clock Tower'а). Я считаю, этот финал вообще не стоило вводить в игру.





Визуальное и звуковое оформление


Графика в CTGH практически не поменялась с момента выхода предыдущей части серии. Разработчики немного улучшили модельки персонажей и убрали квадратные тени - но в остальном всё осталось без изменений. Графику нельзя назвать очень красивой - но в целом она смотрится хорошо для 1998-го года. Дизайны персонажей тоже получились достаточно убедительными и запоминающимися. А вот проработка окружающего мира оставляет неоднозначное впечатление. Первая локация выполнена очень классно и качественно - там каждую комнату интересно осматривать. А во втором и третьем эпизодах интерьеры большинства комнат наоборот обставлены довольно скудно и однотипно. Скорее всего это связано с нехваткой времени. Первую локацию создатели успели тщательно проработать - а остальные две пришлось делать на скорую руку.

Над музыкальным оформлением Clock Tower Ghost Head работала девушка по имени Каори Таказоэ (раньше она занималась звуковыми эффектами в CT1, CT2 и Twilight Syndrome). Ей хорошо удалось передать стилистику игры - музыка получилась довольно странной и шизофреничной, что помогает подчеркнуть атмосферу безумия. На мой взгляд, самые сильные треки - это Lunatic, Incident, Armor, Grave Choice, Fear of Death и Hospital.

Кстати, в CTGH стало больше музыкальных треков, чем в прошлых играх. В общей сложности мы сможем услышать здесь более 20-ти композиций. Но несмотря на широкий ассортимент музыки, общая концепция звукового оформления чётко следует традициям предыдущих Clock Tower'ов - 80% игрового времени мы проводим в кромешной тишине, а музыка начинает звучать только в определённых сценах.




Также нужно отметить, что в Clock Tower Ghost Head стало гораздо больше озвучки. Теперь озвучены все персонажи, все сюжетные сцены, и даже все комментарии, которые даёт главная героиня в процессе осмотра комнат. Что касается качества озвучки - то в японской версии она просто шикарна. Отдельно упомяну персонажей и актёров, которые мне больше всего понравились:

Чинацу и Фуджику озвучивает актриса по имени Томико Судзуки. Причём, эти персонажи очень сильно различаются - даже трудно поверить, что их роли действительно может играть один и тот же человек. Чинацу постоянно заливается безумным истерическим смехом - но при этом в её смехе чувствуется нечто неестественное и механическое, как у говорящей куклы (и эта деталь отлично подчёркивает образ Чинацу). Голос Фуджики наоборот звучит очень меланхолично и болезненно - она похожа на странного призрака, которому нет места в мире живых. Фуджика озвучена настолько классно, что от диалогов с ней у меня каждый раз мурашки бегут по коже! Надо признать, Томико Судзуки великолепно справилась со своими ролями. Но, к сожалению, это были одни из последних её ролей. Актриса умерла вскоре после выхода игры...

Озвучка главной героини тоже выполнена очень качественно. Голос Ю звучит робко и растерянно, как у маленького потерявшегося ребёнка. И это хорошо отражает беззащитность и инфантильность девочки. Кстати, любопытный факт: роль Ю Мидошимы играет Каэ Араки - все поклонники аниме наверняка слышали её голос в сериале Sailor Moon. Она играет там Чибиусу, а в некоторых эпизодах - также озвучивает и саму Сэйлор Мун.

Ещё мне запомнилась озвучка профессора Уро и главного маньяка - Ghost Head'а. Роли этих двух персонажей исполняет Акио Оцука - очень известный актёр, который играл Солида Снейка во всех частях Metal Gear Solid. Отмечу, что тут тоже персонажи получились весьма разноплановыми. Реплики профессора Уро - это истеричное бормотание и сумасшедшие вопли. Ghost Head наоборот очень немногословен - ему с большим трудом удаётся произносить слова, но в его голосе чувствуется скрытая ярость.

Впрочем, всё вышесказанное относится только к оригинальной японской версии игры. А в американской версии озвучка получилась очень слабая. Единственный персонаж, который там хорошо сыгран - это Сё. Качество англоязычной озвучки остальных героев колеблется от "удовлетворительно" до "ужасно". Подробнее от отличиях между японской и американской версией я расскажу в конце статьи.





TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:




Итог:
Clock Tower Ghost Head - это игра, которая изобилует уникальными идеями, но страдает от слабой технической реализации. В этом смысле её можно сравнить, например, с Deadly Premonition или с Illbleed. Здесь присутствуют определённые недоработки, а геймплей получился кривоватым - однако эти минусы компенсируются яркой индивидуальностью игры, интересной историей, классными персонажами и тотальным безумием. Поэтому я очень люблю Ghost Head несмотря на его недочёты.



Полезные ссылки:
>>Видео из игры<<
>>Саундтрек<<
>>Прохождение Clock Tower Ghost Head<<
>>Сравнение японской и английской озвучки<<
>>Мой старый обзор CTGH, написанный в 2006-м году<<







Различия между японской и американской версией



1) Локализаторы переименовали игру в "Clock Tower 2: The Struggle Within", таким образом превратив её в номерную часть. На мой взгляд, делать этого не следовало - ведь игра задумывалась именно как спин-офф. Вдобавок это усилило путаницу с нумерацией частей.

2) Изменено место действия. События игры теперь происходят не в Японии, а в США.

3) Всех персонажей превратили в американцев, попутно изменив им имена:

Yu Midoshima  -->  Alyssa Hale
Sho  -->  Bates
Fujika  -->  Shannon
Chinatsu  -->  Stephanie
Wataru Goumoto  -->  Doug Bowman
Hitoshi Ishizue  -->  Alex Corey
Takashi Midoshima  -->  Allen Hale
Fushihito Saido  -->  George Maxwell
Hajime Takano  -->  Philip Tate
Yayoi Takano  -->  Kathryn Tate
Akiyo Takano  -->  Ashley Tate
Masaharu Takano  -->  Michael Tate
Atsumi Kishi  -->  Jessica Cook
Tatsushi Uro  -->  Henry Kaplan

4) Вся озвучка теперь на английском языке. Причём, качество новой озвучки сильно хромает.

5) Перевод текста тоже выполнен довольно халтурно. Многие фразы в диалогах сформулированы коряво и нелепо. И даже смысл фраз иногда искажается до неузнаваемости.

6) В японской версии присутствовало несколько документов, в которых упоминалась девушка по имени Рин Сайдо. Но в английской версии переводчики зачем-то всунули туда имя совершенно другого персонажа, полностью исказив значение этих документов.

7) Локализаторы также умудрились переврать важную деталь истории, связанную с золотой статуей. Из-за этого в американской версии появились определённые сюжетные нестыковки (в японской версии сценарий был более логичным).

8) Убраны упоминания об инциденте, который произошёл в школе.

9) Сильно изменена озвучка Сё (Бэйтса). В оригинале он говорил женским голосом - но в американской версии его озвучивает мужчина. Хотя надо признать, что актёр хорошо постарался и сыграл роль достаточно убедительно.

10) Также изменилась озвучка Фуджики (Шеннон). К сожалению, новый голос практически рушит её образ.

11) В первом эпизоде мы слышим по телефону хриплый голос Бэйтса. Хотя вообще-то в той сцене нам должна звонить Чинацу \ Стефани.

Короче говоря, английская локализация игры выполнена так плохо, что всем переводчикам и всем актёрам (кроме одного) за такую "работу" нужно поотрывать руки. Поэтому я советую играть либо в оригинальную японскую версию (если вы хоть немного понимаете японский язык), либо в самодельную "Undub"-версию.







Undub-версия

Японская озвучка в Clock Tower Ghost Head значительно лучше английского дубляжа, поэтому мне захотелось сделать "UNDUB"-версию игры. То есть создать такую сборку, в которой будет японская озвучка и английский текст. Подробно почитать про эту версию (а также скачать её) можно тут:


>>Undub-версия Clock Tower: Ghost Head<<






Drama CD



В июле 1998-го года вышла аудиодрама по мотивам Clock Tower Ghost Head. По сюжету она очень близка к игре-первоисточнику, но здесь также присутствует несколько любопытных изменений. Вкратце расскажу о них, не вдаваясь в спойлеры:

1) Подробнее рассказано об инциденте, который произошёл в школе.
2) Добавлена сцена в поезде.
3) Ватару Гомото стал другим по характеру.
4) В аудиоспектакле финал получился более трагичным.
5) Всех персонажей (за исключением главной героини) озвучивают новые актёры.

>>Послушать аудиодраму можно тут<<






Манга



Помимо игры и аудиодрамы, также существуют две манги:

1) Первая манга появилась в марте 1998-го года, она была опубликована в официальном японском гайде "Clock Tower Ghost Head: Method to Capture Victory". Манга очень короткая - она состоит из восьми страниц и иллюстрирует определённые сцены из первого эпизода CTGH. Несколько лет назад фанаты отсканили эту мангу и перевели её на английский язык.

>>Читаем английскую версию манги<<

2) Вторая манга вышла в октябре 98-го года и носила название "Saidoke no Noroi" (Проклятье Семьи Сайдо). Она состояла из двух глав и насчитывала около 60 страниц. Ходят слухи, что эта манга раскрывала какие-то важные подробности о предыстории игры - но достоверно ничего не известно. Сканов манги до сих пор не существует, и скорее всего мы их уже никогда не увидим. Мне удалось найти только фотографию двух страниц - на них показана маленькая Ю Мидошима в детстве, а также таинственная женщина с белыми волосами.







Clock Tower Ghost Head и Silent Hill



В некоторых частях культовой серии Silent Hill можно обнаружить любопытные параллели с Clock Tower Ghost Head. По всей видимости, эта игра оказала определённое влияние на SH-серию. В качестве дополнения к обзору немного расскажу об интересных параллелях, которые мне удалось заметить:

>>Параллели между Ghost Head и Silent Hill<<







Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 27.01.2016