Японское название: Clock Tower Ghost Head
Американское название: Clock Tower 2 The Struggle Within
Дата релиза: 12 марта 1998
Разработчик: Human Entertainment
Платформа: Sony Playstation
Благодаря большому успеху второй части Clock Tower, серия обрела культовый статус в Японии и даже завоевала себе немало фанатов на Западе. Многие поклонники с замиранием сердца ждали продолжения любимой хоррор-игры. Однако Хифуми Коно (создатель Clock Tower'а) внезапно решил отвлечься от работы над своим детищем - и вместо третьей части серии занялся двумя совершенно новыми проектами: детективно-хоррорной адвенчурой Mikagura Shoujo Tanteidan, а также причудливой визуальной новеллой Neko Samurai.
Поэтому новую часть Clock Tower пришлось разрабатывать практически без участия мистера Коно. Его место заняли два других человека: директором и сценаристом стал Yutaka Hirata (один из создателей необычного RPG-хоррора "Dark Half"), а продюсером стал Yuichi Kobayashi (до этого работавший над игрой "Moonlight Syndrome").
Причём, они решили сделать не традиционный номерной сиквел - а спин-офф с абсолютно новой историей и новыми персонажами. Этот спин-офф получил название "Clock Tower: Ghost Head".
Разработка игры началась в 1997-м году. Однако создатели быстро столкнулись с непредвиденной проблемой. Дело в том, что компания "Human Entertainment" вдруг оказалась на грани банкротства (т.к. занималась в основном неформатными и артхаусными играми, которые плохо окупались). И чтобы остаться на плаву, ей нужно было как можно скорее пустить в продажу новую часть своего наиболее успешного франчайза - Clock Tower.
Из-за этого создателям пришлось разрабатывать игру в ускоренном темпе - и уже в марте 1998-го года в Японии состоялся релиз. Но даже этот отчаянный шаг не смог сильно продлить жизнь фирме "Human" - в 99-м году она всё-таки прекратила своё существование.
Итак, что же получилось у разработчиков? Удалось ли им в максимально короткие сроки создать яркую и интересную игру? Или их детище оказалось бездушной халтурой, слепленной на скорую руку? Давайте узнаем ответ на этот вопрос.
Сюжет игры
Clock Tower Ghost Head рассказывает о судьбе японской девочки по имени Yu Midoshima. Недавно с ней произошёл странный случай: школьница внезапно начала кидаться с ножом на своих одноклассников, а потом ничего не могла вспомнить о случившемся. Что на неё нашло...?
Дело в том, что Ю Мидошима страдает тяжёлой формой раздвоения личности. Внутри тихой и застенчивой школьницы живёт вторая личность - жестокий и циничный психопат, который называет себя "Sho". Эта тёмная сторона пробуждается во время сильного стресса и эмоционального шока, беря контроль над телом девочки.
Однако Ю не верит, что её проблема имеет психологические причины. Она убеждена, что в неё вселился зловещий призрак. Поэтому девочка носит с собой маленький красный амулет под названием "Микоши-сама", надеясь, что он поможет избавиться от одержимости.
После инцидента с нападением на одноклассников разразился скандал, из-за которого нашей героине пришлось срочно переводиться в другую школу и менять место жительства. В итоге она переезжает жить к семейству Такано - хорошим друзьям её отца. Но тут начинает твориться какая-то совсем уж необъяснимая чертовщина.
Прибыв на порог своего нового жилища, девочка с ужасом обнаруживает, что по комнатам раскиданы куски человеческих трупов. Вдобавок по дому бегает кровожадная кукла, вооружённая кухонным ножом! И ожившие самурайские доспехи с огромным мечом... Неужели это всё реально происходит, или Ю окончательно потеряла рассудок?
Впечатления от сценария
История Ghost Head сильно отличается от того, что мы видели в предыдущей части Clock Tower. Сюжет CT2 был довольно логичным и реалистичным, он чётко следовал традициям классических западных фильмов-слэшеров. Но в CTGH всё иначе - игра стала гораздо более "японской", а стилистику тут вообще трудно как-то классифицировать. Это чистая шизофрения. Странная фантасмагория, в которой сочетаются элементы психологического триллера, J-horror'а, сюрреализма, слэшера и зомби-апокалипсиса. Здесь многие события совершенно не поддаются объяснению, вызывая кучу вопросов и непонятностей. Порой возникают подозрения не только о полном сумасшествии главной героини, но и о сумасшествии сценариста.
Персонажи тоже получились оригинальными и безумными. Главная героиня постоянно мечется между двумя диаметрально-противоположными личностями, переключаясь из состояния тихой беззащитной девочки в состояние хладнокровного уголовника - и шокируя своим странным поведением всех окружающих людей. Ещё одним интересным и запоминающимся персонажем является женщина по имени Фуджика - каждое её действие и каждая её реплика пропитаны патологической чужеродностью, будто она пришла откуда-то из другого мира. А уж маньяки-преследовали в игре вообще абсолютно шизанутые. И даже те персонажи, которые вроде бы являются более-менее психически здоровыми, зачастую ведут себя настолько странно, будто тоже имеют серьёзные проблемы с головой.
В целом сюжет Ghost Head мне понравился. Здесь есть определённые недочёты в проработке сценария (и логика явно отдана в жертву сюрреализму), но это с лихвой компенсируется яркими персонажами, сильной интригой, неожиданными поворотами и причудливой стилистикой. За развитием событий всегда интересно следить - и сложно предугадать, куда дальше нас занесёт фантазия сценариста. Помимо этого игра оставляет большой простор для размышлений - даже после получения самой лучшей концовки остаётся немало тайн и недосказанностей. На протяжении многих лет поклонники активно обсуждали сюжет CTGH на форумах, обмениваясь интересными наблюдениями и придумывая различные теории.
Геймплей и Новые Идеи
Базовые основы игровой механики остались без изменений со времён предыдущих игр: мы блуждаем по локациям, осматриваем окружающий мир через Point&Click интерфейс, собираем полезные предметы, а также периодически спасаемся бегством от маньяков-преследователей. Однако теперь в геймплее появилось одно важное и весьма уникальное нововведение - система раздвоения личности.
На протяжении игры наша героиня постоянно балансирует между двумя личностями - "Yu" и "Sho", переходя из одного состояния в другое. У каждой личности - свои особенности. Yu очень боязлива - она никогда не вступает в конфронтации и может лишь прятаться и убегать. Sho умеет пользоваться огнестрельным оружием и может делать такие вещи, на которые пугливая и нерешительная девочка была бы неспособна. Однако Sho очень плох в общении с окружающими людьми - он может настроить других персонажей против себя, или даже довести их до самоубийства. Помимо этого, Yu и Sho могут находить разные вещи во время осмотра комнат. Так что каждую локацию надо внимательно исследовать два раза, чтобы не пропустить полезные предметы.
Если задуматься, то Clock Tower Ghost Head в какой-то мере продолжает традиции предыдущей игры Ютаки Хираты - "Dark Half". В этой игре мы поочерёдно управляли добрым рыцарем и кровожадным злодеем. Там тоже герои сильно отличались (как по моральным качествам, так и по геймплейным особенностям), по-разному общались с второстепенными персонажами и могли находить разные вещи при исследовании локаций. Но теперь "хороший" и "плохой" герой являются двумя личностями, находящимися внутри одного тела.
Идея с раздвоением личности очень интересная, но реализована она неудобно. Процесс переключения между Yu и Sho получился слишком долгим и трудоёмким.
Если вы хотите поменять личность - то необходимо сначала выполнить цепочку из нескольких действий. Во-первых, нужно куда-нибудь спрятать маленький амулет "Микоши-сама" (пока амулет лежит в кармане у Yu, она не сможет превратиться в Sho). А потом надо сделать так, чтобы за вами начал гоняться маньяк-преследователь. Когда маньяк попытается атаковать главную героиню - в этот момент девочка испытает сильный эмоциональный шок, и контроль над её телом девушки возьмёт "тёмная половина". А если вы потом захотите превратиться обратно в Yu - то придётся вспомнить, куда вы положили красный амулет, и снова взять его.
В общем, переключение между двумя личностями - весьма нелёгкая задача, на которую порой может уходить по 10-15 минут времени. Это требует терпения и иногда сильно раздражает. А если вы вдруг забудете, куда сунули амулет - то придётся прочёсывать всю локацию в его поисках. Я считаю, разработчикам следовало убрать все лишние заморочки и позволить игроку менять личность героини просто нажатием одной кнопки. Возможно, это выглядело бы не столь концептуально, но зато сделало бы игровой процесс более простым и удобным.
Маньяки и Зомби
В Clock Tower Ghost Head нам не удастся встретить привычного ScissorMan'а - но на смену ему пришли сразу несколько новых маньяков-преследователей:
1) Маленькая девочка Chinatsu, похожая на куклу и постоянно смеющаяся диким истерическим смехом. Она носит с собой большой кухонный ножик и очень любит протыкать людям животы.
2) Таинственный человек в самурайских доспехах, которого нельзя ранить даже выстрелом из пистолета.
3) Кровожадный психопат Ghost Head в красной демонической маске, вооружённый гигантским тесаком. Оружие убийцы настолько тяжёлое, что его приходится тащить за собой по полу, издавая жутковатый скрежет.
Новые маньяки мне понравились - они получились неординарными и запоминающимися. Вдобавок у каждого маньяка есть свои особенности, которые отражаются на геймплее.
Помимо основных преследователей, в игре также присутствуют второстепенные враги - зомби со странной зелёной кожей (они появляются во втором и третьем эпизоде). Говорят, что кто-то из разработчиков был большим фанатом фильмов Джорджа Ромеро и решил таким образом отдать дань уважения культовому кинорежиссёру. Но к сожалению, идея с зомбями тут реализована очень криво. Они не страшные, не интересные, не оригинальные - но при этом крайне многочисленные и назойливые.
Ситуацию ещё больше усугубляет тот факт, что прятаться от зомбей бесполезно. Чтобы избавиться от такого зеленушного чудика, его нужно заманить в определённую комнату и хорошенько стукнуть по голове каким-нибудь металлическим стулом или огнетушителем. Процесс нудный и рутинный, к тому же смотрится это всё как-то комично. В общем, унылые зомбаки только портят игру. На мой взгляд, разработчикам было бы лучше выкинуть из игрового процесса всех зомбей и оставить только основных маньяков.
Атмосфера
Clock Tower Ghost Head нельзя назвать особо страшной игрой. Необходимость постоянно отвлекаться на зеленушных зомбей и подолгу возиться со сменой личностей снижает напряжённость атмосферы и ослабляет чувство страха. А в некоторых моментах игра выглядит даже забавно. Так что по уровню "страшности" CTGH сильно не дотягивает до предыдущей части Clock Tower (которая была действительно жуткой и пугающей).
Впрочем, в Ghost Head атмосфера довольно своеобразная - здесь основная ставка сделана не на страх, а на шизофреничность и ощущение безумия. Иногда это хорошо работает. В некоторых сценах мурашки бегут по коже именно от странного поведения персонажей, которые внезапно сходят с ума. А также от необъяснимой "логики сна", когда у нас на глазах вдруг начинает твориться всякая дичь.
Эпизоды
Игра разделена на три эпизода. У каждого из них есть своя специфика, причём качество проработки эпизодов тоже сильно варьируется. Вкратце опишу впечатления от каждого эпизода:
1) Первая глава называется "Yellow Cursed Doll". События тут разворачиваются в небольшом японском особняке. Это однозначно самый лучший эпизод игры - здесь чувствуется сильная интрига, есть много ярких и запоминающихся сцен, а также классные враги. Вдобавок сама по себе локация хорошо проработана, поэтому её интересно исследовать.
2) А вот второй эпизод под названием "Noisy Monsters Cage" наоборот получился крайне слабым. Здесь все события происходят в госпитале - большинство комнат однообразны и осматривать их не интересно. Единственными врагами являются унылые зомби. К тому же загадки в этом эпизоде слишком нелогичные - с 95% вероятности вы не поймёте, что надо делать, и будете бесцельно шататься по госпиталю на протяжении нескольких часов (совет: если запутаетесь, то лучше сразу загляните в гайд-прохождение, чтобы не тратить время попусту). Короче говоря, косяков тут много. Единственное, что спасает вторую главу от полного провала - это несколько ярких сюжетных сцен с высоким градусом безумия.
3) Где главная героиня окажется в третьем эпизоде - я вам не скажу (иначе это будет маленький спойлер). Отмечу лишь, что по размерам эта локация намного больше предыдущих: она насчитывает несколько этажей и множество комнат. Что касается самого эпизода - здесь есть как достоинства, так и недостатки. К положительным качествам можно отнести большой простор для исследования, интересные сюжетные сцены (особенно мне запомнились сцены с участием Фуджики), логичные головоломки, а также возможность повстречаться с главным маньяком - Ghost Head'ом, в честь которого названа игра (он действительно классный!). Минусы заключаются в том, что интерьеры комнат плоховато проработаны, мало мест для пряток, и вдобавок по коридорам шастает очень много зеленушных зомбей. В целом третий эпизод мне понравился - но он не такой интересный, как первая глава.
Концовки
В игре присутствует 13 концовок, которые могут зависеть от нескольких факторов. Во-первых, очень важно, какая из двух личностей главной героини является доминирующей во время диалогов с другими персонажами (Sho может настроить людей против себя и получить пулю в лоб, а Yu может оказаться бессильна против внезапной опасности). Во-вторых, если вы не выполните какое-нибудь важное действие или не решите головоломку - то с большой вероятностью это приведёт к плохому финалу. В-третьих, в игре присутствует парочка сцен, когда во время диалога мы можем ответить "да" или "нет". Эти выборы тоже влияют на концовку, а также на судьбу определённых персонажей.
Однако проработка концовок оставляет желать лучшего. Только одна концовка ("Ending A") получилась достаточно подробной и развёрнутой - а остальные финалы длятся по 20 - 30 секунд и зачастую мало чем отличаются от обычного Game Over'а. По всей видимости, разработчикам не хватило времени на то, чтобы довести концовки до ума.
Ну и, конечно, надо сказать отдельное "спасибо" создателям за концовку "G". Дело в том, что если вы забудете выполнить одно маленькое действие в начале игры - то в финальной главе обязательно погибнете, и всю игру придётся перепроходить заново. Причём, концовка получилась абсолютно нелогичной и бессмысленной. Я считаю, этот финал вообще не стоило вводить в игру.
Графика и Музыка
Графика в CTGH практически не поменялась с момента выхода предыдущей части серии. Разработчики немного улучшили модельки персонажей и убрали квадратные тени - но в остальном всё осталось без изменений. В принципе такой уровень графона смотрится нормально для 1998-го года. Дизайны персонажей тоже получились достаточно убедительными и запоминающимися.
А вот проработка окружающего мира оставляет неоднозначное впечатление. Первая локация выполнена очень классно и качественно - там каждую комнату интересно осматривать. А во втором и третьем эпизодах интерьеры большинства комнат наоборот обставлены довольно скудно и однотипно. Скорее всего это связано с нехваткой времени. Первую локацию создатели успели тщательно проработать - а остальные две пришлось делать на скорую руку.
Над музыкальным оформлением Clock Tower Ghost Head работала девушка по имени Каори Таказоэ (раньше она занималась звуковыми эффектами в CT1, CT2 и Twilight Syndrome). Ей хорошо удалось передать стилистику игры - музыка получилась довольно странной и шизофреничной, что помогает подчеркнуть атмосферу безумия. На мой взгляд, самые сильные треки - это Lunatic, Incident, Armor, Grave Choice, Fear of Death и Hospital.
Кстати, в CTGH стало больше музыкальных треков, чем в прошлых играх. В общей сложности мы сможем услышать здесь более 20-ти композиций. Но несмотря на широкий ассортимент музыки, общая концепция звукового оформления чётко следует традициям предыдущих Clock Tower'ов - 80% игрового времени мы проводим в кромешной тишине, а музыка начинает звучать только в определённых сценах.
Озвучка и Актёры
В Clock Tower Ghost Head стало гораздо больше озвучки. Теперь озвучены все персонажи, все сюжетные сцены, и даже все комментарии, которые даёт главная героиня в процессе осмотра комнат. Что касается качества озвучки - то в японской версии она просто шикарна. Отдельно упомяну персонажей и актёров, которые мне больше всего понравились:
Чинацу и Фуджику озвучивает актриса по имени Tomiko Suzuki. Причём, эти персонажи очень сильно различаются - даже трудно поверить, что их роли действительно может играть один и тот же человек. Чинацу постоянно заливается безумным истерическим смехом - но при этом в её смехе чувствуется нечто неестественное и механическое, как у говорящей куклы (и эта деталь отлично подчёркивает образ Чинацу). Голос Фуджики наоборот звучит очень меланхолично и болезненно - она похожа на странного призрака, которому нет места в мире живых. Фуджика озвучена настолько классно, что от диалогов с ней у меня каждый раз мурашки бегут по коже! Надо признать, Томико Судзуки великолепно справилась со своими ролями. Но, к сожалению, это были одни из последних её ролей. Актриса умерла вскоре после выхода игры...
Озвучка главной героини Ю Мидошимы тоже выполнена очень качественно. Её голос звучит робко и растерянно, как у маленького потерявшегося ребёнка. И это хорошо отражает беззащитность и инфантильность девочки. Кстати, любопытный факт: роль Ю Мидошимы играет Kae Araki - все поклонники аниме наверняка слышали её голос в сериале Sailor Moon. Она играла там Чибиусу, а в некоторых эпизодах - также озвучивала и саму Сэйлор Мун.
Ещё мне запомнилась озвучка профессора Уро и главного маньяка - Ghost Head'а. Роли этих двух персонажей исполняет Akio Otsuka - очень известный актёр, который играл Солида Снейка во всех частях Metal Gear Solid. Оба персонажа получились весьма разноплановыми. Реплики профессора Уро - это истеричное бормотание и сумасшедшие вопли. Ghost Head наоборот очень немногословен - ему с большим трудом удаётся произносить слова, но в его голосе чувствуется скрытая ярость.
Впрочем, всё вышесказанное относится только к оригинальной японской версии игры. А в американской версии озвучка получилась очень слабая. Единственный персонаж, который там хорошо сыгран - это Sho (но его личность в западной версии сильно изменили и переименовали в Бэйтса). Качество англоязычной озвучки остальных героев колеблется от "удовлетворительно" до "ужасно". Подробнее об отличиях между японской и американской версией я расскажу в конце статьи.
Плюсы и Минусы игры
Основные достоинства и недостатки Clock Tower Ghost Head
Плюсы:
+ Интересный сценарий.
+ Высокий градус безумия.
+ Оригинальная идея с раздвоением личности.
+ Много интересных персонажей.
+ Яркие и запоминающиеся маньяки.
+ Отличная озвучка (в японской версии).
+ Хорошее музыкальное оформление.
+ 13 концовок.
Минусы:
- Переключение между личностями отнимает много времени.
- Зомби получились унылыми и лишь портят игру.
- Bad End'ы слишком короткие и невыразительные.
- Второй эпизод (про больницу) очень слабенький.
- Посредственная проработка локаций во 2-м и 3-м эпизодах.
- Ужасная английская локализация.
Итог:
Clock Tower Ghost Head - это один из самых необычных и шизофренических хорроров своего времени. Игра изобилует уникальными идеями, но страдает от слабой реализации. Здесь присутствуют определённые недоработки, а геймплей получился кривоватым - однако эти минусы компенсируются яркой индивидуальностью игры, интересной историей, классными персонажами и тотальным безумием. Поэтому я люблю Ghost Head даже несмотря на его явные недочёты.
Американская версия игры вышла в октябре 1999 (с запозданием на полтора года) и называлась "Clock Tower 2: The Struggle Within".
К сожалению, она сильно пострадала из-за плохой озвучки. Большинство персонажей тут сыграны откровенно халтурно, и новая озвучка сильно исковеркала образы некоторых героев.
Вдобавок западные локализаторы зачем-то решили заняться всякими извращениями и исказили сценарий. Они перенесли все события из Японии в США, всех персонажей превратили в американцев и поменяли им имена, а также умудрились ещё переврать некоторые детали истории.
Подробный список различий можно почитать тут:
UNDUB-версия
Японская озвучка в Clock Tower Ghost Head значительно лучше английского дубляжа, поэтому в 2016-м году мне захотелось смонтировать самодельную сборку игры с японской озвучкой и английским текстом. Так появилась первая UNDUB-версия CTGH.
Потом в 2023-м году западные фанаты Clock Tower развили эту идею - и сделали второй вариант Undub-версии, в которой отредактированы тексты диалогов и персонажам возвращены их оригинальные японские имена.
Подробно почитать про Undub-версии (а также скачать их) можно тут:
Потом в 2023-м году западные фанаты Clock Tower развили эту идею - и сделали второй вариант Undub-версии, в которой отредактированы тексты диалогов и персонажам возвращены их оригинальные японские имена.
Подробно почитать про Undub-версии (а также скачать их) можно тут:
Видео из игры
(Undub-версия 2023)
(Undub-версия 2023)
Другие ролики:
Drama CD
В июле 1998-го года вышла аудиодрама по мотивам Clock Tower Ghost Head. По сюжету она очень близка к игре-первоисточнику, но здесь также присутствует несколько любопытных изменений. Вкратце расскажу о них, не вдаваясь в спойлеры:
1) Подробнее рассказано об инциденте, который произошёл в школе.
2) Добавлена сцена в поезде.
3) Ватару Гомото стал другим по характеру.
4) В аудиодраме финал получился более трагичным.
5) Всех персонажей (за исключением главной героини) озвучивают новые актёры.
1) Подробнее рассказано об инциденте, который произошёл в школе.
2) Добавлена сцена в поезде.
3) Ватару Гомото стал другим по характеру.
4) В аудиодраме финал получился более трагичным.
5) Всех персонажей (за исключением главной героини) озвучивают новые актёры.
Помимо игры и аудиодрамы, также существуют две манги:
1) Первая манга появилась в марте 1998-го года. Она была опубликована в официальном японском гайде "Clock Tower Ghost Head: Method to Capture Victory". Манга очень короткая - она состоит из восьми страниц и иллюстрирует определённые сцены из первого эпизода CTGH. Несколько лет назад фанаты отсканили эту мангу и перевели её на английский язык.
2) Вторая манга вышла в октябре 98-го года и носила название "Saidoke no Noroi" (Проклятье Семьи Сайдо). Она состояла из двух глав и насчитывала около 60 страниц. Ходят слухи, что эта манга раскрывала какие-то важные подробности о предыстории игры - но достоверно ничего не известно. Сканов манги до сих пор не существует, и скорее всего мы их уже никогда не увидим. Мне удалось найти только фотографию двух страниц - на них показана маленькая Ю Мидошима в детстве, а также таинственная женщина с белыми волосами.
Во второй и третьей части культовой серии Silent Hill можно обнаружить некоторые параллели с Clock Tower Ghost Head. По всей видимости, эта игра оказала определённое влияние на SH-серию. В качестве дополнения к обзору немного расскажу об интересных параллелях, которые мне удалось заметить:
Другие интересные материалы
о хоррор-играх на нашем сайте
>> Все статьи о CLOCK TOWER <<
>> Обзоры хорроров <<
>> Самые странные ужасники <<
>> Музей хоррор-игр <<
Также вы можете подписаться на
Youtube-канал и Telegram-канал
Youtube-канал и Telegram-канал
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями: