Forbidden SIREN

Haunted House (Atari 2600) - horror game review




Название: Haunted House
Дата релиза: февраль 1982
Разработчик: Atari
Платформа: Atari 2600


В сегодняшнем обзоре я хочу совершить очередной экскурс в историю и рассказать об игре "Haunted House", которая стала одним из самых ранних прародителей видеоигрового хоррора. Haunted House вышел в начале 1982-го года на приставке Atari 2600, и считается первой хоррор-игрой, выпущенной на домашних консолях (до этого ужастики были только на компьютерах и аркадных автоматах).

История игры разворачивается в маленьком американском городке Спирит Бэй. Когда-то давно здесь жил странный человек по имени Захарий Грейвс - почти всю жизнь он провёл, запершись в своём особняке. Почему он боялся выходить наружу? Какие секреты скрывал от людских глаз? Ответы на эти вопросы не знает никто. Но после смерти Захария, об особняке начали ходить разные слухи. Одни говорят, что теперь там обитают зловещие призраки. Другие говорят, что в доме Захария спрятана какая-то древняя реликвия, обладающая магической силой. И вот мы решаем проникнуть в особняк, чтобы раскрыть его тайны...




Наша задача - исследовать заброшенный дом, найти реликвию, и вернуться обратно живыми. Особняк состоит из четырёх этажей и в общей сложности насчитывает 24 комнаты. Некоторые комнаты заперты - так что придётся либо искать ключ, либо пытаться пробраться в них через обходные пути. Внутри особняка царит кромешная тьма. Не видно ни стен, ни лестниц, ни дверей - хоть глаз выколи. Поэтому нам предстоит использовать спички для освещения (зажжённая спичка освещает небольшой пятачок вокруг главного героя).

Поиски осложняет тот факт, что искомая реликвия разбита на 3 части, и её кусочки раскиданы по разным комнатам. Необходимо найти все части и соединить их вместе. Причём, нельзя заранее узнать, где именно находятся кусочки магической реликвии. Каждый раз когда мы начинаем игру - расположение предметов генерируется случайным образом.

Также следует учитывать, что в особняке таится смертельная опасность. Дом населён гигантскими пауками-монстрами, кровожадными летучими мышами и привидениями. А наш герой абсолютно беззащитен и не умеет драться - поэтому ему придётся убегать от врагов. Количество монстров и их скорость зависит от выбранного уровня сложности (в Haunted House предусмотрено 9 вариантов сложности).




Таким образом, на протяжении игры мы блуждаем по особняку, освещая спичками тёмные комнаты, и периодически спасаемся бегством от всяких чудищ. По-моему, отличная концепция для хоррора! Причём, Haunted House сочетает в себе очень много интересных и инновационных для своего времени идей. Давайте поподробнее проанализируем идеи, заложенные в игру:

1) Свободное исследование особняка. В Haunted House нет разделения на уровни - мы можем свободно исследовать заброшенный дом, выискивая полезные предметы и осматривая комнаты в любой последовательности. Позже аналогичную формулу (а заодно и сеттинг "заброшенных особняков") будут использовать такие игры как Alone in the Dark, Doctor Hauzer, Sweet Home и Resident Evil.

2) Тьма и освещение. Помните, какой фурор вызвала идея с темнотой и фонариком в момент выхода первой части Silent Hill? А ведь Haunted House использовал похожую идею на целых 17 лет раньше. Только вместо фонарика там были спички.




3) Беззащитность. В игре нет битв, от врагов можно только убегать. Такую концепцию беззащитности будут потом использовать Halloween, Clock Tower, Echo Night, а также многие другие хорроры.

4) Элементы стелса. Довольно любопытно, что в Haunted House присутствуют некоторые зачатки стелс-механики. Когда враги не видят главного героя - они спокойно бродят по комнатам, не подозревая о нашем присутствии. Но если монстры нас заметят - то тут же начнут преследовать. В игре даже присутствует специальный предмет (волшебный скипетр), который делает главного героя невидимым для вражеских глаз - прямо как stealth-камуфляж в Metal Gear Solid.

5) Ограничение инвентаря. Мы можем носить с собой только 1 предмет (либо кусочки реликвии, либо ключ, либо скипетр). Поэтому каждый раз при обнаружении нового предмета нам придётся задумываться - какую вещь взять с собой, а какую лучше выложить. Похожую идею с ограничением инвентаря впоследствии будут использовать многие survival horror'ы 90-х годов.





Итог:
Вся игра занимает лишь 4 килобайта - но в эти 4кб разработчики сумели вместить столько оригинальных и интересных идей, что просто диву даёшься. Конечно, сейчас "Дом с Привидениями" уже никого не сможет напугать - но историческая значимость этой игры неоспорима. В неё должен сыграть каждый, кто всерьёз интересуется историей развития хоррор-игр.




Полезные ссылки:
>>Видео из игры<<
>>Первоначальный вариант обложки<<
>>Рекламный постер<<
>>Отсылка к сериалу Twilight Zone<<






Haunted House 2010



Дата релиза: октябрь 2010г.
Разработчик: Atari \ ImaginEngine
Платформа: Nintendo Wii, Xbox360, PC


В 2010-м году компания Atari выпустила продолжение Haunted House. История сиквела разворачивается через несколько лет после событий предыдущей игры. Как выясняется, главный герой первой части бесследно исчез - он так и не вернулся из проклятого особняка. Но у него осталось два внука - Джейкоб и Сильвия. И вот однажды они решают отправиться в городок Спирит Бэй, чтобы исследовать заброшенный особняк и выяснить, что случилось с их дедом.

Мы можем играть за любого из двух персонажей. Нам предстоит пройти 20 уровней, столкнуться с монстрами и привидениями, найти 3 части древней магической реликвии, а также узнать истинную причину произошедших в особняке событий.




Вкратце расскажу о плюсах и минусах игры.

Что мне понравилось:

1) Геймплей получился довольно "казуальным", но на удивление увлекательным. Игру сложно отложить в сторону - почему-то возникает желание пройти ещё один уровень, и ещё, и ещё... В итоге у меня получилось так, что все 20 уровней были пройдены за один вечер.

2) На ранних этапах игра очень тщательно следует канонам первой части. Вид сверху, темнота, освещение спичками, поиск предметов, ограничение инвентаря, беззащитность, убегание от призраков - в общем, все традиции соблюдены (но ближе к середине игры ситуация изменится - об этом я расскажу чуть позже).

3) Появились дневники и записки с сюжетной информацией. Причём, их количество весьма велико - в процессе исследования особняка можно обнаружить более 70 разных дневников! Они проливают свет на вопросы, которые мучили поклонников Haunted House на протяжении 30 лет - что произошло со стариком Грейвсом, зачем нужна магическая реликвия, и т.п.

4) В игре мало музыки, но фоновый эмбиэнт получился вполне неплохим.




Что мне НЕ понравилось:

1) Унылый дизайн. Интерьеры особняка выполнены более-менее нормально, но вот детско-мультяшные персонажи и шаблонные монстры совсем никуда не годятся. Мне бы хотелось, чтобы дизайн был выполнен в более серьёзной и мрачной стилистике.

2) Поначалу наш главный герой безоружен и беззащитен, но ближе к середине игры концепция беззащитности полностью ломается. Начиная с 9-го этапа мы получаем специальный фонарь под названием "Око Саурона", который может уничтожать монстров своим светом. Используя этот чудо-фонарь, можно легко и непринуждённо истреблять всех встреченных чудищ - так что убегать от монстров больше нет смысла. С этого момента игровой процесс теряет свою "каноничность" и становится больше похож на dungeon crawler'ы типа Diablo.

3) Игра слишком простая. Даже на самом высоком уровне сложности большинство этапов легко проходится без единой гибели. Более-менее серьёзную опасность представляют лишь боссы.

4) Игра получилась не страшной. Мультяшный дизайн и низкий уровень сложности сильно бьют по атмосфере.

5) Абсолютно халтурная концовка.




Итог:
Разработчики Haunted House 2010 попытались сделать такую игру, которая смогла бы понравиться как олдскульщикам-ретрогеймерам, так и маленьким детям. Результат получился неоднозначным. На "достойный сиквел" игра явно не тянет, но как развлекушка на пару вечеров - вполне сойдёт. А если учесть, что Haunted House 2010 изначально задумывался как бюджетная игра и продавался по скромной цене 19.99$, то в целом получилось неплохо (по крайне мере, могло быть гораздо хуже).


>>Видео из игры<<





Haunted House: Cryptic Graves



Дата релиза: конец 2014г.
Разработчик: Dreampainters
Платформа: PC


Разработкой новой части Haunted House занимается небольшая итальянская студия Dreampainters (известная по инди-хоррору "Anna"). На этот раз главной героиней истории станет девушка-экстрасенс по имени Аня Грейвс. Используя свои мистические способности, ей предстоит раскрыть секреты старинного особняка. Судя по трейлеру, новая игра будет более серьёзной и атмосферной, чем Haunted House 2010.

>>Трейлер игры<<
>>Официальный сайт<<










Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 20.09.2014