Дата релиза: 27 ноября 1997
Разработчик: K.2.C \ VSL \ System Sacom
Платформы: PS1, Saturn
Разработчик: K.2.C \ VSL \ System Sacom
Платформы: PS1, Saturn
Вирусы - довольно жутковатая штука. Вирус может быть везде, его нельзя увидеть. Им легко заразиться. А заражённый человек может ещё долгое время не понимать, что он уже обречён на мучительную гибель. Вот задумайтесь - а вдруг прямо сейчас рядом с вами летает какая-нибудь смертоносная зараза? Страшно, да?
В принципе это очень благодатная тема для хоррор-игр. Но почему-то разработчики её используют крайне редко. Полноценные "вирусные хорроры" (где инфекция являлась бы частью геймплея, а не каким-то абстрактным сюжетным элементом) можно по пальцам сосчитать.
Самая первая игра, использовавшая ярко-выраженную тему боязни вирусов называлась "R?MJ: Mystery Hospital". Она вышла в 1997-м году на PlayStation 1 и Sega Saturn.
Уникальная особенность "Таинственного Госпиталя" заключалась в том, что важным источником опасности тут был вирус, который мог присутствовать где угодно и постепенно убивать нас.
Ещё у R?MJ был довольно оригинальный сеттинг для своего времени. Сейчас в это трудно поверить - но игра стала первым хоррором, в котором можно было свободно исследовать целый госпиталь. Других ужасников на "госпитальную" тематику тогда ещё не было.
Создатели игры
Директором проекта был Акиёши Имазеки. Всю жизнь он занимался режиссурой кинофильмов - и R?MJ стал его единственной видеоигрой. Поэтому тут чувствуется сильный кинематографический уклон. Кстати, довольно любопытно, что Имазеки снимал несколько фильмов в России, Украине и Беларуси. У него был фильм "Kalina's Apple" о маленькой девочке, жившей рядом с Чернобыльским лесом. "Tunnel of Love" о красивом украинском местечке для влюблённых. А ещё он снимал фильм "Лайка" про японку, приехавшую в Россию.
Программной частью и движком R?MJ занималась компания System Sacom - разработчики артхаусных квестов "Mansion of Hidden Souls" и "Lunacy". Так что по игровой механике R?MJ сильно напоминает их предыдущие проекты.
Над персонажами, локациями и CG-роликами работали фирмы "K.2.C" и "Visual Science Laboratory". Потом многие люди из этой же команды вновь объединились для работы над survival horror'ом "Countdown Vampires" для PS1.
Музыку для игры писал композитор Кеничи Камио. Он тоже потом работал над Countdown Vampires.
Сюжет и персонажи
События R?MJ разворачиваются в 1999-м году. Мир переживает тяжёлые времена - во многих странах идёт вспышка новой формы гриппа под названием Influenza-99. Например, в Японии этим вирусом уже заразилось более трёх миллионов человек. Вдобавок появляются новые, ещё более смертоносные заболевания - "вирус Ламии" и "бактериальная инфекция Дагона" со 100% летальностью.
И вот в один прекрасный день в японском госпитале "Sojiro Tenma Memorial General Hospital" внезапно раздаётся большой взрыв и начинается пожар. Из-за этого в здании оказываются заперты несколько человек.
Вскоре они находят в коридоре труп пациента с симптоматичными пятнами на теле - и с ужасом осознают, что в больницу проник "вирус Ламии". И вдобавок ещё какой-то странный человек наблюдает за ними через систему камер. Сможем ли мы понять, что происходит в этом госпитале и спастись отсюда живыми?
В игре присутствует 5 основных персонажей:
Hajime
Нам предстоит играть роль 18-летнего байкера по имени Хадзиме. Он приехал в госпиталь лишь для того, чтобы проведать своего друга Рё, который недавно попал в аварию. Но время для приезда оказалось крайне неудачным - и Хадзиме попадает прямо в самую гущу жутких событий.
Ryo
В последнее время Рё как-то не везёт. Сначала он попал в автомобильную аварию и угодил в госпиталь, а теперь вдобавок и в госпитале начала твориться какая-то дичь. Но он привык по жизни быть сильным, как герой американских боевиков. А ещё у Рё есть странная привычка полагаться на удачу. Он всегда носит с собой монетку и любит разруливать сложные дилеммы через "орла или решку".
Tomowo
Ещё один друг Хадзиме, который приехал вместе с ним проведать госпитализированного Рё. Весёлый и жизнерадостный парень, который даже в экстремальной ситуации старается отшучиваться и не показывать страха.
Aya
Медсестра, недавно устроившаяся работать в больницу. Добрая и отзывчивая девушка, которая пытается всегда сохранять спокойствие и помогать окружающим.
Misato
Молодая пациентка госпиталя. Милая, но довольно вредная по характеру. И часто ведёт себя, как капризный ребёнок.
Сценарий R?MJ мне понравился. Тут есть неожиданные и довольно безумные сюжетные повороты. А ближе к середине история начинает развиваться в каком-то сюрреалистичном стиле, напоминая бредовый сон. Поэтому за развитием событий интересно следить.
Подборка героев тоже получилась вполне приятная. Образы персонажей довольно простенькие и не отличаются глубиной - но у каждого из них есть свой характер. Все они вызывают сопереживание и запоминаются.
При желании можно поругать сценаристов за некоторые нелогичные моменты и внутренние противоречия. Определённые детали сюжета стоило бы продумать получше. Но в целом это не особо портит впечатление от истории. Иногда тут нелогичности даже работают в плюс, усиливая ощущение "бредового сна".
Также довольно любопытно, что при всей своей сюрреалистичности игра довольно точно предсказала эпидемию Covid-19. Читаешь игровые файлы про то, как мутировал Influenza-99 и как его пытались остановить вакцинами - и думаешь "блин, да это же реально Ковид!".
Геймплей и интересные идеи
Игра представляет собой FMV-адвенчуру с видом от первого лица наподобие Mansion of Hidden Souls и D no Shokutaku. Мы бродим по госпиталю, осматриваем всё вокруг, ищем полезные предметы и решаем иногда головоломки.
При этом в R?MJ есть много оригинальных геймплейных идей, связанных с темой вирусов:
1) В игре можно заразиться и погибнуть от инфекции. Частицы вируса могут быть где угодно - они могут летать по воздуху, оседать на предметах или находиться в трупах. У каждой комнаты есть свой уровень вирусной нагрузки. Если долго стоять в месте с большой концентрацией вируса - то здоровье главного героя начнёт постепенно снижаться. В итоге мы заразимся и умрём жуткой смертью.
2) В начале игры мы находим портативный медицинский прибор наподобие дозиметра - он показывает количество вирусных частиц вокруг нас. Если количество вируса близко к нулю - то комната безопасна. Но если числа на приборе начинают зашкаливать - то лучше скорее отсюда убегать.
3) Также в госпитале можно найти спрей для дезинфекции. Он способен защитить нас от вируса на короткое время.
4) Ещё в игре можно примерить на себя противовирусный костюм с кислородным баллоном. Он хорошо защищает от вируса в особо опасных локациях, но воздух в нём ограничен - его хватит лишь на 10-15 минут.
5) Разработчики придумали для игры несколько разных типов вируса - у каждого из них свои симптомы. В одной из сцен нам надо определить тип инфекции по симптомам - и вколоть правильные противовирусные препараты заражённым людям. Но если мы перепутаем лекарства - то получим очень жуткую сцену, где наши друзья сгниют заживо от вируса (это была наверное одна из самых шокирующих сцен смерти в хоррор-играх на тот момент).
6) А ещё в игре можно проводить эксперименты на маленьких слизнячках, вкалывая им всякие вирусы и лечебные препараты. Причём, у подопытных слизняков реально проявляются разные симптомы от разных вирусов - и это всё показано в виде небольших CG-заставок. Ну где ещё встретишь хоррор-игру, где разработчикам пришло бы в голову такое?
Недостатки геймплея
К сожалению, в R?MJ также есть несколько геймплейных косяков, которые портят игру:
1) Мало интересных головоломок. По сути, тут только две хороших загадки - это подбор лекарств по симптомам и сцена с финальным "боссом". Это явно маловато для адвенчуры.
2) На втором диске геймплей практически исчезает - и игра превращается просто в череду CG-роликов, разбавленных возможностью немного походить туда-сюда. Так что мы даже не успеваем толком наиграться со всеми нашими дозиметрами и дезинфекторами. Такое ощущение, что разработчики не укладывались в сроки - и под конец им пришлось забить на весь геймплей, лишь бы успеть доделать игру вовремя.
3) Нельзя пропускать заставки. Это особенно раздражает ближе к финалу, поскольку там перед встречей с последним боссом идёт 5-10 минут сплошных сюжетных роликов. И если вы погибнете на боссе - то все эти заставки вам придётся пересматривать заново. В 1997-м году это не было серьёзной проблемой - тогда CG-ролики вызывали такой вау-эффект, что их реально хотелось пересматривать снова и снова. Но сейчас времена изменились и смотреть одни и те же заставки по три-четыре раза уже вряд ли кто захочет.
Реиграбельность
Если проходить "Таинственный Госпиталь" по-честному - то прохождение займёт около 5 часов. Если подглядывать в гайд-прохождение - то можно уложиться за два часа.
Игра довольно линейная. Тут есть небольшая сюжетная развилка, когда дальнейшее развитие событий зависит от броска монетки, но никаких долгосрочных последствий от этой монетки нет.
В R?MJ предусмотрено два варианта концовки - но обе их можно получить за одно прохождение ("плохая" концовка получилась довольно причудливой, поэтому я рекомендую её тоже увидеть).
В целом мотивации для повторных прохождений тут очень мало. По второму кругу игру имеет смысл проходить только для того, чтобы увидеть развилку с монеткой, а также открыть все возможные сцены смертей. Но в целом один-два прохождения - это была стандартная реиграбельность для артхаусных FMV-адвенчур из середины 90х. В этом смысле R?MJ не хуже и не лучше других подобных игр.
Кстати, ещё авторы запрятали в игру небольшой забавный прикол. Если на первом прохождении вы отыщете секретное послание от разработчиков с кодовым словом - то на втором прохождении сможете открыть на госпитальном компьютере около 20 полуэротических фоточек с актрисой, игравшей роль медсестры Айи.
Графика и звук
Для своего времени R?MJ смотрелся очень красиво. Сейчас уже графика навряд ли кого-то впечатлит - но мне лично нравятся вот такие адвенчуры с компьютерной анимацией из эпохи 3DO\PS1\Сатурна. В них есть особый стиль и атмосфера, которую не получается воспроизвести в играх с обычной полигональной 3D-графикой.
Ещё можно похвалить игру за классный интро-ролик. Он интересно срежиссирован и его хочется пересматривать по нескольку раз.
А вот с саундтреком в R?MJ всё плохо. Большинство музыкальных треков настолько минималистичны, что вызывают лишь недоумение. Когда в первой локации начинает играть первый музыкальный трек - то невольно думаешь: "Это что за глючные звуки такие? Может диск плохо читается и музыка заедает?". Ещё в некоторых сценах подобраны явно неподходящие мелодии, которые портят атмосферу.
В итоге из всех треков мне понравилось только два - это музыка на интро-ролике и музыка в вагоне поезда ближе к концу игры.
С озвучкой дела обстоят лучше. В R?MJ полностью озвучены все диалоги и все комментарии всех персонажей. Это была большая редкость для 1997-го года. Качество озвучки у большинства героев тоже вполне хорошее. Единственное исключение - это второстепенный герой по имени Роберт, который разговаривает на английском языке (он озвучен откровенно плохо, но к счастью Роберт говорит лишь пару фраз за всю игру).
Плюсы и минусы игры
Основные достоинства и недостатки R?MJ
Плюсы:
+ Уникальная идея с вирусом и заражениями.
+ Интересный сценарий.
+ Приятная подборка персонажей.
+ Хорошая графика для 1997-го года.
+ Оригинальный сеттинг с госпиталем.
+ Полная озвучка всех сцен и диалогов.
Минусы:
- На втором диске геймплей практически исчезает.
- Мало интересных головоломок.
- Нельзя скипать заставки.
- Слишком минималистичный саундтрек.
Итог:
R?MJ был уникальным для своего времени экспериментом по созданию хоррора на тему вирусов и госпиталей. Игра получилась кривоватой и немного недоделанной - но она оставляет приятное впечатление благодаря интересному сценарию и большому количеству оригинальных идей. Если вам нравятся необычные ретро-хорроры, то с "Таинственным Госпиталем" определённо стоит ознакомиться.
Видео из игры
Русская версия R?MJ
Официально "R?MJ: Mystery Hospital" выходил только в Японии и только на японском языке. Но в своё время эта игра умудрилась долететь и до России. В 2000-м году пиратская группа RGR-Studio попыталась перевести игру прямо с японского на русский. Это был один из первых таких переводов в истории российского пиратства.
На отечественных рынках игра продавалась под названием "Страх Смерти". Пираты смогли перевести все менюшки и интерфейс, вмонтировали русский текст во вступительный ролик и даже не поленились перерисовать в графическом редакторе газеты и плакаты с важной сюжетной информацией. Плюс к этому они ещё написали прохождение игры и положили его на диск в качестве бонуса. Было видно, что в проект вложено много труда. Скорее всего кому-то из RGR Studio очень нравилась эта игра и они хотели донести её до обычных геймеров.
Однако несмотря на все старания, русский перевод от RGR получился лишь половинчатым. Дело в том, что пираты не смогли вмонтировать русские субтитры для озвучки. В итоге все заставки и все диалоги так и остались без перевода.
Но всё равно благодаря RGR-Studio многие российские геймеры получили возможность познакомиться с редким хоррором. Мне тоже тогда попался этот диск на рынке - и в итоге R?MJ стал для меня одной из первых хоррор-игр для PS1.
На отечественных рынках игра продавалась под названием "Страх Смерти". Пираты смогли перевести все менюшки и интерфейс, вмонтировали русский текст во вступительный ролик и даже не поленились перерисовать в графическом редакторе газеты и плакаты с важной сюжетной информацией. Плюс к этому они ещё написали прохождение игры и положили его на диск в качестве бонуса. Было видно, что в проект вложено много труда. Скорее всего кому-то из RGR Studio очень нравилась эта игра и они хотели донести её до обычных геймеров.
Однако несмотря на все старания, русский перевод от RGR получился лишь половинчатым. Дело в том, что пираты не смогли вмонтировать русские субтитры для озвучки. В итоге все заставки и все диалоги так и остались без перевода.
Но всё равно благодаря RGR-Studio многие российские геймеры получили возможность познакомиться с редким хоррором. Мне тоже тогда попался этот диск на рынке - и в итоге R?MJ стал для меня одной из первых хоррор-игр для PS1.
Английская версия R?MJ
В 2022-м году (спустя 25 лет после релиза игры) появился фанатский перевод на английский язык. Работой над английской версией занимался человек под ником SnowyAria\ArcaneAria, который также делал перевод для Doctor Hauzer.
В отличии от российских пиратов, английским переводчикам в этот раз удалось довести дело до конца. Они смогли добавить английские субтитры ко всем заставкам и даже ко всем звуковым диалогам. Так что теперь R?MJ наконец-то переведён полностью.
Естественно, я рекомендую играть именно в английскую версию (возиться с половинчатой русской версией от RGR-Studio теперь уже не имеет смысла).
В отличии от российских пиратов, английским переводчикам в этот раз удалось довести дело до конца. Они смогли добавить английские субтитры ко всем заставкам и даже ко всем звуковым диалогам. Так что теперь R?MJ наконец-то переведён полностью.
Естественно, я рекомендую играть именно в английскую версию (возиться с половинчатой русской версией от RGR-Studio теперь уже не имеет смысла).
Новеллизация игры
В 1998-м году по мотивам "Таинственного Госпиталя" вышла 250-страничная новеллизация. Это был один из первых случаев, когда по хоррор-игре издавали целую книгу.
Автором новеллизации была Naoko Korekata - та же самая писательница, которая работала над книжкой по игре "Silver Case".
В книге дано больше подробностей о сюжете R?MJ и персонажах. А также изменена концовка.
Но новеллизация выходила только в Японии - и английский перевод мы навряд ли когда-нибудь увидим.
Автором новеллизации была Naoko Korekata - та же самая писательница, которая работала над книжкой по игре "Silver Case".
В книге дано больше подробностей о сюжете R?MJ и персонажах. А также изменена концовка.
Но новеллизация выходила только в Японии - и английский перевод мы навряд ли когда-нибудь увидим.
R?MJ и Countdown Vampires
В 1999-м году на PS1 вышла хоррор-игра "Countdown Vampires".
Её делала примерно та же команда разработчиков, что и R?MJ - но уже без участия Акиёши Имазеки и System Sacom.
По геймплею и стилистике новый проект сильно отличается от "Таинственного Госпиталя". На этот раз игра представляет собой стандартный survival horror типа Resident Evil с фиксированными камерами и рендеренными бэкграундами.
Интересной фишкой Countdown Vampires является то, что здесь зомбей можно попытаться спасти и превратить обратно в людей (эта идея пришла из R?MJ - там заражённых вирусом "монстров" можно было возвращать в человеческий облик).
Ещё довольно любопытно, что здесь мы снова встречаем героиню по имени Мисато из R?MJ.
Но при этом сценарий Countdown Vampires связан не с игровой версией "Таинственного Госпиталя", а с книжкой-новеллизацией (в которой была другая концовка и новые подробности о Мисато).
Её делала примерно та же команда разработчиков, что и R?MJ - но уже без участия Акиёши Имазеки и System Sacom.
По геймплею и стилистике новый проект сильно отличается от "Таинственного Госпиталя". На этот раз игра представляет собой стандартный survival horror типа Resident Evil с фиксированными камерами и рендеренными бэкграундами.
Интересной фишкой Countdown Vampires является то, что здесь зомбей можно попытаться спасти и превратить обратно в людей (эта идея пришла из R?MJ - там заражённых вирусом "монстров" можно было возвращать в человеческий облик).
Ещё довольно любопытно, что здесь мы снова встречаем героиню по имени Мисато из R?MJ.
Но при этом сценарий Countdown Vampires связан не с игровой версией "Таинственного Госпиталя", а с книжкой-новеллизацией (в которой была другая концовка и новые подробности о Мисато).
>> Обзор Countdown Vampires <<
R?MJ и Resident Evil Outbreak
Через несколько лет компания Capcom позаимствовала систему заражения вирусом из R?MJ и использовала её в игре Resident Evil Outbreak.
Тут всё очень похоже: у персонажей есть шкала заражения вирусом, которая постепенно заполняется в процессе блуждания по локациям. Когда вирус достигнет 100% - мы умрём.
И если в R?MJ был предмет "спрей для дезинфекции" (который останавливал вирус на несколько минут) - то в Аутбрейке ту же самую роль выполняет "антивирусная таблетка" (останавливает вирус на 90 секунд) и "спрей первой помощи" (45 секунд).
Система с вирусом в Аутбрейке мне понравилась. Она реально делает игру более интересной и напряжённой. Но почему-то эта механика не прижилась в Резидентах. И нигде кроме Аутбрейков капкомовцы её больше не применяли.
Тут всё очень похоже: у персонажей есть шкала заражения вирусом, которая постепенно заполняется в процессе блуждания по локациям. Когда вирус достигнет 100% - мы умрём.
И если в R?MJ был предмет "спрей для дезинфекции" (который останавливал вирус на несколько минут) - то в Аутбрейке ту же самую роль выполняет "антивирусная таблетка" (останавливает вирус на 90 секунд) и "спрей первой помощи" (45 секунд).
Система с вирусом в Аутбрейке мне понравилась. Она реально делает игру более интересной и напряжённой. Но почему-то эта механика не прижилась в Резидентах. И нигде кроме Аутбрейков капкомовцы её больше не применяли.
Автор статьи: SilentPyramid
Дата публикации: 11.12.2022
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями: