
R?MJ: The Mystery Hospital
Дата релиза: 27 ноября 1997
Разработчик: K.2.C \ VSL \ System Sacom
Платформы: PS1, Saturn
Разработчик: K.2.C \ VSL \ System Sacom
Платформы: PS1, Saturn
Вирусы - весьма жутковатая штука. Вирус может быть везде, его нельзя увидеть. Им легко заразиться. А заражённый человек может ещё долгое время не понимать, что он уже обречён на мучительную гибель. Вот представьте - а вдруг прямо сейчас рядом с вами в воздухе летает какая-нибудь смертоносная зараза? Страшно, да?
Я думаю, вирусы могли бы стать очень благодатной темой для хоррор-игр. Но почему-то разработчики эту идею используют довольно редко. Полноценные "вирусные хорроры" (где инфекция была бы частью геймплея, а не абстрактным сюжетным элементом) можно по пальцам сосчитать.
Самая первая хоррор-игра, использовавшая ярко-выраженную тему страха перед вирусами, называлась "R?MJ: The Mystery Hospital". Она вышла в 1997-м году на Sony PlayStation 1 и Sega Saturn.
Уникальная особенность "Таинственного Госпиталя" заключалась в том, что основным источником опасности тут был вирус, который мог присутствовать где угодно и постепенно убивать нас.
Ещё у "R?MJ" был оригинальный сеттинг для своего времени. Сейчас в это трудно поверить - но игра стала первым хоррором, в котором можно было свободно исследовать целый госпиталь. Других ужасников на "госпитальную" тематику тогда ещё не было.
Создатели
Директором проекта был Akiyoshi Imazeki. Всю жизнь он занимался режиссурой кинофильмов, поэтому в игре чувствуется сильный кинематографический уклон. Кстати, Имазеки снимал несколько фильмов в России, Украине и Беларуси. У него был фильм "Kalina's Apple" о девочке, жившей рядом с Чернобылем. "Tunnel of Love" о красивом украинском местечке для влюблённых. А ещё он снимал фильм "Лайка" про японку, приехавшую в Россию.
Программной частью и движком "R?MJ" занималась компания System Sacom - разработчики артхаусных квестов "Mansion of Hidden Souls" и "Lunacy". Так что по игровой механике игра сильно напоминает их предыдущие проекты.
Над персонажами, локациями и CG-роликами работали фирмы "K.2.C" и "Visual Science Laboratory". Потом многие люди из этой же команды вновь объединились для работы над сурвайвал хоррором "Countdown Vampires" для PS1.
А музыку для игры писал композитор Kenichi Kamio. Он тоже потом работал над Countdown Vampires.
Сюжет игры
События R?MJ разворачиваются в 1999-м году. Мир переживает тяжёлые времена - во многих странах идёт вспышка новой формы гриппа под названием Influenza-99. В Японии этим вирусом уже заразилось более трёх миллионов человек. Помимо этого появляются новые, ещё более смертоносные заболевания - "вирус Ламии" и "бактериальная инфекция Дагона" со 100% летальностью.
И вот в один прекрасный день в японском госпитале "Sojiro Tenma Memorial General Hospital" внезапно раздаётся большой взрыв и начинается пожар. Из-за этого в здании оказываются заперты несколько человек.
Вскоре они находят в коридоре труп пациента с симптоматичными пятнами на теле - и с ужасом осознают, что в больницу проник "вирус Ламии". А вдобавок ещё какой-то странный человек наблюдает за ними через систему камер. Сможем ли мы понять, что происходит в этом госпитале и спастись отсюда живыми?
Персонажи
В игре присутствует 5 основных персонажей:
Hajime

Нам предстоит играть роль 18-летнего байкера по имени Хадзиме. Он приехал в госпиталь лишь для того, чтобы проведать своего друга Рё, который недавно попал в аварию. Но время для приезда оказалось крайне неудачным - и наш герой попадает прямо в самую гущу жутких событий.
Ryo

В последнее время Рё как-то не везёт. Сначала он попал в автомобильную аварию и угодил в госпиталь, а теперь прямо в больнице начала твориться какая-то дичь. Но он привык по жизни быть сильным, как герой американских боевиков. А ещё у Рё есть странная привычка полагаться на удачу. Он всегда носит с собой монетку и любит разруливать сложные дилеммы через "орла или решку".
Tomowo

Ещё один друг Хадзиме, который приехал вместе с ним проведать госпитализированного Рё. Весёлый и жизнерадостный парень, который даже в экстремальной ситуации старается отшучиваться и не показывать страха.
Aya

Медсестра, недавно устроившаяся работать в больницу. Добрая и отзывчивая девушка, которая пытается всегда сохранять спокойствие и помогать окружающим.
Misato

Молодая пациентка госпиталя. Милая, но довольно вредная по характеру. И часто ведёт себя, как капризный ребёнок.
Впечатления от сценария
Сценарий R?MJ мне понравился. Тут есть неожиданные и довольно безумные сюжетные повороты. А ближе к середине история начинает развиваться в каком-то сюрреалистичном стиле, напоминая бредовый сон. Поэтому за развитием событий интересно следить.
Подборка героев тоже получилась вполне приятная. Образы персонажей простенькие и не отличаются глубиной - но у каждого из них есть свой характер. Все они вызывают сопереживание и запоминаются.
При желании можно поругать сценаристов за некоторые нелогичные моменты и внутренние противоречия. Определённые детали сюжета стоило бы продумать получше. Но в целом это не особо портит впечатление от истории. Иногда тут нелогичности даже работают в плюс, усиливая ощущение "бредового сна".
Также довольно любопытно, что при всей своей сюрреалистичности игра весьма точно предсказала эпидемию Covid-19. Читаешь игровые файлы про то, как мутировал вирус Influenza-99 и как его пытались остановить вакцинами - и думаешь "блин, да это же реально Ковид!".
Геймплей и интересные идеи
Игра представляет собой FMV-адвенчуру с видом от первого лица наподобие Mansion of Hidden Souls и D no Shokutaku. Мы бродим по госпиталю, осматриваем всё вокруг, ищем полезные предметы и решаем иногда головоломки.
При этом в R?MJ есть много оригинальных геймплейных идей, связанных с темой вирусов:
1) В игре можно заразиться и погибнуть от инфекции. Смертоносный вирус поджидает нас повсюду - он может быть в воздухе, оседать на предметах или находиться в трупах. У каждой комнаты есть свой уровень вирусной нагрузки. Если долго стоять в месте с большой концентрацией вируса - то здоровье главного героя начнёт постепенно снижаться. В итоге мы заразимся и умрём жуткой смертью.
2) В начале игры мы находим портативный медицинский прибор наподобие дозиметра - он показывает количество вирусных частиц вокруг нас. Если количество вируса близко к нулю - то комната безопасна. Но если числа на приборе начинают зашкаливать - то лучше скорее отсюда убегать.
3) Также в госпитале можно найти спрей для дезинфекции. Он способен защитить нас от вируса на короткое время.
4) Игра даёт нам возможность использовать противовирусный костюм с кислородным баллоном. Он хорошо защищает от вируса в особо опасных локациях, но воздух в нём ограничен - его хватит лишь на 10-15 минут.
5) Разработчики придумали несколько разных типов вируса - у каждого из них свои симптомы. В одной из сцен нам надо определить тип инфекции по симптомам - и вколоть правильные противовирусные препараты заражённым людям. Но если мы перепутаем лекарства - то получим очень жуткую сцену, где наши друзья сгниют заживо от вируса (это была наверное одна из самых шокирующих сцен смерти в хоррор-играх на тот момент).
6) А ещё в игре можно проводить эксперименты на маленьких слизнячках, вкалывая им всякие вирусы и лечебные препараты. Причём, у подопытных слизняков реально проявляются разные симптомы от разных вирусов - и это всё показано в виде небольших CG-заставок. Ну где ещё встретишь хоррор-игру, где разработчикам пришло бы в голову такое?
Недостатки геймплея
Теперь давайте разберём основные геймплейные косяки "Таинственного Госпиталя":
1) Здесь мало реально интересных головоломок - и по продуманности загадок игра ощутимо проигрывает таким адвенчурам как "Myst" и "7th Guest". Мне запомнились только две хорошие загадки в игре - это подбор лекарств по симптомам и сцена с финальным боссом.
2) На втором диске геймплей практически исчезает - и игра превращается просто в череду CG-роликов, разбавленных возможностью немного походить туда-сюда. Так что мы даже не успеваем толком наиграться со всеми нашими дозиметрами и дезинфекторами. Такое ощущение, что разработчики не укладывались в сроки - и под конец им пришлось забить на весь геймплей, лишь бы успеть доделать игру вовремя.
3) Нельзя пропускать заставки. Это особенно раздражает ближе к финалу, поскольку там перед встречей с последним боссом идёт 5-10 минут сплошных катсцен. И если вы погибнете на боссе - то все эти заставки вам придётся пересматривать заново. В 1997-м году это не было серьёзной проблемой - тогда CG-ролики вызывали такой вау-эффект, что их реально хотелось пересматривать снова и снова. Но сейчас времена изменились и смотреть одни и те же заставки по три-четыре раза уже вряд ли кто захочет.
Реиграбельность и концовки
Если проходить "Таинственный Госпиталь" по-честному - то прохождение займёт около 5 часов. Если подглядывать в гайд-прохождение - то можно уложиться за два часа.
Игра довольно линейная. Тут есть небольшая сюжетная развилка, когда дальнейшее развитие событий зависит от броска монетки, однако никаких долгосрочных последствий от этой монетки нет.
В R?MJ предусмотрено два варианта концовки - но обе их можно легко получить за одно прохождение. Кстати, "плохая концовка" в игре получилась довольно причудливой, поэтому я рекомендую её тоже увидеть.
Мотивации для повторных прохождений тут мало. Игру имеет смысл проходить по второму кругу только для того, чтобы увидеть развилку с монеткой, а также открыть все возможные сцены смертей. Но в целом один-два прохождения - это была стандартная реиграбельность для артхаусных FMV-адвенчур из середины 90х. В этом смысле R?MJ не хуже и не лучше других подобных игр того времени.
А ещё авторы запрятали в игру небольшой забавный прикол. Если на первом прохождении вы отыщете секретное послание от разработчиков с кодовым словом - то на втором прохождении сможете открыть на госпитальном компьютере около 20 полуэротических фоточек с актрисой, игравшей роль медсестры Айи.
Графика и режиссура
Для своего времени R?MJ смотрелся красиво. Сейчас уже графика навряд ли кого-то впечатлит - но мне лично нравятся вот такие адвенчуры с компьютерной CG-анимацией из эпохи 3DO\PS1\Сатурна. В них есть особый стиль и атмосфера, которую не получается воспроизвести в играх с обычной полигональной 3D-графикой.
Одна из сильных сторон игры - это режиссура заставок. Она выполнена на высоком уровне - сразу видно, что игрой занимался настоящий кинорежиссёр. В целом игра получилась очень кинематографичной и создаёт впечатление, будто смотришь артхаусный фильм из 90-х годов.
Ну и отдельно стоит похвалить авторов за классный интро-ролик. Он отлично срежиссирован - и его хочется снова и снова пересматривать по нескольку раз.
Музыка и озвучка
А вот саундтрек в игре получился не ахти. Большинство музыкальных треков сделаны настолько минималистично, что вызывают лишь недоумение. Когда в первой локации начинает играть первый музыкальный трек - то невольно думаешь: "Это что за глючные звуки такие? Может диск плохо читается и музыка заедает?". А ещё в некоторых сценах подобраны явно неподходящие мелодии.
В итоге из всех треков мне понравилось только два - это музыка на интро-ролике и музыка в вагоне поезда ближе к концу игры.
С озвучкой дела обстоят лучше. В "R?MJ" полностью озвучены все диалоги и все комментарии всех персонажей. Это была большая редкость для 1997-го года. Качество озвучки у большинства героев тоже вполне хорошее. Единственное исключение - это второстепенный герой по имени Роберт, который разговаривает на английском языке (он озвучен откровенно плохо, но к счастью Роберт говорит лишь пару фраз за всю игру).
Плюсы и минусы игры
Основные достоинства и недостатки R?MJ
Плюсы:
+ Уникальная идея с вирусом и заражениями.
+ Интересный сценарий.
+ Приятная подборка персонажей.
+ Хорошая графика для 1997-го года.
+ Отличная режиссура сцен.
+ Оригинальный сеттинг с госпиталем.
+ Полная озвучка всех сцен и диалогов.
Минусы:
- На втором диске геймплей практически исчезает.
- Мало интересных головоломок.
- Нельзя скипать заставки.
- Слишком минималистичный саундтрек.
Итог:
R?MJ был уникальным для своего времени экспериментом по созданию хоррора на тему вирусов и госпиталей. Игра получилась кривоватой и немного недоделанной - но она оставляет приятное впечатление благодаря интересному сценарию и большому количеству оригинальных идей. Если вам нравятся необычные ретро-хорроры, то с "Таинственным Госпиталем" вполне стоит ознакомиться.

Видео из игры

Русская версия R?MJ

Официально "R?MJ: Mystery Hospital" выходил только в Японии и только на японском языке. Но в своё время эта игра умудрилась долететь и до России. В 2000-м году пиратская группа RGR-Studio попыталась перевести игру прямо с японского на русский. Это был один из первых таких переводов в истории российского пиратства.
На рынках игра продавалась под названием "Страх Смерти". Пираты смогли перевести все менюшки и интерфейс, вмонтировали русский текст во вступительный ролик и даже не поленились перерисовать в графическом редакторе газеты и плакаты с важной сюжетной инфой. Плюс к этому они ещё написали прохождение игры и положили его на диск в качестве бонуса.
В целом было видно, что в проект вложено много труда. Скорее всего кому-то из RGR Studio очень нравилась эта игра и они хотели донести её до обычных геймеров.
Однако несмотря на все старания, русский перевод от RGR получился лишь половинчатым. Дело в том, что пираты не смогли вмонтировать субтитры для озвучки. В итоге все заставки и диалоги так и остались без перевода.
Но всё же благодаря RGR-Studio многие российские геймеры получили возможность познакомиться с редким хоррором. Мне тоже тогда попался этот диск на рынке - и в итоге "R?MJ" стал для меня одной из первых хоррор-игр для PS1.
На рынках игра продавалась под названием "Страх Смерти". Пираты смогли перевести все менюшки и интерфейс, вмонтировали русский текст во вступительный ролик и даже не поленились перерисовать в графическом редакторе газеты и плакаты с важной сюжетной инфой. Плюс к этому они ещё написали прохождение игры и положили его на диск в качестве бонуса.
В целом было видно, что в проект вложено много труда. Скорее всего кому-то из RGR Studio очень нравилась эта игра и они хотели донести её до обычных геймеров.
Однако несмотря на все старания, русский перевод от RGR получился лишь половинчатым. Дело в том, что пираты не смогли вмонтировать субтитры для озвучки. В итоге все заставки и диалоги так и остались без перевода.
Но всё же благодаря RGR-Studio многие российские геймеры получили возможность познакомиться с редким хоррором. Мне тоже тогда попался этот диск на рынке - и в итоге "R?MJ" стал для меня одной из первых хоррор-игр для PS1.

Английская версия игры

В 2022-м году фанаты сделали патч с английским переводом для PS1-версии игры.
В отличии от российских пиратов, западным переводчикам удалось сделать 100% полный перевод. Они смогли добавить английские субтитры ко всем заставкам и даже ко всем звуковым диалогам. Так что теперь "R?MJ" наконец-то переведён полностью.
Естественно, я рекомендую играть именно в английскую версию (возиться с половинчатой русской версией от RGR-Studio теперь уже нет смысла).
В отличии от российских пиратов, западным переводчикам удалось сделать 100% полный перевод. Они смогли добавить английские субтитры ко всем заставкам и даже ко всем звуковым диалогам. Так что теперь "R?MJ" наконец-то переведён полностью.
Естественно, я рекомендую играть именно в английскую версию (возиться с половинчатой русской версией от RGR-Studio теперь уже нет смысла).

Книга по игре

В 1998-м году по мотивам "Таинственного Госпиталя" вышла 250-страничная новеллизация. Это был один из первых случаев, когда по хоррор-игре издавали целую книгу.
Автором новеллизации была Naoko Korekata - та же самая писательница, которая работала над книжкой по игре "Silver Case".
В книге дано больше подробностей о сюжете R?MJ и персонажах. А также изменена концовка.
Но новеллизация выходила только в Японии - и английский перевод для неё мы навряд ли когда-нибудь увидим.
Автором новеллизации была Naoko Korekata - та же самая писательница, которая работала над книжкой по игре "Silver Case".
В книге дано больше подробностей о сюжете R?MJ и персонажах. А также изменена концовка.
Но новеллизация выходила только в Японии - и английский перевод для неё мы навряд ли когда-нибудь увидим.

R?MJ и Countdown Vampires
В 1999-м году на PS1 вышла хоррор-игра "Countdown Vampires".
Её делала примерно та же команда разработчиков, что и R?MJ - но уже без участия Акиёши Имазеки и System Sacom.
По геймплею и стилистике новый проект сильно отличается от "Таинственного Госпиталя". На этот раз игра представляет собой Survival Horror с фиксированными камерами и рендеренными бэкграундами в духе Resident Evil.
Здесь снова можно встретить героиню по имени Мисато из R?MJ. Но при этом сценарий Countdown Vampires связан не с игровой версией "Таинственного Госпиталя", а с книжкой-новеллизацией (в которой была другая концовка и новые подробности о Мисато).
Её делала примерно та же команда разработчиков, что и R?MJ - но уже без участия Акиёши Имазеки и System Sacom.
По геймплею и стилистике новый проект сильно отличается от "Таинственного Госпиталя". На этот раз игра представляет собой Survival Horror с фиксированными камерами и рендеренными бэкграундами в духе Resident Evil.
Здесь снова можно встретить героиню по имени Мисато из R?MJ. Но при этом сценарий Countdown Vampires связан не с игровой версией "Таинственного Госпиталя", а с книжкой-новеллизацией (в которой была другая концовка и новые подробности о Мисато).
>> Обзор Countdown Vampires <<

Другие интересные материалы
о хоррор-играх на нашем сайте
>> Обзоры хорроров <<
>> Самые странные ужасники <<
>> Музей хоррор-игр <<
Также вы можете подписаться на
Telegram-канал и Youtube-канал
Telegram-канал и Youtube-канал

Автор обзора: SilentPyramid
Дата публикации: 11.12.2022
Обновление статьи: 03.03.2025
Если вам понравилась статья,
поделитесь ссылкой с друзьями:
поделитесь ссылкой с друзьями: