Forbidden SIREN

LifeLine (Operator's Side) - обзор хоррор-игры для PS2





Японское название: Operator's Side
Английское название: LifeLine
Дата релиза: 30 января 2003
Платформа: PlayStation 2
Разработчик: Sony Computer Entertainment Japan
Издатель (в США): Konami


На рубеже тысячелетий, разработчики начали экспериментировать с инновационной технологией - распознаванием речи в видеоиграх. В 1998-м году компания Nintendo создала игру "Hey You, Pikachu", в которой мы могли пообщаться через микрофон с кавайным покемоном. Чуть позже SEGA выпустила на Дримкасте похожую игру "Seaman", где в качестве нашего питомца и собеседника выступала причудливая человекообразная рыбина. Ну и конечно же фирма Sony тоже не могла остаться в стороне: в 2003-м году она нанесла ответный удар конкурентам, выпустив игру "LifeLine" для PlayStation 2.

Детище Sony получилось весьма необычным. По сути, LifeLine - это хоррор-адвенчура в фантастическом сеттинге и с голосовым управлением. Отчасти игру можно сравнить с Resident Evil, отчасти с Night Trap, отчасти с Parasite Eve, или даже с Zork... Но это лишь если сравнивать отдельные идеи и элементы геймплея. А если смотреть в целом - то это уникальная игра, у которой нет аналогов.




События LifeLine разворачиваются в недалёком будущем. На дворе 2029-й год. Космический туризм постепенно входит в моду - и вот, Япония открывает на орбите Земли станцию "Space Station Hotel". Теперь у всех желающих появилась возможность осуществить свою мечту и побывать в открытом космосе. Этим шансом сразу же воспользовался наш протагонист и его подруга Наоми, которым посчастливилось попасть на Space Station Hotel в первый же день работы отеля.

Итак, начинается церемония открытия отеля. Всё идёт по плану: Премьер-министр Японии ведёт поздравительную речь с трибуны, официанты разносят всем гостям дорогие напитки, джентльмены в смокингах созерцают Землю в иллюминаторе, дамы шуршат декольтированными платьями и томно вздыхают... И тут внезапно начинается ад и мясорубка! Жуткие монстры врываются в зал, где проходила церемония открытия, и начинают кромсать всех на куски! Откуда они взялись - не понятно. Понятно лишь одно: нужно убегать как можно скорее! Нашему герою и Наоми удаётся спастись от чудищ - но в итоге мы теряем сознание от полученных травм.




Придя в сознание, мы обнаруживаем себя в диспетчерской комнате. Видимо, кто-то нас спас и втащил сюда, пока мы валялись в отключке. Но рядом никого нет, и Наоми тоже куда-то пропала. Все двери заперты, так что выбраться из комнаты нельзя. Зато в диспетчерской есть куча полезной аппаратуры, позволяющей получить доступ к системам безопасности, управлять всеми видеокамерами, а также отпирать и запирать двери в некоторых отсеках станции.

Внезапно, в диспетчерскую поступает сигнал о помощи. Молодая официантка по имени Рио оказалась заперта в одной из комнат и не может выбраться. Используя систему безопасности, мы отпираем дверь и выпускаем девушку на свободу. Из диалога выясняется, что Рио ищет репортёршу Эллен Джонсон. Но станция огромна и все двери заперты - так что ей нужна наша помощь в этом опасном деле. А в качестве благодарности Рио обещает помочь нам с поисками Наоми. Вот так и начинается наше знакомство с Рио. На протяжении игры нам предстоит помогать ей и давать ценные указания, чтобы наша отважная официантка не попала в зубы к кровожадным монстрам...




Далее переходим к самому интересному - к геймплею. Игровую механику LifeLine можно описать примерно как "Survival Horror c голосовыми командами". Мы не можем напрямую управлять Рио - но можем следить за ней через видеокамеры и общаться с ней через микрофон, давая различные указания. Например, "go to the table", "check the bed",  "look at the black box", "take the key", "break the glass". Игра понимает более 1000 слов - так что можно выдумывать какие угодно фразы. Следуя нашим командам, Рио бродит по космической базе, исследует различные комнаты, ищет полезные предметы и решает головоломки.

Отмечу, что в LifeLine ярко выражена идея "ломания четвёртой стены". Ведь главный герой, сидящий за монитором и дающий подсказки Рио - это, по сути, мы сами. И именно к нам Рио обращается с экрана. А мы можем разговаривать с ней почти как с живым человеком. Всё это помогает почувствовать себя непосредственным участником событий.




Радует внимание разработчиков к проработке мелких деталей. В каждой комнате есть множество предметов интерьера, которые можно осмотреть. Ко всем предметам Рио даёт комментарии (и все они озвучены). Процесс исследования комнат протекает неторопливо - на тщательный осмотр комнаты может уходить по 20-30 минут. Но это довольно любопытная и увлекательная работа. Всегда хочется исследовать каждую комнату по-максимуму. Всегда интересно, что ответит Рио на очередную команду (можно даже потроллить её командами типа "выпей вино", "стреляй в труп", "прими ванну"). Плюс к этому, во всех комнатах запрятаны разные секреты.

Головоломки в LifeLine тоже достаточно разнообразные и интересные. Некоторые загадки выполнены в форме интерактивных диалогов с Рио, некоторые - в виде необходимости отгадать тайный пароль, либо в виде хитрого препятствия, которое нужно преодолеть. Большинство загадок решаются легко, но в середине игры есть одна адская головоломка с паролем, которую ОЧЕНЬ сложно решить самостоятельно. Там разработчики явно перегнули палку. Мне пришлось гуглить ответ в интернете.




В процессе блуждания по космической станции, периодически на Рио будут нападать монстры. И тогда ей придётся отбиваться, используя пистолет. В бою работают команды "shoot", "flee", "recover", "reload", "dodge left\right" и т.п. Каждому монстру можно стрелять в разные части тела - в глаза, в рот, в хвост, в лапы. Задача игрока - правильно определить болевые точки у чудища и сказать Рио, в какие части тела нужно стрелять. В целом боевая система мне понравилась - тут с каждым монстром нужно подбирать свою тактику. Тупо расстреливать всех не получится. Также стоит отметить, что в игре очень жесткое ограничение лечебных предметов. Если не будете экономить их - то рискуете оказаться в безвыходной ситуации.



Отдельно хочу немного рассказать о системе распознавания речи. Для 2003-го года распознавание проработано хорошо. Игра умеет распознавать множество разных слов. Большинство команд нормально распознаются с первого раза (даже сложные команды типа "Check the second closet from the left"). Есть, конечно и некоторые косяки. Иногда команды приходится повторять по 2-3 раза. Иногда героиня путает команду "Reload" с "Recover" и хавает лечилку (лучше вообще не пользоваться командой reload). Есть несколько редких слов, которые у меня работали лишь с 5-10 раза ("galley", "living area", "dresser". Или, может быть, я их произношу как-то не так?) Всё это требует терпения и порой раздражает. Но несмотря на эти мелкие косяки, в целом распознавание речи реализовано на достойном уровне.

Тут конечно же следует учитывать, что для нормальной игры в LifeLine вам потребуется не только свободное владение английским языком, но и хорошее произношение. Порой игра довольно придирчива к произношению. Например, если сказать имя "Наоми" на японско-русский манер - игра его не поймёт. Вместо этого нужно говорить "Нэйоми", как сказал бы заправский американец. Такие вот нюансы.




Разобравшись с игровым процессом, переходим к сюжету. Сценарий LifeLine не может похвастаться особой оригинальностью или глубоким философским смыслом. Но подан он хорошо, и оставляет положительное впечатление. Тут есть интрига, есть драматические сцены, есть сюжетные повороты (некоторые из них предсказуемы, некоторые - стали для меня сюрпризом). Так что за развитием истории всегда интересно следить. Жаль только, что на концовку никак нельзя повлиять. В LifeLine предусмотрен только один финал (причём, "счастливым" его назвать язык не поворачивается), и изменить исход истории невозможно. Увы!



Ну и, как обычно, напоследок я немного расскажу про графон-музон. Графика в игре вполне хороша для своего времени. Рио выглядит так классно, что даже могла бы соперничать с Хизер из Silent Hill 3 за звание самой красивой виртуальной девушки 2003-го года. Особенно радует её лицевая анимация - она тщательно проработана и смотрится очень правдоподобно. Окружающий мир и монстры тоже выглядят отлично. Тут даже придраться не к чему. Твёрдая пятёрка.

Музыкальным оформлением игры занимался композитор Shingo Okumura, до этого работавший над Gran Turismo 2. Музыка на титульном экране получилась очень красивой и запоминающейся - но в самой игре музыки мало. Она звучит лишь на заставках и в боях с монстрами, а в остальное время мы блуждаем по космической станции в полной тишине (аналогичная идея использовалась в серии Clock Tower).

Озвучка выполнена качественно и не вызывает нареканий. В английской версии Рио озвучивала актриса Кристен Миллер.





TL;DR
Вкратце плюсы и минусы игры:




Итог:
LifeLine - это яркий и интересный эксперимент по внедрению распознавания речи в хоррор-игры. Если вам нравятся необычные ужастики с экспериментальным уклоном, или если вы всегда мечтали поговорить с персонажем в хорроре - то LifeLine как раз для вас. Другой такой игры не существует в природе.



Полезные ссылки:
>>Трейлер LifeLine<<
>>Рекламные ролики<<
>>Прохождение игры<<







Автор: SilentPyramid
Дата публикации: 15.02.2014