Название: Alien versus Predator
Дата релиза: 20 октября 1994
Платформа: Atari Jaguar
Разработчик: Rebellion
Приставка Atari Jaguar увидела свет в 1993-м году, став первой 64-битной консолью в истории игровой индустрии. Но несмотря на мощное железо и активную рекламную поддержку (с феерическими ТВ-роликами "Do the Math!"), Ягуар потерпел неудачу. Почему? Ответ прост - компания Atari не смогла обеспечить свою платформу хорошим ассортиментом игр. А когда на приставке практически нет качественных и интересных эксклюзивов - то и покупать такую железяку нет смысла. Поэтому в итоге Jaguar не смог заинтересовать потребителей и быстро загнулся.
Впрочем, нельзя сказать, что на Ягуаре совсем не было ни одной хорошей видеоигры. За недолгий жизненный цикл приставки там всё же вышла одна достойная внимания вещица - это "Alien versus Predator" от британской студии Rebellion. Благодаря множеству геймплейных инноваций и жуткой атмосфере, эта игра считается лучшим эксклюзивом на Atari Jaguar. О ней и пойдёт речь в сегодняшнем обзоре.
Сюжет игры сводит воедино вселенные двух популярных кинофильмов - "Чужие" и "Хищник". События разворачиваются на военной космической базе под названием Голгофа. Всё началось с обнаружения неопознанного корабля, дрейфующего неподалёку от базы. Недолго думая, военные решили исследовать таинственный корабль - и пришвартовали его к Голгофе. Большая ошибка! Как оказалось, этот корабль был населён Чужими - и как только чудища попали на борт военной базы, тут же началась кровавая бойня.
Тем временем, на Голгофу тайно проникает группа других инопланетных монстров - Хищников. У них своя цель: хищники хотят воспользоваться разразившимся на базе хаосом, чтобы устроить большую охоту и заполучить в свою коллекцию раритетный трофей - череп Королевы Чужих.
Вот так и начинается жестокое столкновение между человеческой расой, ксеноморфами и хищниками. Мы можем играть за любую сторону конфликта. Для каждого из трёх доступных персонажей предусмотрен свой сценарий, а также свои уникальные особенности игрового процесса.
Человек
В сценарии за человека мы играем роль последнего выжившего обитателя Голгофы - рядового морпеха по имени Лэнс Льюис. Все наши товарищи погибли, когда на базу напали Чужие. Наша задача - добраться до командного центра, запустить механизм самоуничтожения базы, и вовремя улететь на спасательном корабле.
Игровой процесс здесь во многом похож на Doom - мы блуждаем по базе, уничтожаем монстров, находим новые типы оружия, а также собираем ключ-карты, открывающие доступ к новым комнатам. Но если в Думе игра была разделена на уровни - то здесь никакого деления нет. Военная база - это по сути большой открытый мир, куда хочешь - туда и иди. Игра даёт огромный простор для исследования - по лабиринтам Голгофы можно бродить долгими часами, и её размеры действительно впечатляют. База насчитывает 5 здоровенных этажей и вдобавок имеет разветвлённую систему вентиляционных шахт. Помимо этого, в процессе игры мы также сможем посетить две дополнительные локации - логово Чужих и корабль Хищников.
Куда идти? Где искать заветные ключ-карты? Несмотря на гигантские размеры игрового мира, здесь никто не ведёт нас за ручку и не показывает правильный путь. Всё придётся искать самостоятельно. Основными помощниками в нелёгком деле поиска ключ-карт для нас станут дневники, оставленные покойными членами экипажа "Голгофы". Внимательное прочтение этих дневников поможет нам определить расположение важных предметов, а также позволит узнать интересные сюжетные подробности. Кстати, для того времени присутствие читабельных файлов в FPS-игре было очень большой редкостью (тогда дневники\записки встречались в основном лишь в адвенчурах типа Alone in the Dark или Doctor Hauzer).
На протяжении "человеческого" сценария мы встретим трёх основных противников - Хищников, Чужих и Фейсхаггеров. Хищник является самым опасным врагом: он силён, живуч и вдобавок может использовать стелс-камуфляж, становясь невидимым. Чужие - менее живучи, но очень любят нападать группами. И наконец последним типом врагов являются Фейсхаггеры - они уничтожаются с одного-двух выстрелов, но их ни в коем случае нельзя подпускать близко. Если Фейсхаггер прицепится к лицу главного героя - то он может мгновенно убить его.
Отмечу, что игра очень жестоко наказывает нас за смерть. Если мы погибнем и потом загрузимся с предыдущего сейва, то произойдут вот такие весьма неприятные вещи:
1) Все враги воскреснут, и их придётся убивать заново.
2) Из нашего навигатора сотрутся все схемы этажей. Придётся по второму кругу вслепую исследовать лабиринты базы.
Такие ограничения введены по двум причинам. Во-первых, они не дают игрокам читерить и эксплуатировать функцию save\load. А во-вторых, это помогает усилить страх смерти и заставить игрока выживать любой ценой.
Хищник
Геймплей за хищника имеет свои особенности - здесь присутствуют RPG-элементы (набирание опыта) и сильный уклон в стелс. Хищник пользуется преимущественно оружием ближнего боя - поэтому тут очень важно уметь подкрадываться к врагам со спины и тихо убивать их поодиночке. За каждое убийство Хищнику начисляются "очки чести" (honor points) - аналог рпг-шных очков опыта. При набирании определённого количества очков, наш Хищник получает возможность использовать новые, более эффективные типы оружия.
Также у Хищника имеется стелс-камуфляж, делающий его невидимым - но этой штукой лучше не пользоваться без крайней необходимости. Дело в том, что использование камуфляжа приравнивается к трусости и отнимает наши "очки чести" - поэтому если мы слишком часто будем пользоваться невидимостью, то не сможем получить самое мощное оружие. А без него будет практически невозможно победить Королеву Чужих в конце игры.
Чужой
Игровой процесс в сценарии за Чужого ещё более необычен. Сам по себе Чужой очень слаб - он умирает от нескольких выстрелов, и может пользоваться только оружием ближнего боя (лапы, хвост). Помимо этого, он не умеет лечиться и использовать аптечки. Но зато он может размножаться! Если Чужой поймает человеческого солдата и отложит в нём яйцо - то из тела бедняги через некоторое время "вылупится" новый Чужой. И если нашего первого монстра убьют - то у нас будет "запасной" Чужой. Надо признать, идея с размножением в AvP - это нечто абсолютно уникальное для FPS-жанра.
Помимо оригинального геймплея и большого игрового мира, важным достоинством Alien versus Predator является атмосфера. На момент своего выхода, AvP был одной из самых страшных видеоигр - и даже спустя 20 лет после релиза, он всё ещё может напугать. Отчасти этому способствует привычка противников подкрадываться тихо и незаметно. Например, Чужие двигаются очень бесшумно - они любят подползать сзади и внезапно атаковать, заставляя нас вздрогнуть от испуга. С Хищниками тоже частенько получаются довольно жуткие ситуации, когда мы неожиданно натыкаемся на невидимого монстра. После таких моментов невольно начинаешь оглядываться по сторонам и внимательно прислушиваться.
Другим важным фактором является страх смерти. Гибель грозит очень неприятными последствиями (респаун всех врагов, стирание информации из навигатора) - поэтому здесь приходится реально опасаться за жизнь главного героя и постоянно быть начеку. Ведь в любой момент откуда-нибудь из-за угла может вылезти чудище и отправить нас на тот свет!
Также существенную роль в создании напряжённой атмосферы играет минималистичное звуковое оформление. В игре нет музыки - всё действо происходит на фоне гнетущей тишины, периодически разбавляемой нойзом (напоминающим некий механический гул) и пронзительными воплями Чужих. Ещё стоит упомянуть, что в сценарии за морпеха хорошо передано ощущение одиночества - здесь мы не встретим ни одного живого человека. На протяжении долгих блужданий по лабиринтам Голгофы, наш герой будет находить лишь трупы своих товарищей.
Разумеется, в игре не обошлось и без недостатков:
Во-первых, ассортимент врагов крайне скуден - в каждом сценарии можно встретить лишь три типа противников (всего их в игре пять, плюс один босс). Это очень мало, даже по меркам ранних FPS-игр.
Во-вторых, в сценарии за Хищника присутствуют проблемы с hit-detect'ом - когда мы стоим вплотную к врагу и бьём его лапой, игра иногда упорно отказывается регистрировать попадания. В других сценариях таких проблем не наблюдается.
Третьим недостатком являются откровенно халтурные концовки, которые длятся всего несколько секунд. Но ради правды нужно отметить, что практически во всех других популярных шутерах той эпохи концовки были ничуть не лучше.
Итог:
Большой открытый мир, обилие интересных идей, а также мрачная атмосфера делают Alien versus Predator не только лучшим эксклюзивом на Ягуаре, но и одной из самых страшных и инновационных FPS-игр девяностых годов. Жаль только, что разработчики сильно промахнулись с платформой - количество обладателей Ягуара было крайне мало, поэтому очень немногие геймеры смогли сыграть в эту игру.
Полезные ссылки:
>>Рекламный ролик<<
>>Видео из игры<<
>>Фотография картриджа<<
В 1999-м году на ПК вышла игра "Aliens versus Predator". Несмотря на схожее название, она является вовсе не портом\ремейком ягуаровского AvP - а полноценным сиквелом. Здесь новая история, новые локации, а геймплей претерпел существенные изменения. Созданием игры занималась всё та же компания (Rebellion), но за прошедшие 5 лет команда разработчиков полностью поменялась - так что игру делали уже другие люди.
Вкратце расскажу об основных отличиях:
1) Игра стала полностью трёхмерной.
2) Разработчики отказались от идеи с открытым миром. Теперь игра разбита на отдельные уровни.
3) В сценарии за Хищника больше не нужно набирать "очки чести". Стелс-механика тоже ушла на второй план (т.к. теперь дальнобойное оружие стало доступно с самого начала).
4) Чужой больше не может размножаться. Зато он стал быстрее и научился ползать по стенам.
Как мы видим, новая команда разработчиков отказалась от многих интересных идей ягуаровского AvP - поэтому сиквел утратил часть былого шарма и стал более похож на стандартные FPS-шутеры. Зато разработчикам удалось сохранить мрачную хоррорную атмосферу - игра получилась довольно-таки жутковатой.