Forbidden SIREN

Clock Tower: Ghost Head - обзор игры (старая версия)


На этой странице вы можете почитать мой старый обзор хоррор-игры "Clock Tower: Ghost Head", который был написан в далёком 2006-м году. Если вам нужна новая, более подробная версия обзора - то она находится вот здесь:
http://forbidden-siren.ru/index/clock_tower_ghost_head/0-266








Японское название: Clock Tower Ghost Head
Американское название: Clock Tower 2 the Struggle Within
Жанр: point & click квест \ ужасы \ приключения
Количество игроков: 1
Платформа: Sony Playstation
Носитель: 1 CD
Блоков памяти для сохранения: 1 блок
Разработчик: HUMAN
Издатель: ASCII (AgeTEC)
Дата релиза: 12 марта 1998 (Япония), 11 мая 1999 (США)


К моменту выхода третьей игры, серия "Clock Tower" уже обросла своеобразным культом, и многие поклонники с нетерпением ждали продолжения. Тем не менее, как это часто случается с японскими играми, релиз английской версии сильно затянулся. На родине долгожданное продолжение вышло в начале 1998-го года, а релиз за пределами Японии состоялся лишь в середине 1999-го.



В плане сюжета Clock Tower Ghost Head предлагает совершенно новую историю, связанную с предыдущми частями лишь мелкими отсылками. Игра повествует о судьбе 17-летней девочки Алиссы, которая страдает от необъяснимого раздвоения личности, проявляющего себя в моменты психологического шока и сильного стресса. Обычно Алисса - грустная неприметная школьница, но в глубинах её подсознания также существует вторая личность - жестокий парень по имени Бэйтс.

Эта особенность сюжета не только добавляет психологический подтекст в лучших традициях произведений Стивена Кинга, но и автоматически влечёт к появлению оригинальных геймплейных нововведений: у нашей протагонистки теперь есть две психологических фазы, она постоянно балансирует между своей женской личностью и личностью своего мужского альтер-эго. И эта деталь сильно влияет на решение головоломок, посещение локаций, а также на диалоги и развитие истории. Например, вы рискуете довести отчаявшуюся женщину до самоубийства, если поговорите с ней в состоянии жестокого Бэйтса. Однако данная личность может защитить вас от опасности в определённые моменты и сделать то, на что мягкая и нерешительная Алисса была бы попросту неспособна.




Переключение между двумя личностями в основном происходит за счёт опасных для жизни моментов, а также за счёт таинственного амулета, который Алисса получила в детстве от отца и который умеет сдерживать влияние личности Бэйтса. Давайте взглянем на то, как это реализовано: если вы снимете амулет и на вас кто-то нападёт, то вы автоматически превращаетесь в Бэйтса. А потом, надев амулет обратно, вы снова становитесь Алиссой. Это достаточно интересно, но зачастую вызывает определённые трудности, когда приходится подолгу бродить по локации в поисках "приключений на голову", чтобы переключиться в состояние своего альтер-эго. Стоит также отметить рискованность такого варианта реализации, поскольку подобные моменты могут сделать игровой процесс менее интенсивным и позволить нетерпеливым игрокам заскучать.

Другим нововведением стало то, что если раньше за вами на протяжении всей игры охотился лишь один-единственный маньяк, то теперь на каждом из этапов за главной героиней будут гоняться разные преследователи - куклы с кухонными ножами, ожившие самурайские доспехи, ходячие мертвецы, и, наконец, особая звезда Clock Tower Ghost Head - психопат в запятнанном кровью халате и красной маске, который вооружён огромным ножом, способным разрубить любого человека на кровавые куски мяса.




Также радует разнообразие озвучки. Если в предыдущей игре мы слышали речь главных героев только во время заставок, то теперь озвучки стало гораздо больше (озвучены даже комментарии персонажа ко многим предметам) и выполнена она вполне качественно (по крайней мере в оригинальной японской версии). Ну а музыкальное сопровождение, как и в прошлых частях, появляется лишь эпизодически - но нареканий не вызывает.

И наконец, ещё одним подарком для фанатов стало количество концовок. В игре их 13. Да, вы не ослышались - ТРИНАДЦАТЬ. Честно говоря, мне сейчас даже как-то не удаётся припомнить другую игру, в которой было так много концовок... Так что, думается, CTGH в этом отношении довольно уникален.




Однако несмотря на все эти оригинальности, игра была прохладно воспринята западной аудиторией. Одной из причин послужила графика, которая фактически осталась на уровне прошлой части серии и дополнительно проиграла от того, что на Западе новую игру выпустили с большой задержкой - так что американские критики судили графику уже по стандартам 1999-го года. Второй загвоздкой стала озвучка, которая в американской версии серьёзно подкачала (впрочем, это бич почти всех японских игр - или, точнее, западных актёров, осуществляющих озвучку японских игр).

Многие западные критики также отмечали, что не самым лучшим образом была реализована идея с раздвоением личности, из-за которой игроку приходится сначала обойти локацию в одной фазе, потом - в другой, чтобы выполнить нужное действие и продвинуться по игре. Причём, чаще всего приходится шляться по локациям без чёткого понимания того, что делать дальше, не говоря уже о том, что за вами постоянно гоняются кровожадные преследователи.




Ну и, возможно, самой главной проблемой стало то, что игра слишком "японская". Если сюжет предыдущих игр серии фактически являлся вариацией на тему киноужастиков-"слешеров", близких и понятных любому американскому геймеру и критику, то Ghost Head пронизана японскими мотивами (достаточно вспомнить хотя бы главного психопата, который носит маску японского демона), а сюжет изобилует такими атрибутами японских хорроров, как слияние психологизма с мистикой, сюрреалистичность происходящих событий, а также обилие недосказанностей. Тот факт, что игра вышла в то время, когда общественность за пределами Японии ещё не была "приучена" к подобному стилю, сильно повлиял на то, что CTGH осталась не до конца понятой западными критиками.



Также игра была довольно неоднозначно воспринята зарубежными фанами CT-серии. Судя по отзывам пользователей на CT-форумах, три основные жалобы заключаются в следующем: во-первых, в новой игре нет Scissorman'а - этот гротескный маньяк был настолько любим и почитаем всеми фанатами игры, что без него игра потеряла для них часть своего колорита. Во-вторых, многие фэны надеялись, что новая часть станет сиквелом предыдущих, однако игра серии стала скорее спин-оффом (именно поэтому в Японии она была выпущена не как "Clock Tower 3", а как "Clock Tower: Ghost Head"). И ещё один аргумент: в CTGH появились такие предметы как пистолет и дробовик (Бэйтс не умеет прятаться, поэтому создатели ввели для него огнестрельное оружие) - и некоторые фэны серии восприняли эту деталь в штыки. На самом деле нельзя сказать, что способность Бэйтса пользоваться оружием как-то сильно меняет геймплей, но это действительно смотрится немного не к месту в CT-игре.



Ну а те люди, для кого отсутствие Человека-Ножниц не стало трагедией, а стилистика японского хоррора - какой-то непонятной дикостью, в основном отзывались об игрушке положительно, так что Clock Tower Ghost Head даже смог собрать себе небольшую фанбазу. Хотя, несмотря на свою оригинальность, игре всё же не удалось повторить успех предыдущих частей.



/by SilentPyramid